Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:51, курсовая работа
Анализ существует с незапамятных времён, являясь весьма ёмким понятием. Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Первый способ прост, но в современных условиях не дает удовлетворительного результата (в частности, для международных сопоставлений) из-за курсовых разниц, поскольку покупательная способность денежных единиц обычно существенно разнится.
Второй способ достаточно прост, но несколько условлен из-за выбора индекса. (Самый лучший индекс показывает общий рост цен, но дело в том, что цены на различные ценности растут не только не равномерно, но иногда и разнонапрвленно.)
Третий способ самый лучший, но и самый трудоемкий, критикуемый, кроме того, за известную долю субъективизма.
Если в ходе анализа возникает необходимость построить как бы ликвидационный баланс, свободный от инфляционных факторов, то разность между итогами актива и пассива следует записать на специальную статью пассива: «Резервы, образованные за счет разницы цен». Если переоценка не проводилась, то результаты инфляции можно увидеть на счете 99 «Продажи», тут она смешана с результатом, действительно полученным от хозяйственной деятельности. Однако в ходе анализа можно выяснить влияние инфляции на результат. [6, c. 481]
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.2. Анализ производства и реализации продукции
Объём производства и объём реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдаётся объёму производства продукции, который определяет объём продаж.
Темпы роста объёма производства и реализации продукции, повышение её качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
Основные задачи анализа:
▪ оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
▪ определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
▪ выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
▪ разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Для анализа производства и реализации продукции используют данные пояснительной записки к годовому отчёту (приложение 4).
Выпуск и реализация продукции
Показатели |
Базовый период, 2008 |
Отчётный период, 2009 |
Отклонение | |
тыс.руб. |
% | |||
Реализованная продукция, тыс. руб. - в фактических ценах - в сопоставимых ценах |
129314,73 |
39400,94 |
+ +10086,21 |
+ +34,4 |
Товарная продукция, тыс. руб. - в фактических ценах - в сопоставимых ценах |
|
|
+ |
+ |
Реализованная продукция в отчётном
году выросла на тыс.руб., что составляет
от реализованной продукции
Таблица 2
Оценка выполнения плана по выпуску продукции
Показатели |
Базовый период, 2008 |
Отчётный период, 2009 |
Отклонение | ||
план |
факт |
от плана |
от факта базового периода | ||
Выпуск продукции в фактических ценах, тыс. руб. |
29314,73 |
39400,94 |
39400,94 |
- |
+ |
Производственная мощность, тыс. руб. |
- |
+ | |||
Уровень освоения производственной мощности, % |
- |
+ |
Расчёты показывают, что на предприятии достаточно высокий уровень освоения производственной мощности: в 2008 году он составил %, а в 2009 году –%. Произошедшие изменения свидетельствуют о положительной тенденции увеличения производственной мощности.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учётом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.
Таблица 3
Выпуск продукции предприятия по ассортименту, тыс. руб.
Наименование продукции |
2008 год |
2009год |
Факт в пределах плана |
Недовыполнение плана
| ||||
план |
факт |
план |
факт |
2008 |
2009 |
2008 |
2009 | |
- анальгин - аспирин - аскорбиновая кислота с глюкозой - бензонал - метронидазол - димедрол - пирацетам - парацетамол - хлорхинольдол - цитрамон - эуфиллин - настойка боярышника -раствор йода спиртовой - настойка пустырника - трава пустырника - раствор бриллиантовой зелени спиртовой - кислота борная - спирт муравьиный - апотриазид |
||||||||
Итого: |
Анализируя выпуск продукции по ассортименту за два смежных года (таблица 3), можно сделать вывод, что в 2005 году наблюдалось недовыполнение плана по выпуску таких изделий, как спирт муравьиный, трава пустырника, настойка боярышника, бензонал и анальгин. Но уже в 2006 году произошло обновление ассортимента продукции с учётом изменения конъюнктуры рынка, и в отчётном периоде на ООО «Асфарма» был перевыполнен план на 23,09%.
Таблица 4
Выпуск продукции по кварталам, тыс. руб.
