Проблемы развития автотранспорта в Вологодской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что процесс формирования рыночной экономики в России, достижение макроэкономической стабильности, определенных экономических результатов дают основания для решения большинства накопившихся проблем. Важное место среди них принадлежит проблемам функционирования региональных транспортных комплексов, развитие которых, в особенности на региональном уровне, происходит неравномерно. Транспорт играет ведущую роль в производственной и социальной инфраструктуре страны. Он во многом определяет четкость производственного кооперирования, эффективность хозяйственных связей между отдельными регионами, обеспечивая объединение их в единый народнохозяйственный комплекс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 7
1.1. Транспорт и его роль в социально – экономическом развитии Российской Федерации 7
1.2. Цели и задачи формирования системы регулирования транспортом 12
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 20
2.1. Общая характеристика транспортной системы Вологодской области 20
2.2. Анализ регулирования развития автомобильного транспорта в Вологодской области 24
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 41
3.1. Разработка программ и мероприятий регулирования развития автомобильного транспорта Вологодской области 41
3.2. Принципы и направления стратегического развития автомобильного транспорта Российской Федерации до 2030 года. Вологодская область 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы регулрования автотранспорта в Вологодской области.doc

— 748.50 Кб (Скачать файл)

– определение цели и задач развития системы ОПАТ региона на ближайшую перспективу (61,9 %).

В период до 2013 – 2015 гг. руководством большинства пассажирских автотранспортных предприятий региона, помимо вышеперечисленных мероприятий, предполагается осуществить совершенствование системы управления, дополнение и изменение ассортимента предлагаемых услуг, выход на рынки в соседние регионы и проведение активных рекламных кампаний по продвижению своих услуг. Конкретно для повышения качества обслуживания пассажиров большинство АТП региона свои действия нацелили на [30, с. 143]:

– приобретение более комфортабельного подвижного состава;

– повышение уровня культуры обслуживания пассажиров;

– выпуск на линию транспортных средств различной вместимости;

– изменение интервала движения транспортных средств в зависимости от величины пассажиропотоков.

С учетом всех отмеченных негативных факторов и проблем, имеющихся на пассажирских автотранспортных предприятиях области, руководители оценили ряд приоритетных направлений, которые могут способствовать ускорению развития общественного пассажирского автотранспорта в долгосрочной перспективе (табл. 2.6).

Таблица 2.6

Оценка степени значимости для системы общественного пассажирского автотранспорта региона основных приоритетных направлений развития, в % от общего числа респондентов [27, с. 29]

Приоритетные направления

Оценки по пятибалльной шкале

(1 – наименее, 5 – наиболее важная)

Дотации за счет средств бюджетов различных уровней разницы стоимости проезда и возмещение расходов по перевозке «льготников»

0,0

4,8

9,5

4,8

81,0

Финансовая поддержка со стороны органов власти региона развития транспортной инфраструктуры

0,0

0,0

4,8

23,8

71,4

Повышение социально-профессиональной привлекательности системы как сферы наемного труда

0,0

9,5

14,3

28,6

47,6

Разработка и реализация экономических механизмов по ускоренному обновлению парка транспортных средств

14,3

9,5

19,0

33,3

23,8

Развитие эффективных систем контроля и диспетчерского управления процессом перевозок

0,0

19,0

19,0

47,6

14,3

Реализация современных механизмов регулирования допуска перевозчиков на маршрутную сеть

4,8

4,8

33,3

9,5

47,6

Создание нормативно-правовой базы по обеспечению взаимодействия субъектов различных форм собственности

14,3

4,8

4,8

0,0

76,2

Формирование структуры управления ОПАТ

19,0

9,5

23,8

28,6

19,0

Научное сопровождение развития системы

4,8

4,8

38,1

47,6

4,8


 

Для преодоления этих отрицательных тенденций большинство муниципальных образований региона не имеет достаточных финансовых и иных ресурсов, а также необходимого опыта и административного кадрового состава.

