Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:12, курсовая работа
Русская философия - сложный и многогранный процесс, который включает в себя многие направления как идеалистической, так и материалистической ориентации. Противоречивость ее определяет немалые споры и в историческом прошлом, и в настоящее время. Заявив о себе как о явлении мировой духовной культуры, русская философия тем не менее продолжает отстаивать свои права как на статус «философии самобытно русской», так и на статус философии как рационально-научного знания. В первом случае русская философия рассматривается как «национальное самосознание эпохи», выражение русского характера и русской души, во-втором речь идет исключительно о влиянии зарубежных философских направлений и школ.
Все его произведения можно считать автобиографическими, поскольку их герои решают проблемы, мучившие самого Достоевского, и переживают в жизни те же страстные чувства, ужасы и надежды, которые так хорошо были знакомы ему самому. А себя Достоевский настолько хорошо изучил, что романы его, подобно классической греческой трагедии, навсегда запечатлели вечную драму человеческого духа.
Ф.М. Достоевский родился в семье военного врача, жившего в Москве. Детство его протекало в благоприятной обстановке, он писал: «Я происходил из семейства русского и благочестивого… Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть ли не с первого года; мне было всего лишь десять лет, когда я знал почти все главные эпизоды русской истории». По окончании «подготовительного» училища Достоевский, вместе со старшим братом, поступил в Военно-инженерное училище в Петербурге. В годы учебы Достоевский свел дружбу с неким И.Н. Шидловским, «романтиком, обратившимся его позже на путь религиозных исканий» и имевшим несомненное влияние на Достоевского. «Читая с ним Шиллера, - писал Достоевский брату, - я примерял на нем и благородного, пламенного Дон-Карлоса, и маркиза Позу… имя Шиллера стало мне родным, каким-то волшебным звуком, вызывающим столько мечтаний…». В эти годы Достоевский жадно впитывает в себя влияния романтической поэзии.
В 1843 году Достоевский кончил офицерские классы Инженерного училища, получил место в инженерном ведомстве, но недолго оставался на службе и скоро вышел в отставку. В 1845 году он печатает свое первое произведение «Бедные люди», сразу выдвинувшее его в первоклассные писатели. С этого времени Достоевский с упоением отдается литературной деятельности. Но следующий роман «Двойник» подвергся острой критике. Некрасов и Белинский, прежние друзья Достоевского, изменили свое отношение к нему, и Достоевскому пришлось пережить тяжелые времена разочарования и безденежья. Тем не менее, он продолжал писать, хотя его произведения того периода уже не пользовались успехом. В самый разгар испытаний, выпавших на его долю, работа Достоевского неожиданно прерывается: 23 апреля 1849 года его арестовывают по подозрению в политическом заговоре и привлекают к суду.
Последние годы правления Николая 1 были отмечены невиданным наступлением политической реакции. Правительство подавляло любые попытки свободомыслия в России, считая независимые суждения причиной всех беспорядков и политической нестабильности. Принимались специальные меры для ограждения русских от проникновения революционных идей из Европы, и прежде всего из Франции. Однако ничего не смогло предотвратить увлечения русской молодежи социалистическими теориями Фурье и Сен-Симона. Их произведения читались и обсуждались в различных кружках, Достоевский принимал участие в одном из них, организованным Петрашевским. На членов кружка донесли, и все они предстали перед судом. Двадцать человек, включая Достоевского, были приговорены к смертной казни. 22 декабря 1849 года их доставили к месту казни, но в последний момент пришел указ о помиловании. Достоевскому казнь заменили четырехлетними каторжными работами в Сибири. Каторга дала Достоевскому ни с чем несравнимый материал будущих философских исследований. Здесь оттачивается умение Достоевского видеть «чужие души».
После своего освобождения Достоевский занимается журналистской деятельностью, много пишет, зачастую живет в тяжелой нужде. Обычно жизнь Достоевского после каторги делят на три периода.
Первый – с 1859 по 1865 год. Достоевский
восстанавливал свою литературную репутацию
и был занят
главным образом журналистикой. В 1861 году,
вместе с братом Михаилом, он основал периодический
журнал «Время»; журнал пользовался значительным
успехом. Особенно шумный успех выпал
на долю «Записок из
мертвого дома». К нему стала возвращаться
слава талантливого писателя, и братья
с оптимизмом смотрели в будущее. Но все
их надежды неожиданно рухнули: правительству
не понравилась одна из статей, и в 1863 году
журнал был запрещен.
Второй период
– 1865 – 1871 год. Достоевский
вынужден подолгу жить за
В последний период его жизни, с 1872 по 1881
год, слава Достоевского уже распространилась
по всей России, многочисленные трудности
остались позади. Начиная с 1873 года и с
перерывами до самой смерти, Достоевский
издает «Дневник писателя», где он излагает
свои политические и философские взгляды.
