Использование долговых инструментов для финансирования деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:53, дипломная работа

Краткое описание

В последнее время вопросы прибыльного и устойчивого функционирования стали занимать ключевые позиции в планах деятельности предприятий. По мере развития экономических связей и усиления конкуренции эффективное управление, позволяющее поддерживать платежеспособность и ликвидность компании, стало одной из основных задач для многих организаций. Очевидно, что фирма в течение своей «жизни» контактирует и взаимодействует с государством (в частности с его различными структурами и органами власти), конкурентами, поставщиками, покупателями, партнерами и т.д. Вместе с тем невозможность отдельного предприятия контролировать и регулировать процессы, происходящие в макросреде, сделала необходимым разработку внутреннего регламента компании, отражающего все условия взаимоотношений с её дебиторами и кредиторами. Этим документом является кредитная политика организации. В ней указываются все нюансы, касающиеся условий, сроков, возможных вариантов работы с дебиторами и кредиторами, а также инструменты, используемые для оптимизации, а соответственно и более эффективного управления, дебиторской и кредиторской задолженностей.

Содержание

Введение ....................................................................................................... 3
1 Кредитная политика: виды, инструменты реализации........................................ 8
1.1 Кредитная политика предприятия................................................................. 8
1.2 Долговые инструменты финансирования .................................................. 17
2 Анализ использования векселей и корпоративных облигаций в практике
российских предприятий............................................................................................ 37
2.1 Применение векселей в деятельности организаций.................................. 37
2.2 Облигационные займы – инструмент привлечения средств для
предприятий........................................................................................................... 51
3 Практическое применение векселей и облигаций для финансирования
деятельности предприятия ......................................................................................... 60
3.1 Краткая характеристика ОАО «Трубная металлургическая компания». 60
3.2 Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности ОАО
«ТМК» ................................................................................................................... 63
3.3 Использование векселей и облигаций на ОАО «Трубная
металлургическая компания»............................................................................... 70
Заключение................................................................................................. 83
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом использ долгов инструм.doc

— 854.00 Кб (Скачать файл)

Несомненно более льготная кредитная политика стимулирует реализацию, однако фирме следует смягчать условия кредитования своих клиентов до тех пор, пока прирост затрат не превысит прирост дохода [3 с. 382-384].

Тем не менее, у любого предприятия в процессе его функционирования помимо дебиторской возникает и кредиторская задолженность, управлению которой также необходимо уделять внимание. Поэтому, осуществляя свою деятельность, организация должна соблюдать одно из основных правил: дебиторская задолженность не должна превышать кредиторскую, а лучше, чтобы дебиторская задолженность была меньше кредиторской (причем это правило касается и объемов, и сроков задолженностей). Иначе может произойти снижение платежеспособности предприятия либо, в худшем случае, возникнет угроза банкротства.

Поскольку платежи от дебиторов могут поступать с некоторой отсрочкой или задержкой, организации для осуществления хозяйственной деятельности, в случае недостачи собственных средств, приходится прибегать к использованию заемных средств,  а в связи с этим и формируется кредиторская задолженность предприятия. Следовательно, для того, чтобы эффективно управлять кредиторской задолженностью компании в разрабатываемой кредитной политике нужно определить методы и условия привлечения средств, максимальную величину текущей кредиторской задолженности, сроки обслуживания и погашения имеющихся долгов, возможные способы реструктуризации задолженности, а также права и обязанности сотрудников, непосредственно участвующих в процессе управления кредиторской задолженностью.

Кредиторская задолженность также является комплексной статьей, включающей расчеты:

  • с поставщиками и подрядчиками;
  • с работниками данного предприятия;
  • по налогам;
  • по векселям к оплате;
  • по полученным авансам;
  • по ссудам банков и страховых компаний;
  • с прочими кредиторами.

