Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:57, дипломная работа
Одним із найважливіших завдань сучасної Української держави і суспільства в цілому є забезпечення суворого додержання законності, викорінення будь-яких порушень громадського порядку, ліквідація злочинності, усунення причин та умов, що породжують та сприяють її розвитку. Уряд Української держави на даний час намітив і здійснює комплекс заходів з виконання вищезазначених завдань. Нині особливу увагу приділено вдосконаленню діяльності органів прокуратури, внутрішніх справ, юстиції, судів, що покликані стояти на сторожі законності, захисту прав громадян України, інтересів суспільства.
Введение………………………………………………………………………….12
РАЗДЕЛ 1. Поняття доказової інформації в кримінальному процесі
. Основні підходи до визначення поняття доказової інформації в кримінальному процесі ……………..16
. Информационное обеспечение собирания и проверки доказательств в стадии досудебного расследования преступлений…………………………………………..25
Особенности собирания и анализа доказательственной информации о преступлении ……………………………………………...32
РАЗДЕЛ 2 . ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ САБИРАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ В СТАДИИ ДОСУДЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
2.1 Деятельность по оперативно-розыскному обеспечению собирания и проверки доказательственной информации в ходе производства первоначальных следственных действий 38
2.2. Воздействие негативных обстоятельств на собирание доказательственной информации в стадии досудебного расследования преступлений……………………………………………...50
2.3 Методы и средства защиты доказательственной информации на стадии досудебного расследования преступлений……………62
Вывод …………………………………………………………………………69
Список использованной литературы……………………………………... 71
Приложения……………………………………………………………………75
Все виды и источники информации о деятельности органов внутренних дел и ее результаты должны отвечать определенным требованиям. К ним, в частности, относятся требования объективности, комплексности, оптимальности, конкретности, непрерывности. Главным из этих требований является требование объективного подхода, которое предъявляется ко всей социальной информации, отражающей общественные и личные интересы и потребности. Это означает, что любая информация служащая базой для выработки управленческих решений, должна отражать реальное положение дел в правоохранительной сфере государственного управления, действительное состояние борьбы с преступностью, охраны прав и свобод и законных интересов граждан. Решение проблем укрепления законности и правопорядка на любом уровне управления предполагает учет и анализ как позитивных так и негативных обстоятельств, факторов и явлений, глубокое, всестороннее и непредвзятое их изучение. Иными словами, информация должна быть объективна и служить гарантией выработки обоснованного управленческого решения, а в конечном счете - правильной организации управленческого процесса. Следует подчеркнуть, что повышение уровня информационного обеспечения во многом зависит от качества работы информационных центров, деятельность которых направлена на проектирование, организаций функционирования и совершенствования информационных систем. К сожалению проектирование информационных систем, как правило, отстает от реорганизации систем управления в органах
23
внутренних дел, что приводит на этапе становления вновь образованию субъекта управления к дефициту необходимой информации, с одной стороны и к избытку устаревшей и непригодной информации с другой. В это же время улучшение организации деятельности горрайорганов немыслимо без информационного обеспечения процесса управления, так как руководителю нужна постоянная информация об организации и функционировании управляемой системы.
Процесс информационного обеспечения руководителя можно представить в виде следующих пяти этапов:
- выявление
и изучение информационных
- определения на этой основе содержания, тематической направленности, объема и видов информации;
- формирование подразделений и установление круга лиц, ответственных за обеспечение информацией, определение и разграничение их компетенции;
- регламентация форм, методов, средств представления информации;
- организация
фактического обеспечения
Начальник горрайоргана внутренних дел должен обеспечиваться, как правило материалами обобщенного характера, реферативного. При этом желательно, чтобы информация о возникающих проблемах и задачах содержала определенные оценки, предложения. Важное место в деятельности начальника ГРОВД занимают анализ и оценка оперативной обстановки. Информационной базой этой работы является главным образом статистическая информация о состоянии преступности и результате оперативно-служебной деятельности.[3]
Накопителями указанной информации являются:
24
1. Единый журнал
учета преступлений, уголовных дел
(материалов, протоколов) и лиц совершивших
преступления. Информация в нем
формируется на основании
совершившего преступление; формы 2 - на лицо, совершившее преступление; статистический талон формы 3 - о принятом решении по уголовному делу.
2.Журнал регистрации материалов, по которым вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
3.Книга учета
заявлений и сообщений о
4.Журнал учета
информации, поступившей в ОВД
по телефону, телеграфу, в виде
срабатывания приборов
5.Статистические
отчеты о следственной работе
(форма 1-Е, 1-ЕМ), о рассмотрении
заявлений и сообщений о
Кроме
общего анализа и оценки
25
образом, из вышесказанного следует, что подготовка любого рода решений, планов органов внутренних дел должна осуществляться с учетом интересов населения, а недостаток соответствующей социальной информации целесообразно восполнять научной оценкой сложившейся обстановки. Теория и практика социального управления требуют, чтобы основу разрабатываемых решений, планов, определяющих деятельность органов внутренних дел, составляла информация, достоверно отражающая общие и специфические интересы населения. [3,c.15]
Сказанное позволяет прийти к выводу, что процесс управления неосуществим без соответствующего информационного обеспечения как всего управленческого цикла, так и отельных его стадий.
1.2 Информационное обеспечение координационной деятельности правоохранительных органов.
Деятельность по раскрытию и расследованию преступлений неразрывно связана с информацией и по сути своей носит ярко выраженный информационный характер. С информационной точки зрения в ее основе лежат информационные процессы, реализуемые путем осуществления совокупности действий, направленных на выявление, анализ и оценку собираемой в процессе раскрытия и расследования преступления информации. В связи с этим, ключевым моментом при рассмотрении данного аспекта деятельности по раскрытию и расследованию преступлений выступает координационная деятельность правоохранительных органов. Информационное обеспечение координации осуществляется на основе:
1. обеспечение
результатов анализа собранной
всеми правоохранительными
2. об обстоятельствах,
способствующих преступным
26
3. данных статистического
и оперативного учетов (в том
числе о раскрытии
4. дополнительных сведений, которыми располагают другие государственные органы и негосударственные организации.
От иных государственных органов сведения запрашиваются по типовой форме, что позволяет получить сопоставимые данные и облегчает их обработку и обобщение. Как показывает практика, прокуратура получает информацию о состоянии преступности и борьбы с ней на поднадзорной территории, прежде всего посредством выполнения своих надзорных функций. Информация содержится в материалах прокурорских проверок, как плановых, так и инициативных. Из других правоохранительных органов она поступает в виде оперативных сводок, аналитических справок, докладных записок и т.п. Оценка ситуации в отдельном регионе, области по результатам анализа собранной информации позволяет определять цели координации, например: повышение уровня раскрываемости каких-либо видов преступлений получивших распространение в данном городе, снижение удельного веса преступлений среди отдельных групп населения. Сущность координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью как функции прокуратуры состоит в организации и осуществлении Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами взаимосогласованных по времени, месту, исполнителям действий правоохранительных органов по выявлению, раскрытию, пресечению, расследованию и предупреждению преступлений, принятию мер по устранению причин и условий, способствующих их совершению. Под организацией координации понимается целенаправленное, обоснованное упорядочение совместной работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью, приведение ее в стройную устойчивую постоянно действующую систему. Целью координационной деятельности органов прокуратуры является повышение эффективности борьбы с преступностью.
27
Однако основной целью координации является повышение эффективности воздействия на преступность путем разработки и осуществления правоохранительными органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. Борьба с иными, непреступными правонарушениями также может осуществляться в рамках координационной деятельности, поскольку она направлена на установление и устранение таких правонарушений, которые могут способствовать совершению преступлений, перерастать из непреступных в преступные. Под борьбой с преступностью подразумевается деятельность уполномоченных государственных органов по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению, уголовному преследованию и наказанию виновных в совершении преступлений. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется на основе: соблюдения законности; равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий; самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Украины полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий; гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательных норм о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне; ответственности руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений. [12]
С принятием
Закона Украины «Об оперативно-
28
технических средств
их реализации. Основные субъекты выполнения
оперативно-розыскной
Однако не все подразделения, наделенные функцией дознания, вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Украины. Круг таких органов определен в ст.5 ЗУ «Об оперативно-розыскной деятельности», в котором говорится, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями :
- Органы внутренних дел – уголовной, транспортной и специальной милицией, специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью, судебной милицией;
- Службы безопасности Украины – контрразведкой, военной контрразведкой, защиты национальной государственности, специальными подразделениями по борьбе с коррупцией и организованной преступности и др. спецслужбы Украины;
- Службы внешней разведки Украины – агентурной разведки, оперативно-техническими, собственной безопасности;
- Государственной пограничной службы Украины
- управления государственной охраны – подразделения оперативного обеспечения охраны исключительно с целью обеспечения безопасности лиц и объектов, в отношении которых осуществляется государственная охрана;
- органы государственной
налоговой службы –
- органы и учреждения Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний – оперативными подразделениями;
- разведывательного органа Министерства обороны Украины – оперативными, оперативно-техническими , собственной безопасности.
Таким образом, имеются правовые основания включать все органы, наделенные функцией оперативно-розыскной деятельности, в число
29
правоохранительных
органов, участвующих в борьбе с
преступностью. Поэтому деятельность
этих органов нуждается в
Координация осуществляется на основе равенства всех ее участников, самостоятельности каждого правоохранительного органа при выполнении согласованных решений, ответственности руководителей каждого правоохранительного органа за выполнение решений при непременном соблюдении законности.[36] Это основополагающие принципы. Принципами координации также являются системность и постоянство координации, при соблюдении которых обеспечивается эффективность работы всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью на всех уровнях, а, следовательно, - воздействия на преступность. Основные, наиболее общие приоритеты координации определены приказом Генерального прокурора Украины № 34: «Принимая участие в совместной с другими правоохранительными органами деятельности по борьбе с преступностью, сосредоточить усилия на обеспечении раскрываемости и пресечении умышленных убийств, бандитизма, терроризма, экономических преступлений и коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков». Для обеспечения согласованной деятельности по выделенным направлениям, создаются постоянно действующие рабочие группы. Они организуют повседневное взаимодействие по соответствующим направлениям работы. По мере изменения состояния и структуры преступности в регионе выделяются новые приоритетные направления, меняются структура и состав постоянно действующих рабочих групп.