Теоретичні аспекти забезпечення безпеки збирання та перевірки доказів на стадії досудового розслідування злочинів

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:57, дипломная работа

Краткое описание

Одним із найважливіших завдань сучасної Української держави і суспільства в цілому є забезпечення суворого додержання законності, викорінення будь-яких порушень громадського порядку, ліквідація злочинності, усунення причин та умов, що породжують та сприяють її розвитку. Уряд Української держави на даний час намітив і здійснює комплекс заходів з виконання вищезазначених завдань. Нині особливу увагу приділено вдосконаленню діяльності органів прокуратури, внутрішніх справ, юстиції, судів, що покликані стояти на сторожі законності, захисту прав громадян України, інтересів суспільства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….12
РАЗДЕЛ 1. Поняття доказової інформації в кримінальному процесі
. Основні підходи до визначення поняття доказової інформації в кримінальному процесі ……………..16
. Информационное обеспечение собирания и проверки доказательств в стадии досудебного расследования преступлений…………………………………………..25
Особенности собирания и анализа доказательственной информации о преступлении ……………………………………………...32
РАЗДЕЛ 2 . ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ САБИРАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ В СТАДИИ ДОСУДЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
2.1 Деятельность по оперативно-розыскному обеспечению собирания и проверки доказательственной информации в ходе производства первоначальных следственных действий 38
2.2. Воздействие негативных обстоятельств на собирание доказательственной информации в стадии досудебного расследования преступлений……………………………………………...50
2.3 Методы и средства защиты доказательственной информации на стадии досудебного расследования преступлений……………62

Вывод …………………………………………………………………………69
Список использованной литературы……………………………………... 71
Приложения……………………………………………………………………75

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 404.50 Кб (Скачать файл)

   В целях  повышения эффективности координации  деятельности правоохранительных  органов осуществляется взаимодействие  с судами и органами юстиции.  Взаимодействие с судами и органами юстиции может проводиться в следующих согласованных формах: взаимное

        30

информирование  о состоянии преступности и судимости; использование данных судебной статистики и материалов судебной практики при  разработке мер по усилению борьбы с преступностью; совместная работа по подготовке законопроектов о борьбе с преступностью; проведение совместных семинаров и конференций, участие соответствующих специалистов в работе по повышению квалификации работников правоохранительных органов; направление совместных информационных писем, справок, обзоров; участие в подготовке постановлений Пленума Верховного Суда Украины и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Украины. Председатели судов, руководители органов юстиции могут принимать участие в координационных совещаниях правоохранительных органов. Взаимодействие правоохранительных органов с судами по вопросам борьбы с преступностью осуществляется с соблюдением принципов самостоятельности органов судебной власти, независимости судей и их подчиненности только Конституции Украины, ЗУ « о судоустройстве ».[1]

Из  выше  изложенного можно сделать вывод, что в координационной деятельности не только в рамках приоритетности данного направления, но и в целом следует иметь в виду, что преступность всегда владеет инициативой, поэтому концептуальные основы предупреждения преступности предполагают выделение наиболее важных приоритетов борьбы с ней. Воздействовать на причины преступности правоохранительные органы, в том числе и в рамках координационной деятельности, сегодня не в силах. Преступность имеет глубокие социально-экономические корни. Однако усилия правоохранительных органов в рамках координационной работы по наиболее опасным и распространенным направлениям преступности могут способствовать тому, что эти проявления преступности будут испытывать постоянное воздействие и давление правоохранительной системы. Метод же всеохватности, как свидетельствует практика, неэффективен. На практике, в

 

        31

тех или иных формах, правоохранительные органы уже практикуют деятельность по наиболее важным направлениям.

С учетом данного  обстоятельства необходимо выделить приоритетные направления борьбы с преступностью:          1.Активизация участия граждан в борьбе с преступностью, обеспечение их взаимодействия с правоохранительными органами.

 

 2. Мероприятия по совершенствованию правотворческой правоприменительной практики.

 

3. Профилактика  и борьба с организованной  преступностью, тяжкими и транснациональными  преступлениями.

 

4. Обеспечение на надлежащем уровне профилактики и борьбы с преступностью несовершеннолетних.

Однако, чтобы достичь эффективных результатов в более сжатые сроки, необходимо комплексно охватить профилактической работой соответствующие объекты, оптимально распределить силы, установить на  максимальном  уровне сотрудничество и надлежащие отношения между субъектами правоохранительной системы, повысить  уровень  информированности  субъектов. Обобщение опыта показывает на необходимость более четкого правового регулирования координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на различных уровнях правоохранительной системы государства, необходимо четко разграничить предметы ведения, компетенцию правоохранительных органов различных уровней, круг ее участников на уровне  областных  прокуратур, ОВД, определить предмет, приоритетные направления, формы и методы координации деятельности по борьбе с преступностью.

