Социально-философский анализ пеницитарной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 08:06, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. На данный момент существует немало работ, посвящённых истории развития пеницитарной системы в России. Однако большая часть таких исследований носит лишь описательный характер, является сборником исторических фактов и нормативно правовых документов. Между тем важную роль в исследовании пеницитарной системы играет социально-философский анализ. Комплексный анализ отечественной пеницитарной системы позволяет выявить предпосылки её появления, становления развития. Также актуальным является вопрос о современном состоянии уголовно-исполнительной системы в нашей стране.

Содержание

Введение 3
Концепция власти у Мишеля Фуко 6
Развитие уголовно-исполнительной системы в России. 49
Отечественная пеницитарная система XX века. Анализ современного состояния. 64
Заключение. 76
Список использованных источников. 81

Вложенные файлы: 1 файл

диплом(ВЕРСИЯ 3).docx

— 300.72 Кб (Скачать файл)

– переходные исправительно-трудовые дома (для содержания заключенных, которые по отбытии  части срока лишения свободы  в других местах заключения обнаружили приспособленность к трудовой жизни).

2. Учреждения  для применения мер социальной  защиты медико-педагогического характера:

– трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей (от 14 до 16 лет);

– трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи (от 16 до 20 лет).

3. Учреждения  для применения мер социальной  защиты медицинского характера:

– колонии  для психически неуравновешенных, туберкулезных  и других больных заключенных;

– институты  психиатрической экспертизы30.

В ИТК  РСФСР 1924 г. были законодательно закреплены следующие положения: обязательность труда для всех заключенных; проведение силами органов Наркомата просвещения  культурно-просветительной работы; обязательные курсы ликвидации безграмотности для всех заключенных в возрасте до 50 лет; возможность зачета рабочих  дней; создание самодеятельных организаций  заключенных; возможность отпусков на сельскохозяйственные работы.

В период становления советской власти исправительно-трудовая политика исходила из двух принципов: во-первых, классовый подход, во-вторых, относительно гуманный подход к общеуголовному элементу, в отношении которого проводились  меры, направленные на воспитание новой  личности. В частности, поощрялось круговое поручительство заключенных, на основе которого администрация мест лишения  свободы могла применять коллективные взыскания. Предполагалось предоставление заключенным ряда льгот, взамен которых  они были обязаны следить друг за другом и не допускать нарушений  правил внутреннего распорядка. В  некоторых местах лишения свободы  происходили такие явления, как  политическая агитация заключенных, занятие  ими некоторых административных должностей на выборной основе. Следует  отметить, что данные явления не были повсеместными, и как правили вели к несоблюдению режима. Классовый подход официально был закреплен в ИТК РСФСР 1924 г. В соответствии со ст. 48 ИТК РСФСР режим в местах лишения свободы основывался «на правильном сочетании обязательного труда заключенных и культурно-просветительной работы». Исключались любые элементы мучительства и физического воздействия в отношении лиц, лишенных свободы, в виде применения кандалов, наручников, карцера, строго-одиночного заключения, лишения пищи, свиданий заключенных с их посетителями через решетку.

Несмотря  на гуманный характер ИТК РСФСР 1924 г., уже в этот период проявились тревожные  тенденции карательной политики государства. В 1923 г. с созданием  Объединенного главного политического  управления СССР (ОГПУ) была разрушена  единая система исправительно-трудовых учреждений (ИТУ). Вскоре был открыт Соловецкий лагерь особого назначения ОГПУ СССР.

Исправительная  система СССР в 30-х годах.

В 1930 закрепляется «Положение об исправительно-трудовых лагерях31». Это постановление окончательно закрепило лагерную систему как основную

Новый ИТК  был принят в 1933 году. Кодекс выделял  следующие места заключения:

1. Следственные  изоляторы.

2. Пересыльные  пункты.

3. Исправительно-трудовые  колонии

4. Медицинские  учреждения (для невменяемых или туберкулёзных больных)

5. Учреждения  для несовершеннолетних

Можно сказать, что кодекс носил довольно передовой  характер. Предусматривалась оплата труда и право на свидание. Однако теоретические принципы резко расходились с практической реализацией уголовно-исполнительной политики, целью которой стало удаление политической оппозиции, а также использование труда заключенных для решения экономических проблем государства.

