Бюджетное финансирование дошкольного образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - выявить проблему финансирования деятельности бюджетных учреждений и найти пути совершенствования системы финансирования обеспеченности дошкольных образовательных учреждений.
Для достижения данной цели определены следующие задачи.
1. Рассмотреть сущность и функции финансов в бюджетных учреждениях.
2. Выявить проблемы финансирования дошкольных учреждений.
3. Рассмотреть пути решения по совершенствованию системы финансового обеспечения дошкольного учреждения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРИВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РФ.
1.1 Содержание бюджетных расходов на образование……………………...6
1.2 Порядок финансирования бюджетных образовательных учреждений……16
2. БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
2.1 Особенности бюджетного финансирования дошкольного образования в РФ……………………………………………………………………………………26
2.2 Финансирование дошкольного образования РФ в 2010-2011г………..49
2.3 Бюджетные расходы на дошкольное образование на региональном уровне…………………………………………………………………………………53
3.ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………………………………………………….64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………

Вложенные файлы: 1 файл

НОВКУРС.docx

— 744.91 Кб (Скачать файл)

Государственное задание устанавливает  требования Учредителя к составу, качеству и объему, условиям, порядку и  результатам оказания услуг.

Задание должно содержать:

  • определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
  • показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых услуг, результаты их оказания;
  • порядок оказания услуг;
  • предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если действующим законодательством предусмотрено оказание соответствующих услуг на платной основе, либо порядок их установления;
  • порядок контроля за выполнением задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
  • форму отчета о деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества
  • Порядок определения объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания

Финансовое обеспечение  выполнения государственного задания:

1) Субсидии на финансирование  государственных услуг

- затраты на оплату труда  работников учреждения с учетом  отчислений по единому социальному  налогу и страховым взносам  на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний,  в части деятельности этих  работников по оказанию государственных  услуг в соответствии с заданием;

- затраты на оплату товаров,  работ и услуг, включая оплату  приобретения расходных материалов, необходимых для оказания государственных  услуг в соответствии с заданием.

Определяются с учетом утвержденных уполномоченным органом соответствующих  нормативов затрат

2) Субсидии на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества

исходя из затрат, необходимых на оплату:

- текущего содержания и ремонта  зданий и сооружений;

- текущего содержания и ремонта  особо ценного движимого имущества;

- налогов, в качестве объекта  налогообложения по которым признается  соответствующее имущество.

Определяются на основе требуемых  объемов расходов, подтвержденных учреждением  соответствующими расчетами.

Государственный заказ предполагает проведение конкурса на предоставление услуг определенного вида и объема и выделение средств учреждению победителю.

Новая система оплаты труда  ДОУ.

  • Принципиальное отличие данного подхода состоит в том, что задание на поставку социальных услуг размещается на договорной основе, а не принудительно.
  • Договор заключается по результатам конкурса, т. е. в условиях конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам. Размещение бюджетных средств на конкурсной основе призвано стимулировать рост качества предоставляемых услуг.

Алгоритм деятельности по формированию и размещению задания (заказа):

1. Анализ потребности в услугах дошкольного образования. Многоплановая работа, в ходе которой данные собираются и обрабатываются результаты социологических исследований, статистики, инициируется деятельность переговорных площадок по формированию гражданского заказа. Результатом анализа должны стать данные об объеме и формах услуг, уровне удовлетворенности их качеством.

2. Анализ ресурсов системы дошкольного образования. Определение ресурсоемкости сети, ее специфических характеристик (типологии и объемных показателей сети, форм территориального распределения, кадрового потенциала, материально-технических и финансовых ресурсов, нормативно-правового и программно-методического обеспечения). Данные анализа используются для формирования обоснованного задания, с одной стороны, и для принятия управленческих решений по развитию сети – с другой.

3.Формирование критериев отбора и размещение задания для подведомственных учреждений и публичного заказа на услуги дошкольного образования. В публичном конкурсе могут участвовать все имеющие лицензию на этот вид услуг образовательные учреждения, вне зависимости от организационно-правовых форм.

В проекте  интегрированного закона "Об образовании", предусмотрены условия для создания частных детских садов, в том числе семейных и маленьких - на 40 - 45 детей. Обновленные СанПиНы как раз это и учитывают. Ожидается, что после принятия закона появится не меньше 12 - 15 тысяч мини-детсадов, которые помогут разгрузить огромную очередь и дать толчок развитию малого и среднего бизнеса в этой сфере.

