Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 06:59, шпаргалка
1. Понятие и сущность финансового менеджмента.
ФМ – система принципов и методов разработки и реализации УР, связанных с формированием, распределением и использованием фин. ресурсов предприятия и организации оборота его денежных средств.
Эффективная система ФМ базируется на ряде принципов:
- Интегрированность с общей системой управления предприятием.
- Комплексный характер формирования УР.
- Высокий динамизм управления.
- Многовариантность подходов к выработке финансовых стратегий
- Ориентированность на стратегические цели развития предприятия.
Консервативная политика способствует росту рентабельности активов, однако содержит элементы риска в случае непредвиденной ситуации в расчетах или при реализации продукции.
2. Агрессивная
Для нее характерно: 1) высокая доля текущих активов в имуществе предприятия;
2) длительный период
3) относительно высокая
доля краткосрочного кредита
в составе пассивов
При данной политике у предприятия растут затраты на уплату % за кредит, что снижает уровень ЭРактивов и создает риск потери ликвидности.
3. Умеренная
Для нее характерно: 1) текущие активы составляют ровно половину всех активов предприятия;
2) средний период
3) краткосрочный кредит
составляет ровно половину
Данная политика представляет собой компромисс между агрессивной и консервативной моделью, поэтому необходимо помнить, что такие показатели как ЭРактивов, оборачиваемость и ликвидность находятся на среднем уровне.
4. Идеальная
В практической деятельности
не встречается, так как она рискованна
с точки зрения ликвидности. При
идеальной модели текущие активы
полностью покрываются
Выбор соответствующей политики базируется на матрице комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами.
П-ка уп-ия ТП |
По-ка упр. ТА | ||
К |
У |
А | |
А |
- |
У |
А |
У |
У |
У |
У |
К |
К |
У |
- |
16. Ключевые элементы операционного анализа.
Ключевыми элементами операционного анализа являются:
1) порог рентабельности;
2) операционный рычаг;
3) запас финансовой прочности.
Порог рентабельности. Операционный анализ позволяет определить выручку, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не получает прибыли. Такой объем выручки называют критической точкой. Для ее нахождения можно использовать три метода: графический, метод формул и маржинальной прибыли.
Точка, в которой линия выручки от реализации пересекает линию совокупных затрат (К), является критической точкой (точкой равновесия). Сама точка равновесия имеет небольшое практическое значение, так как внимание обычно обращено на зону получения прибыли. Область, лежащая ниже критической точки, — это область убытков. Область, находящаяся выше, представляет собой область прибыли.
Точку равновесия можно определить с помощью следующей формулы.
Если выручка (В) при объеме X равна:
В = ЦРед ∙ X,
а общая сумма затрат (З) при объеме X равна:
З = ПЗ + (ПрЗед ∙ X),
то в точке равновесия
эти две величины должны быть равны.
Уравнение приобретает
ЦРед ∙ Х = ПЗ + (ПрЗед ∙ Х).
Исходя из этого уравнения, можем вывести основное уравнение нахождения критической точки:
.
Иначе говоря, точка равновесия может быть найдена путем деления суммы постоянных затрат на разность между ценой и переменными затратами на единицу продукции.
Другой способ определения критической точки основан на концепции так называемой маржинальной прибыли.
Маржинальная прибыль — это превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами.
.
Если из маржинальной прибыли вычесть постоянные затраты, то получим величину операционной прибыли:
.
Критическая точка может быть определена как точка, в которой разница между маржинальной прибылью и постоянными затратами равна нулю, или точка, в которой маржинальная прибыль равна постоянным затратам.
Уравнение точки равновесия (критической точки) при маржинальном подходе в единицах продукции может быть выражено следующим образом:
Анализ критической точки с поправкой на фактор прибыли может быть использован как основа для оценки прибыльности предприятия. В этом случае используется уравнение.
Таким образом, объем реализации продукции, который обеспечивал бы получение целевой величины прибыли, можно рассчитать по формуле:
При использовании маржинального подхода данное уравнение будет иметь вид:
Для проведения анализа зависимости затрат, объема и прибыли следует сделать определенные допущения:
1) поведение переменных и постоянных затрат может быть точно определено;
2) затраты и доходы имеют тесную прямую связь;
3) в пределах релевантного
уровня рентабельность и
4) затраты и цены в течение планируемого периода не меняются;
5) структура продукции не будет меняться в течение планируемого периода;
6) объем производства будет приблизительно равен объему реализации.
Операционный рычаг.
Действие операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации продукции всегда порождает более сильное изменение прибыли. Степень чувствительности прибыли к изменению выручки от реализации продукции (сила операционного рычага) зависит от соотношения постоянных и переменных затрат в общих затратах предприятия. Чем выше удельный вес постоянных затрат в общем объеме затрат на производство и реализацию продукции, тем больше сила операционного рычага. Это означает, что большей силой операционного рычага обладают предприятия, использующие дорогостоящее оборудование и имеющие высокую долю внеоборотных активов в балансе.
