Разработка культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:19, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время за рубежом и в России, получил развитие культурно-познавательный туризм, включающий поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов посещаемой страны. На сегодняшний день растет поток людей посещающих Урал и город Екатеринбург. Все чаще туристам хотелось бы видеть что-то особенное. Поэтому возникает необходимость в создании новых, интересных и необычных экскурсий. Одной из интересных тем может стать обращение к женскому миру и женщинам Екатеринбурга, которые вписали немало важных страниц не только в историю города и региона, но и

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ НОВОЙ ЭКСКУРСИИ………………………………….

7

1.1. Основы экскурсионной деятельности…………………...
7

1.2. Технология подготовки новой экскурсии……………….
13

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВА -ТЕЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ «ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ЕКАТЕРИНБУРГА» ……………………..…...


19

2.1. Анализ экскурсионных услуг, предоставляемых турфирмами Екатеринбурга……………………….…….....

19

2.2. Общая характеристика и контрольный текст культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»……………………………………..…….


23

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЭКСКУРСИИ «ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ЕКАТЕРИНБУРГА»…………………………………………………....


56

3.1. Экономическое обоснование культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»...….

56

3.2. Возможности рекламы в продвижении культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»…………………………..................................


62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
70

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….………….
73

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Технологическая карта экскурсии
«Знаменитые женщины Екатеринбурга»……..…

79

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Портфель экскурсовода …………………..…….
84

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Схема маршрута экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»……………………….....

96

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Индивидуальный текст экскурсии

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 6.66 Мб (Скачать файл)

В 1874 г., когда училище насчитывает 265 учениц, оно переименовано в гимназию. Само здание в этот период значительно расширяют. Интересно отметить, что строилась гимназия по наиболее, в то время, рациональной и современной схеме: классы располагались только по одну сторону от светлого и широкого коридора.

Крупные гимназии XIX века, как правило, состояли из комплекса зданий, в число которых входили помимо прочего пансион, где жили учащиеся, жилые дома учителей и гимназическая церковь. Первоначально на воплощение всех проектов просто не было средств. Но уже в 1893 г. по ул. Толмачева (бывшей Колобовской) к зданию была пристроена гимназическая церковь Св. Магдалины (автор постройки Ю.О. Дютель) и корпуса пансиона.

В период Революции и  Гражданской войны гимназистки  во главе с большинством учительского состава поддержали новое правительство, будучи людьми образованными – учителя очень быстро оказались в рядах ненавистной всеми интеллигенции. Зданию повезло, оно было передано в ведомство педагогического университета и в светлых комнатах снова возобновились занятия.

Ребята, сейчас мы с вами поблагодарим нашего замечательного водителя и отправимся знакомится еще с одной женской судьбой нашего города. Как вы думаете, куда мы сейчас с вами отправимся? Уже с конца XIX века в Екатеринбурге начала накапливаться та особая художественная атмосфера, которая определила будущее культурной жизни нашего города. Она рождена творческой энергией предыдущих поколений, их искусством, что принесло Екатеринбургу славу как одного из самых театральных городов страны.

Театр оперы и балета в Екатеринбурге – это не только кузница российского оперного и балетного искусства, это еще и один из старейших оперных театров в России, а также яркий памятник культуры и архитектуры, постройка которого началась в 1905 году, а датой окончания строительства и открытия театра считается 1912 год. Именно поэтому в 2012 году отмечается 100-й юбилейный театральный сезон, что, несомненно, является значительным событием для всего театра. Интересно то, что история создания оперного театра начинается задолго до начала его строительства. Свое начало театр оперы и балета Екатеринбурга берет в 1874 году, когда в городе был организован единственный на всю страну музыкальный кружок, где в те времена своими силами создавались прекраснейшие оперные постановки и оживали сложнейшие инструментальные партитуры. Старания жителей города и ценителей оперного и балетного искусства послужили городским властям сигналом о том, что городу нужен свой оперный театр, которым в наши дни и является современный театр оперы и балета.

