Проблемы развития автотранспорта в Вологодской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что процесс формирования рыночной экономики в России, достижение макроэкономической стабильности, определенных экономических результатов дают основания для решения большинства накопившихся проблем. Важное место среди них принадлежит проблемам функционирования региональных транспортных комплексов, развитие которых, в особенности на региональном уровне, происходит неравномерно. Транспорт играет ведущую роль в производственной и социальной инфраструктуре страны. Он во многом определяет четкость производственного кооперирования, эффективность хозяйственных связей между отдельными регионами, обеспечивая объединение их в единый народнохозяйственный комплекс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 7
1.1. Транспорт и его роль в социально – экономическом развитии Российской Федерации 7
1.2. Цели и задачи формирования системы регулирования транспортом 12
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 20
2.1. Общая характеристика транспортной системы Вологодской области 20
2.2. Анализ регулирования развития автомобильного транспорта в Вологодской области 24
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 41
3.1. Разработка программ и мероприятий регулирования развития автомобильного транспорта Вологодской области 41
3.2. Принципы и направления стратегического развития автомобильного транспорта Российской Федерации до 2030 года. Вологодская область 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы регулрования автотранспорта в Вологодской области.doc

— 748.50 Кб (Скачать файл)

9. Гармонизация международных требований при государственном регулировании деятельности в сфере автомобильного транспорта.

 

Таблица 3.2

Мероприятия по развитию автомобильного транспорта Российской Федерации до 2030 года [36,  с. 119].

Цель № 1: Обеспечение эффективного и качественного удовлетворения спроса населения и потребностей экономики в автомобильных перевозках, включая повышение доступности транспортных услуг

Направление: 1. Совершенствование перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Основные задачи

Основные результаты

1

1. Разработка и реализация единой  транспортной политики Вологодской  области, направленной на качественное  удовлетворение спроса в перевозках.

2

Результатом для этого должна повыситься доля АТОП в общем объеме перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Для Вологодской области к 2020 году она должна вырасти на 20 %.

2. Модернизация и обновление парка  пассажирских автотранспортных  средств

– основным результатом должен вырасти коэффициент соответствия типа автомобильного транспорта виду и условиям перевозки -50%

3. Совершенствование маршрутных  сетей пассажирского автомобильного  транспорта и их обустройства.

 –основными результатами должно стать снижение затрат времени пассажиров на поездки относительно 2012 года на 10%

4.  Совершенствование организации и управления пассажирскими автомобильными перевозками на основе внедрения передовых технологий.

– основным результатом должна стать доля населения, не обеспеченного доступом к услугам АТОП - на 0,2%.

Направление: 2. Совершенствование перевозок грузов автомобильным транспортом.

Основные задачи

Основные результаты

1. Обновление и совершенствование

структуры парка грузовых автомобилей,

в т.ч. по специализации кузова.

Должна вырасти доля специализированных автомобилей,

% к парку.

2.Обеспечение опережающего развития интермодальных контейнерных и контрейлерных перевозок грузов.

Должна повыситься доля контейнерных и контрейлерных перевозок в общем объеме контейнеропригодных грузов.

3.Ускорение товародвижения при перевозках и хранении готовой продукции.

Внедрение современных систем контроля и мониторинга на основе применения новых инфотелекоммуникационных систем.

Увеличение коммерческой скорости доставки продукции, % к 2012 г.

Повышение производительности грузовых автомобилей, % к 2007 г.


 

Продолжение таблицы 3.2

Направление: 3. Снижение транспортных издержек методами экономического регулирования.

Основные задачи

Основные результаты

1

2

1.Рационализация налоговой нагрузки и унификация налоговой среды для перевозчиков

Доля сумм налоговых платежей в доходах перевозчика (обычная система налогообложения)

2.Формирование экономических механизмов, обеспечивающих финансовые источники для обновления подвижного состава

Коэффициент обновления подвижного состава автомобильного транспорта

Средний возраст парка автобусов, лет

Средний возраст парка грузовых автомобилей, лет

Направление: 4. Совершенствование обеспечивающих подсистем автомобильного транспорта.

