Стратегия и тактика антикризисного финансового управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике вызвал появление нового для нашей финансовой политики понятия – банкротство предприятия. В соответствии с действующим законодательством под банкротством предприятия понимается ситуация, связанная с недостаточностью активов в ликвидной форме, неспособность предприятия удовлетворить в установленный для этого срок предъявленные к нему со стороны кредиторов требования, а также выполнить обязательства перед бюджетом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ..6
1.1 Сущность системы антикризисного управления ……………….6
1.2 Методы и механизмы диагностики банкротства……………….10
1.3 Основы стратегии анализа и направления антикризисной финансовой стратегии………………………………………………………….15
1.4 Пути финансового оздоровления предприятия. Бизнес – план как способ финансового оздоровления предприятия…………………………….20
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…….30
2.1 Организационная характеристика предприятия…………………30
2.2 Экономическая характеристика предприятия……………………47
2.3 Анализ финансового состояния…………………………………...58
2.4 Диагностика банкротства………………………………………….73
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ АНТИКРИЗИСНОГО ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………75
3.1 Оценка стратегической позиции предприятия и типа формируемой антикризисной стратегии развития…………………………..75
3.2 Формирование целей и выбор механизмов антикризисного управления финансами………………………………………………………..84
3.3 Оценка эффективности антикризисной программы…………….88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………93
ВЕДОМОСТЬ ПРИЛОЖЕНИЙ………………………………………..95

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегия и тактика антикризисного финансового управления..doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Рассмотренные принципы служат основой организации антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства.

 

 

1.2 Методы и механизмы диагностики  банкротства

 

 

Диагностика банкротства представляет собой содержание первых трёх направлений политики антикризисного финансового управления, в процессе которой последовательно решаются следующие вопросы:

1) исследуется финансовое состояние предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития;

2) определяются масштабы кризисного  состояния предприятия;

3) изучаются основные факторы, обуславливающие  кризисное состояние предприятия.

Анализ внешних факторов кризисного развития (см. приложение Б). Банкротство – это неспособность субъекта хозяйствования платить по своим долговым обязательствам и финансировать текущую основную деятельность из-за отсутствия средств.

Банкротом считается предприятие, если неплатежи его наблюдаются на протяжении 3 месяцев и более. Перед оценкой предприятия на степень банкротства анализируется структура баланса этого предприятия, которая оценивается по двум финансовым показателям.

Основной признак банкротства – неспособность предприятия выполнить требования кредиторов в течение определённого срока со дня наступления сроков платежей. По истечении этого срока кредиторы могут  обратиться в арбитражный суд о признании предприятия – должника банкротом.

Банкротство, если исключать форс мажорные обстоятельства и корыстный умысел, надвигается, как правило, постепенно. Для того, чтобы вовремя распознать и предотвратить возможное банкротство, необходимо систематически анализировать финансовое состояние предприятия. Предпосылки банкротства представляют собой результат взаимодействия многочисленных внешних и внутренних факторов.

Внешние факторы:

- экономические: кризисное состояние экономики, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка и усиление международной конкуренции, неплатёжеспособность и банкротство партнёров;

- политические: политическая нестабильность, внешнеэкономическая политика государства, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности.

Внутренние факторы:

- дефицит собственного оборотного капитала, как следствие неэффективности деятельности предприятия;

- низкий уровень техники, технологии и организации производства;

- снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности и, как следствие, - высокий уровень себестоимости;

- создание сверхнормативных остатков незавершённого строительства, незавершённого производства, производственных запасов, готовой продукции;

- клиентура предприятия, которая делает выплаты с опозданием или не делает вовсе по причине банкротства;

- низкий уровень сбыта из-за неудовлетворительной маркетинговой по изучению рынков сбыта, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, неэффективной ценовой политики;

- привлечение заёмных средств в оборот предприятия на невыгодных условиях;

- неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженность растут быстрее объёма продаж.

Методы диагностики вероятности банкротства предполагают применение:

1) трендового анализа обширной системы критериев и признаков;

2) ограниченного круга показателей;

3) интегральных показателей;

4) рейтинговых оценок на базе рыночных критериев финансовой устойчивости предприятий;

5) факторных регрессивных и дискриминантных моделей.

Коэффициенты диагностики банкротства:

1) Коэффициент покрытия баланса (характеризует ликвидность) рассчитывается как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Оптимальное значение составляет 2.

2) Коэффициент обеспеченности чистым  оборотным капиталом оборотных  активов рассчитывается как отношение чистого оборотного капитала к общей сумме оборотных средств. Оптимальное значение равно 0,1 (10%).

Если оба коэффициента соблюдаются, то структура баланса считается удовлетворительной, в этой ситуации необходимо рассчитать коэффициент возможной утраты платёжеспособности на ближайшие 3 месяца.

Если коэффициент меньше 1, то предприятие может утратить свою платёжеспособность, и если он больше 1, то предприятие сохранит свою платёжеспособность.

Если оба коэффициента или один из них не соблюдается, то структура считается неудовлетворительной, и в этой ситуации рассчитывается коэффициент возможного восстановления платёжеспособности на ближайшие 6 месяцев. Если он меньше 1, то платёжеспособность не будет восстановлена, а если больше 1, то она восстановлена.

Коэффициент платёжеспособности определяется по формуле:

,                         (1)

где и - коэффициент покрытия на конец и начало года;

       Y – период восстановления платёжеспособности, равный 6 месяцам, или период утраты платёжеспособности, равный 3 месяцам;

       T – продолжительность отчётного периода, равного 12 месяцам;

       2 – нормативное  значение коэффициента покрытия.

