Шпаргалка по "Философии науки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:41, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет философии науки. Основные концепции философии науки.
4. Наука в культуре современной цивилизации
5. Становление опытной науки.
....
14-15. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
17. Наука как социальный институт, различные подходы к определению социального статуса науки
18. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы1 (2).docx

— 158.61 Кб (Скачать файл)

-         Феноменологические теории – логически систематизированное множество соответствующих эмпирических законов и фактов. Высшая форма эмпирического знания.

На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, рациональный  момент здесь тоже присутствует, однако имеет подчиненное значение. На данном уровне исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Характерными признаками эмпирического уровня познания являются сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фиксирующая деятельность.

Эмпирическое познание непосредственно (без промежуточных  звеньев) направлено на свой объект. Оно  осваивает объект с помощью таких  приемов и средств познания как  сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ. Однако, опыт никогда не бывает в современной науке свободным от рациональных компонентов (так, опыт планируется, конструируется теорией, а получаемые факты так или иначе теоретически нагружены…). Именно теоретик указывает путь экспериментатору, причем теория господствует над экспериментальной работой от ее первоначального плана и до последних штрихов в лаборатории.

Ощущения и восприятия, которые дают информацию об объективно существующих вещах, непосредственно связаны с ними и отображают их свойства и отношения. Поэтому их можно рассматривать как чувственные образы вещей, так как они представляют собой результат их действия на органы чувств. Например, вследствие воздействия внешнего предмета у нас возникают ощущения его формы, объема, цвета, и т.п. свойств, которые в единстве и целостности отображаются в восприятии в виде отдельного чувственного образа. Эту стадию познания можно рассматривать как процесс непосредственного чувственного созерцания внешнего мира, который, однако, не совпадает с эмпирическим уровнем научного познания.

Иногда нам кажется, что  вещи существуют в том виде, как  мы их воспринимаем. Такое представление  широко распространено в повседневном мышлении, которое в философии  характеризуют как «наивный реализм». В таком представлении заслуживает внимания вера в объективное существование реального мира, но сам процесс его познания понимается неверно. С точки зрения «наивного реализма», внешний мир и вещи в нем выглядят такими, как они воспринимаются субъектом. На первый взгляд кажется, например, что Земля неподвижна, а Солнце движется, что невидимые частицы материи или излучения, вирусы и микробы не существуют, ибо мы их не видим и не воспринимаем. Наука же доказывает, что видимое движение Солнца объясняется движением Земли, а о существовании невидимых частиц материи и излучений свидетельствуют результаты их воздействия на другие тела, которые регистрируются приборами, например, движения элементарных частиц видны в пузырьковых камерах в виде треков, вирусы можно наблюдать в ультрамикроскоп, а бактерии — даже в обычный микроскоп.

Сторонники субъективного идеализма, опираясь на представления «наивного реализма», пытались, как известно, даже доказывать, что источником нашего познания служат не вещи объективного мира, а ощущения самого субъекта. Небезызвестный субъективный идеалист Дж. Беркли настойчиво убеждал, например, что поскольку каждый человек непосредственно имеет дело со своими ощущениями, то он не может знать, что лежит за ними. Поэтому Беркли предлагал рассматривать вещи как комбинации или комплексы ощущений. Вместо того, чтобы рассматривать ощущения и восприятия как отображения свойств объективно существующих вещей, субъективные идеалисты, наоборот, рассматривают их как некие первоначала, из объединения или комбинации которых возникают реальные вещи. При последовательном проведении такой точки зрения неизбежно приходят к солипсизму, когда все существующее в мире становится комбинацией ощущений субъекта.

Точка зрения «наивного  реализма», хотя и кажется очевидной, но совершенно несостоятельна, во-первых, с позиции науки, которая доказывает, что реальные вещи оказываются не такими, какими они нам кажутся, ибо имеют более сложную структуру и свойства. Во-вторых, эта позиция оказывается весьма уязвимой с философской точки зрения, ибо не подчеркивает различия между тем, что воспринимается и то, что служит источником такого восприятия. Ведь реальный мир не дан нам непосредственно, а познается сложным и опосредованным способом.

Эмпирическое познание в науке начинается с осмысления и анализа данных наблюдения и эксперимента, в результате которых возникают представления об эмпирических объектах. Такие объекты описывают свойства и отношения реальных предметов или действительное положение дел с помощью терминов и высказываний эмпирического языка. Но их познание осуществляется не непосредственно, как иногда думают, а опосредованно, через чувственное познание. Следовательно, эмпирические объекты можно рассматривать как модели чувственных объектов, которые непосредственно связаны с предметами внешнего мира.

