Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 14:04, контрольная работа

Краткое описание

Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу.Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Однако ее невозможно определять только с помощью территориальных и хронологических определений. Самый важный вопрос - это вопрос о сущностиантичной философии.

Содержание

Введение
1. Становление античной философии и этапы ее развития.
2. Натурфилософские ориентации досократическойфилософии.
3. Сократ и сократические школы.
4. Философия Платона и Аристотеля.
5. Философия эпохи эллинизма.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 73.13 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»

 

 

 

 

Котрольная работа

                                    на тему:

«Античная философия»

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса группы 24 ЗФО

педагогического факультета

специальность «Музыкальное искусство»

Боровик Д.М.

Проверила: Кирпичёнок Е.В.

 

 

 

 

 

Витебск 2012 г.

План.

 

Введение

1. Становление античной философии  и этапы ее развития.

2. Натурфилософские ориентации  досократической философии.

3. Сократ и сократические школы.

4. Философия Платона и Аристотеля.

5. Философия эпохи эллинизма.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

 

 

 Античная философия, то есть философия древних греков  и древних римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда император Юстиниан  закрыл в  529 г. последнюю греческую философскую  школу. Платоновскую  Академию). Таким образом,  античная философия  просуществовала около  1200  лет.   Однако   ее  невозможно   определять  только  с  помощью территориальных  и хронологических определений. Самый  важный вопрос  -  это вопрос о сущности античной философии.

 

 Согласно  учению о том, что процесс исторического  развития есть  смена

общественно-экономических формаций, а формация  есть "общество,  находящееся {на определенной  ступени исторического развития}, общество  со своеобразным отличительным    характером"   ,причем    для    изучения   жизненного функционирования мышления в эпоху античной культуры необходимо отдавать себе отчет  в  том,  что  такое общинно-родовая формация  и  что  такое  формация рабовладельческая.

 

Античная философия в VI в. до н. э. как раз и зарождается вместе с  рабовладельческой формацией, но  общинно-родовая формация  целиком

никогда  не исчезала  в  античное  время,  а  в  последнее  столетие  своего

существования оказалась даже  прямой  реставрацией  именно  общинно-родового мировоззрения.   Живучесть   общинно-родовых   элементов  в  течение   всего тысячелетнего    античного   рабовладения   производит   прямо   разительное впечатление.Поэтому до-философская основа античной философии, проявлявшая себя как общинно-родовая и  рабовладельческая формация, должна быть учтена в первую очередь[6,c 5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Становление  античной философии и этапы  ее развития.

 

Философия возникает в обществе в период формирования рабовладельческого строя. Наивные философские представления складываются у народов  Ближнего Востока — например, в Месопотамии. Более многообразны философские системы Древней Индии и Древнего Китая. Однако особенно интересна древнегреческая философия. Она примечательна тем, что в ее рамках складываются все основные философские направления, которые продолжают развиваться и совершенствоваться вплоть до наших дней.

Философию  Древней  Греции и Рима, получившую название античной, мы рассмотрим подробнее[4, c 21].

 Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на длительность этого периода, обнимающего свыше тысячи лет интенсивного развития, существуют веские основания рассматривать античную философию как единое и своеобразное, хотя отнюдь не изолированное явление в развитии философского сознания человечества[1, c 4].

Ее основная периодизация связана в первую очередь с общекультурным развитием античности. В эволюции античной философии, на основе ее содержательного анализа, выделяются следующие взаимопроникающиеся, а порою накладывающиеся друг на друга, пять периодов:

 

1) космологический, с его  онтологией и вытекающей из  него гносеологией и этикой, называемый  порою досократическим или натурфилософским (VI-V вв. до н.э.);

2) антропологический, представленный  софистами, Сократом и сократическими  школами (2-я пол. V-IV вв. до н.э.);

3) классический, связанный с деятельностью Демокрита, Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.);

4) эллинистический, связанный  с возникновением и распространением  эпикуреизма, стоицизма и скептицизма, а также неоплатонизма (конец IV в. – I в. до н.э.);

5) римский, представленный  философией Цицерона, Лукреция Кара, а также римским стоицизмом, эпикуреизмом, скептицизмом и философией позднеримского мыслителя Боэция (I в. до н.э. - VI в. н.э.).