В зарубежной практике при прогнозировании вероятности используется формула (модель) Альтмана. Она называется определением Z-счёта. Для её определения требуется рассчитать пять коэффициентов:

1) коэффициент обеспеченности собственными оборотными активами ( );

2) рентабельность активов (рассчитывается с помощью нераспределённой прибыли) ( );

3) рентабельность активов (рассчитывается с помощью прибыли от реализации) ( );

4) доля уставного капитала в заёмном капитале ( );

5) коэффициент оборачиваемости активов ( ).

Все названные коэффициенты должны быть помножены на весомые значения  Z-счёта:

.               (2)

Вероятность банкротства оценивается следующим образом при таких значениях Z-счёта:

1,8 и меньше – вероятность банкротства очень высокая; 1,9 – 2,7 – вероятность банкротства средняя; 2,8 – 2,9 – вероятность банкротства допустимая; 3 и больше – вероятность банкротства низкая.

Масштабы кризисного состояния предприятия определяются на основе проведённой диффиринцированной или интегральной оценки угрозы банкротства с целью выбора соответствующего финансового механизма защиты от неё.

Практика финансового менеджмента использует при оценке масштабов кризисного состояния предприятия три принципиальных характеристики:

1) лёгкий кризис;

2) тяжёлый кризис;

3) катастрофа.

При необходимости каждая из этих характеристик может получить более углублённую дифференциацию. В табл. 2 приведены критерии формирования таких характеристик, а также наиболее адекватный им способ реагирования (включения защитных финансовых механизмов).

Таким образом, идентификация масштабов кризисного состояния предприятия позволяет определить принципиальное направление используемых форм и методов его финансового оздоровления.

 

Таблица 2 - Масштабы кризисного состояния предприятия и возможные пути выхода из него

 

Вероятность банкротства по результатам оценки

Масштаб кризисного состояния предприятия

Способ реагирования

Возможная

Лёгкий кризис

Нормализация текущей финансовой деятельности

Высокая

Тяжёлый кризис

Полное использование внутренних механизмов финансовой стабилизации

Очень высокая

Катастрофа

Поиск эффективных форм санации (при неудаче – ликвидация).


 

1.3 Основы стратегии анализа и направления антикризисной                      

      финансовой стратегии 

 

Разработка антикризисной стратегии организации включает:

1) Анализ внешних факторов с  целью выявления причин кризиса.

Этапы:

- анализ макросреды, которую условно можно поделить на четыре сектора: политическое окружение, социальное окружение, экономическое окружение, технологическое окружение.

- анализ конкурентной среды по её пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары – заменители.

Создатели сценария – это реалистическое описание того, какие тенденции могут проявиться в той или иной отрасли в будущем. Создаётся несколько сценариев, на которых затем опробуется та или иная антикризисная стратегия предприятия.

При изучении внешней среды наиболее популярен S.W.O.T. – анализ.

2) Анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации:

1) Эффективность текущей стратегии. Стратегические показатели деятельности предприятия:

- доля на рынке;

- объём продаж (уменьшение или увеличение);

- размер прибыли;

- доходность акций;

- другое.

2) внутренние сильные и слабые стороны, внешние угрозы и возможности.

Сила и слабость, возможности и угрозы для предприятия (S.W.O.T. – анализ).

Сила – это то, в чём предприятие преуспело.

Слабость – это отсутствие чего-то важного в функционировании компании, того, что ей не удаётся в сравнении с другими.

3) Конкурентоспособность цен и издержек предприятия.

Конкурентные переменные:

- качество / характеристики товара;

- репутация / имидж;

- производственные возможности;

- технологические навыки;

- сбытовая сеть;

- маркетинг;

- финансовое положение;

- издержки по сравнению с конкурентами;

- другое.

4) Оценка прочности конкурентной позиции предприятия. Выводы о положении предприятия по сравнению с конкурентами.

5) Выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии. Главные стратегические проблемы, которые должны быть решены предприятием.

3) Пересмотр миссии и системы  целей предприятия.

Пересмотр миссии включает:

1) провозглашение убеждений и ценностей;

2) виды продукции или услуги, которые предприятие будет продавать (или потребности клиентов, которые предприятие будет удовлетворять);

3) рынки, на которых будет работать предприятие:

- способы выхода на рынок;

- технологии, которые будет использовать предприятие;

- политика роста и финансирования.

 

Таблица 3 - Оценка степени необходимых изменений в стратегии предприятия

 

Критерии

Нужный вариант

Реальная ситуация

Необходимые изменения

Варианты решения

Навыки и ресурсы

       

Структура и система управления

       

Управленческая культура

       

 

Политика антикризисного финансового управления представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающийся в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и «включении» механизмов финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих его выход из кризисного состояния.

По Бланку И.А. реализация политики финансового управления предприятием при угрозе банкротства предусматривает (см. приложение В):

1) Осуществление постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития. В этих условиях в системе общего мониторинга финансового состояния предприятия выделяется особая группа объектов наблюдения, формирующая возможное  «кризисное поле», реализующее угрозу его банкротства. В процессе наблюдения используется как традиционные, так и специальные показатели – «индикаторы кризисного развития».

2) Определение масштабов кризисного состояния предприятия. При обнаружении в процессе мониторинга существенных отклонений от нормального хода финансовой деятельности, определяемого направлениями его финансовой деятельности, определяемого направлениями его финансовой стратегии и системы плановых и нормативных финансовых показателей, выявляются масштабы кризисного состояния предприятия, т.е. его глубина с позиций угрозы банкротства. Такая идентификация масштабов кризисного состояния предприятия позволяет осуществлять соответствующий селективный подход к выбору системы механизмов защиты от возможного банкротства.

Информация о работе Стратегия и тактика антикризисного финансового управления