Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 18:26, курсовая работа
Переход к рыночной экономике вызвал появление нового для нашей финансовой политики понятия – банкротство предприятия. В соответствии с действующим законодательством под банкротством предприятия понимается ситуация, связанная с недостаточностью активов в ликвидной форме, неспособность предприятия удовлетворить в установленный для этого срок предъявленные к нему со стороны кредиторов требования, а также выполнить обязательства перед бюджетом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ..6
1.1 Сущность системы антикризисного управления ……………….6
1.2 Методы и механизмы диагностики банкротства……………….10
1.3 Основы стратегии анализа и направления антикризисной финансовой стратегии………………………………………………………….15
1.4 Пути финансового оздоровления предприятия. Бизнес – план как способ финансового оздоровления предприятия…………………………….20
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…….30
2.1 Организационная характеристика предприятия…………………30
2.2 Экономическая характеристика предприятия……………………47
2.3 Анализ финансового состояния…………………………………...58
2.4 Диагностика банкротства………………………………………….73
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ АНТИКРИЗИСНОГО ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………75
3.1 Оценка стратегической позиции предприятия и типа формируемой антикризисной стратегии развития…………………………..75
3.2 Формирование целей и выбор механизмов антикризисного управления финансами………………………………………………………..84
3.3 Оценка эффективности антикризисной программы…………….88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………93
ВЕДОМОСТЬ ПРИЛОЖЕНИЙ………………………………………..95
Рассмотренные принципы служат основой организации антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства.
1.2 Методы и механизмы
Диагностика банкротства представляет собой содержание первых трёх направлений политики антикризисного финансового управления, в процессе которой последовательно решаются следующие вопросы:
1) исследуется финансовое состояние предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития;
2) определяются масштабы
3) изучаются основные факторы, обуславливающие
кризисное состояние
Анализ внешних факторов кризисного развития (см. приложение Б). Банкротство – это неспособность субъекта хозяйствования платить по своим долговым обязательствам и финансировать текущую основную деятельность из-за отсутствия средств.
Банкротом считается предприятие, если неплатежи его наблюдаются на протяжении 3 месяцев и более. Перед оценкой предприятия на степень банкротства анализируется структура баланса этого предприятия, которая оценивается по двум финансовым показателям.
Основной признак банкротства – неспособность предприятия выполнить требования кредиторов в течение определённого срока со дня наступления сроков платежей. По истечении этого срока кредиторы могут обратиться в арбитражный суд о признании предприятия – должника банкротом.
Банкротство, если исключать форс мажорные обстоятельства и корыстный умысел, надвигается, как правило, постепенно. Для того, чтобы вовремя распознать и предотвратить возможное банкротство, необходимо систематически анализировать финансовое состояние предприятия. Предпосылки банкротства представляют собой результат взаимодействия многочисленных внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы:
- экономические: кризисное состояние экономики, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка и усиление международной конкуренции, неплатёжеспособность и банкротство партнёров;
- политические: политическая нестабильность, внешнеэкономическая политика государства, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности.
Внутренние факторы:
- дефицит собственного оборотного капитала, как следствие неэффективности деятельности предприятия;
- низкий уровень техники, технологии и организации производства;
- снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности и, как следствие, - высокий уровень себестоимости;
- создание сверхнормативных остатков незавершённого строительства, незавершённого производства, производственных запасов, готовой продукции;
- клиентура предприятия, которая делает выплаты с опозданием или не делает вовсе по причине банкротства;
- низкий уровень сбыта из-за неудовлетворительной маркетинговой по изучению рынков сбыта, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, неэффективной ценовой политики;
- привлечение заёмных средств в оборот предприятия на невыгодных условиях;
- неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженность растут быстрее объёма продаж.
Методы диагностики вероятности банкротства предполагают применение:
1) трендового анализа обширной системы критериев и признаков;
2) ограниченного круга показателей;
3) интегральных показателей;
4) рейтинговых оценок на базе рыночных критериев финансовой устойчивости предприятий;
5) факторных регрессивных и дискриминантных моделей.
Коэффициенты диагностики банкротства:
1) Коэффициент покрытия баланса (характеризует ликвидность) рассчитывается как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Оптимальное значение составляет 2.
2) Коэффициент обеспеченности
Если оба коэффициента соблюдаются, то структура баланса считается удовлетворительной, в этой ситуации необходимо рассчитать коэффициент возможной утраты платёжеспособности на ближайшие 3 месяца.
Если коэффициент меньше 1, то предприятие может утратить свою платёжеспособность, и если он больше 1, то предприятие сохранит свою платёжеспособность.
Если оба коэффициента или один из них не соблюдается, то структура считается неудовлетворительной, и в этой ситуации рассчитывается коэффициент возможного восстановления платёжеспособности на ближайшие 6 месяцев. Если он меньше 1, то платёжеспособность не будет восстановлена, а если больше 1, то она восстановлена.
Коэффициент платёжеспособности определяется по формуле:
где и - коэффициент покрытия на конец и начало года;
Y – период восстановления платёжеспособности, равный 6 месяцам, или период утраты платёжеспособности, равный 3 месяцам;
T – продолжительность отчётного периода, равного 12 месяцам;
2 – нормативное
значение коэффициента
В зарубежной практике при прогнозировании вероятности используется формула (модель) Альтмана. Она называется определением Z-счёта. Для её определения требуется рассчитать пять коэффициентов:
1) коэффициент обеспеченности собственными оборотными активами ( );
2) рентабельность активов (рассчитывается с помощью нераспределённой прибыли) ( );
3) рентабельность активов (рассчитывается с помощью прибыли от реализации) ( );
4) доля уставного капитала в заёмном капитале ( );
5) коэффициент оборачиваемости активов ( ).
