Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:47, реферат
Краткое описание
В плане-конспекте лекционного курса «Конституционное право Рос- сии» последовательно раскрываются основные характеристики и содержа- ние российского конституционного права – от общих вопросов о его месте и роли в системе национального права, о значении и структуре Конститу- ции РФ – к конкретным характеристикам и содержанию основных консти- туционно-правовых институтов. Порядок изложения соответствует струк- туре Конституции РФ и общей логике построения основ конституционного строя правового государства.
верховенство в системе
права, высшая юридическая сила, прямое
действие и применение на всей территории
Российской Федерации; эти свойства российской
Конституции, необходимые для реализа-ции
доктрины правового государства, прямо
закреплены в ч. 2 ст. 4 и в ч. 1, 2 ст. 15 самой
Конституции и обеспечиваются специаль-ными
средствами правовой охраны Конституции
(см. тему 14);
стабильность – это свойство Конституции
создает условия для устойчивости системы
российского права, сохранения правопорядка
и законности в стране и обеспечивается
особой процедурой пере-смотра Конституции
и внесения в нее поправок (см. ниже);
реальность, преемственность,
итоговый характер и перспектив-ность
конституционных предписаний – через эту совокупность качеств
Конституции реализуется ее сущность
как конституцион-но-правовой модели общества.
Конституция является не только основным источником,
но и систе-мообразующим
ядром российского права, а также юридической
базой для нормотворческой деятельности
органов государственной власти. Эти свой-ства
обеспечиваются тем, что Конституция непосредственно
устанавливает исходные начала основных
институтов права, которые развиваются
и кон-кретизируются в текущем законодательстве,
определяет основные виды нормативных
правовых актов, разграничивает нормотворческую
компе-тенцию органов государственной
власти и регламентирует основы нормо-творческого
процесса, наконец, создает базу для систематизации
законода-тельства.
Структура Конституции
РФ – это ее внутренняя организация,
опре-деляемая ее содержанием документа,
предметом конституционно-правового регулирования,
требованиями юридической техники и нацио-нальными
традициями в праве.
Конституция РФ состоит из преамбулы
и двух разделов. Преамбула содержит основные
цели, устремления российского народа,
его принципы и идеалы, подтверждает преемственность
исторически сложившегося государственного
единства и приверженность гражданскому
миру и согла-сию. Конституционное право России
8
Первый, основной раздел Конституции
в соответствии с составом конституционно-правовых
институтов и логикой их взаимосвязей
содер-жит следующие главы:
Глава 1. Основы конституционного
строя.
Глава 2. Права и свободы человека
и гражданина.
Глава 3. Федеративное устройство.
Главы 4–7. Система органов государственной
власти в Российской Федерации.
Глава 8. Местное самоуправление.
Завершает первый раздел глава
9 – Конституционные поправки и пе-ресмотр
Конституции.
Второй раздел «Заключительные
и переходные положения» не имеет деления
на главы. Он обеспечивает вступление
Конституции в действие, опре-деляет правопреемство
органов государственной власти, устанавливает
осо-бенности действия Конституции и законодательства
в переходный период.
3. Российская Конституция
относится к так называемым
«жестким» конституциям, для которых
характерен особый, усложненный
порядок внесения в них изменений,
обеспечивающий стабильность конституционно-правовых
институтов. В отношении Конституции
РФ вышеназванный порядок характеризуется
следующими основными особенностями:
сужен круг субъектов, имеющих
право вносить предложения о по-правках
и пересмотре положений Конституции;
положения глав 1, 2 и 9 Конституции
не могут быть пересмотрены Федеральным
собранием. Для этого в соответствии с
федеральным конституционным законом
созывается Конституционное собрание,
которое либо подтверждает неизменность
Конституции, либо раз-рабатывает проект
новой Конституции. Новый проект может
быть принят самим Конституционным собранием
либо вынесен на все-народное голосование;
поправки к главам 3–8 Конституции
принимаются в порядке, пре-дусмотренном
для принятия федерального конституционного
закона, но, в отличие от него, вступают
в силу только после их одобрения органами
законодательной власти не менее чем двух
третей субъ-ектов Российской Федерации;
изменения в ст. 65 Конституции,
определяющую состав РФ, вно-сятся на основании
федерального конституционного закона
о при-нятии в Российскую Федерацию и образовании
в ее составе нового субъекта РФ, об изменении
правового статуса субъекта Российской
Федерации. В то же время ч. 2 ст. 65 Конституции
устанавливает, что принятие в Российскую
Федерацию и образование в ее составе
нового субъекта осуществляются в порядке,
установленном феде-ральным конституционным
законом.