Последний и лучший из своих романов — «Братья Карамазовы» - он опубликовал в 1879—1880 годах, и роман сразу был признан гениальным произведением. Достоевский уже почитается не просто как романист, а как учитель жизни. Его знаменитая Пушкинская речь, произнесенная в 1880 году, за шесть месяцев до смерти, вознесла его на самую вершину общественного признания. Речь оценивалась друзьями и противниками Достоевского как пророческое описание будущего России. К тому же периоду относится его дружба с Владимиром Соловьевым, который произвел на Достоевского глубочайшее впечатление; в большой степени и сам Соловьев испытал влияние Достоевского.
Ф.М. Достоевский умер 28 января 1881 года. Похороны его вылились во всенародное горе: ни одного русского писателя не оплакивали так, как Достоевского.
А. Ремизов, известный в свое время русский писатель, выразил отношение к Достоевскому и его творчеству в словах: «Достоевский – это Россия. И нет России без Достоевского».
Понимание разных философских проблем имеет у Достоевского разную глубину. Ширина интереса при этом огромна. Его интересует общая проблема бытия: «Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие. Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие». Его волнует проблема материализма. В записных книжках и художественных произведениях можно увидеть размышления Достоевского над зависимостью общих понятий от явлений жизни, он касается и проблемы отрицания: «Отрицание необходимо, иначе человек так бы и заключился на земле, как клоп. Отрицание земли нужно, чтобы быть бесконечным. Христос, величайший положительный идеал человека, нес в себе отрицание земли, ибо повторение его оказалось невозможным». Некоторые герои писателя живут по закону отрицания отрицания: нормальная жизнь - падение - воскресение .
Диалектичность подхода
Однозначно решить вопрос о материализме или идеализме Достоевского трудно. Для художника-философа основной вопрос философии - это вопрос «нижнего этажа» ее, из которого нельзя механически вывести вопросы «этажа высшего». А высший этаж - это человек. Он и есть для писателя предмет философии. Философия Достоевского - философия человека. Вместе со всей русской мыслью Достоевский - антропоцентричен, а его философское мировоззрение есть, прежде всего, персонализм, окрашенный и достигающий в этой окраске необычайной силы и глубины. Нет для Достоевского ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может, нет и ничего страшнее человека. Человек загадочен, соткан из противоречий, но он является в то же время - в лице самого даже ничтожного человека - абсолютной ценностью.
Ответ на вопрос «Что есть человек?»
Достоевский начал искать с попыток
понять человека, изгнанного обществом,
осужденного за утрату требуемых обществом
качеств,
«урезанного» в своих человеческих правах.
Исследование его началось не с лучших
образцов человеческого рода, не с носителей
высших проявлений духовности и
нравственности и даже не с обычных людей
в обычных условиях жизни. Это - люди из
«мертвого дома». Исходный тезис его исследования
есть одновременно вывод, к которому он
приходит: каторжник тоже человек, требующий
понимания его человеческой сути, более
того, понимание каторжника - необходимое
условие раскрытия человеческой природы
вообще, ведь каторжник живет на грани
человеческого существования. Достоевский
пишет о каторге: «... шум, гам, хохот, ругательства,
звук цепей, чад и копоть, бритые головы,
клейменные лица, лоскутные платья, всеобруганное,
ошельмованное ... да, живуч человек! Человек
есть существо ко всему привыкающее, и,
я думаю, это самое лучшее его определение».
Интерес к постижению природы человека у Достоевского проявился рано. В 1839 году семнадцатилетний Достоевский писал брату: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной ибо хочу быть человеком».
Он ведет свое исследование в двух тесно связанных планах: изучает самого себя (главным образом через позицию героя повествования) и пытается понять других посредством своего Я. Этот анализ, по своей природе не лишенный субъективизма, и Достоевский этого не скрывает. Познание становится у него самопознанием, а самопознание – предпосылкой познания. Один из самых основательных исследователей творчества Достоевского – В.Ф. Кирпотин пишет о гениальности писателя как знатока человеческой психики: «Достоевский обладал способностью как бы прямого видения чужой психики. Он заглядывал в чужую душу, вооруженный оптическим стеклом, позволявшим ему улавливать самые тонкие нюансы, следить за самыми незаметными переливами и переходами внутренней жизни человека. Достоевский, как бы минуя внешние преграды, непосредственно наблюдает психологические процессы, совершающиеся в человеке, и фиксирует их на бумаге».
