Шпаргалка по "Финансовый менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 06:59, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие и сущность финансового менеджмента.
ФМ – система принципов и методов разработки и реализации УР, связанных с формированием, распределением и использованием фин. ресурсов предприятия и организации оборота его денежных средств.
Эффективная система ФМ базируется на ряде принципов:
- Интегрированность с общей системой управления предприятием.
- Комплексный характер формирования УР.
- Высокий динамизм управления.
- Многовариантность подходов к выработке финансовых стратегий
- Ориентированность на стратегические цели развития предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Фин.мнджм вопросы-ответы.docx

— 255.41 Кб (Скачать файл)

Дисциплина «Финансовый менеджмент»

Специализация «Финансовый менеджмент»

 

1. Понятие и сущность  финансового менеджмента. 

ФМ – система принципов и методов разработки и реализации УР, связанных с формированием, распределением и использованием фин. ресурсов предприятия и организации оборота его денежных средств.

Эффективная система ФМ базируется на ряде принципов:

- Интегрированность с общей системой управления предприятием.

- Комплексный характер формирования УР.

- Высокий динамизм управления.

- Многовариантность подходов к выработке финансовых стратегий

- Ориентированность на стратегические цели развития предприятия.

ФМ является неотъемлемой частью общей системы управления предприятием, которая в свою очередь  состоит из двух подсистем:  объекта  управление (управляемая подсистема) (воздействует с помощью фин. методов, приемов и моделей) и субъект  управления (управляющая система).

Субъектом управления в ФМ является:

- Собственники (акционеры предприятия);

- Фин. менеджеры широкого профиля;

- Функциональные финансовые менеджеры.

Основной объект управления в ФМ:

- Денежный оборот предприятия в виде непрерывного потока денежных поступлений и выплат.

Основной конечной целью ФМ является повышение конкурентных позиций предприятия в соответствующей сфере деятельности ч/з механизм формирования и эффективного использования прибыли.

Подцелями могут выступать максимализация прибыли, обеспечение платежеспособности предприятия, рост стоимости собственного или акционерного капитала.

Для достижения поставленных целей ФМ призван решать следующие задачи:

- Формирование достаточного объема фин. ресурсов.

- Эффективное использование фин. ресурсов.

- Оптимизация денежного оборота предприятия.

- Максимизация прибыли с учетом допустимого уровня фин. риска.

- Обеспечение постоянного фин. равновесия предприятия в процессе его развития.

Процесс управления финансовой деятельностью предприятия базируется на определённом механизме.

Механизм финансового менеджмента – система основных элементов, регулирующий процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия.

В структуру механизма  финансового менеджмента входят следующие элементы:

- государственное нормативно-правовое  регулирование финансовой деятельности  предприятия;

- рыночный механизм управления  финансовой деятельности предприятия  (этот механизм формируется прежде  всего в сфере финансового  рынка в разрезе его отдельных  видов и сегментов);

- внутренний механизм  регулирования отдельных аспектов  финансовой деятельности предприятия  (формируется в рамках самого  предприятия);

- система конкретных методов  и приёмов осуществления управления  финн. деятельностью предприятия.

 

2. Информационная система  финансового менеджмента.

Система финансового менеджмента  состоит из 2х подсистем:

1 – управляющая подсистема (субъект управления)

2 - управляемая подсистема (объект управления)

Субъектами управления, т.е. управляющей подсистемой финансового менеджмента, являются акционеры, собственники предприятия, фин. менеджеры широкого профиля, функциональные фин. менеджеры.

Субъект управления воздействует на объект управления с помощью определенных финансовых методов, приемов и моделей (финансовых инструментов).

Функции субъектов управления делятся  на 4 группы функций:

- Функции в области  стратегии и тактики финансового  менеджмента (финансовое планирование  и прогнозирование, разработка  инвестиционной политики, ценовая  политика, политика управления оборотными  средствами предприятия).