Подводя итог рассмотрению эмпирического уровня познания, следует  еще раз отметить, что он не совпадает  с чувственной стадией познания. Чувственное познание представляет собой предпосылку эмпирического познания, но не тождественно ему. Поэтому ощущения и восприятия в точном смысле слова являются формами чувственного, а не эмпирического познания, в котором заметную роль начинает играть рассудочное познание. С философской точки зрения эмпирический уровень познания можно охарактеризовать с помощью категории рассудка, который И. Кант и Г.В. Гегель рассматривают как низшую стадию рационального познания. Рассудок, опираясь на материал чувственного познания, классифицирует и систематизирует его, образует понятия и суждения, но не в состоянии обнаружить в нем единство и раскрыть его сущность. Таким образом, на стадии рассудка происходит расчленение материала чувственного познания, в результате которого возникают отдельные абстракции, но они остаются не связанными друг с другом и не представляют собой единой целостной системы. Раскрытие такого единства и синтез отдельных абстракций в рамках конкретных теоретических систем происходит на уровне категории разума, которая представляет собой наиболее развитую, высшую стадию развития рационального мышления.

Теоретическое познание находит свое воплощение в построении различных форм рационального познания, начиная от отдельных понятий и суждений и, кончая теориями и системами теорий в рамках научных дисциплин и междисциплинарных направлений исследования. Но для этого необходимо располагать особыми объектами и методами исследования.

Теоретический уровень познания связан с широким использованием абстракций и идеализации, который завершается переходом к исследованию законов более высокого, чем эмпирические законы, уровня. Нередко поэтому теоретические законы называют законами о ненаблюдаемых объектах. В противоположность им эмпирические законы рассматриваются как законы о наблюдаемых объектах. Так, например, закон Бойля-Мариотта, устанавливающий обратно пропорциональную зависимость между давлением и объемом газа, относится к эмпирическим законам, поскольку эту зависимость можно непосредственно наблюдать и измерить. В отличие от этого теоретические законы, основанные на молекулярно-кинетической теории материи, предполагают введение таких ненаблюдаемых объектов, как атомы и молекулы. Именно вследствие качественного различия между эмпирическим и теоретическими знанием оказывается принципиально невозможным ни логически вывести теоретические законы из эмпирических, ни свести к ним. 

 

7. Основания науки. Философские  основания науки.

Философские основания науки –  это особый, промежуточный между  философией и наукой род знания, который не является не чисто философским, не чисто научным.

Философские основания науки –  множество онтологических, гносеологических, методологических, логических и аксиологических  понятий и утверждений философии, которые используются учеными при  создании ли обосновании какой-либо научной теории, исследовательской  программы научного направления  или даже науки в целом как  специфической когнитивной реальности, вида человеческой деятельности и особого  социального института. Основное содержание и специфика различных типов философских оснований науки. 1) Онтологические (учение о бытии) основания науки представляют собой принятые в той или иной науке общие взгляды о картине мира, типах материальных систем, характере их детерминации, формах движения материи, общих законах функционирования и развития материальных объектов и т.д. 2) Гносеологические (учение о познании) основания науки, принимаемые в рамках определенной науки положения о характере процесса научного познания, соотношения чувственного и рационального, теории и опыта, статусе теоретических понятий и т.д. 3) Логические основания науки – принятые в науке правила абстрагирования, образования исходных и производных понятий и утверждений, правила вывода и т.д. 4) Методологические основания науки представляют собой принимаемые в рамках той или иной науки положения о методах открытия и получения истинного знания, способах доказательства и обоснования отдельных компонентов теории и теорий в целом. Очевидно, что методологические основания науки могут не совпадать, быть различными не только в разных науках, но и в одной и той же науке на разных стадиях ее развития. 5) Ценностные, или аксиологические, основания науки представляют собой принятые утверждения о практической и теоретической значимости науки в целом или отдельных наук в системе духовной и материальной культуры, о целях науки, о научном прогрессе, его связи с общественным прогрессом, об этических и гуманистических аспектах науки и т.д.

Понятие «философские основания науки» выражает философские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке (научной дисциплине, концепций и  т. п.) и дают самые общие ориентиры  для познавательной деятельности. Философские  основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых знании выполняют также эвристическую (участвуют в построении новых теорий) и методологическую функции. Являясь средством (орудием) приращения нового знания, они способствуют формированию новых методов научного исследования. Философские основания науки разнородны и историчны: при переходе от одного этапа развития науки к другому в ходе научных революций один их «набор» сменяется другим, но определенная преемственность при этом сохраняется.

Философские основания  науки. Философские идеи как эвристика  научного поиска.

 
 
Рассматривая вопрос о философских  основаниях науки необходимо определиться, включать их во внутреннюю структуру  науки или нет. Можно рассмотреть  альтернативные позиции позитивистов и натурфилософов – метафизиков  относительно важности философских  оснований науки.  
 
Понятие «философские основания науки» – одно из центральных понятий современной философии науки, обозначающее совокупность философских идей, посредством которых обосновываются фундаментальные онтологические, гносеологические и методологические принципы научного познания.  
 
В отечественной литературе понятие "ФОН" вводится в работах Степина, где под ними понимаются те философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы, так и онтологические постулаты науки. Ф.О.Н. выполняют две основные функции:  
 
– во-первых, являются средством адаптации научных знаний к более широкому социокультурному контексту;  
 
– во-вторых, определяют эвристические программы научного познания, ориентируя ученых на новые формы связи между субъектом и объектом, и, соответственно, на открытие новых структур и законов бытия.  
 