Основные задачи

Основные результаты

Реализация эффективной кадровой политики, направленной на повышение профессиональной подготовки работников транспорта

Уровень текучести кадров

Формирование рациональной системы статистического наблюдения

Доля перевозчиков, предоставляющих информацию о своей деятельности в Росстат.

ЦЕЛЬ № 2: Повышение конкурентного уровня автомобильного транспорта на рынке международных транспортных услуг и реализация транзитного потенциала страны.

Направление: Повышение конкурентоспособности автомобильного транспорта на рынке международных перевозок.

Основные задачи

Основные результаты

Увеличение объема перевозок и доли участия российских перевозчиков в международных перевозках грузов

Увеличение объема международных

перевозок грузов, млн.т

Доля участия российских перевозчиков в объеме международных автомобильных перевозок грузов

Создание высокоэффективной автотранспортной инфраструктуры для международных сообщений

Создание новых терминалов для международных перевозок грузов*, ед.

Ввод в эксплуатацию специальных стоянок, мотелей и кемпингов*, ед. *Нарастающим итогом

ЦЕЛЬ № 3: Повышение комплексной безопасности и устойчивости функционирования автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

Направления: 1. Обеспечение безопасности дорожного движения

2. Обеспечение антитеррористической  и антикриминальной защищенности  на автомобильном транспорте

Основные задачи

Основные результаты

1.Формирование парка автотранспортных средств, соответствующих действующим международным требованиям безопасности

 

 

 

 

Социальный риск гибели в ДТП

(число погибших на 100 тыс. населения)

2.Развитие системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожном движении, обучение других участников


 

Продолжение таблицы 3.2

1

2

3.Совершенствование требований к автомобильным дорогам, развитие системы своевременного обнаружения ДТП и оказания помощи

 

4.Разработка пакета подзаконных актов в рамках ФЗ №16-ФЗ, определяющего порядок взаимодействия перевозчиков и органов исполнительной власти

Угроза совершения противоправных действий (кол-во преступлений на 100 тыс. населения)

Направление: 3. Обеспечение экологической и энергетической безопасности автомобильного транспорта

Основные задачи

Основные результаты

1.Усиление контроля за техническим состоянием эксплуатируемого автомобильного парка по экологическим показателям

Объем выбросов загрязняющих веществ от автотранспортного комплекса (относит.2007 г.)

2. Повышение качества традиционного нефтяного моторного топлива

Доля на рынке нефтепродуктов моторного топлива европейского уровня

3.Расширение использования

альтернативных топлив

Доля альтернативных топлив в общем транспортном балансе автомобильного транспорта

4.Утилизация отходов автотранспортной деятельности

Доля утилизируемых отходов автотранспортной деятельности к доле отходов, вовлекаемых во вторичный оборот


Источник : Стратегические направления развития автомобильного транспорта РФ на период до 2030 года. Вологодская область.

 

Механизмы государственного регулирования в сфере автомобильного транспорта, реализующие стратегии:

– механизмы допуска на рынок транспортных услуг, включая лицензирование перевозочной деятельности;

– обязательная сертификация автотранспортной техники и топлив, поступающих в автотранспортный комплекс; добровольная сертификация транспортных услуг;

– государственный контроль и надзор за соблюдением установленных требований;

– налоговое и тарифное регулирование;

– конкурсный отбор перевозчиков для выполнения перевозок по государственным (муниципальным) заказам;

– аттестация персонала;

– обязательное страхование ответственности перевозчиков.

 

Таблица 3.3

Основные мероприятия и прогнозируемые результаты реализации стратегии в сфере автомобильного транспорта [36,  с. 89].

Основные задачи

Основные результаты

Совершенствование законодательной и нормативной правовой базы. Совершенствование системы надзора и контроля на автомобильном транспорте, снижение административных барьеров, повышение роли саморегулируемых организаций в процессе организации управления автотранспортной деятельностью.

