Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 20:22, дипломная работа
Актуальность данного вопроса определяет выбор темы и содержание данной работы.
Целью дипломной работы является разработка предложений по совершенствованию управления затратами предприятия на примере ЗАО «Вест-Строй». Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть затраты как экономическую категорию;
- раскрыть методы управления затратами;
- определить роль и место управления затратами в системе финансового менеджмента предприятия;
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1.Затраты как управляемая экономическая категория 8
1.2.Методы управления затратами 18
1.3.Роль и место управления затратами в системе
финансового менеджмента предприятия 31
Выводы 37
2.АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
ЗАО «ВЕСТСТРОЙ» 38
2.1.Технико-экономическая характеристика деятельности
предприятия 38
2.2.Анализ финансового состояния предприятия 43
2.3.Анализ затрат предприятия 57
Выводы 65
3.ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАТРАТАМИ ЗАО «ВЕСТСТРОЙ» 68
3.1. Внедрение системы бюджетирования
на предприятии 68
3.2. Стратегическое управление затратами 86
Выводы 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
Список использованных источников и литературы 95
Приложение 98
1.Определим затраты на 1 руб. выполненных работ в отчетном периоде:
54 / 60 = 0,9 руб.
2.Рассчитаем плановые затраты на выполнение работ, если бы в плановом периоде затраты на 1 руб. остались на уровне отчетного периода:
60 * 1,15 * 0,9 = 62, 1 млн. руб.
3.Определим величину
- роста производительности труда
∆СПТ = (1-1,08/1,1) * 0,4 * 100 = 0,8%
т.е. за счет этого фактора себестоимость снизится на 0,8%;
- изменения объема производства
∆СV = (1-1,0/1,15) * 0,5 * 100 = 6,5%
т.е. за счет этого фактора себестоимость снизится на 6,5%;
- изменения норм и цен на сырье
∆Сн.ц. = (1-0,95 * 1,06) * 0,5 * 100 = 0,35%
т.е. за счет этого фактора себестоимость увеличится на 0,35%.
Общая величина снижения себестоимости за счет влияния всех факторов составит:
∆Собщ = 0,8 + 6,5 – 0,35 = 6,95%
4.Рассчитываем плановую
62,1 * 0,9305 = 57,78 млн. руб.
5.Находим плановые затраты на 1 руб. выполненных работ:
При этом плановый объем выполненных работ составит: 69,00 млн. руб. (60 * 1,15)
Отсюда, 57,78 / 69,00 = 0,84 руб.
Таким образом, затраты на 1 руб. снизились на 6,7% (0,84 / 0,9 * 100 = 93,3%).
Следовательно, система планирования в ЗАО «ВестСтрой» направлена на организацию контроля затрат и получения прибыли.
Выводы
Проведенный анализ имущества ЗАО «ВестСтрой» показал, что общая стоимость имущества организации увеличилась за анализируемый период на 222961 тыс. руб., или на 26,85 %. Это увеличение вызвано ростом внеоборотных и оборотных активов. Оборотные активы за анализируемый период возросли на 207803 тыс. руб., или на 19,63 %, за счет роста дебиторской задолженности и стоимости сырья и материалов. Внеоборотные активы увеличилась на 15158 тыс. руб., или на 633,69%, что составляет 6,8% общего изменения стоимости имущества организации. Темп роста внеоборотных активов вызван приобретением новых основных средств и вводом их в эксплуатацию.
Источники средств за анализируемый период возросли на 222961 тыс. руб., или на 26,85 %. Это увеличение вызвано, в основном, возникновением долгосрочных обязательств – 83592 тыс. руб., что составило 20,96% от общего изменения источников средств. Также значительно выросла и величина собственных средств – 30348 тыс. руб., или 233,86%. А вот краткосрочные обязательства снизились, что вызвано уменьшением снижением кредиторской задолженности.