В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение валовой маржи к прибыли:
Сила операционного рычага
показывает, на сколько процентов
изменится прибыль при
Запас финансовой прочности.
Запас финансовой прочности
— это кромка безопасности предприятия.
Расчет этого показателя позволяет
оценить возможность
17. Механизм действия матрицы финансовых стратегий.
По результатам расчетов
показателей РХД (результат хозяйственной
деятельности), РФД (результат финансовой
деятельности) и РФХД (результат
финансово-хозяйственной
В зависимости от значения показателей РХД, РФД и РФХД предприятие может находиться в зоне успеха, в зоне дефицита или занимать позицию равновесия:
Матрица финансовых стратегий
Выше диагонали расположена зона создания ликвидных средств, ниже – зона потребления ликвидных средств.
3 позиции равновесия: квадраты – 1, 2, 3.
1 квадрат – Отец семейства
Для предприятия, находящегося в 1м квадрате характерно:
1 |
4 |
|
7 |
2 |
|
темпы роста оборота ниже потенциально возможных;
не все внутренние ресурсы предприятия задействованы;
предприятие уменьшает задолженность и все в большей степени обходится собственными средствами. Предприятие может перейти во 2, 4 ,7 квадраты.
При повышении темпов роста
оборота предприятие имеет
Либо разрабатывать новые инвестиционные проекты и перемещается во 2 квадрат;
Если темпы роста оборота замедляются или начинают снижаться, то предприятие попадает в 7 квадрат.
2 квадрат – Устойчивое
1 |
4 |
|
7 |
2 |
5 |
8 |
3 |
Для предприятия характерно:
предприятие эффективно использует как внешние, так и внутренние финансовые ресурсы, проводит эффективную политику управления заемными средствами;
имеет максимально возможные темпы роста оборота.
3 квадрат – Неустойчивое
2 |
5 | |
8 |
3 |
Не совсем естественное положение для предприятия, которое опасно тем, что предприятие все ближе оказывается в зоне потребления ликвидных средств.
3 позиции успеха – квадраты 4, 5, 6.
4 квадрат – Рантье
1 |
4 |
|
7 |
2 |
|
Для предприятия, находящегося в этом квадрате характерно:
1) умеренные темпы роста оборота;
2) поддержание задолженности на нейтральном уровне.
5 квадрат – Атака
2 |
5 | |
8 |
Если предприятие поддерживает
достаточный уровень
Если уровень экономической рентабельности снижается, то предприятие оказывается в 8 квадрате.
6 квадрат – Материнское общество = Холдинг
Предприятие попадает в 6 квадрат только в случае, если оно является холдингом и обеспечивает финансирование дочерних обществ за счет собственных средств.
4 |
6 | |
5 | ||
Если соотношение между заемными и собственными средствами (ЗС/СС) становится слишком велико, то предприятие перемещается в 4 квадрат.
Если рынки сбыта материнского общества стареют, то существует возможность переместиться в 5 квадрат.
Для того, чтобы предприятие как можно дольше удерживало свои позиции в 6 квадрате необходимо:
1) проводить политику жесткого
контроля за соотношением
2) постоянно искать новые рынки сбыта;
3)проводить финансовую политику дочерних обществ за счет собственных и заемных средств.
3 позиции дефицита – 7, 8, 9 квадраты.
7 квадрат – Эпизодический
1 |
||
7 |
2 |
|
9 |
8 |
Предприятие, находящееся в данном квадрате продолжает увеличивать задолженность, не снижая прежних темпов роста инвестиций.
7 |
2 |
|
9 |
8 |
8 квадрат – Дилемма
(предприятие продолжает
наращивать задолженность, но
этого становится мало для
покрытия внутренней
9 квадрат – Кризис (предприятие на грани банкротства)
7 |
||
9 |
8 |
Если предприятию удается
получить финансовую поддержку, то оно
имеет возможность
18. Методы финансового
прогнозирования развития
Все системы прогнозирования банкротства, разработанные зарубежными и российскими авторами, включают в себя несколько (от двух до семи) ключевых показателей, характеризующих финансовое состояние коммерческой организации. На их основе в большинстве из названных методик рассчитывается комплексный показатель вероятности банкротства с весовыми коэффициентами у индикаторов.
Эти методики и модели должны
позволять прогнозировать возникновение
кризисной ситуации коммерческой организации
заранее, ещё до появления её очевидных
признаков. Такой подход особенно необходим,
так как жизненные циклы
I методика. Наиболее простой из методик диагностики банкротства является двухфакторная математическая модель, при построении которой учитывается всего два показателя: коэффициент текущей ликвидности и удельный вес заёмных средств в пассивах. На основе статистической обработки данных по выборке фирм в странах с рыночной экономикой были выявлены весовые коэффициенты для каждого из этих факторов. Для США данная модель выглядит следующим образом: