Проблемы развития автотранспорта в Вологодской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что процесс формирования рыночной экономики в России, достижение макроэкономической стабильности, определенных экономических результатов дают основания для решения большинства накопившихся проблем. Важное место среди них принадлежит проблемам функционирования региональных транспортных комплексов, развитие которых, в особенности на региональном уровне, происходит неравномерно. Транспорт играет ведущую роль в производственной и социальной инфраструктуре страны. Он во многом определяет четкость производственного кооперирования, эффективность хозяйственных связей между отдельными регионами, обеспечивая объединение их в единый народнохозяйственный комплекс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 7
1.1. Транспорт и его роль в социально – экономическом развитии Российской Федерации 7
1.2. Цели и задачи формирования системы регулирования транспортом 12
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 20
2.1. Общая характеристика транспортной системы Вологодской области 20
2.2. Анализ регулирования развития автомобильного транспорта в Вологодской области 24
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 41
3.1. Разработка программ и мероприятий регулирования развития автомобильного транспорта Вологодской области 41
3.2. Принципы и направления стратегического развития автомобильного транспорта Российской Федерации до 2030 года. Вологодская область 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы регулрования автотранспорта в Вологодской области.doc

— 748.50 Кб (Скачать файл)

Однако, учитывая перегруженность транспортными потоками существующей сохраняемой федеральной автодороги – А –114 Вологда – Тихвин – Новая Ладога и неспособность ее к восприятию ожидаемой в перспективе интенсивности движения, отсутствие достаточно прямолинейных связей по наиболее протяженному широтному диаметру области, проектом предусматривается создание дополнительного автодорожного широтного осевого коридора федерального значения. Его трасса – Подпорожье – Борисово-Судское – Харовск – Сямжа – Тотьма с дальнейшим разветвлением на два направления : на Великий Устюг – Котлас (с подключением к главному коридору Медвежьегорск – Сыктывкар) и на Котельнич (с выходом на главный коридор Вараксино – Киров).

Реализация данного направления позволит также разгрузить от транзитного автотранспорта такие крупные транспортные узлы как Череповецкий, Шекснинский и Вологодский.

На участках Подпорожье – Харовск, Сямжа – Тотьма и Калинино – Котельнич прокладка осевого коридора связана с необходимостью строительства новых дорог, на остальных направлениях используются существующие автодороги с соответствующей их реконструкцией.

Серьезное внимание уделено переустройству и развитию сети железнодорожных линий широтного направления.

Проектом предлагается продлить магистральную железнодорожную линию Ерцево (Коноша) – Котлас – Сыктывкар в западном направлении через Вытегру с подключением к ж/д магистрали Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск в районе Лодейного Поля (Ленинградской области).

Таким образом, в состав главного северного широтного коридора будет включена важнейшая железнодорожная связь Санкт-Петербург – Сыктывкар с возможностью кратчайшего следования поездов на Сыктывкар, Воркуту, Архангельск и к другим северным портам и населенным пунктам. Очевидно, что такое решение позволит также в значительной мере разгрузить Череповецкий и Вологодский ж/д узлы.

Необходимо реконструировать пришедшую в упадок ж/д линию Вохтога – Макаровский с ее продлением через Никольск до Великого Устюга. Данное направление будет содействовать развитию социально-экономической активности юго-восточной периферии области и туристических перевозок, учитывая сокращение пути следования из Вологды к Великому Устюгу, по сравнению с существующим направлением на 120 км. В результате, на базе этого направления и существующей ж/д магистрали Санкт-Петербург – Вологда сформируется полноценный юго-восточный широтный коридор Санкт–Петербург – Череповец – Вологда – Вохтога – Никольск – Великий Устюг – Котлас.

Говоря о развитии широтных коридоров, нельзя обойти тему необходимости реанимации Северо–Двинской водной системы, проходящей по р. Сухоне. Цель – восстановления его хозяйственного, рекреационного и туристического значения.

Переводится в статус федеральной трассы автодорога регионального значения Медвежьегорск – Вологда, которая, совместно с Волго-Балтийским водным путем, образует западный диагональный коридор.

2). Улучшение планировочной структуры региональных автодорог в целях совершенствования внутренних сообщений, повышения плотности дорожной сети, усиления связей с сетью автодорог соседних областей. В этих целях предусматривается создание шести автодорожных направлений:

– Бабаево – Чагода – Сазоново – Избоищи с выходом в Новгородскую область через Кабожу;

– Никольский Торжок – Шексна – Большая Новинка с подключением к дороге Череповец – Рыбинск и далее по этой дороге – в Ярославскую область;

– Сямжа – Чучково – Шуйское – Восья и Грязовец – Сидорово с подключением обеих дорог к сети Костромской области;

– Фоминское – Никольское – Солигалич (Костромская обл.);

– Верховажье – Тотьма и им. Бабушкина – Кологрив (Костромская обл.);

– А/д Тотьма – Нюксеница – Городишна – Кичменгский Городок с выходом в Кировскую обл. по существующей дороге на Подосиновец.