Степин выделяет три основных исторических типа Ф.О.Н., соотносимых с этапами:  
 
1) классического естествознания (17 - конец 19 в.), признающего суверенность разума в постижении абсолютной объективной истины.  
 
2) формирования неклассического естествознания (конец 19 – первая половина 20 в.), обосновавшего принципы релятивизма и дополнительности, связанных с отказом от классического онтологизма и осознанием зависимости научных фактов от конкретных ситуаций и методов их получения.  
 
3) неклассического естествознания современного типа, актуализировавшего роль субъекта, социально-исторические и психологические характеристики которого определяют соответствующие структурно-функциональные и динамические особенности познаваемого объекта.  
 
Переход от одной структуры философских оснований к другой означает пересмотр ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является глобальной научной революцией. 
 
философия в целом обладает определенной избыточностью содержания по отношению к запросам науки каждой исторической эпохи. При решении философией мировоззренческих проблем вырабатываются не только те наиболее общие идеи, принципы и категориальные смыслы, которые являются предпосылкой освоения объектов на современной ей стадии развития науки, но и формируются категориальные схемы, значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания.  
 
Переход от одного типа философских оснований науки к другому всегда обусловлен не только внутренними потребностями науки, но и той социокультурной средой, в которой развиваются и взаимодействуют философия и наука. 
 
Двойная функция философских оснований науки - быть эвристикой научного поиска и средством адаптации научных знаний к господствующим в культуре мировоззренческим установкам - ставит их в прямую зависимость от более общей ситуации функционирования философии в культуре той или иной исторической эпохи. 
 
Развертывание философией своих прогностических функций выступает одним из важных условий перестройки философских оснований науки. Поскольку же философская прогностика непосредственно затрагивает глубинные основания культуры, постольку каждая историческая эпоха и каждый исторически сложившийся тип общества задают свои границы философского творчества и генерации в нем новых категориальных смыслов. 
 
Однако для науки важно не только существование в сфере философского знания соответствующей эпохи необходимого спектра идей и принципов, но и возможность путем селективного заимствования соответствующих категориальных схем, идей и принципов превратить их в свои философские основания. 
 
Разумеется, сами по себе эвристический и прогностический потенциалы философии не снимают проблемы практического применения в науке ее идей. Такое применение предполагает особый тип исследований, в рамках которых выработанные философией категориальные структуры адаптируются к проблемам науки. Этот процесс связан с особой конкретизацией категорий, с их трансформацией в идеи и принципы научной картины мира и в методологические принципы, выражающие идеалы и нормы той или иной науки. Указанный тип исследований составляет суть философско-методологического анализа науки.  
 
Основания являются именно тем слоем в системной динамике знания, который, с одной стороны, непосредственно связан с конкретными теориями и фактами каждой дисциплины, а с другой - определен мировоззренческими установками и другими социокультурными факторами, опосредуя их влияние на специальные процедуры эмпирического и теоретического исследования.

 

8.Динамика науки как процесс  порождения нового знания.

Важнейшей характеристикой научного знания является его динамика, т.е. его  рост, изменение, развитие и т.п. Развитие знания – сложный процесс, включающий качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать  как движение: от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки и неклассической и далее к постнеклассической, от незнания к знанию, от неглубокого, неполного знания к более глубокому и совершенному.           

 Динамика научного знания  может быть представлена как  процесс формирования первичных  теоретических моделей и законов.             

 Формирование научных законов,  а также перерастание частных  законов в проблемы предполагает, что обоснованная экспериментально  или эмпирически гипотетическая  модель превращается в схему.  Далее следует этап применения  гипотетической модели к качественному  многообразию вещей, т.е. качественное  расширение, затем – этап количественного  математического оформления в  виде уравнения или формулы,  что знаменует фазу появления  закона.

Таким образом, рост научного знания можно представить в виде следующей  схемы: модель–схема–качественные  и количественные расширения – математизация-формулирование закона. При этом одной из наиболее важных процедур в науке является обоснование теоретических знаний.

Итак, механизм порождения нового знания включает в себя единство эмпирического  и теоретического, рационального  и интуитивного, конструктивного  и моделируемого компонентов  познания.

Процедуры обоснования  теоретических знаний.

В этом обосновании наука стала  нуждаться со своего появления. Так  во времена Аристотеля широко применялся дедуктивный принцип (знает  о мире общее только тот, кто знает частное). Позднее появился индуктивный способ доказательства и эмпирическое описание (Бекон, Гобс, Лок). Декарт возвращается к дедуктивному обоснованию и даёт им математическую форму (математическую основу) - 17 век.

Обоснование - приведение тех убедительных аргументов, или доводов, в силу которых  следует принять к.-л. утверждение  или концепцию. Обоснования делятся  на абсолютные и сравнительные.

Современные способы обоснования  современного теоретического знания.

Абсолютное О. — это приведение тех убедительных или достаточных  оснований, в силу которых должно быть принято обосновываемое положение. Сравнительное О. — система убедительных доводов в поддержку того, что  лучше принять обосновываемое положение, чем иное, противопоставляемое ему  положение.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии науки"