Другими словами, у Достоевского был только один всепоглощающий интерес, только одна тема, которой он отдал
все свои творческие силы. Тема эта – человек и его судьба. Человек, по утверждению Н.А. Бердяева, мучил писателя всю жизнь. Не может не поражать исключительный антропологизм и антропоцентризм Достоевского. Человек у Достоевского явление природного мира, но не есть одно из явлений в ряду других, хотя бы и высшее. Человек – микрокосм, центр бытия, солнце, вокруг которого все вращается, в нем – загадка мировой жизни. Решить вопрос о человеке – значит решить вопрос и о Боге. Существует только дух человеческий, и только он интересен, он исследуется. Н. Страхов, близко знавший Достоевского, говорит о нем: «Все внимание его было устремлено на людей, и он схватывал только их природу и характер. Его интересовали люди, исключительно люди, с их душевным складом и образом их жизни, их чувства и мысли». И даже город есть лишь атмосфера человека, момент его трагической судьбы, он пронизан человеком, но не имеет самостоятельного существовании. Человек отпал от природы, оторвался от органических корней и попал в отвратительные городские трущобы, где корчится в муках. Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его одиночестве. В атмосфере туманов этого призрачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются границы человеческой природы. Все сконцентрировано и сгущено вокруг человека, оторвавшегося от божественных первооснов. Все внешнее, — город и его особая атмосфера, комнаты и их уродливая обстановка, трактиры, с их вонью и грязью, все это, по мнению Н. Бердяева, лишь знаки, символы внутреннего, духовного человеческого мира, лишь отображения внутренней человеческой судьбы.
Произведения писателя объединены стремлением отыскать человеческое в человеке. Но в каждом произведении есть какая-то главная проблема. «Бедные люди» - психология униженного человека, «Двойник» - сложность человека, «Униженные и оскорбленные» - «быть» и «иметь» как ценностные ориентации личности, «Скверный анекдот» - нравственные качества человека, «Записки из подполья» - смысл человеческого существования; «Преступление и наказание» - цель, средство, результат человеческой деятельности; «Игрок» - разум и чувства человека; «Идиот» - идеал человека; «Бесы» - лжеидеал человека; «Подросток» - сложность человека, «иметь» как жизненная ориентация, «Братья Карамазовы» – человек отпадший от Бога.
Достоевский говорит о забвении современной общественной мыслью человека и проблем его существования. Если о человеке говорят, то создают образ «человека-механика». Все это происходит из-за подмены одного вопроса другим. Спрашивают, что такое человек, а отвечают на другой вопрос - под влиянием каких факторов он формируется. Достоевский не забывает о роли среды в формировании человека, но интересует его другое - человек сформировавшийся. Главная для него проблема - человек, каков он есть, он всегда в центре повествования. Достоевский понимает, что современный ему человек далек от совершенства. В нем есть «бриллианты», но много и «грязи».
Достоевский не торопится с провозглашением величия человека. В человеке должно преобладать величие. Но пока не преобладает. И провозглашать в этих условиях величие значило бы воздвигнуть на пьедестал низкое, увековечить эту сбитую школу ценностей.
Не величие человека видит Достоевский, а его сложность. Сложность человека – это исходная позиция философии человека. Сложен всякий человек. Простых людей нет, простыми они только кажутся.
Разгадка «тайны» человека привела Достоевского к постижению двойственности его природы. Большинство героев писателя постоянно противоречивы, они хотят ссор – и уходя от них, хотят делать добро – и делают зло. Если герой говорит: «сию минуту уйду», то ясно, что он никуда не уйдет. Замечая свою двойственность, думает переделаться, считая двойственность аномалией. Но затем понимает, что это есть норма, что «на самом деле и переделываться-то, может быть, не во что».
Двойственность и сложность человека заставляет Достоевского поднять проблему, во многом традиционную для антропологических взглядов русских мыслителей – проблему свободы.
Уже у Чаадаева просматривается
связь свободы со «вседозволенностью»
морально-нравственного действия,
получившая определенное
выражение в известной
фразе Достоевского: «если Бога
нет, значит все дозволено». Но только
вера в Бога не дает однозначной
характеристики человека.
«Нет ничего святого»
- это положение Достоевского,
определяющее позицию «подполья»,
определяет и трагизм человека
с «разорванным» сознанием. При
всей трагичности и противоречивости
человек, даже
самый униженный и оскорбленный - абсолютная
ценность. Его включенность в порядок
природы несомненна, но абсолютизация
этой зависимости приводит к забвению
главного: «люди все еще люди, а не фортепианные
клавиши, на которых ... играют сами законы
природы собственноручно». Подлинная
суть человека - в независимости его духа,
в свободе выбора между добром и злом.
Онтология человека, по Достоевскому,
определяется, «жаждой свободы» это и
есть «жажда быть самим собой». Свобода
- основа противоречий человека, она - «сокровенная
суть человека», но
именно она раскрывает
темные и низшие силы
человеческого поведения. Вот почему свобода
не есть «последняя правда о человеке»,
эта правда определяется тем путем, который
выбирает человек в своей свободе - путем
добра или зла. Свобода
как форма выражения
человеческой деятельности
глубоко противоречива: есть диалектика
зла в движениях свободы,
но человек в состоянии
выявить и диалектику «естественного
и возможного» добра.
Информация о работе Основные черты и периодизация русской философии