Всего в России открыто 47 213 учреждений дошкольного образования. Из них 98 процентов - муниципальные  и государственные. На долю частного бизнеса и общественных организаций, в том числе религиозных, приходится всего 2 процента. 
     Специфика финансирования дошкольного образования заключается в том, что можно выделить финансирование как непосредственно обучения и воспитания детей, так и расходов на их содержание. В случае, когда речь идет о получении начального, основного и среднего общего образования, все расходы по содержанию учащегося в образовательном учреждении несут родители (законные представители) ребенка. В случае же с дошкольным образованием в качестве дополнительной гарантии родителям и иным законным представителям ребенка дошкольного возраста большую часть расходов на его содержание в учреждении принимает на себя соответствующий бюджет. Родители же в форме родительской платы несут лишь незначительную долю в размере до 20% этих расходов и с последующей компенсацией от 20 до 70% уплаченных ими средств. 
Финансирование предоставления дошкольного образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с рядом нормативных правовых актов, устанавливающих правила финансирования образовательной деятельности в Российской Федерации. Нормы, содержащиеся в таких нормативных правовых актах, определяют общие требования к механизмам формирования нормативов затрат на содержание и обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, источники финансирования (бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, оплата физических и юридических лиц), формы финансирования и порядок расходования бюджетных средств и средств, полученных из внебюджетных источников. В таблице 5 представлена динамика финансовых затрат бюджетов Российской Федерации по финансированию системы дошкольного образования.

 

 

Таблица 5.

 
 

 

 Нормативное долевое финансирование дошкольного образования базируется на следующих принципах:

–деятельность дошкольного  образовательного учреждения финансируется его учредителем на основе муниципального задания;

–финансирование дошкольного  образовательного учреждения осуществляется на основе ведомственных и местных  нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду программ дошкольного образовательного  учреждения;

–нормативы финансирования должны учитывать специфику предоставляемых  услуг и региональные особенности  деятельности дошкольных образовательных  учреждений и быть достаточными для  покрытия текущих расходов, связанных  с образовательным процессом  в дошкольном образовательном учреждении и эксплуатацией зданий, сооружений, оборудования и обустройством участков дошкольного образовательного  учреждения; 
–схема финансирования муниципальных дошкольного образовательного учреждения определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих видов.

Основным показателем  заданий учредителя дошкольному  образовательному учреждению, на основании  которого определяются финансовые средства, необходимые для выполнения этого  задания, является объем (состав) оказываемых  услуг. Остальные показатели – качество, условия и порядок оказания услуг  – являются крайне важными, но дополнительными  составляющими задания. Невыполнение этих показателей свидетельствует  о неготовности учреждения оказывать  услуги в соответствии с требованиями, отраженными в этих показателях, и, как следствие, ставит и перед  учреждением, и перед органом  управления образованием вопрос о возможности  функционирования учреждения, не обеспечивающего  должного качества и условий предоставления услуг. Для обеспечения указанных  показателей, возможно, требуются дополнительные средства на модернизацию (ремонт, техническое  оснащение и т.п.) учреждения, повышение  квалификации его сотрудников. Но эти средства, как правило, должны выделяться не на выполнение задания, а на развитие учреждения (финансирование мероприятий по развитию, утвержденных учредителем).

Функции учредителя дошкольного  образовательного учреждения выполняют  муниципальные органы управления образованием, которые и должны выдавать задания. В то же время каждое дошкольное образовательное учреждение должно принять ребенка в пределах численности, установленной в лицензии. Демографический  прогноз по детям в возрасте рождения до восьми лет и оценка перспективной  вместимости ДОУ представлена в таблице 6 и на рисунке 2 соответственно.

 

 

 

Рисунок 2.

Рисунок 3. 

Задание должно обеспечивать увязку показателей объемов и  качества предоставляемых образовательными дошкольными учреждениями услуг  с размерами направляемых на эти  цели средств муниципального бюджета.

Частью 2 статьи 43 Конституции  Российской Федерации гарантируется  общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных  или муниципальных образовательных  учреждениях, однако, ни Законом об образовании, ни Конституцией Российской Федерации не предусмотрено бесплатное содержание детей в дошкольных образовательных  учреждениях. То есть государственные  финансовые обязательства распространяются на образовательные услуги и не касаются услуг по уходу и присмотру  за детьми (социальные услуги). За содержание детей в государственных и  муниципальных образовательных  учреждениях, реализующих образовательную  программу дошкольного образования, несут обязательства муниципальные  власти и родители.

Учитывая данный принцип субсидиарной ответственности, система финансирования ДОУ, стимулирующая развитие сети и увеличение охвата детей дошкольным образованием, должна основываться на следующих принципах:

1. За счёт государства  (средств бюджета субъекта РФ) финансируются образовательные  услуги в объёме государственного  образовательного стандарта вне  зависимости от организационной  формы ДОУ (государственное, муниципальное  учреждение, автономное учреждение, негосударственное учреждение, автономная  некоммерческая организация и  пр.), типа и вида учреждения.

Информация о работе Бюджетное финансирование дошкольного образования в РФ