Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:41, шпаргалка
1.Предмет философии науки. Основные концепции философии науки.
4. Наука в культуре современной цивилизации
5. Становление опытной науки.
....
14-15. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
17. Наука как социальный институт, различные подходы к определению социального статуса науки
18. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.
В основе образовательного процесса лежит научная картина мира, формирующая научное, достоверное знание о мироздании, о самых разных областях и сферах действительности. Образование – это тот исходный момент, с которого начинаются встреча каждого человека с наукой, подготовка к жизни, формирование мировоззрения.
Научные подходы и методы пронизывают все содержание учебного процесса. Образовательные модели опираются на сугубо научные обоснования и достижения разнообразных наук – педагогики, психологии, физиологии, дидактики и т.д. Сегодняшнее образование и обучение переживают большие перемены: стремительно внедряются в учебный процесс новые информационные технологии обучения, что, в свою очередь, требует переосмысления целей и задач образования. Современное общество нуждается в специалистах, не просто обладающих определенной суммой знаний, но и способных находить выход из нестандартных ситуаций, умеющих адаптироваться к быстроменяющимся условиям среды и потока информации.
Одной из важнейших задач современного образования является внедрение достижений научно-технического прогресса в обучение, что требует компьютеризации школ, учебных заведений, создания и развития единой информационной среды, разработки обучающих программ, методик обучения, виртуальных компьютерных практикумов и т.д.
Науке многое предстоит сделать для создания таких моделей образовательного процесса, в которых возможным было бы сбалансированное соотношение естественно-научных и гуманитарных компонентов современного знания. Сам процесс обучения должен быть максимально приближен к конкретным жизненным ситуациям, а потому большое значение имеет внедрение в обучение таких методов, как мозговой штурм, деловые игры, тренинги, анализ нетипичных ситуаций и т.д. Необходимо помнить, что в процессе образования создается тот человеческий интеллектуальный потенциал, который «войдет» в современную техногенную цивилизацию, отличающуюся, как уже указывалось, динамизмом.
Система образования, включающая
в себя науку, пополняет саму науку
интеллектуальными кадрами
Усиливающаяся роль науки требует осмысления вопроса о том, каковы ее функции. Это важно, поскольку они меняются, как меняется весь ее облик и характер взаимосвязей с обществом.
Традиционно принято выделять
три группы функций науки: культурно-
Культурно-мировоззренческая функция науки утверждалась в жесткой полемике с религией и теологией. Вплоть до XVII века монополией на формирование представлений о мироздании, месте человека в нем, о ценностях и смысле жизни обладала теология. Научные же знания во внимание не принимались и функционировали наравне и вместе с обыденными, частными.
Открытие Николая Коперника послужило тем толчком, благодаря которому наука вышла на мировоззренческую проблематику, поскольку его система опровергла Аристотелево-Птолемеевскую картину мира, на которую опиралась и теология; более того, гелиоцентрическая система Коперника противоречила обыденным представлениям об устройстве мироздания.
Последующие открытия в науке,
сопровождающиеся острыми идейными
конфликтами, трагическими ситуациями
в судьбе ученых, все в большей
степени укрепляли позиции
Прошло также немало времени,
прежде чем достижения науки стали
применяться в производстве. Этому
способствовало возникновение, наряду
с теоретическими, ряда прикладных,
технических наук, таких как сопротивление
материалов, технология металлов, электроника,
теория механизмов и машин. Прикладная
наука непосредственно была поставлена
на службу производству, но только в XX
веке о науке заговорили как о непосредственной производитель
Это приводит к тому, что влияние науки выходит за рамки производственной сферы, она все активнее оказывает влияние на социальную сферу. Сегодня ни одно из социально-экономических преобразований не осуществляется без разработки масштабных планов и программ, в которых не принимали бы участие ученые. Как правило, такие планы имеют комплексный характер, а потому предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.
Сегодня обсуждаются вопросы
небезобидных для природы и жизни
человека последствий научно-
Превращение науки в социальную силу порождает комплекс проблем внутри науки: как управлять самой наукой в условиях научно-технического прогресса, какие методы научной познавательной деятельности применимы к другим формам познания и культуры (паранауке, обыденному познанию, искусству) с целью научного управления культурными процессами, какое влияние оказывают на науку социальные реалии и многое другое, о чем пойдет речь дальше.
5. Становление опытной науки.
Последние века интеллектуальной
истории средневековья (XIV- XV вв.) ознаменованы
возникновением интереса к познанию
природы, изначально чуждого средневековой
мысли. Предпосылкой данного явления
послужили прежде всего новые переводы
аристотелевских сочинений. К концу XII
в. стали известны “Физика”, “О возникновении
и уничтожении”, “О душе”, первые четыре
книги “Метафизики”, первые три книги
“Метеорологии”, “О небе”; была заново
переведена “Вторая аналитика”; стали
известны элементы “Оптики” и “Катоптрики”
Евклида, “Коника” Аполлония, “Альмагест”
и “Оптика” Птолемея, труды Гиппократа
и Галена. Позднее, в течение двух десятилетий
XIII в., появились остальные книги “Метафизики”
и три книги трактата о животных. Тем самым
были возрождены основные натуралистические
сочинения Аристотеля, а также труды, содержащие
его методологию натуралистического опыта
и наблюдения. |
6. Структура научного познания. Эмпирический уровень и его формы.
