Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:53, дипломная работа
В последнее время вопросы прибыльного и устойчивого функционирования стали занимать ключевые позиции в планах деятельности предприятий. По мере развития экономических связей и усиления конкуренции эффективное управление, позволяющее поддерживать платежеспособность и ликвидность компании, стало одной из основных задач для многих организаций. Очевидно, что фирма в течение своей «жизни» контактирует и взаимодействует с государством (в частности с его различными структурами и органами власти), конкурентами, поставщиками, покупателями, партнерами и т.д. Вместе с тем невозможность отдельного предприятия контролировать и регулировать процессы, происходящие в макросреде, сделала необходимым разработку внутреннего регламента компании, отражающего все условия взаимоотношений с её дебиторами и кредиторами. Этим документом является кредитная политика организации. В ней указываются все нюансы, касающиеся условий, сроков, возможных вариантов работы с дебиторами и кредиторами, а также инструменты, используемые для оптимизации, а соответственно и более эффективного управления, дебиторской и кредиторской задолженностей.
Введение ....................................................................................................... 3
1 Кредитная политика: виды, инструменты реализации........................................ 8
1.1 Кредитная политика предприятия................................................................. 8
1.2 Долговые инструменты финансирования .................................................. 17
2 Анализ использования векселей и корпоративных облигаций в практике
российских предприятий............................................................................................ 37
2.1 Применение векселей в деятельности организаций.................................. 37
2.2 Облигационные займы – инструмент привлечения средств для
предприятий........................................................................................................... 51
3 Практическое применение векселей и облигаций для финансирования
деятельности предприятия ......................................................................................... 60
3.1 Краткая характеристика ОАО «Трубная металлургическая компания». 60
3.2 Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности ОАО
«ТМК» ................................................................................................................... 63
3.3 Использование векселей и облигаций на ОАО «Трубная
металлургическая компания»............................................................................... 70
Заключение................................................................................................. 83
Список использованных источников
Несомненно более льготная кредитная политика стимулирует реализацию, однако фирме следует смягчать условия кредитования своих клиентов до тех пор, пока прирост затрат не превысит прирост дохода [3 с. 382-384].
Тем не менее, у любого предприятия в процессе его функционирования помимо дебиторской возникает и кредиторская задолженность, управлению которой также необходимо уделять внимание. Поэтому, осуществляя свою деятельность, организация должна соблюдать одно из основных правил: дебиторская задолженность не должна превышать кредиторскую, а лучше, чтобы дебиторская задолженность была меньше кредиторской (причем это правило касается и объемов, и сроков задолженностей). Иначе может произойти снижение платежеспособности предприятия либо, в худшем случае, возникнет угроза банкротства.
Поскольку платежи от дебиторов могут поступать с некоторой отсрочкой или задержкой, организации для осуществления хозяйственной деятельности, в случае недостачи собственных средств, приходится прибегать к использованию заемных средств, а в связи с этим и формируется кредиторская задолженность предприятия. Следовательно, для того, чтобы эффективно управлять кредиторской задолженностью компании в разрабатываемой кредитной политике нужно определить методы и условия привлечения средств, максимальную величину текущей кредиторской задолженности, сроки обслуживания и погашения имеющихся долгов, возможные способы реструктуризации задолженности, а также права и обязанности сотрудников, непосредственно участвующих в процессе управления кредиторской задолженностью.
Кредиторская задолженность также является комплексной статьей, включающей расчеты:
В литературе кредиторскую задолженность разделяют на краткосрочную и долгосрочную (см. рисунок 2).
Независимо от вида кредиторской задолженности управление ею играет значительную роль в деятельности предприятия. Конечно, большую долю в кредиторской задолженности занимают обязательства по коммерческим сделкам, т.е. расчеты за поставленные товары (работы, услуги), расчеты по векселям, иным ценным бумагам, ссуды банков. Организация должна осуществлять постоянный мониторинг отношений с кредиторами, т.к. их состояние влияет на репутацию предприятия как заемщика. Величина кредиторской задолженности, принципы её обслуживания и погашения показывают уровень платежеспособности компании. Организация также должна пытаться избегать просрочки платежей по кредиторской задолженности, поскольку за просрочку в договоре могут быть установлены дополнительные проценты, пени, штрафы, а это может повлечь дополнительные расходы предприятия и неблагоприятно повлиять на его имидж. К тому же будучи хорошим заемщиком компания может рассчитывать на реструктуризацию своей кредиторской задолженности. Поскольку деятельность на рынке всегда связана с риском и могут произойти форс-мажорные обстоятельства, в результате наступления которых организация может остаться без денежных средств, предприятие, имеющее репутацию хорошего заемщика, может договориться со своими кредиторами о реструктуризации задолженности. Причем реструктуризация может происходить как по срокам, так и по форме погашения задолженности.
Наиболее распространенными формами реструктуризации задолженности являются:
Взаимозачет может быть осуществлен за счет встречного однородного требования [5 ст.410]. Причем для зачета оформление двустороннего соглашения между кредитором и заемщиком не требуется, достаточно заявления одной из сторон (если взаимозачет не запрещен договором). Но для взаимозачета предусмотрены необходимые условия [5 ст.410]:
Случай, когда между предприятиями нет встречной однородной задолженности, но взаимозачет провести надо (т.е. надо реструктурировать задолженность предприятия-должника). Тогда создается встречная задолженность путем уступки права требования (цессии).
Уступка права требования – самостоятельная сделка, по которой одна сторона за вознаграждение передает право требования задолженности с третьего лица другой стороне.
Создание встречной задолженности возможно также путем перевода долга, когда одна сторона передает другой стороне свою обязанность по уплате долга третьему лицу и вторая сторона получает за это вознаграждение, то есть в договоре происходит смена должника [4 с. 471-472].
