Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 14:39, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что процесс формирования рыночной экономики в России, достижение макроэкономической стабильности, определенных экономических результатов дают основания для решения большинства накопившихся проблем. Важное место среди них принадлежит проблемам функционирования региональных транспортных комплексов, развитие которых, в особенности на региональном уровне, происходит неравномерно. Транспорт играет ведущую роль в производственной и социальной инфраструктуре страны. Он во многом определяет четкость производственного кооперирования, эффективность хозяйственных связей между отдельными регионами, обеспечивая объединение их в единый народнохозяйственный комплекс.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 7
1.1. Транспорт и его роль в социально – экономическом развитии Российской Федерации 7
1.2. Цели и задачи формирования системы регулирования транспортом 12
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 20
2.1. Общая характеристика транспортной системы Вологодской области 20
2.2. Анализ регулирования развития автомобильного транспорта в Вологодской области 24
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 41
3.1. Разработка программ и мероприятий регулирования развития автомобильного транспорта Вологодской области 41
3.2. Принципы и направления стратегического развития автомобильного транспорта Российской Федерации до 2030 года. Вологодская область 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
– определение цели и задач развития системы ОПАТ региона на ближайшую перспективу (61,9 %).
В период до 2013 – 2015 гг. руководством большинства пассажирских автотранспортных предприятий региона, помимо вышеперечисленных мероприятий, предполагается осуществить совершенствование системы управления, дополнение и изменение ассортимента предлагаемых услуг, выход на рынки в соседние регионы и проведение активных рекламных кампаний по продвижению своих услуг. Конкретно для повышения качества обслуживания пассажиров большинство АТП региона свои действия нацелили на [30, с. 143]:
– приобретение более комфортабельного подвижного состава;
– повышение уровня культуры обслуживания пассажиров;
– выпуск на линию транспортных средств различной вместимости;
– изменение интервала движения транспортных средств в зависимости от величины пассажиропотоков.
С учетом всех отмеченных негативных факторов и проблем, имеющихся на пассажирских автотранспортных предприятиях области, руководители оценили ряд приоритетных направлений, которые могут способствовать ускорению развития общественного пассажирского автотранспорта в долгосрочной перспективе (табл. 2.6).
Таблица 2.6
Оценка степени значимости для системы общественного пассажирского автотранспорта региона основных приоритетных направлений развития, в % от общего числа респондентов [27, с. 29]
Приоритетные направления |
Оценки по пятибалльной шкале (1 – наименее, 5 – наиболее важная) | ||||
Дотации за счет средств бюджетов различных уровней разницы стоимости проезда и возмещение расходов по перевозке «льготников» |
0,0 |
4,8 |
9,5 |
4,8 |
81,0 |
Финансовая поддержка со стороны органов власти региона развития транспортной инфраструктуры |
0,0 |
0,0 |
4,8 |
23,8 |
71,4 |
Повышение социально-профессиональной привлекательности системы как сферы наемного труда |
0,0 |
9,5 |
14,3 |
28,6 |
47,6 |
Разработка и реализация экономических механизмов по ускоренному обновлению парка транспортных средств |
14,3 |
9,5 |
19,0 |
33,3 |
23,8 |
Развитие эффективных систем контроля и диспетчерского управления процессом перевозок |
0,0 |
19,0 |
19,0 |
47,6 |
14,3 |
Реализация современных механизмов регулирования допуска перевозчиков на маршрутную сеть |
4,8 |
4,8 |
33,3 |
9,5 |
47,6 |
Создание нормативно-правовой базы по обеспечению взаимодействия субъектов различных форм собственности |
14,3 |
4,8 |
4,8 |
0,0 |
76,2 |
Формирование структуры управления ОПАТ |
19,0 |
9,5 |
23,8 |
28,6 |
19,0 |
Научное сопровождение развития системы |
4,8 |
4,8 |
38,1 |
47,6 |
4,8 |
Для преодоления этих отрицательных тенденций большинство муниципальных образований региона не имеет достаточных финансовых и иных ресурсов, а также необходимого опыта и административного кадрового состава.
Продолжение этих негативных тенденций в ближайшей перспективе (2 – 3 года) сделает реальностью следующие угрозы:
– экономический рост в регионе будет сдерживаться отсутствием у существующей ОПАТ потенциальных возможностей по обеспечению требуемой подвижности населения, мобильности трудовых ресурсов как главного фактора развития производства;
– правительство области и администрации отдельных муниципальных образований будут вынуждены осуществить значительные единовременные вложения для вывода подотрасли пассажирского автотранспорта общего пользования из кризиса. Затраты, не произведенные сегодня, многократно увеличатся завтра;
– общественность региона столкнется с потерей устойчивости и резким снижением безопасности функционирования общественного автотранспорта:
– в крупных и средних городах будет стимулироваться процесс замены услуг общественного транспорта использованием личных автомобилей, что приведет к обострению экологических проблем, росту потерь от ДТП, недостатку улично-дорожной сети и другим известным из мировой практики последствиям неконтролируемой автомобилизации.