Обстановка  в местах лишения свободы в  период формирования и развития ГУЛАГ  нередко усугублялась попустительством, доходящим до нарушения закона, со стороны администрации. Это объяснялось  классовым подходом к заключенным, при котором политические заключённые  не допускались к каким-либо должностям, приближенным к администрации, в  результате данные места занимали уголовники. Кроме того, в связи с репрессиями, количество заключенных превышало  все предыдущие показатели. Для управления такой массой людей лагерная администрация  часто опиралась на представителей уголовного мира, которые существовали за счет обычных заключенных и  могли заставить их работать. Данная ситуация самым негативным образом  влияла на обстановку в местах лишения  свободы. Наиболее ярким примером может  служить ситуация, сложившаяся в  Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), ставшая официально известной  не только в СССР, но и за его пределами. В 1930–1932 годах на Соловках работала специальная комиссия, вскрывшая  массовые нарушения. В результате членами  комиссии были возбуждены и расследованы уголовные дела в отношении администрации, надзорного состава и ряда арестантов.

Важно заметить, что в данной период применялись воздействия на заключённых, не связанные с физическим насилием. Существовали методы воздействия, целью которых была стимуляция к послушному поведению. Такие методы были тесно переплетены с официальной идеологией. Получили распространение политико-воспитательные методы воздействия. Основной задачей стало формирование новой личности, исправление и перевоспитание правонарушителей. Широко стал применятся опыт стахановского движения. Победители могли даже получить право досрочного освобождения. Однако позже данная система была отменена.

 Рост количества исправительно-трудовых лагерей по всему Советскому Союзу обусловил потребность в новых кадрах для пенитенциарных учреждений. Для подготовки квалифицированных сотрудников ИТУ НКВД СССР в короткий срок создаются специализированные курсы.

Исправительно-трудовая система в послевоенный период.

После Великой Отечественной криминогенная обстановка была особенно напряжённой. Наблюдается всплеск преступности, причем значительная часть преступлений являлась тяжкой и особо тяжкой. Разрушительная война и политизация правоохранительных органов стали причиной ухудшения криминальной обстановки.

Здесь я  хочу сделать небольшое отступление. По моему мнению  Фуко, анализируя дисциплинарную систему, упускает из виду внутреннюю жизнь и распорядок содержащихся в такой системе. Взаимоотношения в тюремной среде отдельный интересный вопрос, целая подструктура, со своими правилами и обычаями. Она включает разнообразные касты, такие как воры в законе, авторитеты, «мужики», «неприкасаемые».  А основными нормализующими санкциями для них выступают «понятия» и «воровской закон» Нельзя конечно говорить что власть посредством биополитики и дисциплинарных норм полностью контролирует жизнь заключённых. Быт осуждённых в нашей стране это отдельное поле для исследования, в рамках данной работы подробно останавливаться на нём я не буду.

Также ухудшение  криминальной обстановки было связано  с расколом в преступном мире. Раскол привел к «сучьим войнам» в местах лишения свободы, которые сопровождались всплеском насилия и смертей в тюремных учреждениях. Основной сутью конфликта стал отход части «блатарей» от «воровского закона», который, в частности, запрещал контактировать с администрацией мест лишения свободы, принимать участие в работах, служить в армии. Великая Отечественная война внесла определенные коррективы в «воровской закон» и изменила соотношение в преступной среде. «Отошедших» от «воровского закона» стали называть «суками». В отличие от «законников» «суки» не отказывались работать и вступать в контакт с администрацией, поэтому на первом этапе администрация некоторых ИТУ неформально поддерживала данную категорию заключенных, чаще же просто не предпринимала никаких мер по ликвидации конфликта между «ворами» и «суками».

Исправительная  политика государства во второй половине XX века.

В 1961 году вводится новая система деления  колоний по видам режима: общий, усиленный, строгий и особый. Основанием для определения вида колонии является тяжесть совершенного деяния и наличие судимостей согласно УК. Для исправительно-трудовых колоний всех видов устанавливалось единое правило: заключенные должны содержаться под стражей и надзором, подвергаться обыску, их корреспонденция – цензуре, посылки и передачи – досмотру. Позже создаются также колонии поселения. В 1960–70-е гг. сложилась принципиально новая по отношению к предшествующему периоду система мест лишения свободы, ведущее место в которой заняли исправительно-трудовые колонии. Эта система включала в себя колонии общего, усиленного, строгого и особого видов режима, колонии-поселения, воспитательно-трудовые колонии общего и усиленного режима, следственные изоляторы, тюрьмы, межобластные специальные больницы. Место исправительно-трудовой колонии в системе исполнения уголовных наказаний было определено ст. 12 ИТК РСФСР32: «Исправительно-трудовая колония является основным видом исправительно-трудовых учреждений для содержания осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия». Таким образом, исправительно-трудовая колония становится ведущим организационным звеном исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы.