4. отступное – это метод реструктурирования задолженности, когда в счет её погашения передаются кредитору имущество или права на имущество должника.
Достаточно часто в процессе реструктуризации задолженности дебитор может предложить под кредит какое-либо обеспечение (гарантия или поручительство третьей стороны, залог и т.д.) в обмен на:
А) погашение части долга;
Б) уменьшение процентов;
В) и/или увеличение сроков погашения задолженности.
Это называется уступка кредитора под обеспечение долга. Кредитор может пойти на это, так как при наличии обеспечения появляется больше шансов возврата долга [4 с. 474].
Помимо способов реструктуризации в кредитной политике предприятия определяются источники погашения кредиторской задолженности, формируется график погашения долгов, а самое основное – определяются инструменты и условия заимствования средств. Сегодня компании используют в своей деятельности различные инструменты, в связи с применением которых образуется кредиторская задолженность:
Следует отметить, что реализация кредитной политики и в отношении дебиторской, и в отношении кредиторской задолженностей заключается не только в использовании тех или иных методов и инструментов, но и в последующем отслеживании и управлении отношениями с должниками и кредиторами предприятия.
Для того, чтобы постоянно следить за состоянием расчетов с дебиторами и кредиторами компании используют коэффициент соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью (Кс):
Кс
= ДЗ/КЗ,
где ДЗ – средняя за расчетный период (квартал, год) дебиторская задолженность,
КЗ – средняя за расчетный период (квартал, год) кредиторская задолженность [2 с. 38].
Многие экономисты полагают, что если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то предприятие эффективно использует средства, т.е. привлекает средств в оборот больше, чем отвлекает из него [2 с. 39]. Но кредиторскую задолженность необходимо погашать. Поэтому отслеживание и анализ данного показателя имеют важное значение для деятельности фирмы.
К тому же предприятию не стоит забывать о том, что эти два вида задолженностей связаны между собой, поэтому для того, чтобы сформированная кредитная политика успешно воплощалась в жизнь (а соответственно и организация функционировала без сбоев), нужно следовать ряду основополагающих принципов:
Таким образом, кредитная политика включает в себя не только техническую сторону, а именно перечень приемов, способов, инструментов построения отношений с дебиторами и кредиторами, но и практическую – применение методов, соблюдение принципов, использование конкретных инструментов реализации «кредитовой» или «дебитовой» кредитной политики и т.д.
На сегодняшний день в российской экономике наблюдается стабилизация макроэкономической ситуации и подъем промышленного производства, что в свою очередь обуславливает необходимость обновления и ввода новых основных фондов предприятия. Однако для проведения этих мероприятий требуются значительные финансовые ресурсы. Поэтому прежде чем приступать к реализации намеченных целей, организации нужно в разработанной кредитной политике определить: собственные и/или привлеченные средства будут являться источниками необходимых финансовых ресурсов.
Поскольку не всегда компания обладает собственными средствами в достаточном объеме, ей приходится прибегать к использованию заемных средств. Так как речь идет о финансировании деятельности, то в этом случае предприятию следует наибольшее внимание уделять формированию и управлению кредиторской задолженностью, а соответственно разработке «кредитовой» кредитной политике, в которой определяются инструменты привлечения ресурсов и возможности их использования. Наиболее часто российскими предприятиями используются долговые финансовые инструменты, так как, например, в отличие от долевых инструментов они не дают право на участие в управлении организацией, что позволяет руководству сохранить компанию «в своих руках».
Среди основных долговых финансовых инструментов, предлагаемых на российском финансовом рынке, можно выделить следующие:
Традиционным инструментом финансирования деятельности предприятий является банковский кредит. Без него не обходится ни государства, ни предприятия, ни организации и население, ни производство и обращение общественного продукта.
Банковский кредит предполагает передачу заемщику (юридическому или физическому лицу) банком (кредитной организацией) на основании специального письменного договора исключительно денежных средств (собственных средств банка и/или заемных) на определенный в таком договоре срок на условиях возвратности и платности в денежной же форме, подконтрольности, а также, как правило, целевого использования и обоснованности. В такой трактовке отражены все неотъемлемые свойства, отличающие кредит от займа. Следует также иметь в виду, что кредит имеет место не с момента подписания сторонами кредитного договора, а с момента реального предоставления соответствующей суммы заемщику. Кроме того, необходимость заботиться о будущем возврате выдаваемого банком кредита заставляет его обычно требовать от потенциального заемщика:
А) обоснования разумности и экономической эффективности операции (сделки), на которую запрашивается кредит, что в общем случае означает открытость и определенность относительно целевого назначения кредита;
Б) предоставления кредитору возможности контролировать в известных пределах целевое использование кредита, эффективность такого использования и в целом эффективность бизнеса заемщика – юридического лица;
В) предоставления кредитору известного материального или иного обеспечения выдаваемого им кредита как доказательства надежности отношений сторон даже в случае неудачного проведения заемщиком операции (сделки), на которую брался кредит, или в целом неблагоприятного развития бизнеса и финансового состояния заемщика.
Банковские кредиты подразделяются на активные и пассивные. В первом случае банк дает кредит, т.е. выступает кредитором (в такой ситуации посредством кредита как раз и происходит финансирование деятельности организаций), во втором берет кредит, т.е. является заемщиком (в такой ситуации кредитором может быть ЦБ РФ, другой банк, кредитная организация и т.д.) [7 с. 423-424].
Банковские кредиты можно классифицировать по различным критериям (см. приложение А), но независимо от вида при кредитовании соблюдается ряд базовых принципов:
Источники погашения делятся на:
Информация о работе Использование долговых инструментов для финансирования деятельности предприятия