Исследование современного состояния и тенденций развития системы общественного пассажирского автотранспорта региона явилось основой проведения ситуационного анализа, результаты которого приведены в форме сводной матрицы SWOT-анализа (табл. 2.7).
Таблица 2.7
Сводная матрица SWOT-анализа современного состояния общественного пассажирского автотранспорта Вологодской области [27, с. 47]
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
1 |
2 |
- Сохранение производственного
и социально-экономического - Благоприятное географическое п - Сравнительно развитая |
- Недостаточно полное и - Высокая степень износа
|
Продолжение таблицы 2.7
- Наличие организаций, общественных объединений, защищающих интересы транспортников. - Высокий уровень дисциплины
организации перевозок со |
- Отсутствие соответствующей - Низкая пропускная способность
улично-дорожной сети крупных г Вологда, Череповец, Сокол, Великий Устюг - Дефицит как специалистов, так и водительского состава, и кондукторов. - Низкая инвестиционная |
ВОЗМОЖНОСТИ |
УГРОЗЫ |
- Расширение внутренних и -
Увеличение спроса на услуги
пассажирского автотранспорта - Повышение уровня качества, доступности и объемов перевозок за счет внедрения инновационных технологий в процесс управления производством в отдельных ПАТП и организацию перевозок в целом. - Использование возможностей - Дальнейшее развитие |
- Ухудшение качества и - Дальнейшее ухудшение - Снижение рентабельности - Недостаток кадров инженерно- |
В заключение данной главы следует сделать вывод о состояние, как всей транспортной системы, так и автомобильного транспорта в Вологодской области:
В процессе анализа выявлены следующие проблемы:
1. Отсутствие современного
2. Большой удельный вес в общем
количестве пассажирских
3. Высокий средний процент
4. Снижение объемов перевозок пассажиров в регионе за анализируемые года составляет с 213,2 до 134,1 млн. чел., или в среднем – на 37,1%. Резкое сокращение объемов перевозок в основных крупных муниципальных ПАТП гг. Вологда и Череповец обусловлено, прежде всего, действием на рынке множества мелких автотранспортных организаций и частных предпринимателей, а также введением в действие с 2005 г. ФЗ №122 от 22.08.2004 г. «О монетизации льгот».
Оценка состояния транспортной инфраструктуры показала, что область имеет достаточно высокий транспортный потенциал, как в силу своего выгодного территориального положения, так и по достигнутому развитию транспортной системы. Сложившийся транспортный комплекс, объединяющий железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный транспорт, играет важную роль в осуществлении межрегиональных грузовых и пассажирских перевозок на связях центральной России с северо-западными, северными и восточными районами, а также в реализации внутрирегиональных сообщений [36, с. 56].
Анализ сложившейся автомобильной транспортной системы региона позволил также выявить ее наиболее характерные изъяны: недостаточная плотность и неравномерность железнодорожных и автомобильных коммуникаций общего пользования, эксплуатационные характеристики не отвечают присвоенной технической категории дорог, изношенность инфраструктуры водного транспорта и пр.
Базовым материалом для разработки направлений и предложений по регулированию развития транспортного комплекса послужили следующие документы:
«Стратегические направления развития автомобильного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года»;
«Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г.»;
– Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002–2012 гг.)» с подпрограммами по отдельным видам транспорта. Подпрограмма: Автомобильный транспорт».
Кроме этого использованы:
Долгосрочная целевая программа «Развитие и совершенствование сети Вологодской области на период 2009–2014 гг.»;
Предложения и рекомендации Комитета по транспорту и связи, Департамента дорожного хозяйства, Департамента лесного комплекса, автомобильных дорог общего пользования регионального значения Управления рыболовства и других организаций Вологодской области.
В соответствии с подпрограммой «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России за период 2010 – 2015 годы» в Вологодской области будет построено 80,3 км автодорог и 423,6 п.м. мостов, отремонтировано 88,9 км автодорог и 273,1 п.м. мостов. Реализация мероприятий программы по содержанию автодорог и искусственных сооружений на них позволит улучшить потребительские свойства дорог и повысить безопасность дорожного движения [6, с. 45].
Сохранение сложившейся системы транспортных коридоров, отвечающих главным трансконтинентальным и общероссийским связям, и обеспечение их дальнейшего развития в соответствии с имеющимися федеральными программами.
Разработанные направления на устранение перечисленных недостатков, охватывают коммуникации, составляющие опорный каркас транспортной инфраструктуры – федеральные и основные региональные связи. Что касается прочих региональных и муниципальных (местных) связей, то их развитие является задачей последующих стадий проектирования – схем территориального планирования отдельных муниципальных образований.
Предлагается следующая доктрина развития транспортного комплекса Вологодской области [6, с. 59].
1) Создание четкой системы
Широтные коридоры: В соответствии с этой программой транспортной модернизации России главные широтные транспортные коридоры пройдут вне границ региона – по территориям Архангельской и Костромской областей. К ним относятся коридоры: - северный широтный (Медвежьегорск – Каргополь – Котлас – Сыктывкар) и южный широтный (Вараксино – Буй – Шарья – Киров).
Информация о работе Проблемы развития автотранспорта в Вологодской области