Анализ финансовой устойчивости показал, что в ЗАО «ВестСтрой» за 2008-2010гг. наблюдается неустойчивое финансовое положение, сопряженное с нарушением платежеспособности. Расчет коэффициентов также подтверждает сделанные выводы. Хотя в 2009г. и наблюдается увеличение некоторых показателей финансовой устойчивости, по сравнению с другими периодами, но все они не соответствуют рекомендуемым значениям.
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования не соответствует нормативному ограничению и показывает, что в базисном периоде лишь 4% оборотных активов финансируется за счет собственных источников. Данный показатель имеет тенденцию к повышению и в 2010г. он составил 0,058.
Коэффициент финансовой независимости также не соответствует нормативному ограничению и показывает, что удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования на конец 2010г. составил лишь 9,8%.
Коэффициент финансовой устойчивости за анализируемый период имеет тенденцию к повышению и показывает, что на конец 2010г. 30,9% актива финансируется за счет устойчивых источников, но также не соответствует нормативному ограничению.
Коэффициент маневренности во всех исследуемых периодах соответствует нормативному ограничению и показывает, что доля собственных оборотных средств в собственном капитале составляет 50% и более. Однако в последующие периоды этот показатель снижается.
Коэффициент абсолютной ликвидности
не соответствует нормативному ограничению
лишь в 2008 г., в 2010 г. 67,5% краткосрочной
задолженности организация
Проведенный анализ платежеспособности и ликвидности баланса ЗАО «ВестСтрой» за 2008-2010гг. позволяет сделать вывод, что ликвидность баланса можно охарактеризовать как недостаточную, т. к. наблюдается платежный недостаток наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств. А коэффициенты платежеспособности показали, что ЗАО «ВестСтрой» - платежеспособно.
Анализ затрат ЗАО «ВестСтрой» позволил заключить, что рост выручки от реализации происходит скачкообразно, также и себестоимость. Рост/падение себестоимости вызвано ростом/падением реализации услуг ЗАО «ВестСтрой». В целом за 2008-2010 гг. выручка от реализации возросла на 8128,1 тыс. руб. (или на 5,1%) по сравнению с базисным периодом. За анализируемый период общая величина затрат (без субподрядных работ) увеличилась на 7793,1 тыс. руб., что на 5,3% больше, чем в базисном периоде.
Доля себестоимости на конец анализируемого периода хоть немного, но увеличилась, и по сравнению с базисным периодом это увеличение произошло на 0,2%.
Постоянные затраты ЗАО «ВестСтрой» за анализируемый период возросли на 12719,3 тыс. руб. или на 35,4%. Переменные затраты за 2008-2010гг. уменьшились на 4926,2 тыс. руб. (или на 4,5%).
Приведенные в ходе анализа выводы позволяют сделать вывод о том, что в ЗАО «ВестСтрой» система управления затратами далека от совершенства и необходимы мероприятия, способствующие оптимизации затрат на предприятии.
3.ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
ЗАО «ВЕСТСТРОЙ»
3.1.Внедрение системы бюджетирования на предприятии
Проведенный в предыдущей главе анализ затрат позволил сделать вывод о том, что в ЗАО «ВестСтрой» система управления затратами далека от совершенства и необходимы мероприятия, способствующие оптимизации затрат на предприятии. В качестве одного из таких мероприятий, мной предлагается внедрение системы бюджетирования в ЗАО «ВестСтрой».
Современная система управления финансами
требует координации
Процесс бюджетирования – это целостная система планирования, учета и контроля на уровне предприятия в рамках принятой финансовой стратегии. Бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.32
Посредством бюджетирования реализуется текущее и оперативное финансовое планирование, обеспечивается их взаимосвязь и подчиненность финансовой стратегии предприятия.
Особое место в системе
Рассмотрим процесс
1.Бюджет продаж.
«Выходной» формой данного этапа бюджетного процесса является прогнозный отчет по реализации (бюджет продаж).
Исходными данными для разработки бюджета продаж являются:
I квартал - 57 дней;
II квартал - 64 дня;
III квартал - 66 дней;
IV квартал - 64 дня.