План-конспект лекционного
курса 9
4. Часть 2 ст. 5 Конституции
РФ устанавливает, что в соответствии
с федеративным устройством России
республика (государство) в составе
РФ имеет свою конституцию
и законодательство, а иные субъекты
Российской Федерации имеют свои
уставы и законодательство. Таким
образом, в Рос-сийской Федерации
действует система конституций.
При этом конститу-ции и уставы
субъектов Российской Федерации
в соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции
РФ не должны противоречить
ей самой, а в соответствии
с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ они
не должны также противоречить
и федераль-ным законам, принятым
по предметам ведения Российской
Федерации и по предметам совместного
ведения Российской Федерации
и ее субъектов.
При наличии общих задач и черт
у Конституции РФ и конституций (уставов)
субъектов Федерации последним присущи
специфические осо-бенности в содержании,
предмете регулирования, юридической
силе норм, территории действия, процедуре
принятия, определяемые особенностями
конкретного субъекта. Конституционная
система России находится в ста-дии становления,
и пока этот процесс протекает неоднозначно.
Так, например, конституции некоторых
республик в составе Российской Феде-рации
содержат положения, в той или иной степени
противоречащие Конституции РФ и федеральному
законодательству. Безусловно, подобные
явления несут реальную угрозу государственному
суверенитету России, ее единству и территориальной
целостности.
Подробнее см.: 3–5.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ОСНОВЫ
Основные вопросы
темы
1. Понятие конституционного
строя и его закрепление в
Конституции.
2. Характеристика основ
конституционного строя Российской
Федерации.
1. Традиционно под конституционным
(государственным) строем понимаются
способ и форма организации государства,
закрепленные в конституции. Однако в
современном конституционном праве, в
том числе и российском, сформировалось
несколько иное понятие, в соответствии
с которым речь идет не о любом, а об определенном
способе организации государства, обладающем признаками так
называемого конституционного государства:
подчинение государства праву
при наличии достаточных гарантий устойчивости
этого подчинения;
правовой статус личности, соответствующий
общепризнанным принципам и нормам международного
права в этой сфере;
наличие гражданского общества,
т.е. системы неопосредованных государством
общественных институтов и отношений
в правовой,
ТЕМА 3 Конституционное право России
10
моральной, экономической, политической,
культурно-духовной сферах, обеспечивающих
реализацию частных интересов и потреб-ностей
индивидов и их коллективов.
Конституционный строй требует
правового закрепления во всей сис-теме,
всех отраслях права. В Конституции РФ
закрепляются основы кон-ституционного
строя, для которых предусматриваются
особые гарантии стабильности. Так, Конституцией
предусмотрен особо усложненный поря-док
пересмотра и внесения поправок в ее первую
главу, посвященную основам конституционного
строя России (см. тему 2). Более того, в
соот-ветствии с ч. 2 ст. 16 Конституции РФ,
никакие другие положения Основ-ного закона
не могут противоречить основам конституционного
строя.
Основы (устои) конституционного
строя – это основные способы, средства
реализации вышеизложенных признаков
конституционного госу-дарства. В соответствии
с мировой практикой и российской Конституцией
к ним относятся: демократия, правовое
государство, признание государст-вом
человека, его прав и свобод высшей ценностью,
социальное государ-ство, светское государство.