- Функции в области  финансировании деятельности предприятия (определение рациональной структуры пассивов (соотношение м/у собственными и заемными средствами), разработка дивидендной политики, формирование наилучшей структуры заемных средств).

- Функции в области  финансовой стороны эксплуатации  финансовых активов (политика  максимизации прибыли, политика  управления предпринимательскими  рисками).

- Функции в области  внутреннего финансового контроля (анализ финансовых результатов,  оценка финансового состояния  предприятия).

Основной объект управления в ФМ – денежный оборот предприятия в виде непрерывного потока денежных поступлений и выплат.

Выделяют следующие функции объекта управления в ФМ:

1.Воспроизводственная - деятельность по обеспечению  эффективного воспроизводства капитала, предназначенного для осуществления текущей, инвестиционной и финансовой деят-ти предприятия.

Оценку эффективности  реализации данной функции можно  провести по следующим основным показателям:

- превышение темпов роста  собственного капитала над темпами  роста валюты баланса

- рост собственного капитала

- повышение доходности  или рентабельности капитала

- повышение оборачиваемости  капитала

- степень капитализации,  т.е. доли прибыли, направленной  на создание фондов накопления  и доли нераспределенной прибыли  в чистой прибыли, остающейся  в распоряжении предприятия

2.Производственная – сводится к регулированию текущей производственно-коммерческой деят-ти предприятия по обеспечению эффективного размещения капитала, созданию денежных фондов  и источников финансирования текущей деят-ти.

Оценить эффективность реализации данной функции можно по следующим  показателям:

-структура капитала

-структура распределения  балансовой прибыли

-уровень и динамика  себестоимости продукции и затрат  на ед. продукции

-уровень и динамика  ФОТ

3.Контрольная сводится к контролю за результатами деят-ти предприятия  и

процессом формирования, распределения  и использования финансовых средств.

 

3. Функции и механизмы  финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент реализует  свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций. Эти функции подразделяются на две основные группы, определяемые комплексным содержанием финансового  менеджмента:

1) функции финансового  менеджмента как управляющей  системы (состав этих функций  в целом характерен для любого  вида менеджмента, хотя и должен  учитывать его специфику);

2) функции финансового  менеджмента как специальной  области управления предприятием (состав этих функций определяется  конкретным объектом финансового  менеджмента).

В группе функций финансового  менеджмента как управляющей  системы основными из них являются:

1. Разработка финансовой  стратегии предприятия - формируется  система целей и целевых показателей  финансовой; определяются приоритетные  задачи

2. Создание организационных  структур, обеспечивающих принятие  и реализацию управленческих  решений по всем аспектам финансовой  деятельности 

3. Формирование эффективных  информационных систем, обеспечивающих  обоснование альтернативных вариантов  управленческих решений

4. Осуществление анализа  различных аспектов финансовой  деятельности предприятия 

5. Осуществление планирования  финансовой деятельности предприятия  по основным ее направлениям.

6. Разработка действенной  системы стимулирования реализации  принятых управленческих решений  в области финансовой деятельности 

7. Осуществление эффективного  контроля за реализацией принятых  управленческих решений в области  финансовой деятельности – 

В группе функций финансового  менеджмента как специальной  области управления предприятием основными  из них является:

1. Управление активами - выявление  реальной потребности в отдельных  видах активов 

2. Управление капиталом  - определяется общая потребность  в капитале для финансирования  формируемых активов предприятия; 

3. Управление инвестициями - формирование важнейших направлений  инвестиционной деятельности предприятия; 

4. Управление денежными  потоками - формирование входящих  и выходящих потоков денежных  средств предприятия

5. Управление финансовыми  рисками и предотвращение банкротства. 

Процесс управления финансовой деятельностью предприятия базируется на определенном механизме. Механизм финансового  менеджмента представляет собой  систему основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации управленческих решений в области  финансовой деятельности предприятия.

1. Государственное нормативно-правовое  регулирование финансовой деятельности  предприятия. 

