Управление затратами и его влияние на финансовые результаты деятельности организации (на примере ЗАО «Вестстрой», г. Мытищи)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 20:22, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данного вопроса определяет выбор темы и содержание данной работы.
Целью дипломной работы является разработка предложений по совершенствованию управления затратами предприятия на примере ЗАО «Вест-Строй». Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть затраты как экономическую категорию;
- раскрыть методы управления затратами;
- определить роль и место управления затратами в системе финансового менеджмента предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1.Затраты как управляемая экономическая категория 8
1.2.Методы управления затратами 18
1.3.Роль и место управления затратами в системе
финансового менеджмента предприятия 31
Выводы 37
2.АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
ЗАО «ВЕСТСТРОЙ» 38
2.1.Технико-экономическая характеристика деятельности
предприятия 38
2.2.Анализ финансового состояния предприятия 43
2.3.Анализ затрат предприятия 57
Выводы 65
3.ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАТРАТАМИ ЗАО «ВЕСТСТРОЙ» 68
3.1. Внедрение системы бюджетирования
на предприятии 68
3.2. Стратегическое управление затратами 86
Выводы 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
Список использованных источников и литературы 95
Приложение 98

Вложенные файлы: 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.docx

— 433.79 Кб (Скачать файл)

Система планирования и учет затрат на производство имеют ряд недостатков. Планирование затрат на основе определенных норм ведется по основному производству, основным материалам и заработной плате. Расходы на планирование обслуживающего производства берутся по затратам предыдущего  периода. В бухгалтерском учете  использование информации о затратах по местам их возникновения слабо развито. Снижение за контролем затрат идет из-за отсутствия данных о затратах по местам их формирования.

Анализ прямых и косвенных расходов должен проводиться регулярно с  целью выявления возможных резервов для снижения расходов по отдельным  статьям затрат.

Разделение затрат на прямые и косвенные  позволяет сформировать полную себестоимость  отдельных видов продукции, незавершенного производства, а также остатков готовой  продукции на складе.

В условиях динамично развивающегося рынка затраты предприятия могут  быть подвержены изменениям по причине  как внутренних факторов, так и  внешних. Заранее предусмотреть  все изменения невозможно, но с  помощью внедрения системы управления затратами можно контролировать затраты, планомерно влиять на их изменения, предохранять от влияния негативных факторов.

При внедрении системы управления затратами возникает ряд трудностей, одна из которых состоит в сборе  информации. На многих предприятиях составление  информации об использованных материалах, сырье, топливе поступает несвоевременно и в искаженном виде, что влечет за собой составление неверных данных величины затрат. Поэтому разработку и внедрение системы управления затратами необходимо начинать с  составления организационной структуры, где будут строго распределены все  необходимые функции: сбор информации о затратах, контроль, учет, анализ и  планирование затрат и др.

Положительный эффект от управления затратами ожидается при системном  подходе к решению данных проблем. При успешном использовании системы  управления затратами можно определять наиболее выгодные возможности вложения средств, уменьшать непроизводительные затраты, выявлять имеющиеся ресурсы  снижения затрат, оказывать влияние  на рыночные цены.

Лидером в современных условиях завоевания рынка является предприятие, которое берет за основной ориентир эффективное управление затратами  с целью улучшения качества продукции, повышения конкурентоспособности, обеспечения стабильного финансового  положения и получения высокой  прибыли.

Осуществление планирования, контроля и регулирования затрат непосредственно  связано с их динамикой в зависимости  от изменения объема производства, деление издержек на переменные, постоянные, полупеременные и полупостоянные.

Различные издержки по-разному ведут  себя в зависимости от изменения  объема производства продукции. Без  понимания этой зависимости невозможно создать на предприятии эффективную  систему управления затратами.

    1. Методы управления затратами

Руководителю любой организации  на практике приходится принимать

множество разнообразных  управленческих решений. Каждое принимаемое  решение, касающееся цены, затрат организации, объема и структуры реализации  продукции, в конечном итоге сказывается  на финансовом результате организации. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости  между этими категориями является установление точки безубыточности – определение момента, начиная  с которого доходы организации полностью  покрывают ее расходы.

