Социально-философский анализ пеницитарной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 08:06, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. На данный момент существует немало работ, посвящённых истории развития пеницитарной системы в России. Однако большая часть таких исследований носит лишь описательный характер, является сборником исторических фактов и нормативно правовых документов. Между тем важную роль в исследовании пеницитарной системы играет социально-философский анализ. Комплексный анализ отечественной пеницитарной системы позволяет выявить предпосылки её появления, становления развития. Также актуальным является вопрос о современном состоянии уголовно-исполнительной системы в нашей стране.

Содержание

Введение 3
Концепция власти у Мишеля Фуко 6
Развитие уголовно-исполнительной системы в России. 49
Отечественная пеницитарная система XX века. Анализ современного состояния. 64
Заключение. 76
Список использованных источников. 81

Вложенные файлы: 1 файл

диплом(ВЕРСИЯ 3).docx

— 300.72 Кб (Скачать файл)

 

Стоит обсудить данные таблицы. Как видим наиболее низкий коэффициент в странах Центральной Африки и Индии и Океании. Это можно объяснить тем, что данные страны долгое время находились в статусе колоний. Дисциплинарная система европейского образца не успела сложиться в данных странах, так как они были ограничены в суверенитете. Часто связывается уровень жизни и уровень преступности. Однако, по нашему мнению, прямой корреляции не наблюдается. Никто не будет оспаривать, что уровень жизни в США несравнимо выше, чем в Индии или Нигерии, однако по количеству заключённых именно Америка находится впереди планеты всей. Стоит заметить, что количество заключённых связано с самой структурой судебной системы. Отечественная судебная система строилась как обвинительная, и пока продолжает оставаться таковой. Количество оправдательных приговоров по уголовным делам чрезвычайно мало(выносится менее одного процента). Важным является и отношение к заключённому в разных странах. В странах Скандинавии пеницитарная система весьма гуманна, чего нельзя сказать об отечественной, где к преступнику, независимо от тяжести деяния, относятся как совершенно негуманно. Также имеет значение и состояние экономики государства. Если мы обратим внимание на сводную таблицу, то заметим, что в период с конца 80-х и до середины 90-х количество заключённых резко снизилось. Обычно это связывают с политикой и амнистиями, однако, по нашему мнению, играет роль и состояние бюджета государства. При дефицитном бюджете содержать большое количество заключённых становиться невыгодно.

Однако  со второй половины XX века отчётливо видно снижение числа заключённых в развитых странах (в том числе и в СССР) это можно объяснить исходя из концепции биополитики М. Фуко. Государствам больше не нужно исполнять исключительно репрессивную роль. Механизмы контроля становятся всё совершеннее, простираются на новые области жизни. Тем же временем и смягчается  система наказаний.  

Кроме того в современной России пеницитарная система вовсе не несёт исправительной функции, а является скорее «кузницей кадров». Более трети освободившихся вновь попадают в места лишения свободы. В своих работах Кристи Нильс описывает систему тюрем в скандинавских странах, которая в суровых российских реалиях звучит как анекдот. В Скандинавии, в отличие от РФ тюрем очень мало, поэтому образуется очередь. Осуждённые терпеливо ждут своего места и когда приходит время добровольно являются отбывать наказания. Причём система идёт им навстречу, позволяя выбрать по возможности более удобное время для отбывания наказания. Подобное представить в России даже смешно. У нас в стране подследственные коротают время в КПЗ.

Также, по нашему мнению, пагубной является практика судимости. Судимость подобна клейму, которое ставили узникам в петровские времена. Судимость не способствует реабилитации человека. Наоборот ограничивает его права и свободы после отбывания наказания.

Нильс справедливо  замечает, что уменьшению числа заключенных  может способствовать декриминализация деяний и расширенное применение альтернативных методов наказания.

 

 

 

 

Заключение.

          Итак, мы определили основные положения концепции власти М.Фуко. В целом его подход можно обозначить как своеобразную критику института власти в современном обществе. Реально господствующая в социуме сила - это вездесущая власть, которой нагружены все сферы общественной жизни: семья, школа, государство, экономика , исправительные учреждения. Теорию Фуко в определенном смысле (и в другой исторической эпохе) можно сопоставить с марксистской концепцией власти, и в частности с резкой критикой механизмов функционирования и развития индустриальных обществ, которые Фуко определяет как дисциплинарные.