Все названные коэффициенты должны быть помножены на весомые значения Z-счёта:
Вероятность банкротства оценивается следующим образом при таких значениях Z-счёта:
1,8 и меньше – вероятность банкротства очень высокая; 1,9 – 2,7 – вероятность банкротства средняя; 2,8 – 2,9 – вероятность банкротства допустимая; 3 и больше – вероятность банкротства низкая.
Масштабы кризисного состояния предприятия определяются на основе проведённой диффиринцированной или интегральной оценки угрозы банкротства с целью выбора соответствующего финансового механизма защиты от неё.
Практика финансового менеджмента использует при оценке масштабов кризисного состояния предприятия три принципиальных характеристики:
1) лёгкий кризис;
2) тяжёлый кризис;
3) катастрофа.
При необходимости каждая из этих характеристик может получить более углублённую дифференциацию. В табл. 2 приведены критерии формирования таких характеристик, а также наиболее адекватный им способ реагирования (включения защитных финансовых механизмов).
Таким образом, идентификация масштабов кризисного состояния предприятия позволяет определить принципиальное направление используемых форм и методов его финансового оздоровления.
Таблица 2 - Масштабы кризисного состояния предприятия и возможные пути выхода из него
Вероятность банкротства по результатам оценки |
Масштаб кризисного состояния предприятия |
Способ реагирования |
Возможная |
Лёгкий кризис |
Нормализация текущей финансовой деятельности |
Высокая |
Тяжёлый кризис |
Полное использование внутренних механизмов финансовой стабилизации |
Очень высокая |
Катастрофа |
Поиск эффективных форм санации (при неудаче – ликвидация). |
1.3 Основы стратегии анализа и направления
антикризисной
финансовой стратегии
Разработка антикризисной стратегии организации включает:
1) Анализ внешних факторов с
целью выявления причин
Этапы:
- анализ макросреды, которую условно можно поделить на четыре сектора: политическое окружение, социальное окружение, экономическое окружение, технологическое окружение.
- анализ конкурентной среды по её пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары – заменители.
Создатели сценария – это реалистическое описание того, какие тенденции могут проявиться в той или иной отрасли в будущем. Создаётся несколько сценариев, на которых затем опробуется та или иная антикризисная стратегия предприятия.
При изучении внешней среды наиболее популярен S.W.O.T. – анализ.
2) Анализ состояния предприятия,
находящегося в кризисной
1) Эффективность текущей стратегии. Стратегические показатели деятельности предприятия:
- доля на рынке;
- объём продаж (уменьшение или увеличение);
- размер прибыли;
- доходность акций;
- другое.
2) внутренние сильные и слабые стороны, внешние угрозы и возможности.
Сила и слабость, возможности и угрозы для предприятия (S.W.O.T. – анализ).
Сила – это то, в чём предприятие преуспело.
Слабость – это отсутствие чего-то важного в функционировании компании, того, что ей не удаётся в сравнении с другими.
3) Конкурентоспособность цен и издержек предприятия.
Конкурентные переменные:
- качество / характеристики товара;
- репутация / имидж;
- производственные возможности;
- технологические навыки;
- сбытовая сеть;
- маркетинг;
- финансовое положение;
- издержки по сравнению с конкурентами;
- другое.
4) Оценка прочности конкурентной позиции предприятия. Выводы о положении предприятия по сравнению с конкурентами.
5) Выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии. Главные стратегические проблемы, которые должны быть решены предприятием.
3) Пересмотр миссии и системы целей предприятия.
Пересмотр миссии включает:
1) провозглашение убеждений и ценностей;
2) виды продукции или услуги, которые предприятие будет продавать (или потребности клиентов, которые предприятие будет удовлетворять);
3) рынки, на которых будет работать предприятие:
- способы выхода на рынок;
- технологии, которые будет использовать предприятие;
- политика роста и финансирования.
Таблица 3 - Оценка степени необходимых изменений в стратегии предприятия
Критерии |
Нужный вариант |
Реальная ситуация |
Необходимые изменения |
Варианты решения |
Навыки и ресурсы |
||||
Структура и система управления |
||||
Управленческая культура |
Политика антикризисного финансового управления представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающийся в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и «включении» механизмов финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих его выход из кризисного состояния.
По Бланку И.А. реализация политики финансового управления предприятием при угрозе банкротства предусматривает (см. приложение В):
1) Осуществление постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития. В этих условиях в системе общего мониторинга финансового состояния предприятия выделяется особая группа объектов наблюдения, формирующая возможное «кризисное поле», реализующее угрозу его банкротства. В процессе наблюдения используется как традиционные, так и специальные показатели – «индикаторы кризисного развития».
2) Определение масштабов кризисного состояния предприятия. При обнаружении в процессе мониторинга существенных отклонений от нормального хода финансовой деятельности, определяемого направлениями его финансовой деятельности, определяемого направлениями его финансовой стратегии и системы плановых и нормативных финансовых показателей, выявляются масштабы кризисного состояния предприятия, т.е. его глубина с позиций угрозы банкротства. Такая идентификация масштабов кризисного состояния предприятия позволяет осуществлять соответствующий селективный подход к выбору системы механизмов защиты от возможного банкротства.
Информация о работе Стратегия и тактика антикризисного финансового управления