Театр оперы и балета в Екатеринбурге по праву считается кузницей российских талантов оперного мастерства. Именно с этого театра начали свой оперный путь такие певцы как И. Козловский, С. Лемешев, Б. Штоколов, И. Архипова. Ребята, скажите, говорит ли вам что-то такое имя как Архипова Ирина Константиновна? Ирина Архипова родилась в 1925 году в семье, где музыку любили и знали. Ее мать Евдокия Ефимовна обладала прекрасным голосом и даже была отобрана в хор Большого театра, а отец – Константин Иванович – был большим ценителем музыки и умел играть на нескольких инструментах. Мать часто пела, иногда дуэтом с дочерью, отец же всячески поощрял художественные увлечения Ирины. Воспитанная в обстановке любви к музыке и искусству, Архипова сформировала в себе творческий потенциал, который впоследствии определит для нее выбор профессии.

Профессиональные занятия музыкой для Архиповой начались относительно поздно – в 1934 году отец отвел ее в музыкальную школу при Московской консерватории. По результатам прослушивания девочку приняли, однако ни одного урока она посетить не успела: тяжело заболев, Архипова слишком сильно отстала и не смогла приступить к занятиям. На следующий год она поступила уже в музыкальную школу имени Гнесиных – туда попасть было проще – и начала заниматься по классу фортепиано.

После школы Архипова поступила не в Консерваторию, а  в Московский архитектурный институт – так решило и время, и родители, и сама Ирина, которую привлекала карьера архитектора. Школу будущая певица оканчивала не в Москве, а в Ташкенте, куда ее семья переехала из-за войны. Так совпало, что в Ташкент переехал и МАРХИ, здание которого располагалось совсем рядом с домом семьи Архиповой. Вернувшись в Москву и защитив диплом (проект памятника погибшим в Великой Отечественной войне), Архипова, во время учебы в МАРХИ не оставлявшая занятия музыкой, все-таки поступила в Консерваторию на вечернее отделение.

В одном из интервью Архипова так описывала свою тогдашнюю  жизнь: «Мой день начинался рано утром: с восьми до половины девятого я  брала урок вокала в консерватории, а затем бежала через Красную  площадь в архитектурную мастерскую. После работы снова шла на занятия по сольфеджио или истории музыки. В конце концов, мои преподаватели поставили вопрос ребром: «Строить или петь?» Выбор был сделан, и в 1954 году Ирина Архипова становится солисткой Свердловского театра оперы и балета.

Через год с небольшим певица побеждает на международном конкурсе в Варшаве и привлекает внимание чиновников из Министерства культуры, по указанию которых ее переводят в Большой театр. В главном музыкальном театре страны Архипова сразу же дебютирует в роли Кармен в одноименной опере Бизе. Дебют, состоявшийся 1 апреля 1956 года, оказывается исключительно успешным и становится для певицы началом международной карьеры – для Советского Союза явления весьма непривычного.

В 1960-70-х годах Архипова выступает в лучших оперных театрах мира в Милане, Риме, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Париже и Лондоне, а также гастролирует по Японии. Именно ей принадлежит заслуга популяризации русского вокала за рубежом – фактически она стала первой советской певицей, которую Запад не только услышал на пластинке, но и увидел на сцене. Отчасти благодаря ей мир узнал и оценил голоса Галины Вишневской и Елены Образцовой.

Одним из самых запоминающихся зарубежных выступлений певицы стало  исполнение «Трубадура» Верди в  Античном театре в Оранже. Запоминающихся не только для публики и критики, но и для самой Архиповой, которая тогда, в 1972 году, впервые вышла на сцену вместе с Монтсеррат Кабалье. «Без всякого преувеличения могу сказать, что свое выступление в «Трубадуре» на сцене древнеримского амфитеатра времен императора Августа я считаю самым сильным впечатлением в моей артистической жизни, значительной вехой в своей творческой судьбе», – писала впоследствии Архипова.