   Важно  учесть, что еще в XVIII веке в  юридической науке было отмечено, что наиболее эффективный способ предупредить преступление заключается не в жестокости наказания, а в его неизбежности.[2]

 

       32

    1. Особенности сбора и обработки   криминалистически значимой  информации  о преступлении

   Деятельность  по раскрытию и расследованию преступлений правомерно рассматривать как процесс получения, обработки и использования информации. От качества и количества информации, её доступности для следователя и других лиц, осуществляющих розыск и дознание, иначе говоря, от уровня их информационной обеспеченности, во многом зависит эффективность этой деятельности.

Под информацией  в криминалистике понимаются фактические  данные или сведения, находящиеся  в причинно-следственной связи с  событием преступления и характеризующие  способ его совершения, лиц его совершивших, предметы преступного посягательства и тому подобные обстоятельства. Такую информацию принято называть криминалистически значимой. Её источниками при этом являются самые разнообразные (материальные и идеальные) следы преступлений, а, соответственно, и все следообразующие объекты. Вместе с тем, в процессе уголовного судопроизводства для установления фактов и обстоятельств, входящих в предмет доказывания, нередко важное значение имеет сугубо справочная информация, характеризующая индивидуальные и родовые (видовые) признаки человека, материалов, веществ и изделий, которые зачастую не имеют причинно-следственных связей с событием преступления, однако способствуют решению диагностических, классификационных и идентификационных задач. Сюда относятся сведения об источниках происхождения известных веществ и материалов, их физических и химических свойствах, сведения об образцах изделий или продукции и.т.п., справочная информация. Такая информация имеет потенциально криминалистическое значение. Вместе с криминалистически значимой она составляет криминалистическую информацию, рациональное использование которой, с учетом её объема и многообразия возможно только в рамках

       33

информационно-поисковой  системы, обеспечивающей накопление, обработку, хранение и поиск такой информации. Эту систему принято называть криминалистической регистрацией - это научно разработанная система учета лиц, предметов и других объектов и сведений относительно них, которые имеют криминалистическое значение. Задача криминалистической регистрации - обеспечить органы дознания и предыдущего следствия необходимой информацией, которая будет нужна для раскрытия и расследования преступлений. Данные криминальной регистрации используются в профилактической и административно-правовой деятельности. Этот  вид  регистрации подразумевает как определенную систему материальных объектов (коллекции, картотеки, базы данных, иные хранилища информации), так и практическую регистрационную деятельность. Система средств регистрации складывается из подсистем, называемых криминалистическими учетами, которые отличаются друг от друга учитываемыми данными, а также способами и формами их сосредоточения и систематизации. Однако, говоря об учете, следует иметь ввиду не только его содержание, т.е. зафиксированные с помощью этого учета данные, но и саму процедуру, включающую действия по  сбору и регистрации информации, её систематизации, хранению, поиску. [14]

   Криминалистическая  регистрация имеет  давнюю  историю  формирования  и развития  системы своих учетов. Длительное время она именовалась уголовной  регистрацией, ибо ее основу составлял учет  лиц,  привлеченных  к  уголовной ответственности,   и   совершенных   ими   преступлений.    Последовательное расширение  круга учитываемых объектов (а сейчас регистрируются и  лица,  без вести пропавшие; трупы; предметы  преступного  посягательства;  предметы   со следами преступления; средства  и  способы  совершения  преступлений;  следы преступлений),  да  и  разработанные  криминалистами   средства   и   методы  получения указанной информации стали более совершенными.  Совершенствуются  они, главным

        34

образом, за счет внедрения информационных технологий. Научную основу криминалистических учетов составляют достижения гуманитарных, естественных, технических наук. В последние годы особое значение приобрела и теория информации. Подобное явление согласуется с современностью, когда информатика и информатизация составляют одну из основ развития общества.

   Основу  криминалистического учета составляют положения об индивидуальности объектов, их относительную стойкость и возможность дальнейшего отождествления. Он базируется на использовании теории идентификации, судебной фотографии, дактилоскопии, словесного портрета и прочих научных данных. Уголовная регистрация (как  разновидность криминалистического  учета) складывается из следующих элементов: а) накопление информации;         

б) её систематизация;

в) идентификация  зарегистрированных объектов;

г) выдача справочной информации.