Система государственного регулирования обеспечит правовые взаимоотношения субъектов рынка автотранспортных услуг, равные и справедливые условия конкуренции, высокий уровень безопасности перевозок, высокую степень ответственности, в т.ч.  солидарной за несоблюдение установленных требований.

В сфере пассажирских перевозок

Реализация программы ускоренного развития и оптимизации маршрутных сетей, инфраструктуры пассажирского транспорта. Реализация мероприятий по развитию выделенной инфраструктуры транспорта общего пользования. Внедрение передовых технологий. Реализация ФЦП «Развитие инфраструктуры пассажирского автомобильного транспорта общего пользования (2011-2020годы)»

На АТОП произойдут: снижение затрат времени пассажиров на поездки до 30%; регулярность и ритмичность работы пассажирского транспорта составит не менее 93%; будет минимизирован риск ДТП и максимально обеспечены потребности населения, в т. ч. маломобильных граждан и жителей сельской местности в перевозках. На ведомственном и таксомоторном транспорте будет введена система государственного надзора.

В сфере грузовых перевозок Разработка и реализация комплексной межотраслевой Программы «Развитие контейнерных и контрейлерных перевозок». Стимулирование развития в рамках ГЧП инфраструктуры грузового транспорта. Разработка и реализация инвестиционных проектов, вт. ч. На основе создания генеральной схемы размещения терминалов на территории России. Создание сети контрейлерных терминалов в основных грузообразующих узлах

Будет создана обслуживающая инфраструктура грузового транспорта. Развитие крупных транспортных организаций обеспечит снижение среднего возраста парка до 7-8 лет. Объем контейнерных перевозок вырастет в 7 раз-до 360 млн. т, в интермодальном сообщении-до 280 млн.т. На наиболее грузонапряженных направлениях будут осуществляться контрейлерные перевозки.


Источник: Стратегические направления развития автомобильного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года. Вологодская область

 

Таким образом, практика последних пятнадцати лет показала необоснованность разукрупнения транспортных предприятий, ослабления государственного регулирования рынка транспортных услуг на основе либерализации тарифной политики и тотальной приватизации хозяйствующих субъектов транспортной деятельности. В первую очередь эти факты оказали влияние на развитие пассажирского транспорта.

В целом с развитием рыночных отношений в автотранспортной подотрасли данный элемент инфраструктуры начал конкурировать во внутриобластных перевозках с железнодорожным транспортом. Вдобавок к уже отмеченным выше преимуществам автомобильного транспорта - большой скорости доставки и высокой сохранности грузов - увеличивается дальность обслуживания и тем самым отвоевываются новые сегменты транспортного рынка.

Выявленные проблемы и особенности требуют определения стратегии развития автотранспорта. Стратегической целью региональной транспортной политики должно стать: формирование транспортной системы, гарантированно и эффективно удовлетворяющей потребности в перевозках пассажиров и грузов; структурная перестройка на транспорте, направленная на усиление государственного регулирования (особенно естественных монополий), снижение транспортных издержек в цене товаров и услуг; определение экономически обоснованных тарифов; повышение конкуренции между транспортными предприятиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение работы можно сделать ряд выводов.

Транспорт является важнейшим инструментом достижения социальных, экономических и геополитических целей государства.

Наряду с энергетикой, связью, образованием и здравоохранением, другими инфраструктурными отраслями транспорт обеспечивает условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей.

Правовое регулирование транспортной деятельности детализируется в транспортных кодексах и уставах.

Основной целью создания системы регулирования транспортной отрасли страны является гармоничное сочетание принципов рыночной самоорганизации и государственного регулирования. В России, как и в любом федеративном государстве, развивается и совершенствуется система федеральных, межрегиональных, региональных и местных органов государственного регулирования транспортной деятельности.

Информация о работе Проблемы развития автотранспорта в Вологодской области