Основу репертуара певицы, в чем было ее главное отличие  от западных див, составляли оперы русских композиторов (если не считать Верди). Ее прославили роли Марины Мнишек в «Борисе Годунове», няни в «Евгении Онегине», Элен в «Войне и мире» и, конечно, Марфы в «Хованщине». В меньшей степени Архипова известна исполнением духовной музыки и романсов, которые она считала важной частью своего репертуара и к которым успешно обращалась в поздний период карьеры.

Оставив концертную деятельность в 1990-х, Архипова продолжала поддерживать российскую оперу и академическую  музыку вообще. В 1993 году был создан Фонд Ирины Архиповой, который проводит конкурсы и фестивали, устраивает концерты и занимается изданием книг и аудиозаписей, а также поддержкой молодых исполнителей. Сама певица неоднократно входила в жюри различных конкурсов и с 1967 года была бессменным председателем жюри Международного конкурса вокалистов имени Глинки, для становления которого сделала очень много.

Заслуги Ирины Архиповой  неоднократно отмечались государственными наградами – она даже внесена в Книгу рекордов России как самая титулованная певица. В советское время Архипова стала трехкратным кавалером ордена Ленина, награждалась орденом Трудового Красного Знамени, была лауреатом Ленинской премии, также ей были присвоены звания Народной артистки СССР и Героя Социалистического Труда. Российская власть отметила певицу орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, Государственной премией России в области просветительской деятельности, оперной премией «Casta diva» в номинации «За благородное служение опере», а также многими другими наградами.

Пятнадцать лет назад, выпуская свою вторую книгу, Архипова написала: «Мне очень нравится мысль великого Гете, что смысл жизни в том, чтобы жить. Как просто и как мудро. Жить, чтобы созидать, чтобы творить. Ars longa, vita brevis. Искусство долговечно, жизнь человека коротка. И надо спешить, чтобы успеть сделать как можно больше. А для этого нужно главное – достаточно времени». Таким людям, как Ирина Архипова, времени, кажется, никогда не будет достаточно, но музыка – музыка продолжает звучать.

Сейчас нас с вами ждет сюрприз, мы с вами отпрамимся в театр музыкальной комедии. Давайте еще раз вспомним с вами правила дорожного движения.

Уважаемые экскурсанты, мы с вами находимся напротив Свердловского Академического театр музыкальной комедии. В этом здании также находится кинотеатр «Совкино». Здание выполнено в стиле конструктивизма.

Ранее театр и кинотеатр  были просто соседями, но в 1962 году в  результате последней реконструкции «Совкино» оказался в одном здании с театром музыкальной комедии. Здесь в 1915 году по проекту архитектора К. Т. Бабыкина рядом с кинотеатром «Лоранж» (работавшим уже с 1907 года, после революции был переименован в «Совкино») было построено здание Коммерческого собрания. Было оно достаточно солидным, в нем имелись игральные залы, бильярдная, столовая, буфет и большой зрительный зал. Здесь даже действовала небольшая оперная труппа, но оперу слушали мало, больше играли в азартные игры. В годы революционных потрясений здание изрядно разрушилось, но в последствии его отреставрировали. 7 ноября 1920 года в нем открылся Дом Октябрьской революции, оно стало местом собраний, лекций и отчетов руководителей города и постановок самодеятельных спектаклей и концертов. Некоторое время в здании работал ТРАМ – театр рабочей молодежи и помещался клуб строителей.

В 1933 году здание заняли новые хозяева. 8 июля опереттой «Роз-Мари»  Г. Стотгарта и Р. Фримля здесь  открылся Свердловский театр музыкальной комедии.

Екатеринбургский Академический  театр музыкальной комедии за семь десятков лет своего существования превратился в уникальное достояние культуры не только Свердловской области и Урала, но и вошел в золотой фонд культуры России.

