Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 08:06, дипломная работа
Актуальность темы исследования. На данный момент существует немало работ, посвящённых истории развития пеницитарной системы в России. Однако большая часть таких исследований носит лишь описательный характер, является сборником исторических фактов и нормативно правовых документов. Между тем важную роль в исследовании пеницитарной системы играет социально-философский анализ. Комплексный анализ отечественной пеницитарной системы позволяет выявить предпосылки её появления, становления развития. Также актуальным является вопрос о современном состоянии уголовно-исполнительной системы в нашей стране.
Введение 3
Концепция власти у Мишеля Фуко 6
Развитие уголовно-исполнительной системы в России. 49
Отечественная пеницитарная система XX века. Анализ современного состояния. 64
Заключение. 76
Список использованных источников. 81
Уголовно-исполнительное право в XIX веке.
В XIX веке прошел целый ряд важных реформ госаппарата. Были созданы новые органы управления – министерства. В 1802 году созданы Министерство внутренних дел и Министерство юстиции. Первым министром внутренних дел стал один из ближайших друзей Александра I граф, председатель Государственного совета и Комитета министров при Николае I Виктор Павлович Кочубей. В 1810 г. создается Министерство полиции, в задачу которого входило управление административно-полицейскими учреждениями. В составе Министерства полиции имелись три департамента: полиции исполнительной, который ведал полицейским аппаратом, тюрьмами, рекрутскими наборами; полиции хозяйственной; полиции медицинской. Развитие уголовно-исполнительного законодательства в первой четверти XIX в. связано с двумя основными документами – Правилами для Попечительного общества о тюрьмах 1819 года20 и Уставом о ссыльных 1822 г21. Правила для Попечительного общества о тюрьмах были законодательно закреплены докладом министра духовных дел и народного просвещения князя Голицына «Об учреждении в России Попечительного Общества о тюрьмах» от 19 июля 1819 г22. Цели и задачи общества заключались в улучшении и условий содержания преступников и улучшении состояния заключённых. Предполагались следующие методы:
1. Постоянный надзор
2. Размещение
по роду преступлений или
3. Привитие заключённым христианских норм морали
4. Постоянная занятость
5. Создание изоляторов для провинившихся
Общество
позиционировалось как
Также важным документом является Устав о ссыльных от 1822 года. Почти сто лет Устав о ссыльных с определенными изменениями и дополнениями продолжал регулировать исполнение самого распространенного вида наказания в России. Устав регулировал содержания каторжных, подразделяемых на имеющих недвижимость и на не имеющих. Ссыльным определялась заработная плата. Глава 21 «О женщинах» регулировала положение и условия содержания женщин, которые делились на два разряда – идущих по собственной воле с мужьями и отправленных в ссылку по суду. Кроме того, Уставом о ссыльных большое внимание уделялось вопросам брака и семейного положения ссыльных: права членов семей осужденных, право и ограничение на вступление в новый брак и. Подробно регламентировалось имущественное положение ссыльных: вопросы владения, использования и распоряжения собственностью ссыльными, право наследования имущества ссыльных . Таким образом, Устав о ссыльных 1822 года охватывает практически весь спектр проблем, связанных с препровождением и содержанием ссыльных на поселение и каторжные работы. Однако он еще не содержит нормы о целях, задачах и основных принципах наказания в виде ссылки.
В середине
XIX века основные изменения отечественной
уголовно-исполнительной политики были
связаны с попытками
1. Лишение
всех прав состояния и
2. Лишение всех прав состояния и ссылка на каторжные работы;
3. Лишение всех прав состояния и ссылка в Сибирь или на Кавказ.
При этом добавлялось публичное битье плетьми для лиц, не освобожденных от телесного наказания. Исправительными наказаниями были следующие: ссылка, направление в арестантские роты, заключение в крепость, тюрьму, смирительные и работные дома, кратковременный арест, выговор, денежные взыскания. Необходимо отметить, что в Уложении о наказаниях закреплен явно выраженный сословный подход.
Состояние уголовно-исполнительных учреждений.
Реформы второй половины XIX века сильно изменили пеницитарную систему России. Ликвидация крепостного права и крестьянская реформа привели к необходимости изменения правового статуса личности в государственной системе.
Места заключения того периода можно охарактеризовать следующим образом: обычное тюремное учреждение состояло из коридоров, в которые выходило по несколько общих камер с деревянными, железными или решетчатыми дверями. Некоторые камеры были рассчитаны на сравнительно небольшое количество заключенных – 10–20 человек; другие – на 25–70 и более человек. При распределении арестанты размещались по камерам чаще всего без какого-либо определенного порядка либо по внешним признакам24. В материальном отношении пенитенциарные учреждения также не выдерживали критики, так как повсеместным явлением была ветхость зданий, антисанитарные условия и крайняя теснота помещений.