Оценивая  основные направления развития исправительно-трудовой политики Советского государства, следует  отметить, что ее реорганизация тесно  связана с изменениями политического  курса страны: в период 1920–1930-х  годов государственная исправительно-трудовая политика имеет ярко выраженный классовый характер. Великая Отечественная война изменила содержание работы государственных структур применительно к специфике военного времени. в 1950-е годы произошла смена политического курса страны, а следовательно, и исправительно-трудовой системы. период 1960–1970-х годов. характеризуется серьезной разработкой нормативно-правовой базы деятельности органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, а также реорганизацией системы управления. социально-экономический и политический кризис во второй половине 1980-х гг. непосредственно отразился на развитии правоохранительной системы. Отмечу также, что сильная дисциплинарная система власти сформировалась именно в советский период.

Современная пеницитарная система РФ.

Помимо  основных внутриполитических, социально-экономических, криминологических и иных факторов, оказавших влияние на изменения  уголовно-исполнительной сферы данного  периода, следует выделить внешнеполитический фактор, связанный с процессом  интеграции России в Европейское  сообщество. Седьмого мая 1992 г. Российская Федерация подала заявку на вступление в Совет Европы. Двадцать пятого июня 1992 г. Комитет министров Совета Европы принял Резолюцию, в которой  обратился к Парламентской Ассамблее  с просьбой подготовить документ по данной заявке в соответствии с  уставной резолюцией. В Заключении № 193 (1996) по заявке России о вступлении в Совет Европы от 25 января 1996 г. решение о вступлении в Совет Европы связывалось с обязательством России передать управление пенитенциарными учреждениями и надзор за исполнением наказаний в компетенцию Минюста. В соответствии с Указом Президента РФ «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации33» от 8 октября 1997 г. произошла поэтапная передача уголовно-исполнительной системы в ведение Минюста России. Эксперты Совета Европы условия содержания осужденных и арестованных в России рассматривали как пыточные.

Важным  направлением реформирования уголовно-исполнительной системы стала выработка политики по обеспечению прав человека в отношении  осужденных, а также подозреваемых  и обвиняемых, содержащихся под стражей. В связи с вступлением в  Совет Европы Россия взяла на себя обязательство по приведению национального  законодательства в соответствие с  международными нормами и стандартами  в области соблюдения прав человека. В частности, Россией были ратифицированы такие важные документы, как «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» и «Европейская конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания».

Большие изменения в деятельность уголовно-исполнительных учреждений РФ были внесены Законом  РФ «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР34» от 12 июня 1992 г., который отменил многие правоограничения на отправление корреспонденции, ношение бороды и усов, одежды гражданского образца (женщинам), лишение права на свидания и др. и ввел нормы на свободу совести и вероисповедания, право на отпуск, на зачет времени работы в местах лишения свободы в общий трудовой стаж, право на личную безопасность, на телефонные разговоры и иные права.

Также Минюст России принял ряд мер, которые должны были разгрузить уголовно-исполнительную систему. В 2001 и 2002 году государственной  думой были проведены амнистии и  освобождено 230000 человек. Таже расширилась практика альтернативных наказаний, таких как исправительные работы, обязательные работы, штрафы, аресты. Ну и введен мораторий на смертную казнь, однако сама казнь не исключена как наказание за особо опасные деяния против человеческой жизни. По состоянию на 2011 год количество заключённых составило 639,6 тысячи человек35.

Однако  целый пласт проблем остался  не решенным. В книге «Борьба с  преступностью как индустрия36» криминолог Кристи Нильс замечает следующее. Вся советская пеницитарная система сроилась как некая производственная база, некая «завод-тюрьма», направленная на самоокупаемость и выпускавшая широкий ряд разнообразных товаров. Однако с развалом СССР данная система оказалась никому не нужна, что привело к развалу прежних экономических связей.

Ещё одной  важной проблемой является количество заключенных в России. Оно неоправданно высоко. Больше, чем в нашей стране заключённых содержится только в США. Приведу в качестве примера карту соотношения заключенных на 100000 человек населения по всему миру.

 

37

По сравнению  с советскими временами статистика, несмотря на амнистии не особо изменилась. Вот сводная таблица количества заключённых в России на 100000 человек:

 

Годы

1950

1979

1989

1993

1994

1995

1996

2006

2010

Количество заключенных

1400

660

353

573

611

685

704

611

62538

Информация о работе Социально-философский анализ пеницитарной системы России