Продолжение этих негативных тенденций в ближайшей перспективе (2 – 3 года) сделает реальностью следующие угрозы:

– экономический рост в регионе будет сдерживаться отсутствием у существующей ОПАТ потенциальных возможностей по обеспечению требуемой подвижности населения, мобильности трудовых ресурсов как главного фактора развития производства;

– правительство области и администрации отдельных муниципальных образований будут вынуждены осуществить значительные единовременные вложения для вывода подотрасли пассажирского автотранспорта общего пользования из кризиса. Затраты, не произведенные сегодня, многократно увеличатся завтра;

– общественность региона столкнется с потерей устойчивости и резким снижением безопасности функционирования общественного автотранспорта:

– в крупных и средних городах будет стимулироваться процесс замены услуг общественного транспорта использованием личных автомобилей, что приведет к обострению экологических проблем, росту потерь от ДТП, недостатку улично-дорожной сети и другим известным из мировой практики последствиям неконтролируемой автомобилизации.

Исследование современного состояния и тенденций развития системы общественного пассажирского автотранспорта региона явилось основой проведения ситуационного анализа, результаты которого приведены в форме сводной матрицы SWOT-анализа (табл. 2.7).

Таблица 2.7

Сводная матрица SWOT-анализа современного состояния общественного пассажирского автотранспорта Вологодской области  [27, с. 47]

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1

2

- Сохранение производственного  и социально-экономического потенциала  пассажирских АТП.

- Благоприятное географическое положение относительно рынков сбыта услуг.

- Сравнительно развитая региональная  автодорожная инфраструктура.

- Недостаточно полное и эффективное  использование производственных  и управленческих возможностей  ПАТП региона.

- Высокая степень износа основных  производственных фондов и, в частности, парка транспортных средств.

 


Продолжение таблицы 2.7

- Наличие организаций, общественных  объединений, защищающих интересы  транспортников.

- Высокий уровень дисциплины  организации перевозок со стороны  муниципальных и крупных предприятий с частной формой собственности (ОАО, ЗАО).

- Отсутствие соответствующей рынку  нормативно-правовой базы, регулирующей  деятельность основных субъектов  рынка транспортных услуг.

- Низкая пропускная способность  улично-дорожной сети крупных городов области:

Вологда, Череповец, Сокол, Великий Устюг

- Дефицит как высококвалифицированных 

специалистов, так и водительского состава, и кондукторов.

- Низкая инвестиционная активность  в подотрасли ОПАТ как со  стороны самих предприятий (ввиду  отсутствия достаточных средств), так и со стороны органов власти.

ВОЗМОЖНОСТИ

УГРОЗЫ

- Расширение внутренних и внешних  рынков сбыта услуг.

- Увеличение спроса на услуги  пассажирского автотранспорта общего  пользования.

- Повышение уровня качества, доступности  и объемов перевозок за счет внедрения инновационных технологий в процесс управления производством в отдельных ПАТП и организацию перевозок в целом.

- Использование возможностей муниципального  и госзаказа (подкрепленного финансовыми средствами) на ПАТП области.

- Дальнейшее развитие цивилизованного (со «справедливой» конкуренцией) рынка пассажирских автотранспортных  услуг 

- Ухудшение качества и безопасности  перевозок в связи с физическим  и моральным износом основных фондов ПАТП и ухудшением конкурентной ситуации на рынке транспортных услуг.

- Дальнейшее ухудшение положения  вплоть до полного исчезновения  государственно-муниципального сектора  перевозчиков.

- Снижение рентабельности пассажирских  предприятий в связи с удорожанием топливно-энергетических и материальных ресурсов.

- Недостаток кадров инженерно-технического (слесари по ТО и ремонту), водительского  состава и кондукторов.


 

 В заключение данной главы следует сделать вывод о состояние, как всей транспортной системы, так и автомобильного транспорта в Вологодской области:

В процессе анализа выявлены следующие проблемы:

1. Отсутствие современного технического  оснащения производственной базы, в особенности муниципальных  пассажирских предприятий региона, неприемлемость применения в высокой степени морально и физически изношенных транспортных средств для обслуживания имеющихся маршрутных линий.

2. Большой удельный вес в общем  количестве пассажирских автобусов, троллейбусов и трамваев (как  отечественного, так и зарубежного производства) транспорта со сроками эксплуатации свыше 13 лет при максимально допустимом сроке полезного использования – 10 лет.

