Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 08:06, дипломная работа
Актуальность темы исследования. На данный момент существует немало работ, посвящённых истории развития пеницитарной системы в России. Однако большая часть таких исследований носит лишь описательный характер, является сборником исторических фактов и нормативно правовых документов. Между тем важную роль в исследовании пеницитарной системы играет социально-философский анализ. Комплексный анализ отечественной пеницитарной системы позволяет выявить предпосылки её появления, становления развития. Также актуальным является вопрос о современном состоянии уголовно-исполнительной системы в нашей стране.
Введение 3
Концепция власти у Мишеля Фуко 6
Развитие уголовно-исполнительной системы в России. 49
Отечественная пеницитарная система XX века. Анализ современного состояния. 64
Заключение. 76
Список использованных источников. 81
Принципиальным
моментом в принятии данного
Устава было то, что он впервые
в русском праве поставил на
первое место не нравственное
и религиозное содержание
1. Обыкновенные
телесные наказания (в
2. Жестокие
телесные наказания (например, шпицрутенами,
клеймением железом,
3. Наказания смертные (расстрелом (аркебузированием), отсечением головы, виселицей, колесованием, четвертованием, сожжением, залитием горла металлом, повешением за ребро на крюк).
4. Легкие
наказания чести (понижение в
должности, увольнение без
5. Тяжелые наказания чести (прибитие имени на виселице, преломление шпаги (шельмование), объявление вором(шельмом))4.
Среди преступлений, требовавших смертной казни, фигурировали и такие, как чародейство (чернокнижие), богохульство, непристойное рассуждение о монархе, брань о генерале или фельдмаршале, блуд близких родственников, кража более двадцати рублей, порча прибитого указа, укрывательство.
В
этом уставе вместо описания
солдата как знака могущества
и власти фактически ставится
весьма прозаическая задача
Таким образом, власть в эту эпоху от ярких символических проявлений и подтверждений своего могущества переходит к постепенной, методичной и систематичной, мелочной и кропотливой работе над телами своих подчиненных. Именно они становятся объектами и целями власти. Их требуется превратить в «послушные тела». Имеется в виду не просто послушание, но превращение подчиненных тел и инструментов их труда в своего рода инструментальные комплексы, функционирующие максимально эффективно и целесообразно. Происходит принципиальное изменение функционирования власти. Требуется методичная работа над человеческим телом, рассчитанная манипуляция его членами, жестами, поведением. Целью является извлечение из них максимальной пользы. Власть сознательно и расчетливо начинает производить нужные ей объекты — послушные тела.
Такой цели
можно добиваться только с помощью
продуманных и хорошо разработанных
средств. Возникают целые техники
и методики. Их прообразом, как отмечает
Фуко, оказались разработанные в
монастырях техники самосовершенствования.
В эпоху Просвещения они
Процесс этот происходил постепенно, стихийно и сразу в самых разнообразных областях человеческой деятельности—в армии, школе, больнице, мануфактуре, системах профессионального обучения.
В результате в обществе складывается особый тип власти, который Фуко и обозначает как дисциплинарную власть.
Применение техник дисциплинарной власти обычно начинается с перемещения индивидов в пространстве. Примерами могут служить работные дома для бродяг и нищих.
Другим примером являются колледжи: в области образования постепенно утверждается монастырская модель. Интернат рассматривается как наиболее совершенная форма образования и воспитания.
В XVIII в. появляются также и казармы. Указы того времени во Франции предписывали сооружение нескольких сотен казарм с очень строгим содержанием и полным запретом на самовольные отлучки. Это было сделано, чтобы предотвратить бродяжничество, мародерство и дезертирство среди солдат, поскольку ранее население очень страдало от этих беспорядочных и вооруженных шаек.
В тот
же период мануфактуры начинают развиваться
в большие замкнутые
Однако принцип замкнутого пространства не был ни постоянной, ни необходимой, ни достаточной принадлежностью дисциплинарного аппарата. Не менее значим также принцип разгораживания. Дисциплинарный аппарат тяготеет к разложению групп и масс на элементарные составляющие — индивидов — и к предоставлению каждому индивиду строго определенного места. Он не терпит диффузной циркуляции индивидов, опасных и бесполезных скоплений. Каждый индивид должен быть всегда на своем месте, каждого в любой момент можно найти, проконтролировать — и более полно использовать. Фуко считает, что дисциплинарное пространство организует пространство для аналитики. В этом видится продолжение архитектурных традиций монастырских келий. Даже если выделение ячеек остается чисто идеальным, дисциплинарное пространство остается по сути своей разделенным на кельи. Все перемещения должны быть функционально оправданы. Такой принцип становится и основным архитектурным принципом организации пространства. Последнее подчинено вообще трем главным целям: необходимости осуществлять постоянный надзор, препятствовать взрывоопасным объединениям индивидов в группки и, наконец, создавать полезное пространство. Это были не три разные, но триединая цель, ибо рациональное использование было неотделимо от постоянного надзора.
