Социально-философский анализ пеницитарной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 08:06, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. На данный момент существует немало работ, посвящённых истории развития пеницитарной системы в России. Однако большая часть таких исследований носит лишь описательный характер, является сборником исторических фактов и нормативно правовых документов. Между тем важную роль в исследовании пеницитарной системы играет социально-философский анализ. Комплексный анализ отечественной пеницитарной системы позволяет выявить предпосылки её появления, становления развития. Также актуальным является вопрос о современном состоянии уголовно-исполнительной системы в нашей стране.

Содержание

Введение 3
Концепция власти у Мишеля Фуко 6
Развитие уголовно-исполнительной системы в России. 49
Отечественная пеницитарная система XX века. Анализ современного состояния. 64
Заключение. 76
Список использованных источников. 81

Вложенные файлы: 1 файл

диплом(ВЕРСИЯ 3).docx

— 300.72 Кб (Скачать файл)

 Однако  наказание является только одной  стороной системы контроля, включающей  также и поощрение. Любые действия  объектов дисциплинарной власти  подлежат оценке то как «плохие», то как «хорошие», то как наказуемые, то как заслуживающие поощрения. Опять приведу в качестве примера воинский устав РФ:

Глава 2

ПООЩРЕНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

« 17. Поощрения являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины.

 Командир (начальник) в пределах прав, определенных  настоящим Уставом, обязан поощрять  подчиненных военнослужащих за  особые личные заслуги, разумную  инициативу, усердие и отличие  по службе.

 В  том случае, когда командир (начальник)  считает, что предоставленных  ему прав недостаточно, он может  ходатайствовать о поощрении  отличившихся военнослужащих властью  вышестоящего командира (начальника).

18. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, образцовое руководство войсками и другие выдающиеся заслуги перед государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, за высокие показатели в боевой подготовке, отличное освоение новых образцов вооружения и военной техники командиры (начальники) от командира полка (корабля 1 ранга), им равные и выше, командиры отдельных батальонов (кораблей 2 и 3 ранга), а также командиры отдельных воинских частей, пользующиеся в соответствии со статьей 11 настоящего Устава дисциплинарной властью командира батальона, имеют право ходатайствовать о представлении подчиненных им военнослужащих к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

19. К  военнослужащим могут применяться  следующие виды поощрений: 

1) снятие  ранее примененного дисциплинарного  взыскания; 

2) объявление  благодарности; 

3) сообщение  на родину (по месту жительства  родителей              военнослужащего или лиц, на  воспитании которых он находился)  либо по месту прежней работы (учебы) военнослужащего об образцовом  выполнении им воинского долга  и о полученных поощрениях;

4) награждение  грамотой, ценным подарком или  деньгами;

награждение личной фотографией военнослужащего, снятого при развернутом Боевом знамени воинской части;

присвоение  рядовым (матросам) воинского звания ефрейтора (старшего матроса);

досрочное присвоение очередного воинского звания, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;

 присвоение  очередного воинского звания  на одну ступень выше воинского  звания, предусмотренного штатом  для занимаемой воинской должности; 

награждение нагрудным знаком отличника;

занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилии отличившегося военнослужащего (приложение № 2);

 награждение  именным холодным и огнестрельным  оружием.8»

 

Также хорошей  иллюстрацией будет школьная и университетская  система балов и оценок.

Карательные мероприятия в армии или учебных  заведениях часто обставлялись как своего рода суды и трибуналы. За всеми этими действиями стоит непрерывное оценивание, но уже не действий, а самих индивидов. Дисциплинарная система непрерывно ранжирует их, а присвоенный ранг сам по себе уже является наказанием или поощрением. Дисциплинарная власть, таким образом, делает норму принципом принуждения.

Существует  особая процедура, сочетающая технику  надзора и нормализующей санкции. Это смотр (в частном случае —  медицинский осмотр или экзамен  в учебном заведении). Он тщательно  обставляется во всех дисциплинарных техниках. В экзамене наиболее явным образом сочетаются отношения власти и отношения знания. И такая парадигма, по утверждению Фуко, существенно повлияла на дальнейшее развитие знания о человеке. Так, на эволюцию медицинского знания оказала решающее влияние организация госпиталя или клиники как дисциплинарного пространства, в котором надлежало пребывать больному. Это сформировало медицину как деятельность с объектами (человеческими телами), которые постоянно открыты для осмотра.