 

Сначала древние греки называли философией то, что мы сейчас называем наукой. Затем начинается процесс усложнения структуры научного знания: от целостного массива знаний, именуемого философией, начинают отделяться,«отпочковываться» частные научные дисциплины.Таким образом, в настоящее время философией называют уже не знания или размышления о любых явлениях действительности, а лишь одну из наук.

Древнегреческая философия начинает формироваться в VII–VI вв. до н. э. В мировой науке начиная с древних греков и до наших дней ведутся дискуссии о способах проверки истинности знания. Таким образом, основа мифологического сознания — вера в предание, основа научного — изучение законов окружающего мира, их проверка и использование в практической деятельности.

Научное мировоззрение, начавшее формироваться в древнегреческой

философии, является более высокой ступенью развития человеческого познания, чем мифология и религия. Тем самым греки сделали первый шаг по пути, ведущему к формированию современного европейского типа научного мышления — экспериментальной науке, опирающейся на развернутую систему методов и мировоззренческих представлений.

В древнегреческой философии сформировались первые научные школы — учения крупнейших мыслителей, которые развивались и распространялись их последователями.

Традиционно считается, что создателями древнегреческой философии

являются три мыслителя, жившие в Милете в VII–VI в. до н. э., — Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Главная их заслуга состояла в постановке вопроса о единой первооснове мира. Природа не является простым скоплением различных предметов, как считали мудрецы предшествующих эпох. Все вещи, полагали милетцы, имеют некую единую первооснову, общую субстанцию. Главная философская идея милетской школы состоит, таким образом, в сведении всего многообразия мира к единой первооснове вещей. Милетцы не сомневались в изменчивости мира, в его существовании по неким природным законам, в возможности познать эти законы. Однако следующие философские школы Древней Греции обнаружили, что вопросы о движении, о природе окружающего мира и о путях его познания в действительности являются глубокими философскими проблемами, требующими самого обстоятельного изучения. Эти проблемы остаются в центре внимания философии и в XX в.

Вопрос о движении и изменчивости мира вскоре начал обсуждаться в учениях Гераклита Эфесского и представителей элейской школы. Их подходы к проблеме диаметрально противоположны: Гераклит считал мир подвижным и вечно изменяющимся, элейцы — постоянным и неизменным. Эти концепции дали начало двум существующим до сих пор направлениям в развитии философской мысли. Позже они получили названия: диалектика и метафизика.

 

Диалектику обычно определяют как наиболее глубокое и полное учение о всеобщей изменчивости и развитии мира. Диалектическая концепция развития существует две с половиной тысячи лет и постоянно углубляется на основе научных открытий и осмысления практической деятельности общества. Создателем диалектики в рамках европейской науки справедливо считается Гераклит из Эфеса (ок. 540 — ок. 480 до н. э.). Представление о всеобщей изменчивости вещей выражено в двух всемирно известных афоризмах Гераклита: «Все течет, все изменяется» и «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Преувеличение изменчивости мира, недооценка элемента устойчивости получила в науке название — релятивизм (от лат. relativus — относительный). Недооценка изменчивости, преувеличение устойчивости и постоянства мира также часто встречались в истории науки. В XIX в. такой подход получил название метафизики.

Метафизика как представление о неизменности всего существующего, противоположна диалектике как учению о развитии мира. Полемика между сторонниками диалектического и метафизического взглядов на действительность начинается с учений Гераклита и мыслителей элейской школы, высказывавших прямо противоположные взгляды на изменчивость. Эта полемика прослеживается на протяжении всей истории европейской философии. Длительное время метафизикой было принято называть философию вообще (отсюда выражение — «метафизические вопросы», т. е. философские вопросы и проблемы). В XIX в. появилось новое значение этого термина — под метафизикой стали понимать особое направление в философии, которое отрицает движение, изменение и развитие мира или понимает их упрощенно, примитивно. То есть метафизика во втором, более узком, смысле слова — это как бы антидиалектика, упрощенная и искаженная концепция развития, противоположная диалектике как наиболее полному и глубокому учению о развитии. Первыми недиалектическую концепцию мира разработали представители элейской школы. К ней относятся Ксенофан из Колофона (ок. 570—после 478 до н. э.), Парменид из Элеи (род. ок. 515 или ок. 544 до н. э.) и Зенон Элейский (ок. 490—ок. 430 до н. э.).