Квартал |
2008 |
2009 |
Выполнение плана, % |
Факт в пределах плана |
Критм | |||||
план |
факт |
план |
факт |
2008 |
2009 |
2008 |
2009 |
2008 |
2009 | |
I |
||||||||||
II |
||||||||||
III |
||||||||||
IV |
||||||||||
Год |
, где
- сумма фактического выпуска по кварталам, но не выше плана;
- сумма планового выпуска по кварталам.
Сравнивая коэффициенты ритмичности работы предприятия по кварталам за два года, можно отметить положительную тенденцию роста производительности товарной продукции. В 2005 году во II и в IV кварталах наблюдалось неравномерное выполнение заданного плана: коэффициент ритмичности в эти периоды составил 0,998 и 0,999 соответственно. В 2006 году ситуация изменилась, и коэффициент ритмичности за все кварталы этого года составил 1. Что говорит о равномерном выполнении заданного плана.
На последнем этапе анализа определяют резервы увеличения производства и реализации продукции, основными источниками которых являются следующие:
- улучшение использования
- улучшение использования
Таблица 5
Резервы увеличения объёмов выпуска продукции
Резервы |
Сумма, тыс. руб. |
|
- - +29 957 - +25 000 |
|
+108 324 +45 285 - - |
На увеличение объёма выпуска продукции повлияло следующее:
- выполнение плана по
- улучшение использования
- увеличение товарной продукции;
- сокращение остатков
2.3. Анализ основных
фондов предприятия и их
Одним из важнейших факторов увеличения объёма производства продукции на промышленных предприятиях является обеспеченность их основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и эффективное их использование.
Задачи анализа:
▪ определение обеспеченности предприятия
и его структурных
▪ выявление причин изменения их уровня;
▪ оценка чувствительности объёма производства
продукции и других показателей
к степени использования
▪ изучение степени использования производственной мощности предприятия и оборудования;
▪ установление резервов повышения
эффективности использования
Для анализа основных фондов предприятия и их использования используют данные формы №5 «Приложения к бухгалтерскому балансу» (приложение 3).
Таблица 6
Динамика среднегодовой стоимости основных фондов предприятия,
тыс. руб.
Показатели |
Базовый период, 2008 г. |
Отчётный период, 2009 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
Среднегодовая стоимость основных фондов, всего |
110419,5 |
184953 |
||
в том числе: - основного вида деятельности |
||||
- отраслей, производящих товары |
||||
- отраслей, оказывающих услуги |
- |
- |
- |
- |
Согласно данным таблицы 6 среднегодовая стоимость основных средств выросла на 3,54% за счёт увеличения стоимости основных средств отраслей, производящих товары (они в свою очередь увеличили свою стоимость на 15,43%). Это свидетельствует о положительной тенденции увеличения роста товарной продукции.
Таблица 7
Структура основных фондов предприятия
(за период с 1 января по 31 декабря 2008года)
Группа основных фондов |
На начало года |
На конец года |
Отклонение | |||
тыс. руб. |
уд.вес., % |
тыс. руб. |
уд.вес., % |
тыс. руб. |
уд.вес., % | |
Всего ОПФ |
26809 |
100 |
202893 |
100 |
+176084 |
- |
Здания |
15557 |
58,2 |
71991 |
35,48 |
+56434 |
-22,54 |
Сооружения |
1581 |
5,9 |
1581 |
0,78 |
0 |
-5,12 |
Машины и оборудование |
5737 |
21,4 |
125476 |
61,84 |
+119739 |
+40,44 |
Транспортные средства |
337 |
1,25 |
537 |
0,26 |
+200 |
-0,99 |
Инструмент и инвентарь |
200 |
0,74 |
370 |
0,18 |
+170 |
-0,56 |
Активная часть |
5937 |
22,14 |
125846 |
62,02 |
+119909 |
+39,88 |
Другие виды ОПФ |
3397 |
12,67 |
2938 |
1,15 |
-459 |
-11,52 |
Информация о работе Комплексный анализ хозяйственно-экономической деятельности предприятия