Школа становится с XVIII в. чем-то вроде машины для непрерывной экзаменовки. Если в средневековом институте ученичества корпорация контролировала только конечный результат, то школа с начала Нового времени состоит из непрерывных экзаменов. Они встраиваются в процесс обучения и начинают составлять его органическую часть. Именно в такой ситуации формировалась педагогика как наука.

Разновидностью  смотра является и военный парад. Первым официальным военным парадом в Москве принято считать встречу русского войска после взятия 11 октября 1702 года крепости Нотебург (Орешек).

Процедуре смотра-экзамена присущи следующие  специфические черты. Традиционно  себя демонстрировала власть. Это  на нее, пышно украшенную знаками  и атрибутами власти, надлежало смотреть подданным. Смотр переворачивает это отношение. Власть заставляет свой объект демонстрировать себя. Она налагает на подвластных обязанность быть осматриваемыми.

Смотр-экзамен  вводит индивида в поле документирования. Результаты смотров, осмотров и экзаменов  записываются, сохраняются, собираются в досье и архивы. Право документировать выступает как существенная часть дисциплинарной власти. Всевозможные списки и досье выступают для такой системы власти как способы кодирования индивидов. Регистрируются симптомы, болезни, поведение, способности, достижения в выполнении заданий и овладении знаниями и навыками. Если раньше честь быть записанной и внесенной в архивы принадлежала только власти, то теперь это отношение переворачивается. Когда-то запись была знаком отличия и делалась для памяти и возвеличивания, теперь же она становится инструментом объективации и подчинения. Смотр и запись конституируют индивида как объект описания.

Смотр и  документация переворачивают также  и отношение индивидуализации. Если в прежних формах власти, включая  и монархическую, индивидуализировалась  власть, а ей противостояла масса  подданных, то теперь процедура смотра и записи превращает каждого индивида в отдельный случай и как таковой он становится объектом власти и знания. Важным в данном случае является практика проведения переписей.

Право на жизнь и смерь.

 Позднее Фуко вводит более объёмное понятие власти, характерной формой проявления которой оказывается дисциплинарная власть. Он отмечает, что в течение долгих предшествующих веков отличительной чертой правителя было обладание правом на жизнь и смерть его подданных. Точнее, он обладал правом на то, чтобы умертвить или оставить жить. В сущности, он мог взять у подданного все, что угодно: имущество, время, тело и, наконец, самую его жизнь. Но в эпоху модерна общество пережило глубокую трансформацию механизмов власти. Отбирание у подданных того, что им принадлежит, перестало быть главной формой ее осуществления. Зато появилось большое количество других форм: побуждение, поддержка, контроль, надзор, управление и организация. Право отобрать у подданного жизнь сменилось разнообразными техниками управления его жизнью и жизнью социального тела вообще.

 При  этом если раньше право на  смерть подданного защищало жизнь  суверена, то теперь оно стало выступать как оборотная сторона права социального тела на защиту своей жизни, ее поддержку и развитие.

Важно заметить, что  никогда ранее войны не были такими кровавыми, как начиная с начала XX века, и даже при учете всех пропорций никогда раньше никакие режимы не устраивали подобных истреблений собственного населения. Теперь целые народы отправляют истреблять друг друга во имя необходимости своего выживания. Фуко считает, что массовые уничтожения становятся жизненной необходимостью. При этом, как подчеркивает Фуко, речь идет о жизни не в юридическом, а в самом прямом биологическом смысле.  Геноцид  не является правом на убийство, просто теперь власть располагается на уровне народа, расы, популяции.

 В  качестве примера Фуко ссылается  на отношение к смертной казни.  В течение долгого времени  она была, наряду с войной, одной  из основных форм реализации  права суверена: она составляла  ответ на покушение на его  личность, закон или волю. Постепенно, по мере того, как войны становились  все более массовыми и кровавыми,  на эшафотах лишалось жизни  все меньше и меньше людей. Проиллюстрирую данное утверждение. Вот выдержка из судебника 1497 года:

«8. О ВОРОВСТВЕ. Если приведут на кого-либо улики (доказательства) в воровстве, или разбое, или убийстве, или злостной клевете с целью вымогательства, или в ином каком-либо преступлении, и окажется (что тот, на кого приведены улики, действительно заведомый) преступник, то боярину велеть его казнить смертною казнью, а сумму иска велеть взыскать из его имущества, а что останется из имущества, то боярину и дьяку взять себе. А пошлину (с судопроизводства) и уголовный штраф боярину и дьяку разделить (между собой): боярину два алтына, а дьяку восемь денег. А если у какого-либо преступника не будет имущества, чем заплатить сумму иска, то боярину преступника истцу в его убытке не выдать, а велеть его казнить смертною казнью тиуну великого князя московского и дворскому.