Во второй половине XIX в. закладываются начала серьезной разработки теоретической базы пенитенциарной проблематики. В этом отношении следует выделить работы пенитенциариста С.В. Позднышева25. С.В. Позднышев определял тюрьмоведение как отрасль знания, которая освещает сделанные опыты общими научными идеями, проверяет, объединяет и оценивает их и на их почве строит свои указания относительно наилучшего при современных условиях состояния тюрем. Соответственно задача тюрьмоведения заключается в выяснении тех условий, при которых тюрьма будет в наибольшей степени достигать (нравственного или юридического) исправления арестантов. Поскольку цель наказания, по С.В. Позднышеву, – это наиболее сильное психическое противодействие к преступлению, то тюрьма должна быть организована так, чтобы исправлять нравственно или, по крайней мере, юридически возможно больший процент содержащихся в ней арестантов. В соответствии с означенной целью С.В. Позднышев определяет следующие принципы наказания:
1. Допустимость
всех ограничений свободы и
всех воздействий на
2. Недопустимость
таких мер воздействия,
3. Установление в каждом месте заключения тюремной системы и режима, больше всего соответствующих целям данных карательных учреждений.
4. Тюремная жизнь и управление должны быть проникнуты началом законности, т.е. уважением к закону и неукоснительным его исполнением;
5. Тюрьма должна по возможности окупать трудом заключенных свое содержание;
6. Необходимость обеспечения наиболее широкого участия в тюремной жизни и управлении живых общественных сил. Для реформирования уголовно-исполнительной системы недостаточно только усилий правительства26.
Изучая западноевропейский опыт устройства пенитенциарных учреждений, профессор С.В. Позднышев приходит к выводу о преимуществе одиночного заключения по сравнению с общим, но при обязательной занятости заключенных на трудовых работах. В этом отношении С.В. Позднышев был сторонником оборнской системы, допускающей совместные работы заключенных при их разъединении на ночь. Большим вкладом С.В. Позднышева в развитие пенитенциарного дела в России стала разработка положений «прогрессивной системы», заимствованных в общем виде из опыта тюремных систем западноевропейских стран, но вполне применимых на российской почве. По данной системе, в соответствии с поведением и стремлением к исправлению заключенные делятся на 4 класса: «испытуемые», «исправляющиеся», «образцовые», «штрафники». Таким образом, в пределах одного карательного заведения для разных групп заключенных мог быть установлен различный режим27.
Единое тюремное ведомство.
В шестидесятых годах XIX века начались работы по реформированию уголовно-исполнительной системы. Главной задачей было создание единого тюремного ведомства. В 1862 году при МВД была учреждена Особая комиссия под руководством министра юстиции графа К.И. Палена, основными целями которой стали исследование и общая разработка тюремного вопроса. Сильное влияние на проект оказал опыт развития таких стран как Франция, Бельгия, Великобритания. Вот некоторые положения проекта. Ночное разделение арестантов и требование обязательного молчания между заключенными во время совместных работ. Комиссией были внесены предложения о пересмотре Уложения о наказаниях и установлении новой системы наказаний. Также была затронута проблема таких видов наказания, как каторжные работы и ссылка в Сибирь, которую планировалось заменить тюремным заключением. В соответствии с новым подходом к тюремному вопросу проектом вводились обязательные работы для заключенных, которые должны были частично оплачиваться. Также регламентировалась система тюремных дисциплинарных наказаний в исправительных тюрьмах.
По окончании
работы комитетов и комиссий по выработке
проектов по преобразованию уголовно-исполнительной
системы в правительственном
аппарате началась деятельность по их
реализации. При этом практиками отчетливо
осознавалась некоторая утопичность
отдельных проектов и пожеланий
теоретиков. В частности, часть положений,
в основе которых лежал
Период становления СССР.
Пеницитарную систему того периода можно охарактеризовать как исправительно-трудовую. Кроме того усиливается дуализм в подходе к политическим и уголовным преступникам. Первым документом, регулирующим правовую основу исправительно-трудовой системы, была «Временная инструкция28», принятая 23 июля 1918 года. Предусматривался новый порядок распределения заключённых по местам лишения свободы, новая система содержания заключённых, а также меры возможных репрессивных действий. Была разработана новая система мест лишений свободы, включающая в себя:
1. тюрьмы
2. колонии (воспитательно-карательные учреждения)
3. учреждения
для лиц, по отношению к
4. лечебные
заведения карательного
5. больницы при тюрьмах
Более жесткая политика проводилась в отношении нелегитимных классовых элементов. Для них существовали особые лагеря при НКВД. Можно говорить о двух независимых системах исполнения наказаний. Чуть позже в 1922 году вся пеницитарная система перешла под юрисдикцию НКВД. На эти органы возлагались все полномочия, связанные с карательной политикой. Им были подчинены распределительные и наблюдательные комиссии, бюро принудительных работ. Можно заявить, что именно с этого момента начался отход пеницитарной системы от стандартов обращения с заключёнными, принятыми на западе в то время. В последствии это вылилось в создание системы главного управления лагерями (ГУЛАГ).
ИТК 1924 года.
Шестнадцатого октября 1924 г. принимается первый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (ИТК РСФСР29), который стал регулировать исполнение наказаний в виде лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей. Предусматривались следующие виды мест лишения свободы:
1. Учреждения
для применения мер социальной
защиты исправительного
– дома заключения (для содержания подследственных; лиц, лишенных свободы на срок до 6 месяцев);
– исправительно-трудовые дома (для содержания приговоренных к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев);
– сельскохозяйственные,
ремесленные и фабричные
– изоляторы
специального назначения (для содержания
приговоренных к лишению
Информация о работе Социально-философский анализ пеницитарной системы России