2. Рыночный механизм регулирования  финансовой деятельности предприятия. 

3. Внутренний механизм  регулирования отдельных аспектов  финансовой деятельности предприятия

4. Система конкретных методов  и приемов осуществления управления  финансовой деятельностью предприятия. 

4. Методы, приемы и  модели, используемые в финансовом  менеджменте.

ФМ – система принципов и методов разработки и реализации УР, связанных с формированием, распределением и использованием фин. ресурсов предприятия и орг-ции оборота его денежных средств.

 Система ФМ состоит из 2х  подсистем:

1 – управляющая подсистема (субъект управления)

2 - управляемая подсистема (объект управления)

Основным объектом управления в финансовом менеджменте выступает  денежный оборот предприятия как  непрерывный поток денежных выплат и поступлений.

К субъектам управления относят  собственников (акционеров) предприятия; финансовых менеджеров в широком  профиле и функциональных финансовых менеджеров.

Субъект управления воздействует на объект управления с помощью определенных финансовых методов, приемов и моделей (финансовых инструментов).

Финан-вые методы, приемы и модели, т.е. финансовые инструменты делятся на 3 гр:

I. Общеэкономические финансовые инструменты:

1) система кредитования;

2) система кассовых и  расчетных операций;

3) страхование рисков;

4) система налогообложения;

5) система финансовых санкций.

II. Прогнозно-аналитические:

1) финансовое и налоговое  планирование;

2) методы финансового прогнозирования;

3) факторный анализ;

4) моделирование финансовых  ситуаций

III. Специальные:

1) дивидендная политика;

2) лизинговые и факторинговые  операции;

3) финансовая аренда.

В финансовом менеджменте  широко используются различные виды моделей. В широком смысле модель представляет собой любой образ, мысленный или условный аналог какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя» или «представителя».

Известны различные классификации  моделей в экономике; в частности, весьма распространены дескриптивные, нормативные и предикативные  модели, жестко детерминированные и  стохастические модели, балансовые модели и др. В финансовом менеджменте  различные виды моделей применяются  для описания имущественного и финансового  положения предприятия, характеристики стратегии финансирования деятельности предприятия в целом или отдельных ее видов, управления конкретными видами активов и обязательств, прогнозирования основных финансовых показателей, факторного анализа и др.

Нормативные модели, позволяющие  сравнить фактические результаты деятельности предприятия с ожидаемыми, используются, в основном, во внутреннем финансовом анализе.

Предикатные модели прогностического, предсказательного характера используются в целях прогнозирования доходов  предприятия и его будущего финансового  состояния.

Дескриптивные модели – модели описательного характера, являющиеся основными при оценке имущественного и финансового состояния предприятия.

 

5. Взаимосвязь между  показателями рентабельности активов,  оборачиваемостью активов и рентабельностью  продаж (модель Дюпона).

При анализе хозяйственной  деят-ти предприятия, во время проведения финансового анализа используют показатели рентабельности активов, оборачиваемости активов и рентабельности продаж.

Рентабельность активов характеризует степень эффективности использования имущества орг-ции. Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица активов.

Коэффициент рентабельности продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деят-ти и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля продаж, т.е. долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия.

Коэффициент оборачиваемости активов говорит об эффективности, с кот. предприятие использует свои ресурсы для выпуска продукции, показывает, сколько рублей выручки от реализации приходится на один рубль вложений в основные средства, так же показывает скорость оборота всего авансируемого  капитала (активов) предприятия, т.е. кол-во совершенных им оборотов за период.

Существует взаимосвязь  м/у этими показателями, кот. можно  получить моделированием коэффициента рентабельности активов по факторным  зависимостям.

Рентабельность активов  определяется формулой: k = Р/ А, где k – рентабельность активов;

Р – прибыль до налогообложения; А – среднегодовая стоимость  активов.

Если разделить элементы данной формулы на одну величину –  выручку от продажи (N), получим:

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовый менеджмент"