Основным инструментом в определении  точки нулевой прибыли является методика анализа безубыточности производства. Называют его также анализом соотношения  «затраты-объем-прибыль» (Cost-Volume-Profit, CVP-анализ).

Данный вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности организации. Он помогает выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом продаж, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут более детально проанализировать финансовые результаты и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы организации.

Ключевыми моментами анализа безубыточности производства являются

маржинальный  доход, порог рентабельности (точка  безубыточности),

производственный  леверидж и маржинальный запас прочности.14

Маржинальный доход – это  разница между выручкой организации  от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.

Порог рентабельности (точка безубыточности) – это показатель, характеризующий  объем реализации продукции, при  котором выручка организации  от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, то есть тот объем продаж, при  котором организация не имеет  ни прибыли, ни убытка.

Производственный леверидж – это механизм управления прибылью организации в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).

Маржинальный запас прочности  – это процентное отклонение фактического объема продаж от реализации продукции (работ, услуг) от порогового (порога рентабельности).

В процессе планирования производственной деятельности часто используют анализ «затраты-объем-прибыль». Так, если определен объем производства, то в соответствии с портфелем заказов благодаря данному анализу можно рассчитать величину затрат и цену реализации, чтобы организация могла получить определенную величину прибыли. Анализ «затраты-объем-прибыль» - это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, объема производства, объема продаж (дохода) и прибыли. Это инструмент управленческого планирования и контроля.

Приведенные взаимосвязи формируют  основную модель финансовой

деятельности, что позволяет менеджеру использовать результаты анализа по данной модели для оценки альтернативных решений. Анализ соотношения «затраты-объем-прибыль» - один из самых мощных инструментов, имеющихся в распоряжении  менеджеров. Он помогает им понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом или уровнем производства, прямыми затратами на единицу продукции, общей суммой постоянных затрат, смешанными затратами и прибылью. Он является основным фактором процесса принятия многих управленческих решений, которые касаются вопросов определения ассортимента выпускаемых изделий, объема производства, типа маркетинговой стратегии и т.д. Из-за широкого спектра применения анализ «затраты-объем-прибыль» является лучшим средством управления, чтобы добиться максимально возможной в данных условиях прибыли организации.

Анализ «затраты-объем-прибыль» часто называют анализом величин в критической точке. Под критической понимается та точка объема продаж, в которой он равен затратам.

Основная цель CVP-анализа состоит в нахождении уровня деятельности

(объема производства), когда объем продаж становится  равным сумме всех переменных  и постоянных затрат, причем прибыль  организации равна нулю, то есть  тот объем продаж, при котором  организация не имеет ни прибыли,  ни убытка. Таким образом, критической  является точка, с которой организация  начинает получать прибыль.

Анализ соотношения «затраты-прибыль» на практике иногда называют анализом точки безубыточности. В литературе можно встретить обозначение этой точки, как BEP (break-even point), то есть точка или порог рентабельности.

В точке безубыточности объем продаж равен совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Объем производства (продаж) в точке нулевой прибыли  является пороговым объемом производства (продаж). Если организация продает продукции меньше порогового объема продаж, то она терпит убытки, если больше – получает прибыль.

Для определения точки нулевой  прибыли в международной практике используют метод уравнений, основанный на исчислении прибыли организации  по формуле:

                        Vпрод – Зпер –Зпост = Прибыль,                                              (1)

где Vпрод – объем продаж, Зпер –переменные затраты, Зпост – постоянные затраты.

Для того чтобы найти точку безубыточности (порог рентабельности), необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка организации, чтобы  прибыль стала нулевой. Нельзя просто сложить переменные и постоянные затраты, так как при снижении выручки переменные затраты также  снизятся.

Запас финансовой прочности показывает, насколько можно снизить объемы продаж произведенной продукции, прежде чем будет достигнута точка нулевой  прибыли. Если рентабельность отрицательная, то и показатель запаса финансовой прочности не рассматривается (запас  финансовой прочности отсутствует).