Накопление информации происходит за счет поступления в подразделения, осуществляющие учет, регистрационных карт из следственных и оперативных аппаратов о расследуемых преступлениях и проходящих по ним подозреваемых и обвиняемых, сообщений судебных органов о результатах рассмотрения уголовных дел, оперативных сводок о преступлениях, способах их совершения и приметах преступников. Важным источником учитываемой информации являются также заключения экспертов по результатам исследования вещественных доказательств. Поводом для обращения к данным различных криминалистических и оперативных учетов является наличие обстоятельств, указывающих, что объект, интересующий правоохранительные органы, ранее, возможно, подвергался регистрации. При этом учитывается, что один и тот же объект по разным основаниям мог быть зафиксирован по нескольким видам учета: оперативно-справочные,

      35

оперативно-розыскные, криминалистические и другие учеты, используемые при раскрытии и  расследовании преступлений. К объектам, подлежащим криминалистическому учету относятся:

1. Неизвестные  преступники, скрывающиеся от  суда и следствия и от отбытия  наказания;

2. Обвиняемые, которые  были арестованы;

3. Лица, задержанные  за бродяжничество, попрошайничество;

4. Лица, совершившие  преступления, но освобождены от уголовной ответственности и наказания на основаниях, предусмотренных законом;

5. Осужденные  лица;

6. Лица, пропавшие  без вести;  и др.

Криминалистической  регистрацией занимаются следующие  подразделения органов внутренних дел Украины:

1.Управление  оперативной информации (УОИ) МВД  Украины;

2.Государственный  научно-исследовательский экспертно-криминалистический  центр (ГНИЭКЦ) МВС Украины;

3.Управления  оперативной информации главных  управлений МВД (ГУ МВД) Украины  в областях;

4.Научно-исследовательские экспертно - криминалистические центры (НИЭКЦ) ГУ УМВД Украины в областях;

5.Городские,  районные, транспортные (линейные) органы  внутренних дел.

Каждый из названных  органов имеет свои виды учета:

В Управлении оперативной информации МВД Украины осуществляется учет:

Преступников, скрывающихся и уклоняющихся от отбытия  наказания, задержанных бродяг и  попрошаек; осужденных; лиц, пропавших  без вести; больных в лечебных учреждениях, детских домах, домах  престарелых, а также лиц, не могущих  сообщить о себе никаких сведений; неопознанных трупов; огнестрельного оружия (украденного, сданного, утраченного);

        36

номерных вещей  и изделий, связанных с преступлениями; бесхозных автотранспортных средств; паспортов; фактов хищения грузов, багажа на железнодорожном транспорте. Учеты, которые ведутся в УОИ МВД Украины, являются централизованными, то есть повторяются в областях.[16]

В Государственном научно-исследовательском экспертно-криминалистическом центре МВД Украины ведется учет таких объектов:

Пуль, гильз, патронов со следами оружия с мест нераскрытых  преступлений; подделанных документов, изготовленных полиграфическим  способом; подделанных денежных знаков (бумажные деньги); следов пальцев рук  с мест нераскрытых преступлений.

В управлениях  оперативной информации главных управлений и управлений МВД Украины в областях ведется учет:

Задержанных бродяг и лиц, живущих подаяниями; лиц, совершивших  преступления, но освобожденных от уголовной ответственности на основаниях, предусмотренных законом; осужденных; огнестрельного оружия (утраченного, украденного, изъятого); номерных вещей и изделий, связанных с преступлением; поддельных денежных знаков (бумажные деньги)

В городских, районных, транспортных (линейных) органах  внутренних дел ведется учет:

Вещей - украденных, утраченных, а также изъятых у задержанных; автотранспортных средств (бесхозный транспорт); следов рук с мест нераскрытых преступлений (сохраняются фотоснимки).

Кроме того, на центральном, региональном и местном  уровнях формируются информационно-справочные коллекции образцов оружия и боеприпасов; наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров; рельефных подошв обуви; инструментов, используемых при взломах; лакокрасочных покрытий; стекол фар автотранспорта; макетов взрывных устройств и веществ; протекторов шин; следов рукавиц; замков и ключей;

 

        37

образцов волокон  и волос; горюче-смазочных материалов; поддельных узлов и агрегатов  автотранспорта и т.п.

Говоря о  конкретных видах криминалистического  учета, следует отметить, что не существует единого нормативно-правового документа, в котором были бы собраны существующие виды криминалистических учетов. В тоже время, систематизировать нормативно-правовые акты по объектам учета не представляется возможным по причине их неоднородности.  В зависимости от решаемых задач, криминалистические учеты имеют поисковое и справочное предназначение Приказ Министерства внутренних дел Украины № 190 от 14.01.1994 г. «Об утверждении Инструкции о формировании, ведении, учете и использовании криминалистических учетов криминалистического центра МВД Украины». К криминалистическим учетам поискового предназначения относят объекты (натурные либо их копии), непосредственно связанные с совершением преступления и изъятые при осмотрах мест происшествия либо при проведении иных следственных и оперативных действий. Поисковые криминалистические учеты используются для сравнения объектов с целью их идентификации и установления единого источника происхождения, а также для сравнения с этими объектами экспериментальных образцов с целью установления причастности к совершению преступлений подозреваемых лиц и изъятых вещей.[23]

Информация о работе Теоретичні аспекти забезпечення безпеки збирання та перевірки доказів на стадії досудового розслідування злочинів