Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:38, курс лекций
В текстах лекций по феноменологии культуры анализируются такие проблемы, как «кризис европейской рациональности», проявившийся к началу ХХ столетия и охвативший естественнонаучные и гуманитарные науки. Родоначальник феноменологической философии Э. Гуссерль (1859-1938) много раз и в во все периоды своей научной деятельности обращался к анализу причин этого кризиса. Он анализировал способы его преодоления. Гуссерль полагал, что мы находимся только на пороге формирования философии как строгой научной дисциплины, и потому вопросы метода исследования, основанного на ясных, последовательных и необходимых принципах, считал самыми важными для будущего развития философии.
Обратимся к примеру восприятия какого-либо архитектурного сооружения, например, Казанского собора19. Прежде всего, мы проводим феноменологическую редукцию и переходим от представления, что нам – т.е. нашему сознанию, противостоит «реальный» Казанский собор, к представлению, что мы «реализуем» предмет («Казанский собор») посредством восприятия. Мы имеем дело только с феноменом - мысленным единством предметных значений, соответствующих предмету «Казанский собор». При этом мы начинаем мыслить этот предмет уже в восприятии, потому что то, что мы видим, мы уже определяем как нечто вполне определенное, чему мы даем название - «Казанский собор». Конечно, мы можем ошибаться или не узнать его, или даже просто не иметь о нем никакого понятия. Но это только значит, что «по мере понимания», «по мере явления» и «по мере восприятия» у нас будет происходить сложная многообразная корреляция с определенным значением «Казанский собор». При этом совершенно не важно, какая именно опора лежат в основе корреляции (предметного соотнесения). Это может быть фотография, с которой мы сличаем вид, непосредственно нам доступный, или мысленный его отпечаток, вспомненное словесное описание двойной колоннады этого сооружения или чье-то авторитетное мнение: «да, не сомневайтесь, перед вами Казанский собор, сооружение Андрея Воронихина». Способы идентификации (удостоверения тождественности, подтверждения) нашего восприятия могут быть самыми разными. Но главное, что это процесс, растянутый во времени и развернутый в длительности нашего узнавания этого предмета. Многоразличные способы «реализации в сознании» такого сложного пространственного предмета, как Казанский собор, называются модификациями, и все они имеют временную основу.
Время внедряется
в феноменологическую
Итак, феномены
даны 1) в темпоральном (временном)
осуществлении и никак иначе,
т.е. развернутыми во времени;
2) в потоке сознания как
В темпоральном
анализе интенциональных
Гуссерль также исследует причины принципиальной неадекватности восприятий, которые “непрерывно переходя друг в друга, сходятся в единство восприятия, в каком непрерывно длящаяся вещь показывает все новые и новые (или же – с возвращением назад – прежние, старые) свои «стороны» во все новых и новых рядах «нюансирования-проецирования» <...> неопределенности – определяются и конкретизируются, <...> в обратном же направлении ясное, правда, вновь переходит в неясное...”21.
Феноменологическое прояснение процессов осознавания чего-либо не ориентировано на усовершенствование структуры непосредственного восприятия, и задача улучшения человеческой природы никак не входит в телеологические намерения феноменологии, хотя существует множество телесных практик как эмпирического, так и эзотерического характера, нацеливающих усилия именно в этом направлении. Но с учетом всех следствий теории временных синтезов феноменология по-новому “ставит зрение” исследователя, дисциплинирует тем самым умозрительное – теоретическое в платоновском смысле – созерцание. Исследовательница феноменологической теории Гуссерля Элизабет Штрекер говорит даже о феноменологическом “культивации особого рода видения”22.
Кроме понятий
«поток сознания» (или «
Получается множество
синхронизирующихся с «точкой-
Очевидно, что анализ временных связей внутри формирования одного явления, данного в восприятии и длящегося «по мере явления», или «по мере протекания в сознании», Гуссерль противопоставил представлению о физическом объекте как «уже готовом». Таким образом, Гуссерль совершенно по-иному реконструирует смысл «объективной реальности», чем это было принято в объективистских концепциях, где противоречивый и сложный процесс изменения вещей внутри тождественного единства никак не проблематизировался, за исключением, правда, гегелевской философии, в которой этот процесс описывался диалектически, но базовые структуры сознания, такие как восприятие, там вообще не имелись в виду. Никакого другого – нетемпорального восприятия не может быть, время входит в конструирование феномена как его сущностная основа. Именно поэтому временные синтезы становятся основой феноменологического описания предмета. Гуссерль как бы ставит эксперимент с темпоральным событием, и главная сложность здесь состоит в том, чтобы сохранить в реконструкции восприятия его временную объемность, показать временные преобразования (модификации) в процессе конструирования предметов сознания с тем, чтобы выразить их тождественность. Именно с этой целью Гуссерль показывает, как настоящее сосуществует одновременно с прошлым и будущим. В качестве исходного материала для анализа содержаний сознания Гуссерль рассматривает «первичные импрессии» («первичные впечатления»). И вот оказывается, что, поскольку «Теперь» модифицируется в «только что бывшее теперь», «простого настоящего» недостаточно, чтобы конструировать целостность феномена, а тем более показать его «историю» («постоянно расширяющуюся непрерывность прошлого», как сказано в «Феноменологии внутреннего сознания времени»). В языке отражена эта трудно формализуемая сложность отражения временного существования предметов – в том объеме, в котором в разных языковых системах выражаются формы времени настоящего, прошлого и будущего.
Итак,
Точка-Теперь нескончаемо сдвигается,
вытесняется, но при этом
Ретенция осуществляет
функцию длительности, непрерывности
событий. Ретенция
Каждый теперь-момент
не ограничен отношениями с
«Ретенция - точка-Теперь – протенция» – это и есть полный континуум феноменов в первичной памяти. Сознание устроено так сложно, что его нельзя представить как пример изображения на кинопленке, потому что этот реальный «кинопоказ сознания» осуществляется в разных режимах: ускоренном, вперед-назад, показ одновременно на разных экранах. Если бы сознание состояло только из склеенных точек-Теперь, то его структура была бы похожа на первые монтажи кинофильмов эпохи братьев Люмьер. При этом каждый мгновенный снимок как бы вибрировал в своей точке, отражая тем самым ретенциально-протенциальные “толчки” восприятия, имитируя временное “дыхание” сознания.
Процесс
восприятия можно изобразить
как скрепленные моментом-
При этом сущность протенциальных
синтезов (связей) заключается в
том, что они есть становящееся-воспринятым-
Таким образом, в протенциальном
сознании содержится (предвосхищается)
и феноменологически
В феноменологической дескрипции мы совершаем как бы обратное объективному течению времени (с позиции здравого смысла) движение, предполагая некоторое опирающееся на непосредственно данное содержание, в котором в одинаковой степени присутствует прошлое, настоящее и будущее. Гуссерль изображает эту перемену времен следующим образом: “когда появляется ожидаемое <...> то само состояние ожидания (уже) прошло; если будущее стало настоящим, то настоящее стало относительно прошлым”24. Таким образом, принципы однонаправленности времени, трансгрессивности, линейности и необратимости отнюдь не исчерпывают всех возможных темпоральных корреляций с точки зрения в феноменологической теории времени.