Древнегреческие атомисты совершили огромный прорыв в понимании сущности мира, его первоосновы и причин происходящих событий. Представители атомизма Левкипп (500–440 до н. э.), Демокрит (ок. 460–370 до н. э.) и Эпикур (341–270 до н. э.) считали, что мир состоит из мельчайших невидимых и неделимых частиц — атомов. Древнегреческий философ Эмпедокл из Акраганта (ок. 490–ок. 430 до н. э.) считал, что этих первоэлементов четыре: огонь, воздух, вода и земля. Сочетаясь в разных пропорциях, они создают все другие вещества. Такой точки зрения придерживались многие ученые вплоть до XVII в. Однако естествознание Нового времени фактически стало опираться на атомизм Демокрита. Так, объяснение явления диффузии, механизма химических реакций, закон Авогадро, законы, определяющие состояние газов, основаны на представлении, что материя состоит из мельчайших неделимых частиц — атомов и молекул. Древнегреческие атомисты вошли в историю как создатели одного из главных философских направлений — материализма. Основная идея материализма состоит в том, что первичной, исходной реальностью, первоосновой мира признается материя (ее могут называть также бытием, природой, атомами, веществом). Духовное начало (мысль, сознание, дух) материалисты считали вторичной реальностью, производной от материи.

Непосредственной причиной формирования идеализма в древнегреческой философии стала неспособность античного материализма полностью объяснить мир. Демокрит, Гераклит и другие мыслители рассматривали человека как микрокосмос, т. е. как бы миниатюрную копию

Вселенной, макрокосмоса. В человеке есть все силы и свойства, которые мы находим в макрокосмосе. Однако исследования и человека и Вселенной не могли опираться на достоверные научные знания. Древней науке удалось раскрыть только некоторые простейшие законы природы — например, закон Архимеда. Мировой закон — Логос — оставался для человека неясным и таинственным. Поэтому в древнегреческой мысли происходил постоянный поиск новых путей понимания человека и природы, микрокосмоса и макрокосмоса.

Одним из таких путей стал философский идеализм. Гносеологические (дословно — «познавательные») корни идеализма — это причины существования идеализма, вызванные трудностями процесса познания. Материализм, опиравшийся на ограниченные научные знания своей эпохи, не мог объяснить законы природы, связь между материальными и духовными явлениями, между единичным и общим в вещах и т. п. Отдельные элементы идеалистического представления о мире начали формироваться в философии Пифагора с острова Самос (2-я половина VI–начало V вв. до н. э.) и его последователей — пифагорейцев. На основе математических пропорций они ввели представление о гармонии — высшем законе, которому подчиняется все существующее.

 Следующий шаг по  направлению к идеалистической  философии сделали софисты. Словом  «софист» (в переводе: мудрец, искусник, изобретатель) во второй половине V в. до н. э. греки называли учителей  красноречия и знаний, необходимых  для активного участия в общественной  жизни.

 Великий древнегреческий  мыслитель Платон является основоположником  одного из двух главных направлений  в философии — идеализма. Центральная  философская идея Платона —  разделение мира на две сферы: мир вещей и мир идей. Философия  Платона — одно из самых  выдающихся учений в истории  науки. Его идеи были использованы  в римском неоплатонизме, а затем  при формировании идеологии христианства. С учения Платона в философии начинается полемика двух наиболее крупных направлений — материализма («линии Демокрита») и идеализма («линии Платона»).

Наиболее знаменитым учеником Платона был крупнейший ученый Древней Греции Аристотель из Стагира. После Платона и Аристотеля центр развития античной культуры постепенно переместился из Греции в Рим. Там формировались и философские учения, основанные на традициях греческой мысли. Наряду с перипатетиками и неоплатонизмом наиболее известными среди философских школ Греции и Рима в IV в. до н. э. стали скептицизм, эпикурейство, кинизм и стоицизм[ 4, c 60].

 

Вывод : Древнегреческая философия стала одной из самых ярких страниц в истории мировой философской мысли по своему идейному содержанию, разнообразию течений школ, типов мышления и идей. Здесь философия по-настоящему стала сама собой. По сути дела, греческая философия явилась мировоззрением освобождающейся личности, которая выделяла себя из Космоса и осознавала свою самостоятельность и ценность. Русский исследователь культуры А.Ф. Лосев отмечал, что античная философия – это «цельный лик, ...единораздельная, живая и целостная историческая структура».

Информация о работе Античная философия