Еще в 1943 году, в самый  разгар войны, на Всесоюзной конференции  по проблемам развития советского музыкального театра коллектив Свердловского театра музыкальной комедии впервые был назван «лабораторией советской оперетты». Театру было тогда всего десять лет.

В списке спектаклей театра все чаще встречались пометки  «поставлено впервые в стране». Именно в те военные и первые послевоенные годы в Свердловске появились такие постановки, как показанный впервые на опереточной сцене «Бронзовый бюст» И.Ковнера, последовал ряд военно-патриотических спектаклей: «Табачный капитан» В. Щербачева, удостоенный в 1946 году Государственной премии СССР.

Свердловский театр  музыкальной комедии с первых лет своего существования прочно занял позицию «авангарда» российской оперетты. На свердловской сцене впервые увидели свет десятки лучших музыкально-театральных произведений отечественных композиторов. «Флагманом» жанра театр остался и сегодня – это единственный музыкальный театр страны, где особое внимание наряду с классикой уделяется постановкам современных западных мюзиклов. В театре работает профессиональная балетная труппа и хоровой коллектив, сильный симфонический оркестр.

22 августа 1983 года театр  был награжден Орденом Трудового  Красного Знамени за заслуги в развитии советского музыкального искусства.

А 4 декабря 1986 года Свердловский театр музыкальной комедии –  первый в стране своем жанре был удостоен почетного звания «Академический».  Ребята, а кто знает имя яркой представительницы этого театра? С 1957 года в этом театре знаменитая артистка – Нина Александровна Энгель-Утина (21 июня 1925, Свердловск – 14 сентября 1992, Екатеринбург) – артистка оперетты, народная артистка РСФСР (1973 г.). Родилась в Свердловске. Нина Александровна окончила актерскую мастерскую при Свердловской киностудии (1947) и ГИТИС (1953). Свою сценическую деятельность начала с амплуа субретки в Волгоградском театре музыкальной комедии (1953). С 1957-1992 гг. работала в Свердловском театре музыкальной комедии, где создала яркие образы героинь: Любаша («Севастопольский вальс» К.Листова, 1962), Степанида («Сто чертей и одна девушка» Т.Хренникова, 1964), Мэри Ив («Девушка с голубыми глазами» В.Мурадели, 1966), Клава Калинкина («Требуется героиня» В.Баснера, 1969), Мать («Беспечный гражданин» А.Затина, 1987). Большими творческими достижениями Нины Александровны Энгель-Утиной явились образы Анжелики («Черный дракон» Д.Модуньо, 1965) и Долли Леви («Хелло, Долли!» Дж. Германа, 1974), сделавшие её одной из самых любимых актрис Свердловска. С огромным успехом прошел её юбилейный концерт в театре в 1985 году, запись которого сохранилась на свердловском телевидении, завершающий музыкальный номер «Хелло, Долли!» вызвал овацию в зале. Нина Александровна награждена орденом Трудового Красного Знамени, являлась Лауреатом премии им. А.Г. Маренича (1992). К большому сожалению этой великой артистки уже нет с нами, но ее величие подтвердилось и во время панихиды в театре, кода попрощаться с Ниной Александровной в 1992 году пришло столько поклонников, что пришлось частично перекрывать движение транспорта. Академический театр музыкальной комедии всегда был любим публикой, и остается таковым и по сегодняшний день, что подтверждают аншлаги и восторженные отклики самых строгих критиков.

Большое спасибо вам  за внимание! На этом теоретическая  часть нашей экскурсии заканчивается, но как вы уже наверно поняли, мы с вами только прикоснулись к истории женщин города, ну а сейчас, я приглашаю вас посетить музыкальную постановку, где вы уже лично сможете убедиться в профессионализме ведущих актеров и актрис, увидеть и запомнить их. Желаю приятного просмотра!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Разработка культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга