Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 14:39, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что процесс формирования рыночной экономики в России, достижение макроэкономической стабильности, определенных экономических результатов дают основания для решения большинства накопившихся проблем. Важное место среди них принадлежит проблемам функционирования региональных транспортных комплексов, развитие которых, в особенности на региональном уровне, происходит неравномерно. Транспорт играет ведущую роль в производственной и социальной инфраструктуре страны. Он во многом определяет четкость производственного кооперирования, эффективность хозяйственных связей между отдельными регионами, обеспечивая объединение их в единый народнохозяйственный комплекс.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 7
1.1. Транспорт и его роль в социально – экономическом развитии Российской Федерации 7
1.2. Цели и задачи формирования системы регулирования транспортом 12
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 20
2.1. Общая характеристика транспортной системы Вологодской области 20
2.2. Анализ регулирования развития автомобильного транспорта в Вологодской области 24
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 41
3.1. Разработка программ и мероприятий регулирования развития автомобильного транспорта Вологодской области 41
3.2. Принципы и направления стратегического развития автомобильного транспорта Российской Федерации до 2030 года. Вологодская область 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Однако, учитывая перегруженность транспортными потоками существующей сохраняемой федеральной автодороги – А –114 Вологда – Тихвин – Новая Ладога и неспособность ее к восприятию ожидаемой в перспективе интенсивности движения, отсутствие достаточно прямолинейных связей по наиболее протяженному широтному диаметру области, проектом предусматривается создание дополнительного автодорожного широтного осевого коридора федерального значения. Его трасса – Подпорожье – Борисово-Судское – Харовск – Сямжа – Тотьма с дальнейшим разветвлением на два направления : на Великий Устюг – Котлас (с подключением к главному коридору Медвежьегорск – Сыктывкар) и на Котельнич (с выходом на главный коридор Вараксино – Киров).
Реализация данного направления позволит также разгрузить от транзитного автотранспорта такие крупные транспортные узлы как Череповецкий, Шекснинский и Вологодский.
На участках Подпорожье – Харовск, Сямжа – Тотьма и Калинино – Котельнич прокладка осевого коридора связана с необходимостью строительства новых дорог, на остальных направлениях используются существующие автодороги с соответствующей их реконструкцией.
Серьезное внимание уделено переустройству и развитию сети железнодорожных линий широтного направления.
Проектом предлагается продлить магистральную железнодорожную линию Ерцево (Коноша) – Котлас – Сыктывкар в западном направлении через Вытегру с подключением к ж/д магистрали Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск в районе Лодейного Поля (Ленинградской области).
Таким образом, в состав главного северного широтного коридора будет включена важнейшая железнодорожная связь Санкт-Петербург – Сыктывкар с возможностью кратчайшего следования поездов на Сыктывкар, Воркуту, Архангельск и к другим северным портам и населенным пунктам. Очевидно, что такое решение позволит также в значительной мере разгрузить Череповецкий и Вологодский ж/д узлы.
Необходимо реконструировать пришедшую в упадок ж/д линию Вохтога – Макаровский с ее продлением через Никольск до Великого Устюга. Данное направление будет содействовать развитию социально-экономической активности юго-восточной периферии области и туристических перевозок, учитывая сокращение пути следования из Вологды к Великому Устюгу, по сравнению с существующим направлением на 120 км. В результате, на базе этого направления и существующей ж/д магистрали Санкт-Петербург – Вологда сформируется полноценный юго-восточный широтный коридор Санкт–Петербург – Череповец – Вологда – Вохтога – Никольск – Великий Устюг – Котлас.
Говоря о развитии широтных коридоров, нельзя обойти тему необходимости реанимации Северо–Двинской водной системы, проходящей по р. Сухоне. Цель – восстановления его хозяйственного, рекреационного и туристического значения.
Переводится в статус федеральной трассы автодорога регионального значения Медвежьегорск – Вологда, которая, совместно с Волго-Балтийским водным путем, образует западный диагональный коридор.
2). Улучшение планировочной структуры региональных автодорог в целях совершенствования внутренних сообщений, повышения плотности дорожной сети, усиления связей с сетью автодорог соседних областей. В этих целях предусматривается создание шести автодорожных направлений:
– Бабаево – Чагода – Сазоново – Избоищи с выходом в Новгородскую область через Кабожу;
– Никольский Торжок – Шексна – Большая Новинка с подключением к дороге Череповец – Рыбинск и далее по этой дороге – в Ярославскую область;
– Сямжа – Чучково – Шуйское – Восья и Грязовец – Сидорово с подключением обеих дорог к сети Костромской области;
– Фоминское – Никольское – Солигалич (Костромская обл.);
– Верховажье – Тотьма и им. Бабушкина – Кологрив (Костромская обл.);
– А/д Тотьма – Нюксеница – Городишна – Кичменгский Городок с выходом в Кировскую обл. по существующей дороге на Подосиновец.
Связь с Архангельской областью, помимо федеральной трассы «Холмогоры» ориентирована на ряд существующих региональных дорог:
– Прокшино – Солза – Каргополь;
– Вожега – Ерцево – Коноша – Няндома;
– Тарногский Городок – Октябрьский – Бестужево (Приложение 1.).
3) Повышение технико–эксплуатацио
По проекту существующая автодорожная сеть в своей основной массе подлежит капитальному ремонту и реконструкции с достижением полного соответствия присвоенной каждому ее участку технической категории.
Проектируется дополнить западный автодорожный обход г. Вологды восточным, преобразовав существующий объезд в кольцевую обходную автодорогу. Помимо этого, намечается сооружение обходов и других населенных пунктов: Вытегры, Белозерска, Шексны, Харовска, Сямжи.
Кроме того, предполагается оснащение транспортных коммуникаций необходимым количеством искусственных сооружений (крупные мосты, путепроводы, транспортные развязки в разных уровнях).
Развитие городского и пригородного транспорта. Сооружение представительных объектов обслуживания пассажиров (вокзалов, автостанций).
Сохранение и развитие инфраструктуры водного и воздушного транспорта. Создание логистических центров в крупных транспортных узлах.
Площадь земель, необходимых для строительства новых дорог опорного каркаса, включая, трассы, резервируемые для строительства за расчетным сроком (в пределах полосы отвода), составит – 250 км2.
Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием к концу расчетного срока возрастет с 13 до 16,3 тыс. км, а их плотность – с 89 до 112 км/1000 км2 (Приложение 2).
Сеть транспортных коммуникаций оснащается необходимым количеством крупных дорожных искусственных сооружений: мостами через основные водные преграды, путепроводами через магистральные железнодорожные пути, транспортными развязками в разных уровнях – главным образом на пересечениях автодорог федерального значения между собой и с автодорогами регионального уровня.
Всего подлежит реконструкции и строительству:
Таблица 3.1
Мероприятия по реконструкции и строительству сети автомобильных дорог общего пользования (первая очередь) [17, с. 173]
№ п/п |
Наименование направлений и автодорог |
Автодороги федерального значения | |
1 |
М-8 Москва – Архангельск «Холмогоры» |
2 |
А-114 Вологда – Новая Ладога |
3 |
Р-5 Вологда – Медвежьегорск |
Автодороги регионального значения | |
4 |
Вытегра – Борисово-Судское – Бабаево – Клавдино – Чагода – Сазоново – Кобожа (Новгородская обл.) |
5 |
Тимошино – Конец-Мондра – Перкумзь – Артюшино – Антушево |
6 |
Бабаево – Сиуч – Кадуй |
7 |
Иванов Бор – Мигачево – Белозерск |
8 |
Никольский Торжок – Талицы – Сизьма – Шексна – Сурково – Большая Новинка |
9 |
Вологда – Норобово – Пошехонье – Володарск (Ярославская обл.) |
10 |
М-8 – Грязовец – Сидорово – Шушкодом – Буй (Костромская обл.) |
11 |
М-8 (Кадников) – Марковское – Святогорье с мостом через р. Сухону |
12 |
Шуйское – Чучково с мостом через р. Сухону |
13 |
Вожега – М-8 (Сметанино) с подьездом к Сосновице |
14 |
М-8 (Верховажье) – Данилов Починок – Тотьма |
15 |
Р-8 Фоминское – Никольское – Гремячий – Солигалич (Костромская обл.) |
16 |
Миньково – Юркино – Ида – Чертово – Чухлома (Костромская обл.) |
17 |
Нюксеница – Городишна – Логдуз – Белогорье (Р-8) с подъездом к п. Игмас |
18 |