В литературе кредиторскую задолженность разделяют на краткосрочную и долгосрочную (см. рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Классификация кредиторской задолженности [составлен автором]



Независимо от вида кредиторской задолженности управление ею играет значительную роль в деятельности предприятия. Конечно, большую долю в кредиторской задолженности занимают обязательства по коммерческим сделкам, т.е. расчеты за поставленные товары (работы, услуги), расчеты по векселям, иным ценным бумагам, ссуды банков. Организация должна осуществлять постоянный мониторинг отношений с кредиторами, т.к. их состояние влияет на репутацию предприятия как заемщика. Величина кредиторской задолженности, принципы её обслуживания и погашения показывают уровень платежеспособности компании. Организация также должна пытаться избегать просрочки платежей по кредиторской задолженности, поскольку за просрочку в договоре могут быть установлены дополнительные проценты, пени, штрафы, а это может повлечь дополнительные расходы предприятия и неблагоприятно повлиять на его имидж. К тому же будучи хорошим заемщиком компания может рассчитывать на реструктуризацию своей кредиторской задолженности. Поскольку деятельность на рынке всегда связана с риском и могут произойти форс-мажорные обстоятельства, в результате наступления которых организация может остаться без денежных средств, предприятие, имеющее репутацию хорошего заемщика, может договориться со своими кредиторами о реструктуризации задолженности. Причем реструктуризация может происходить как по срокам, так и по форме погашения задолженности.

Наиболее распространенными формами реструктуризации задолженности являются:

    1. взаимозачет – зачет встречных требований или зачеты по многосторонней замкнутой цепочке неплатежей [4 с. 470].

Взаимозачет может быть осуществлен за счет встречного однородного требования [5 ст.410]. Причем для зачета оформление двустороннего соглашения между кредитором и заемщиком не требуется, достаточно заявления одной из сторон (если взаимозачет не запрещен договором). Но для взаимозачета предусмотрены необходимые условия [5 ст.410]:

        1. наличие встречных требований;
        2. однородность предмета и сроков указанных требований, т.е. предмет исполнения должен быть одинаков (например, деньги), а также должны совпадать сроки требований.
    1. взаимозачет с использованием уступки прав требований.

Случай, когда между предприятиями нет встречной однородной задолженности, но взаимозачет провести надо (т.е. надо реструктурировать задолженность предприятия-должника). Тогда создается встречная задолженность путем уступки права требования (цессии).

Уступка права требования – самостоятельная сделка, по которой одна сторона за вознаграждение передает право требования задолженности с третьего лица другой стороне.

    1. взаимозачет с использованием перевода долга.

Создание встречной задолженности возможно также путем перевода долга, когда одна сторона передает другой стороне свою обязанность по уплате долга третьему лицу и вторая сторона получает за это вознаграждение, то есть в договоре происходит смена должника [4 с. 471-472].

4. отступное – это метод реструктурирования задолженности, когда в счет её погашения передаются кредитору имущество или права на имущество должника.

  1. новация – это изменение первоначальных сроков и условий оплаты задолженности предприятия (по сути, заключение нового договора на погашение задолженности).

Достаточно часто в процессе реструктуризации задолженности дебитор может предложить под кредит какое-либо обеспечение (гарантия или поручительство третьей стороны, залог и т.д.) в обмен на:

А) погашение части долга;

Б) уменьшение процентов;

В) и/или увеличение сроков погашения задолженности.

Это называется уступка кредитора под обеспечение долга. Кредитор может пойти на это, так как при наличии обеспечения появляется больше шансов возврата долга [4 с. 474].

Помимо способов реструктуризации в кредитной политике предприятия определяются источники погашения кредиторской задолженности, формируется график погашения долгов, а самое основное – определяются инструменты и условия заимствования средств. Сегодня компании используют в своей деятельности различные инструменты, в связи с применением которых образуется кредиторская задолженность:

    • отсрочка, рассрочка платежа за приобретенный товар;
    • займы, предоставляемые другими организациями, в том числе займы, предоставляемые дочерними и/или головными компаниями в рамках каких-либо объединений предприятий;
    • банковский кредит;
    • собственные векселя;
    • облигации;
    • и другие.