Связь с Архангельской областью, помимо федеральной трассы «Холмогоры» ориентирована на ряд существующих региональных дорог:

– Прокшино – Солза – Каргополь;

– Вожега – Ерцево – Коноша – Няндома;

– Тарногский Городок – Октябрьский – Бестужево (Приложение 1.).

3) Повышение технико–эксплуатационных характеристик существующих транспортных коммуникаций, организация обходов основных населенных пунктов для увеличения их пропускной способности, обеспечения надлежащей безопасности, скорости движения транспорта и улучшения экологической обстановки.

По проекту существующая автодорожная сеть в своей основной массе подлежит капитальному ремонту и реконструкции с достижением полного соответствия присвоенной каждому ее участку технической категории.

Проектируется дополнить западный автодорожный обход г. Вологды восточным, преобразовав существующий объезд в кольцевую обходную автодорогу. Помимо этого, намечается сооружение обходов и других населенных пунктов: Вытегры, Белозерска, Шексны, Харовска, Сямжи.

Кроме того, предполагается оснащение транспортных коммуникаций необходимым количеством искусственных сооружений (крупные мосты, путепроводы, транспортные развязки в разных уровнях).

Развитие городского и пригородного транспорта. Сооружение представительных объектов обслуживания пассажиров (вокзалов, автостанций).

Сохранение и развитие инфраструктуры водного и воздушного транспорта. Создание логистических центров в крупных транспортных узлах.

Площадь земель, необходимых для строительства новых дорог опорного каркаса, включая, трассы, резервируемые для строительства за расчетным сроком (в пределах полосы отвода), составит – 250 км2.

Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием к концу расчетного срока возрастет с 13 до 16,3 тыс. км, а их плотность – с 89 до 112 км/1000 км2 (Приложение 2).

Сеть транспортных коммуникаций оснащается необходимым количеством крупных дорожных искусственных сооружений: мостами через основные водные преграды, путепроводами через магистральные железнодорожные пути, транспортными развязками в разных уровнях – главным образом на пересечениях автодорог федерального значения между собой и с автодорогами регионального уровня.

Всего подлежит реконструкции и строительству:

  1. мостов протяженностью 100м и более – 17 ед.;
  2. путепроводов – 19 ед.;
  3. транспортных развязок в разных уровнях – 32 ед.

Таблица 3.1

Мероприятия по реконструкции и строительству сети автомобильных дорог общего пользования (первая очередь) [17, с. 173]

№ п/п

Наименование направлений и автодорог

Автодороги федерального значения

1

М-8 Москва – Архангельск «Холмогоры»

2

А-114 Вологда – Новая Ладога

3

Р-5 Вологда – Медвежьегорск

Автодороги регионального значения

4

Вытегра – Борисово-Судское – Бабаево – Клавдино – Чагода – Сазоново – Кобожа (Новгородская обл.)

5

Тимошино – Конец-Мондра – Перкумзь – Артюшино – Антушево

6

Бабаево – Сиуч – Кадуй

7

Иванов Бор – Мигачево – Белозерск

8

Никольский Торжок – Талицы – Сизьма – Шексна – Сурково – Большая Новинка

9

Вологда – Норобово – Пошехонье – Володарск (Ярославская обл.)

10

М-8 – Грязовец – Сидорово – Шушкодом – Буй (Костромская обл.)

11

М-8 (Кадников) – Марковское – Святогорье с мостом через р. Сухону

12

Шуйское – Чучково с мостом через р. Сухону

13

Вожега – М-8 (Сметанино) с подьездом к Сосновице

14

М-8 (Верховажье) – Данилов Починок – Тотьма

15

Р-8 Фоминское – Никольское – Гремячий – Солигалич (Костромская обл.)

16

Миньково – Юркино – Ида – Чертово – Чухлома (Костромская обл.)

17

Нюксеница – Городишна – Логдуз – Белогорье (Р-8) с подъездом к п. Игмас

18

Аргуново (трасса Р-8) – Кичменгский Городок (Р-157)

19

Великий Устюг – Палема – Луза (Кировская обл.) с мостом через р. Юг

20

Удима (Архангельская обл.) – Ломоватка

21

Тарногский Городок – Шевелевская – Кизема (Архангельская обл.)

22

Кичменгский Городок – Подосиновец (Кировская обл.)

23

Михайловка – Нижняя Печенга – Пожарище

24

Сорожинская – Яхренга

25

Кладовка – Бекетово-42

26

Когориха – Межурки – Езово

27

Прокшино – Каргополь (Архангельская обл.)