Аргуново (трасса Р-8) – Кичменгский Городок (Р-157) |
19 |
Великий Устюг – Палема – Луза (Кировская обл.) с мостом через р. Юг |
20 |
Удима (Архангельская обл.) – Ломоватка |
21 |
Тарногский Городок – Шевелевская – Кизема (Архангельская обл.) |
22 |
Кичменгский Городок – Подосиновец (Кировская обл.) |
23 |
Михайловка – Нижняя Печенга – Пожарище |
24 |
Сорожинская – Яхренга |
25 |
Кладовка – Бекетово-42 |
26 |
Когориха – Межурки – Езово |
27 |
Прокшино – Каргополь (Архангельская обл.) |
28 |
Лодейное Поле – Вытегра |
29 |
Вожега – Ерцево – Коноша (Архангельская обл.) |
Автодорожные обходы | |
30 |
Вологда. Завершение западного обхода |
31 |
Вытегра. Восточный обход |
32 |
Кириллов. Северный обход |
33 |
Чагода. Южный обход |
Развитие сети автодорог (рост протяженности и плотности на 25 %) будет стимулировать организацию новых пригородных и междугородных пассажирских автобусных маршрутов, протяженность которых к концу расчетного срока должна увеличиться на 30 %.
Помимо существующих двух автобусных вокзалов в Вологде и Череповце и автостанций, организованных практически во всех районных центрах, проектом намечается замена ряда активно работающих автостанций на автовокзалы в Белозерске, Великом Устюге, Вытегре, Соколе, Шексне и Тотьме.
Городской пассажирский транспорт должен получить свое дальнейшее развитие. В Вологде и Череповце – в основном за счет роста протяженности традиционных для них видов электротранспорта – троллейбуса и трамвая, в остальных крупных населенных пунктах – за счет наращивания и организации автобусных перевозок.
В качестве приоритетных направлений транспортной политики области следует считать [17, с. 151]:
1. Переход к последовательному
обновлению основных фондов
2. Повышение управляемости
3. Развитие эффективных систем
контроля и диспетчерского
4. Организация центра
5. Создание рыночно–ориентированной нормативно–правовой базы по обеспечению взаимодействия субъектов различных форм собственности в рамках всей системы общественного пассажирского автотранспорта Вологодской области.
Реализацию концепции и в соответствии с ней перспективных направлений развития ОПАТ предлагается осуществить при тесном сотрудничестве и взаимодействии региональных и муниципальных структур власти и основных пассажирских автотранспортных предприятий области. На комитет по транспорту и связи правительства области возлагается общий контроль за ходом реализации концепции и решение вопросов по ее государственной и областной финансовой поддержке.
Проведение комплекса программных мероприятий стратегического развития автомобильного транспорта с использованием новых технологий и материалов позволит:
– повысить удобство, безопасность и экономичность грузоперевозок;
– сократить негативное воздействие автотранспорта на окружающую среду;
– внести вклад в дальнейшее развитие межобластных транспортных связей;
– увеличить протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения с капитальным и облегченным типом покрытия.
Последовательная реализация мероприятий Программы обеспечит достижение показателей, приведенных в (табл. 3.2).
1. Использование программно–целев
2. Обеспечение единства системы государственного регулирования в сфере автомобильного транспорта и системы автотранспортного контроля (надзора), включая единство их информационного пространства.
3. Создание государством равных и справедливых условий конкуренции на рынке автотранспортных услуг.
4. Обеспечение государством баланса интересов общества и бизнеса в сфере автомобильного транспорта.
5. Превентивность мер в сфере обеспечения безопасности автомобильного транспорта; ответственность государства за осуществление этих мер.
6. Поэтапный переход к платности пользования инфраструктурой.
7. Планирование развития автомобильного транспорта и дорожного хозяйства в увязке с развитием экономики страны.
8. Ответственность федерального органа управления транспортом за формирование политики во всех сферах управления автомобильным транспортом (организация перевозок, организация дорожного движения, автомобилизация и другие).
Информация о работе Проблемы развития автотранспорта в Вологодской области