Проведем расчет для I квартала. На первом этапе рассчитаем планируемый объем продаж в натуральных единицах измерения, м2. Для этого необходимо умножить дневную выработку, м2, на одного рабочего на количество человек, занятых выполнением данного вида работ, и умножить на число рабочих дней в планируемом периоде:
20 * 90 * 57 = 102600.
На втором этапе определим выручку от реализации работ, руб., путем умножения объема продаж, м2, на цену за единицу продукции, руб.:
102600 * 900 = 92 340 000.
На третьем этапе начислим НДС (ставка - 18%), руб.:
92 340 000 * 0,18 = 16 621 200.
Завершающим этапом составления бюджета продаж является расчет выручки от реализации работ с учетом НДС, руб.:
92 340 000 + 16 621 200 = 108 961 200.
Подобным образом произведём расчет для II, III и IV кварталов. Результаты расчетов представим в табл. 16.
Таблица 16
Бюджет продаж
п/п |
Показатель |
Квартал |
Итого | |||
I |
II |
III |
IV | |||
1 |
Объем продаж, м2 |
102600 |
115200 |
118800 |
115200 |
451800 |
2 |
Цена, руб. |
900 |
900 |
900 |
900 |
|
3 |
Выручка, руб. |
92340000 |
103680000 |
106920000 |
103980000 |
406620000 |
4 |
НДС, руб. |
16621200 |
18662400 |
19245600 |
18662400 |
73191600 |
5 |
Выручка с НДС, руб. |
108961200 |
122342400 |
126165600 |
122342400 |
479811600 |
Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй с учетом безнадежных долгов.
При расчете погашения дебиторской задолженности в первую очередь необходимо запланировать ее погашение за предыдущий период - это величина определяется из баланса на начало отчетного периода. В ЗАО «ВестСтрой» данная величина составляет 64784500 руб. 50% планируемой выручки предприятие получит в тот же квартал, в котором реализовало продукцию, а 50% - в следующем квартале. В расчет необходимо включать выручку от реализации работ с учетом НДС. Величина выручки от реализации, руб., в I квартале распределится следующим образом.
В I квартале покупатели оплатят, руб.:
108961200 * 0,5 = 54480600.
Во II квартале та же сумма, руб.:
108961200 * 0,5 = 54480600.
Аналогично производят расчеты для последующих периодов.
Результаты
расчетов погашения
Таблица 17
Бюджет
погашения дебиторской
№ п/п |
Дебиторская задолженность |
Квартал |
Итого | |||
I |
II |
III |
IV | |||
1 |
За 2010г. |
64784500 |
- |
- |
- |
64784500 |
2 |
За 2011г. |
|||||
I квартал |
54480600 |
54480600 |
- |
- |
108961200 | |
II квартал |
- |
61171200 |
61171200 |
- |
122342400 | |
III квартал |
- |
- |
63082800 |
63082800 |
126165600 | |
IV квартал |
- |
- |
- |
61171200 |
61171200 | |
3 |
Итого |
119265100 |
115651800 |
124254000 |
124254000 |
483424900 |
2.Бюджет производства.
Бюджет производства - это план выпуска продукции (работ, услуг) в натуральных показателях. Бюджет производства представлен в табл. 18.
Незавершенного производства ни на начало, ни на конец 2011г. нет, поэтому в данном случае объем продаж и объем производства совпадают.
Таблица 18
Бюджет производства
№ п/п |
Показатель |
Квартал |
Итого | |||
I |
II |
III |
IV | |||
1 |
Объем продаж |
102600 |
115200 |
118800 |
115200 |
451800 |
2 |
Незавершенное производство на начало 2011г. |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
Незавершенное производство на конец 2011г. |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
Объем производства |
102600 |
115200 |
118800 |
115200 |
451800 |
3.Бюджет прямых материальных затрат.
Объем закупок материалов у поставщиков для производства строительных работ осуществляется после заключения договора, на основании составленных смет. В строительстве объем закупок материалов составляет от 40 до 60% от планируемой выручки без НДС. В нашем случае это будет 50%. Определим общий объем закупок материалов поквартально и в целом на год.