Структура научного знания.
В структуре научного знания выделяют эмпирический и теоретический уровни. Эти уровни различаются между собой по целому ряду параметров, главными из которых являются методы познания, а также характер полученного знания. К основным методам эмпирического уровня относятся наблюдение и эксперимент. Теоретический уровень характеризуется применением анализа, синтеза, идеализации, дедукции, аналогии и других методов познания. Основным видом знания, получаемого на эмпирическом уровне научного исследования, является факт и экспериментальный закон. К знанию теоретического уровня, прежде всего, относится теория. На эмпирическом уровне научное познание имеет дело с индивидуальными свойствами объекта, данными в опыте. Индуктивное обобщение собранных данных представлено в виде экспериментально установленных закономерностей. Теоретический уровень научного познания отличается нацеленностью на обнаружение общих, необходимых, закономерных характеристик объекта, выявляемых с помощью рациональных процедур. На теоретическом уровне формулируются теоретические законы.
Факт, будучи главным видом знания эмпирического уровня, не имеет однозначного определения. В обыденном языке фактом, как правило, называют фрагмент действительности, аспект объективной реальности. В научном познании под словом «факт» чаще всего подразумевается либо достоверное знание, либо выраженное в языке описание эмпирических данных.
Представление о фактах как об абсолютно
независимых от теории, эмпирических
данных, характерное для позитивизма,
подвергается критике как философами,
так и учеными. Н. Бор,
А. Эйнштейн, Л. Де Бройль и многие другие
подчеркивали, что наука никогда не имеет
дело с «чистыми» фактами. Информация,
собранная эмпирическими методами исследования,
не может быть прямо введена в корпус научного
знания. Она нуждается в интерпретации,
которая всегда исходит из определенных
теоретических предпосылок. В этом смысле
любой факт теоретически нагружен, он
имеет смысл только в рамках определенной
теории. В философии позицию зависимости
фактов от теории выражали неокантианцы,
конвенционалисты, постпозитивисты. Особой
проблемой является разработка понятия
факта применительно к гуманитарным наукам,
поскольку эти науки изучают, в основном,
продукты практической и духовной деятельности
людей.
Так же как и факт, научная теория является одной из проблем философии науки. В истории науки выделяют так называемую линию Декарта – Лапласа, выражающую понимание научной теории как объяснения. Противоположную позицию, именуемую линией Паскаля – Ампера, отличает утверждение об описательном характере теории. По вопросу о том, является ли теория отображением действительности, также сложились альтернативные точки зрения. Философы и ученые, склоняющиеся к позиции гносеологического оптимизма, положительно отвечают на этот вопрос. Напротив, те, кто разделяет установки агностицизма, конвенционализма, фаллибилизма, полагают, что теоретическое знание не преследует цели адекватного отображения объективной реальности.
Структура научной теории включает в себя следующие основные элементы: фундаментальные понятия и принципы, идеализированные объекты, представляющие собой абсолютизацию отдельных качеств, как, например, «идеальный газ», а также методологические принципы и способы доказательства. Процесс функционирования теории обязательно включает в себя этапы формулировки проблемы, а также выдвижения и проверки гипотез. Многие философы и ученые обратили внимание на то обстоятельство, что любая научная теория имеет свой контекст, или метатеоретический уровень, который, в конечном счете, определяет выбор фундаментальных понятий и принципов теории. Проблема метатеоретического уровня исследования поднята постпозитивизмом. Устанавливая зависимость теории от парадигмы, научно-исследовательской программы, стиля мышления, картины мира, стандартов рациональности, философы тем самым рассматривают внешние по отношению к теории, социокультурные факторы, определяющие внутренние параметры теории.
Различие между эмпирическим и теоретическим уровнями не является абсолютным. Научное познание обязательно включает в себя как эмпирический, так и теоретический уровень исследования. На эмпирическом уровне обеспечивается связь научного познания с действитель-ностью и с практической деятельностью человека. Теоретический уровень представляет собой выработку концептуальной модели предмета познания. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания представляет собой сложный механизм. Исследование этой проблемы протекает главным образом в рамках изучения соотношения теории и факта, обусловленности экспериментальных методов исследования теоретическими концепциями.
В эпистемологии науки анализируют структуру научного знания, под которой понимают не только ее строение, т.е. состав входящих в нее подсистем знания, но и взаимосвязь, и взаимодействие между ними. Также выделяют основные уровни научного познания:
- эмпирический;
- теоретический уровень;
- метатеоретический – основания науки (теоретический базис).
Эмпирическое знание является
абстрактной моделью
- единичные эмпирические высказывания – «протокольные предложения», фиксируют результаты единичных наблюдений;
- эмпирические факты. Научный факт – это индуктивное обобщение протокольных предложений, т.е. общее утверждение статистического или универсального характера. Как правило, факты фиксируют количественные характеристики;
- эмпирические законы – фиксируют отношения между событиями, состояниями и свойствами; для них характерно пространственное и временное постоянство. Могут быть причинными, статистическими, функциональными. Все эмпирические законы являются гипотетическими, поскольку получены путем индукции. Эмпирическое знание по своей природе является гипотетическим.