К основам конституционного строя России
относятся также, хотя и не определяющие
конституционное государство в принципе,
но важные для российской специфики государственный
суве-ренитет, федерализм и республиканская
форма правления.
Все указанные основы конституционного
строя прямо закреплены в Конституции
РФ:
Российская Федерация есть
демократическое федеративное право-вое
государство с республиканской формой
правления (ч. 1 ст. 1);
человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. При-знание,
соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина – обязанность государства
(ст. 2);
суверенитет Российской Федерации
распространяется на всю ее территорию
(ч. 1 ст. 4);
Российская Федерация – социальное
государство, политика кото-рого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека (ч.
1 ст. 7);
Российская Федерация – светское
государство. Никакая религия не может
устанавливаться в качестве государственной
или обязатель-ной (ч. 1 ст. 14).
2. Демократия
характеризуется рядом основных свойств
организации общества и государства. Основные
из них:
суверенитет народа – самостоятельное,
независимое, свободное и неделимое осуществление
власти народом в своих интересах. В условиях
народовластия все осуществление власти
конституиру-ется, легитимизируется и
контролируется народом. Народ осуще-
План-конспект лекционного
курса 11
ствляет свою власть непосредственно,
а также через органы госу-дарственной
власти и местного самоуправления. Высшими
формами непосредственного выражения
власти народа являются референ-дум и
свободные выборы;
• разделение власти на самостоятельные
ветви – законодательную, исполнительную
и судебную. При этом ветви власти должны
быть взаимно уравновешены для исключения
возможности злоупотреб-ления властью
с чьей-либо стороны. Разделенные и уравновешен-ные
ветви власти должны образовывать единую
систему власти, обеспечивающую эффективную
реализацию всей совокупности властных
полномочий;
• политическое и идеологическое
многообразие – исключение в стране какой-либо
обязательной, в том числе и государственной,
идеологии при наличии гарантий для общественных
объединений, действующих в рамках закона,
возможности влиять на политиче-ские процессы;
• наличие местного самоуправления
– самостоятельной и под свою ответственность
деятельности населения по решению вопросов
местного значения, исходя из собственных
интересов и с учетом местных традиций.
Федеративное государство – государственно-правовое
объединение в союзное государство –
федерацию образующих ее частей (субъектов).
В соответствии со ст. 5 Конституции Российской
Федерации федеративное устройство России
основано на ее государственной целостности,
единстве системы государственной власти,
разграничении предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти
Российской Феде-рации и ее субъектов,
равноправии и самоопределении народов,
равнопра-вии субъектов Федерации во взаимоотношениях
с федеральными органами государственной
власти. Федерализм дополняет характеристику
демокра-тического государства, основанного
на принципе разделения власти, поскольку
он обеспечивает децентрализацию и демократизацию
власти не только по горизонтали, но и
по вертикали. Очевидно, что при этом суверенитет
и полномочия субъектов Федерации должны
быть ограни-чены, исходя из приоритета
общефедеральных задач.
Правовое государство означает:
верховенство права, выраженного
прежде всего в законе, принятие которого
основано на демократической процедуре,
обеспечиваю-щей согласование интересов
государства и социальных групп общества,
федерации и ее субъектов;
ограничение государства правом,
подчинение его интересам лич-ности и
общества и наделение ответственностью
за их соблюдение;
равенство граждан перед законом
и судом;
Конституционное право России
12
наличие действенных, в первую
очередь судебных механизмов защиты прав
граждан;
независимость суда, неукоснительное
исполнение судебных реше-ний.
Республиканская
форма правления – организация высших органов
государственной власти на основе принципов
выборности и сменяемости. В Российской
Федерации глава государства и парламент
избираются непо-средственно народом
на определенный, установленный Конституцией
срок, а все остальные органы власти формируются
представительными органами в соответствии
с их конституционными полномочиями.