Обоснование специфики власти, ее политического анализа позволило  Фуко исследовать властные отношения  в структурных и юридических  нормах западно-европейской цивилизации, начиная с XVIII века до наших дней. Благодаря его концепции стала понятна необходимость в неклассических (нетрадиционных) независимых исследованиях власти. И прежде всего стало понятно, теория власти как основа глобального политического анализа еще не создана и все реальные проявления власти все еще трансцендентны даже для современного человека. Однако анализ Фуко строился на опыте западной Европы, тогда как механизмы дисциплинарной власти в России сильно отличаются ввиду особенностей государства.

Концепция М.Фуко относится к классическому  структурализму только в том отношении, что он изучает общественный феномен  власти не сам по себе, а как структурный  элемент широкого социального контекста, системы истории культуры (и тем  более не ограничивается исключительно  институтом политической власти). И  здесь упор делается не на самом  явлении. Он исследовал власть как соотношение  сил, в той или иной степени  противоречащих друг другу.

 

Власть  существует, действует везде и  нельзя строить определенный тип  общества, где раз и навсегда исчезнут властные отношения: они изменчивы и осуществляются до бесконечности. Власть, согласно Фуко, нельзя уничтожить, изменяя экономические или политические отношения в обществе. Вместо того, чтобы изменить общество, пытаясь при этом изменять властные отношения, Фуко предлагает бороться с властными отношениями как бы изнутри. И здесь, по его мнению, важную роль должна сыграть интеллигенция. Именно интеллигенция должна бдительно относиться ко все видам проявления власти, тщательно различая во всех сферах деятельности саму деятельность и ее цели, инструментом для осуществления которой может выступать власть, и собственно власть, которая стремится заменить цели деятельности собственными целями - властными отношениями как самоцелью.

Благодаря Фуко общество осознало историческую необходимость исследования политической власти и властных отношений. Законченная  теория политической власти еще не создана, потому что властные отношения  принимают разные формы в процессе развития общества.

В данной работе рассматриваются проблемы исследования власти в связи с теорией жизненного пространства общества. Эта теория, сохраняя принципы и категориальный аппарат концепции социального  пространства, способна выявить жизненно значимые, ценностные структуры власти в транзитивном обществе. Очерчивая  проблемное поле пространственных структур власти, необходимо соотнести в теории социальное и жизненное пространство жизненное пространство и пространство власти.

В сравнении  с социальным пространством смысловая  структура жизненного пространства раскрывается в категориях культуры, в предельно общих социально-экологических  понятиях, понятии образа жизни, в  базовых человеческих ценностях. В  широком смысле слова - это социоприродная среда, обустроенная людьми посредством институтов, сложившихся технологий, социокультурных стандартов и ментальных структур. Практически и духовно освоенное природное и социальное пространство становится жизненным пространством общества и человека. В отличие от социального пространства и его функциональных характеристик, жизненное пространство более динамично и связано с практическими и духовными ритмами жизнедеятельности различных социальных общностей.

Между жизненным  и институциональным пространством, власти существует устойчивая взаимосвязь. Системообразующие элементы пространства власти, связанные с институциональными структурами, приобретают приоритетное значение в политическом пространстве.

Говоря  о регулировании властью социального  и телесного пространства личности нельзя не остановиться на концепции  М. Фуко. М. Фуко, как исследователь  власти выработал свою, особую точку  зрения по исследуемому вопросу. Для  него история власти – это история  изменения стратегий власти. Принципиальным моментом является именно «индивидуализация  власти».

Необходимо  подчеркнуть, что согласно М. Фуко что для управленческой власти население это не более чем сумма сведений, которые предоставляются знаниями, действующими в поле современных политических технологий. Во-вторых, население является открытым полем вмешательства, которое подвергается проработке и модификации – первоначально лишь в интересах государства, но в дальнейшем все более в интересах самого населения. В-третьих, население выступает целью управленческих методов, поскольку статистика перестает работать внутри и для выгоды монархической администрации, но фиксирует внимание на специфических закономерностях населения, не сводимых к размерности семьи, а интересы населения трактуются как преобладающие по сравнению со всеми остальными интересами.

Основные  положения работы:

1) М.Фуко не занимается не рассмотрением политической власти в традиционном ключе (Как Макс Вебер например). Он исследует механизмы власти в обществе. Всё социальное является властным.