9. А убийцу  господина (крестьянина, убившего  своего владельца) и заговорщика,  святотатца, и вора, совершившего  убийство, и разглашателя секретных сведений, и поджигателя города с целью выдачи его врагу - заведомого преступника (из числа перечисленных) лишить жизни, казнить его смертною казнью.

10. О  ВОРАХ. Если какого-либо вора задержат в каком-либо воровстве в первый раз (кроме кражи в церкви и кражи, сопровождающейся убийством), а в иной краже в прежней (совершенной ранее) улики (доказательства) на него не будет, то его казнить торговою казнью, бить кнутом, да взыскав на нем сумму иска, и судье его наказать продажей (штрафом). Если же не окажется у того татя имущества, чем (можно было бы) заплатить сумму иска, то бив его кнутом, да выдать головою истцу в его (истца) убытка для продажи в рабство, а судье ничего на нем (воре) не взыскивать.

11. Если  задержат вора вторично в краже,  то казнить его смертною казнью, а сумму иска заплатить из  его имущества, а остаток его  имущества (отдать) судье. Ане  окажется у того вора имущества,  равного убытку истца, то его  истцу в убытке (последнего) не  выдавать (для продажи в рабство), казнить его смертною казнью9».

Как видим  смертная казнь и телесные наказания  занимают важное место в уголовно-правовой системе того времени.

А вот  система наказаний при Петре  I:

Убийство. Артикулы различали умышленное (каравшееся отсечением головы), неосторожное (наказываемое телесным заключением, штрафом, шпицрутенами), случайное (ненаказуемое). К наиболее тяжким видам убийств законодатель относил убийство по найму, отравление, убийство отца, матери, младенца или офицера. Особая этическая окраска этих составов очевидна, за этим следовал и особый вид наказания - колесование.

Неудачно  покушавшийся на самоубийство после благополучного спасения приговаривался к смертной казни. Оставшиеся в живых дуэлянты наказывались повешением, тела погибших на дуэли (как и самоубийц) подвергались надругательству.

Отсечение руки назначалось за удар тростью (состав, находящийся на грани междутелесными повреждениями и оскорблением действием). Ударившего рукой, ударял публично по щеке профос (низший воинский чин, наблюдавший за чистотой отхожих мест).

 Артикулы  вводят имущественный (количественный) критерий для определения тяжести  преступления - сумму в двадцать  рублей. За кражу на сумму меньше установленной в первый раз преступник наказывался шпицрутенами (шесть раз проходя через строй), во второй раз наказание удваивалось, в третий раз ему урезали уши, нос и ссылали на каторгу. Укравшего имущество на сумму свыше двадцати рублей уже после первого раза казнили.

 Смертная  казнь назначалась также лицам,  укравшим: в четвертый раз, укравших во время пожара или наводнения, из государственного учреждения, у своего господина, у своего товарища, на месте, где он нес караул, из военного склада. Эти лица наказывались смертью через повешение10.

Уголовно-правовая система усложнилась. В частности  возникли целые отрасли права, контролирующие деяния, ранее не являющиеся предметом  уголовного права. Тем не менее количество казней было высоким.

Вот выдержка из кодекса РСФСР 1926 года:

«136. Умышленное убийство, совершенное: а) из корысти, ревности (если она не подходит под признаки ст. 138) и других низменных побуждений, б) лицом, привлекавшимся ранее за умышленное убийство или телесное повреждение и отбывшим назначенную судом меру социальной защиты, в) способом, опасным для жизни многих людей или особо - мучительным для убитого, г) с целью облегчить или скрыть другое тяжкое преступление, д) лицом, на обязанности которого лежала особая забота об убитом, или е) с использованием беспомощного положения убитого, влечет за собой лишение свободы со строгой изоляцией на срок до десяти лет.

137. Умышленное  убийство, совершенное без указанных  в ст. 136 признаков, - лишение свободы  на срок до восьми лет.

Информация о работе Социально-философский анализ пеницитарной системы России