3. Высокий средний процент износа  как основных производственных  фондов в целом, так и их  активной части – подвижного  состава. Средний процент износа ОПФ в сфере общественного пассажирского автотранспорта региона в 2009 г. составил 58,3%; в 2010 г. – 58,0 %; в 2011 г. – 60,3 %; в 2012 г. – 63,2 %. Средний процент износа маршрутных автобусов, соответственно: 65,6 %; 58,4 %; 59,0 %; 59,4 %. Несмотря на это, на протяжении всех 4-х лет коэффициент технической готовности пассажирского автопарка в области поддерживается на уровне 0,82 – 0,85, а коэффициент выпуска автобусов на линию – 0,58 – 0,62.

4. Снижение объемов перевозок  пассажиров в регионе за анализируемые года составляет с 213,2 до 134,1 млн. чел., или в среднем – на 37,1%. Резкое сокращение объемов перевозок в основных крупных муниципальных ПАТП гг. Вологда и Череповец обусловлено, прежде всего, действием на рынке множества мелких автотранспортных организаций и частных предпринимателей, а также введением в действие с 2005 г. ФЗ №122 от 22.08.2004 г. «О монетизации льгот».

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

3.1. Разработка  программ и мероприятий регулирования развития автомобильного транспорта Вологодской области

 

Оценка состояния транспортной инфраструктуры показала, что область имеет достаточно высокий транспортный потенциал, как в силу своего выгодного территориального положения, так и по достигнутому развитию транспортной системы. Сложившийся транспортный комплекс, объединяющий железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный транспорт, играет важную роль в осуществлении межрегиональных грузовых и пассажирских перевозок на связях центральной России с северо-западными, северными и восточными районами, а также в реализации внутрирегиональных сообщений [36, с. 56].

Анализ сложившейся автомобильной транспортной системы региона позволил также выявить ее наиболее характерные изъяны: недостаточная плотность и неравномерность железнодорожных и автомобильных коммуникаций общего пользования, эксплуатационные характеристики не отвечают присвоенной технической категории дорог, изношенность инфраструктуры водного транспорта и пр.

Базовым материалом для разработки направлений и предложений по регулированию развития транспортного комплекса послужили следующие документы:

«Стратегические направления развития автомобильного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года»;

«Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г.»;

– Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002–2012 гг.)» с подпрограммами по отдельным видам транспорта. Подпрограмма: Автомобильный транспорт».

Кроме этого использованы:

Долгосрочная целевая программа «Развитие и совершенствование сети Вологодской области на период 2009–2014 гг.»;

Предложения и рекомендации Комитета по транспорту и связи, Департамента дорожного хозяйства, Департамента лесного комплекса, автомобильных дорог общего пользования регионального значения Управления рыболовства и других организаций Вологодской области.

В соответствии с подпрограммой «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России за период 2010 – 2015 годы» в Вологодской области будет построено     80,3 км автодорог и 423,6 п.м. мостов, отремонтировано 88,9 км автодорог и 273,1 п.м. мостов. Реализация мероприятий программы по содержанию автодорог и искусственных сооружений на них позволит улучшить потребительские свойства дорог и повысить безопасность дорожного движения [6, с. 45].

Сохранение сложившейся системы транспортных коридоров, отвечающих главным трансконтинентальным и общероссийским связям, и обеспечение их дальнейшего развития в соответствии с имеющимися федеральными программами.

Разработанные направления на устранение перечисленных недостатков, охватывают коммуникации, составляющие опорный каркас транспортной инфраструктуры – федеральные и основные региональные связи. Что касается прочих региональных и муниципальных (местных) связей, то их развитие является задачей последующих стадий проектирования – схем территориального планирования отдельных муниципальных образований.

Предлагается следующая доктрина развития транспортного комплекса Вологодской области [6, с. 59].

1) Создание четкой системы широтных  и меридиональных транспортных  коридоров, основное назначение  которых заключается в обеспечении  мощных транзитных и внутренних  сообщений и подключении области  к системе главных мировых и общероссийских трансконтинентальных связей.

Широтные коридоры: В соответствии с этой программой транспортной модернизации России главные широтные транспортные коридоры пройдут вне границ региона – по территориям Архангельской и Костромской областей. К ним относятся коридоры: - северный широтный (Медвежьегорск – Каргополь – Котлас – Сыктывкар) и южный широтный (Вараксино – Буй – Шарья – Киров).

Информация о работе Проблемы развития автотранспорта в Вологодской области