Запас финансовой прочности – это  величина, показывающая превышение фактического объема продаж над пороговым, обеспечивающим безубыточность продаж, то есть отношение  разности между текущим объемом  продаж и объемом продаж в точке  безубыточности к текущему объему продаж, выраженное в процентах:15

Маржинальный запас прочности =

= Vпрод.ф – Vпрод.п  / Vпрод.ф х100%,                                                        (2)

где  Vпрод.ф  - фактический объем продаж, Vпрод.п   - пороговый объем продаж.

Запас финансовой прочности организации  показывает, в каких пределах можно  уменьшать выпуск продукции за исследуемый  период, оставаясь при этом безубыточным. Чем выше маржинальный запас прочности, тем это    лучше для организации.

С помощью производственного левериджа (англ. leverage – рычаг)    можно прогнозировать изменение прибыли организации в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Основным условием применения механизма  производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат организации на постоянные и переменные. Например, чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения объема продаж организации. Операционный рычаг – это количественная оценка изменения прибыли в зависимости от изменения объема продаж.

Формула эффекта  производственного левериджа имеет следующий вид:16

Эп.л = МД : П, либо                                                                            (3)

Эп.л  = (Зпост  + П) : П = 1 + (Зпост : П),                                                  (4)

где  Эп.л  - эффект производственного левериджа; МД – маржинальный доход; Зпост - постоянные затраты; П – прибыль.

Найденное с помощью формулы  значение эффекта производственного

левериджа в дальнейшем используется для прогнозирования изменения

прибыли в  зависимости от изменения выручки  организации.

Действие операционного (производственного)  рычага проявляется в том, что  любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное  изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование        финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема

производства.

Переменные затраты меняются в  целом прямо пропорционально  изменениям объема производства товаров (работ, услуг). К ним относятся  затраты на сырье и основные материалы,  технологическое топливо  и энергию, основную заработную плату производственных рабочих и т.п. Переменными расходами, кроме прямых материальных и трудовых затрат, является часть косвенных  материальных и трудовых затрат, таких  как вспомогательные материалы, расходы на инструменты, почасовая оплата труда управленческого персонала, имеющего отношение непосредственно к производству продукции. Переменные расходы в расчете на единицу продукции составляют постоянную величину, и рост их происходит вместе с увеличением количественного объема производства. Но практически это равновесие часто нарушается из-за колебаний цен на сырье и материалы, изменений структуры транспортных расходов, которые влияют на стоимость закупаемых сырья и материалов, замены одного вида материалов другим и прочих факторов. Управленческий персонал при планировании стоимости материалов и оценке эффективности их использования должен учитывать возможное влияние подобных факторов на размер переменных затрат. Но для целей учета такие экономические факторы значения не имеют.17

К постоянным относятся затраты, общая величина которых существенно не меняется при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции, в результате чего изменяется их относительная величина на единицу продукции. Это затраты на отопление и освещение помещений, заработная плата управленческого персонала, амортизационные отчисления и др.

Постоянные расходы изменяются вместе с изменением объема производства только в расчете на единицу продукции, образуя обратно пропорциональную зависимость.

Влияют на постоянные расходы и  другие факторы, как, например, рост

цен при инфляции, но независимость  от роста объема производства при  этом сохраняется.

Рассматривая поведение переменных и постоянных издержек,        необходимо очерчивать релевантный  период: структура издержек неизменна  лишь в определенном периоде и  при определенном количестве продаж.18

Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного  рычага.

Рассматривая поведение переменных и постоянных затрат, следует    анализировать состав и структуру  затрат на единицу продукции в  определенном периоде времени и  при определенном количестве продаж. Вот как характеризуется поведение  переменных и постоянных затрат при  изменении объема производства. Игнорирование  особенностей поведения затрат может  иметь печальные последствия  для бизнеса (табл. 2).19

Информация о работе Управление затратами и его влияние на финансовые результаты деятельности организации (на примере ЗАО «Вестстрой», г. Мытищи)