2) Одним из первых Фуко включает в свой анализ исследование пенициарных учреждений как административных элементов политического государства. Тюрьмы, казармы и другие исправительные и воспитательные учреждения для него - формы господства, контроля и давления над индивидами, как модели социума. Тем самым Фуко кладет начало методу анализа микрокомпонентных структур.

3) Фуко показывает историю форм господства как появление всё более изощрённых форм контроля, всё менее связанных с физическим насилием. В конечном итоге исторические типы общества различаются системами наказаний, применяемыми в них (казнь, пытка, тюремное заключение и др.) Воздействие на человеческое тело, по Фуко, имеет лишь одну цель - усиление контроля.

4) Дисциплинарная техника власти порождает, по выражению самого Фуко "Биофизику власти", как телесной зависимости индивидов и форм контроля, господства, дисциплины над ними. Для иллюстрации этого положения Фуко вводит понятие "паноптикума", или способ контроля и наблюдения, незаметный тем, за кем наблюдают.

5)Отечественная  пеницитарная система, основанная на дисциплинарной власти стала складываться с XVII века и опиралась на опыт европейских стран. Однако имела и свою специфику ввиду политических, экономических и демографических факторов.

6) В отличие  от Европейских государств с преобладающим тюремным заключением, в нашей стране основными видами наказания являлись ссылка и каторга. Эта особенность повлияла и на современную исправительную систему с её удаленными колониями.

  7) Советское  уголовное право с самого начало  ввело чёткое разделение на  уголовных и политических заключённых,  с различным режимом для каждой  из групп. Именно в советский  период окончательно сформировалась  дисциплинарная пеницитарная система.

8) Россия  взяла на себя международные  обязательства, связанные с гуманизацией наказаний, тем не менее осталась правопреемницей СССР и в вопросах уголовно-исполнительного права.

9) В современном  обществе идёт процесс уменьшения  количества заключённых, замены  лишения свободы альтернативными  видами наказаний. Появляются  иные меры контроля за населением. 

Список  использованных источников.

 

Официальные документы:

1. Дисциплинарный  Устав ВС России от  10.11. 2007 //.- М.: Ось-89,2008.

2. Судебник 1497 г. (Перевод) {Электронный ресурс}. – Режим доступа: http://his95.narod.ru/1497.htm, свододный

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 20.01.2012// СЗ РФ. - 2012.

4. Уголовный  кодекс РСФСР от  22.11.1926{Электронный  ресурс}. – Режим доступа: http://ru.wikisource.org/wiki/Уголовный_Кодекс_РСФСР_редакции_1926/Редакция_11.01.1956, свободный

5. Учение и хитрость ратного строения пехотных людей. 1647 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.runivers.ru/bookreader/book53949/#page/1/mode/1up, свободный

6. Петр I. Устав Воинский. 1716 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/Ystav1716.htm , свободный

7. Дисциплинарный Устав ВС России от  10.11. 2007 //.- М.: Ось-89,2008.

8. Судебник 1497 г. (Перевод) {Электронный ресурс}. – Режим доступа: http://his95.narod.ru/1497.htm , свододный

9. Соборное Уложение 1649 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm, свободный

10.  Российское законодательство X–XX вв. Т. 4.

11. Проект Устава о тюрьмах. http://bibliotekar.ru/reprint-47/4.htm , свободный

12.  Общество попечительное о тюрьмах 1819 г. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2823335121 , свободный

13. Устав о ссыльных" М. Сперанского. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.vsp.ru/okray/2001/12/01/350852?call_context=embed , свободный

14. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.history.ru/content/view/1114/87/ , свободный

15. Постановление Наркомюста РСФСР от 23.07.1918 "О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового (Временная Инструкция)", Правовая система «КонсультантПлюс»

16. Постановление ВЦИК от 16.10.1924 "Об утверждении Исправительно-Трудового Кодекса Р.С.Ф.С.Р." Правовая система «КонсультантПлюс»

17. Исправительно-Трудовой Кодекс РСФСР http://ru.wikisource.org/wiki/Исправительно-Трудовой_Кодекс_РСФСР_(1933) , свободный

18. "Положение об исправительно-трудовых лагерях" (утв. СНК СССР 07.04.1930) Правовая система «КонсультантПлюс»

20. Указ Президента РФ от 08.10.1997 N 1100 "О реформировании уголовно - исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации". Правовая система «КонсультантПлюс»

21. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 12. 06. 92 № 4901-1 ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/50162/ , свободный

Информация о работе Социально-философский анализ пеницитарной системы России