28

Лодейное Поле – Вытегра

29

Вожега – Ерцево – Коноша (Архангельская обл.)

Автодорожные обходы

30

Вологда. Завершение западного обхода

31

Вытегра. Восточный обход

32

Кириллов. Северный обход

33

Чагода. Южный обход


Развитие сети автодорог (рост протяженности и плотности на 25 %) будет стимулировать организацию новых пригородных и междугородных пассажирских автобусных маршрутов, протяженность которых к концу расчетного срока должна увеличиться на 30 %.

Помимо существующих двух автобусных вокзалов в Вологде и Череповце и автостанций, организованных практически во всех районных центрах, проектом намечается замена ряда активно работающих автостанций на автовокзалы в Белозерске, Великом Устюге, Вытегре, Соколе, Шексне и Тотьме.

Городской пассажирский транспорт должен получить свое дальнейшее развитие. В Вологде и Череповце – в основном за счет роста протяженности традиционных для них видов электротранспорта – троллейбуса и трамвая, в остальных крупных населенных пунктах – за счет наращивания и организации автобусных перевозок.

В качестве приоритетных направлений транспортной политики области следует считать [17, с. 151]:

1. Переход к последовательному  обновлению основных фондов пассажирских  автотранспортных предприятий, прежде  всего, подвижного состава, используемого для выполнения муниципального заказа, на основе современных схем финансирования с привлечением различных источников.

2. Повышение управляемости системы  общественного пассажирского автотранспорта  региона, главным образом, с целью  сведения к минимуму логистических и трансакционных издержек на предоставление транспортных услуг.

3. Развитие эффективных систем  контроля и диспетчерского управления, основанных на современных информационных  технологиях, в т. ч. как средство  оперативного  управления  перевозками, а  также средство  получения  объективной информации и  регулирования  рынка пассажирских транспортных услуг (на уровне отдельных городов – системы типа «Дельта» и «Платежная смарт–карта»; на уровне как отдельных городов, так и региона в целом – система «ГЛОНАСС»).

4. Организация центра мультимодального  обслуживания пассажиров и всеобщей  диспетчеризации перевозок (форма  собственности ГУП или МУП (в  зависимости от сферы влияния), или частная форма собственности, но с обязательным сосредоточением контрольного пакета акций или паевого фонда в соответствующих подразделениях органов власти и управления конкретного территориального образования) для усиления именно государственного регулирования при формировании и развитии маршрутной сети.

5. Создание рыночно–ориентированной нормативно–правовой базы по обеспечению взаимодействия субъектов различных форм собственности в рамках всей системы общественного пассажирского автотранспорта Вологодской области.

Реализацию концепции и в соответствии с ней перспективных направлений развития ОПАТ предлагается осуществить при тесном сотрудничестве и взаимодействии региональных и муниципальных структур власти и основных пассажирских автотранспортных предприятий области. На комитет по транспорту и связи правительства области возлагается общий контроль за ходом реализации концепции и решение вопросов по ее государственной и областной финансовой поддержке.

 

3.2. Принципы и направления  стратегического развития автомобильного  транспорта Российской Федерации  до 2030 года. Вологодская область

 

Проведение комплекса программных мероприятий стратегического развития автомобильного транспорта с использованием новых технологий и материалов позволит:

– повысить удобство, безопасность и экономичность грузоперевозок;

– сократить негативное воздействие автотранспорта на окружающую среду;

– внести вклад в дальнейшее развитие межобластных транспортных связей;

– увеличить протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения с капитальным и облегченным типом покрытия.

Последовательная реализация мероприятий Программы обеспечит достижение показателей, приведенных в (табл. 3.2).

1. Использование программно–целевых методов, как основы развития автомобильного транспорта на федеральном и региональном уровнях, осуществление транспортного планирования на муниципальном уровне.

2.  Обеспечение единства системы государственного регулирования в сфере автомобильного транспорта и системы автотранспортного контроля (надзора), включая единство их информационного пространства.

3. Создание государством равных и справедливых условий конкуренции на рынке автотранспортных услуг.

4.  Обеспечение государством баланса интересов общества и бизнеса в сфере автомобильного транспорта.

5. Превентивность мер в сфере обеспечения безопасности автомобильного транспорта; ответственность государства за осуществление этих мер.

6. Поэтапный переход к платности пользования инфраструктурой.

7. Планирование развития автомобильного транспорта и дорожного хозяйства в увязке с развитием экономики страны.

8. Ответственность федерального органа управления транспортом за формирование политики во всех сферах управления автомобильным транспортом (организация перевозок, организация дорожного движения, автомобилизация и другие).

Информация о работе Проблемы развития автотранспорта в Вологодской области