Следует отметить, что реализация кредитной политики и в отношении дебиторской, и в отношении кредиторской задолженностей заключается не только в использовании тех или иных методов и инструментов, но и в последующем отслеживании и управлении отношениями с должниками и кредиторами предприятия.

Для того, чтобы постоянно следить за состоянием расчетов с дебиторами и кредиторами компании используют коэффициент соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью (Кс):

 

Кс = ДЗ/КЗ,                                                                                                (1)

 

где ДЗ – средняя за расчетный период (квартал, год) дебиторская задолженность,

КЗ – средняя за расчетный период (квартал, год) кредиторская задолженность [2 с. 38].

Многие экономисты полагают, что если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то предприятие эффективно использует средства, т.е. привлекает средств в оборот больше, чем отвлекает из него [2 с. 39]. Но кредиторскую задолженность необходимо погашать. Поэтому отслеживание и анализ данного показателя имеют важное значение для деятельности фирмы.

К тому же предприятию не стоит забывать о том, что эти два вида задолженностей связаны между собой, поэтому для того, чтобы сформированная кредитная политика успешно воплощалась в жизнь (а соответственно и организация функционировала без сбоев), нужно следовать ряду основополагающих принципов:

    1. кредитов можно выдать столько, сколько можно взять в займы;
    2. предоставлять кредиты можно только на таких условиях и такой срочности, на каких сам привлекаешь;
    3. если нет доверия, то нет и кредита;
    4. методически и организационно не подготовленные кредиты выдавать нельзя [6 с. 352].

Таким образом, кредитная политика включает в себя не только техническую сторону, а именно перечень приемов, способов, инструментов построения отношений с дебиторами и кредиторами, но и практическую – применение методов, соблюдение принципов, использование конкретных инструментов реализации «кредитовой» или «дебитовой» кредитной политики и т.д.

 

 

 

    1. Долговые инструменты финансирования

 

 

 

На сегодняшний день в российской экономике наблюдается стабилизация макроэкономической ситуации и подъем промышленного производства, что в свою очередь обуславливает необходимость обновления и ввода новых основных фондов предприятия. Однако  для проведения этих мероприятий требуются значительные финансовые ресурсы. Поэтому прежде чем приступать к реализации намеченных целей, организации нужно в разработанной кредитной политике определить: собственные и/или привлеченные средства будут являться источниками необходимых финансовых ресурсов.

Поскольку не всегда компания обладает собственными средствами в достаточном объеме, ей приходится прибегать к использованию заемных средств. Так как речь идет о финансировании деятельности, то в этом случае предприятию следует наибольшее внимание уделять формированию и управлению кредиторской задолженностью, а соответственно разработке «кредитовой» кредитной политике, в которой определяются инструменты привлечения ресурсов и возможности их использования. Наиболее часто российскими предприятиями используются долговые финансовые инструменты, так как, например, в отличие от долевых инструментов они не дают право на участие в управлении организацией, что позволяет руководству сохранить компанию «в своих руках».

Среди основных долговых финансовых инструментов, предлагаемых на российском финансовом рынке, можно выделить следующие:

    1. банковские кредиты;
    2. векселя;
    3. облигации.

Традиционным инструментом финансирования деятельности предприятий является банковский кредит. Без него не обходится ни государства, ни предприятия, ни организации и население, ни производство и обращение общественного продукта.

Банковский кредит предполагает передачу заемщику (юридическому или физическому лицу) банком (кредитной организацией) на основании специального письменного договора исключительно денежных средств (собственных средств банка и/или заемных) на определенный в таком договоре срок на условиях возвратности и платности в денежной же форме, подконтрольности, а также, как правило, целевого использования и обоснованности. В такой трактовке отражены все неотъемлемые свойства, отличающие кредит от займа. Следует также иметь в виду, что кредит имеет место не с момента подписания сторонами кредитного договора, а с момента реального предоставления соответствующей суммы заемщику. Кроме того, необходимость заботиться о будущем возврате выдаваемого банком кредита заставляет его обычно требовать от потенциального заемщика:

А) обоснования разумности и экономической эффективности операции (сделки), на которую запрашивается кредит, что в общем случае означает открытость и определенность относительно целевого назначения кредита;

Б) предоставления кредитору возможности контролировать в известных пределах целевое использование кредита, эффективность такого использования и в целом эффективность бизнеса заемщика – юридического лица;

В) предоставления кредитору известного материального или иного обеспечения выдаваемого им кредита как доказательства надежности отношений сторон даже в случае неудачного проведения заемщиком операции (сделки), на которую брался кредит, или в целом неблагоприятного развития бизнеса и финансового состояния заемщика.

Банковские кредиты подразделяются на активные и пассивные. В первом случае банк дает кредит, т.е. выступает кредитором (в такой ситуации посредством кредита как раз и происходит финансирование деятельности организаций), во втором берет кредит, т.е. является заемщиком (в такой ситуации кредитором может быть ЦБ РФ, другой банк, кредитная организация и т.д.) [7 с. 423-424].

Банковские кредиты можно классифицировать по различным критериям (см. приложение А), но независимо от вида при кредитовании соблюдается ряд базовых принципов:

    1. принцип срочности (кредит дается на однозначно определенный срок).
  1. принцип возвратности (в согласованный срок вся сумма кредита должна быть возвращена полностью). Под возвратом понимают своевременное и полное погашение заемщиком полученной им суммы кредита (основного долга) и соответствующих сумм банковского процента. В общем случае процесс возврата включает в себя согласованную систему организационных, финансово-экономических, правовых и иных мер, определяющих: способ выдачи кредитов, источники и способы их погашения.

Источники погашения делятся на:

    • первичные источники (доход заемщика: выручка от реализации, заработная плата и/или другие доходы);
    • вторичные источники (выручка от реализации заложенного имущества, средства, обещанные гарантом или поручителем сделки, страховой организацией).
    1. принцип платности (за право пользования кредитом заемщик должен заплатить оговоренную сумму процентов). Для банков деньги представляют собой предмет, имеющий свою цену – банковский процент. Источником уплаты процента является часть прибыли (дохода) заемщика, полученной им в результате использования кредита. Коммерческие банки при заключении кредитных договоров самостоятельно договариваются с заемщиком о величине процентных ставок. При этом на величину ставки влияют как общие факторы (соотношение спроса и предложения заемных средств, денежная и кредитная политика ЦБ РФ, уровень инфляции и др.), так и факторы частные (себестоимость кредита, т.е. издержки на привлечение средств и расходы на обеспечение функционирования банка, объем, цель и срок погашения кредита, кредитоспособность заемщика, наличие обеспечения возвратности кредита и др.).
    1. принцип обеспеченного кредитования (кредит может быть обеспечен полностью или частично). Наличие договора не может дать кредитору полной уверенности в его исполнении, чтобы дать сторонам дополнительные гарантии, закон предусматривает возможность заключения ими специальных соглашений об обеспечении основного обязательства. В законодательстве называются следующие способы обеспечения исполнения обязательства, применяемые, в частности, в области банковского кредитования:
    • неустойка;
    • залог;
    • удержание имущество должника;
    • поручительство;
    • банковская гарантия [5 ст.329].
    1. принцип целевого использования кредита.
    1. принцип подчинения кредитной сделки нормам законодательства и банковским правилам (в частности, обязателен кредитный договор/соглашение в письменной форме, не противоречащий закону и нормативным актам ЦБ РФ).
    2. принцип неизменности условий кредитования (положений кредитного договора/соглашения). Если они меняются, то это должно делаться в соответствии с правилами, сформулированными в самом кредитном договоре/соглашении либо в специальном приложении к нему.
    3. принцип взаимовыгодности кредитной сделки (её условия должны адекватно учитывать коммерческие интересы и возможности обеих сторон) [7 с. 428-429, 447-448].

Информация о работе Использование долговых инструментов для финансирования деятельности предприятия