Фуко иллюстрирует вышеизложенные тезисы, когда рассматривает устройство военных и портовых госпиталей.. Последние создавали особенно много проблем, ибо порт обычно является местом скопления человеческих масс и товаров, в связи с чем там всегда бывало достаточно заразных больных, контрабандистов, беглых солдат. Кто угодно мог попытаться укрыться в портовом госпитале. Поэтому строгий фискальный досмотр предшествовал медицинскому осмотру, принимались строгие меры для учета точного числа пациентов и установления их личности, расхода медикаментов. Позднее больным запретили свободное перемещение по госпиталю, они должны были оставаться в своих комнатах, а к каждой кровати прикреплялась табличка с именем лежащего на ней пациента. Еще позднее появились списки, которые врач должен был просматривать во время каждого посещения. Затем последовала изоляция заразных больных.
Фуко считает, что административное и политическое пространство трансформировалось в терапевтическое (пространство больниц), оно стремилось индивидуализировать тела, болезни, симптомы, жизни и смерти; оно представляло собой настоящую таблицу. Так из дисциплины рождалось полезное медицинское пространство.
В дисциплинарном пространстве каждому индивиду приписано определенное место. Но это не просто место, а одновременно и ранг, место в той классификации, которую устанавливает данная дисциплина. Так, преступников распределяют в зависимости от характера преступления, больных — от характера заболевания, учеников в классе — в зависимости от поведения и успеваемости.
Примером дисциплинарной власти может служить режим в исправительных учреждениях. Вот выдержка из Уголовно-Исполнительного кодекса РФ:
«Статья 82. Режим в исправительных учреждениях и его основные требования
1. Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
2. Режим
создает условия для
3. В исправительных
учреждениях действуют Правила
внутреннего распорядка
4. Администрация
исправительного учреждения
5. Осужденные,
а также помещения, в которых
они проживают, могут
6. Администрация
исправительного учреждения
7. Порядок
производства обысков и
8. Перечень
вещей и предметов, которые
осужденным запрещается иметь
при себе, получать в посылках,
передачах, бандеролях либо
9. Обнаруженные
у осужденных деньги, ценные бумаги
и иные ценности изымаются
и хранятся в соответствии
с Правилами внутреннего
10. Хранение
приобретенных осужденными в
установленном порядке ценных
бумаг обеспечивается
Как видим режим полностью предписывает поведение заключенного. Следует заметить что режим в том виде, котором я его привёл детище XIX века.
Приписывая каждому определенное место, новая тюремная дисциплина делает возможным непрерывный контроль за всеми и каждым. Тюремное пространство начинает функционировать как механизм исправления (по крайней мере должен) и одновременно — надзора, наказания или поощрения. Таким образом, идеалом выступало пространство, играющее роль одной большой таблицы, находящейся под неусыпным оком «классификатора» — охранника.
Стремление уподобить дисциплинарное пространство большой таблице шло рука об руку с пристрастием к таблицам в науке. Построение "таблиц" было одной из важнейших проблем науки, политики и экономики XVIII в. Ботанические сады и зоопарки превращались в материальные пространственные классификации живых существ. Наблюдение, контроль и регулирование обращения денег и товаров осуществлялось с помощью построения экономических таблиц. Военный лагерь становился таблицей видов и родов находящихся в этом лагере вооруженных сил. Пространство госпиталя отражало систематическую классификацию болезней. Таблицы и размещения были средствами и наблюдения-контроля, и изучения. Таблицы в XVIII в. были одновременно техникой власти и процедурой познания.
Дисциплинарная власть контролирует не только пространственное размещение, но и время индивидов. И здесь моделью опять-таки служили средневековые монастыри. Я приведу в пример распорядок дня в воинский части РФ:
Информация о работе Социально-философский анализ пеницитарной системы России