Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:53, дипломная работа
В последнее время вопросы прибыльного и устойчивого функционирования стали занимать ключевые позиции в планах деятельности предприятий. По мере развития экономических связей и усиления конкуренции эффективное управление, позволяющее поддерживать платежеспособность и ликвидность компании, стало одной из основных задач для многих организаций. Очевидно, что фирма в течение своей «жизни» контактирует и взаимодействует с государством (в частности с его различными структурами и органами власти), конкурентами, поставщиками, покупателями, партнерами и т.д. Вместе с тем невозможность отдельного предприятия контролировать и регулировать процессы, происходящие в макросреде, сделала необходимым разработку внутреннего регламента компании, отражающего все условия взаимоотношений с её дебиторами и кредиторами. Этим документом является кредитная политика организации. В ней указываются все нюансы, касающиеся условий, сроков, возможных вариантов работы с дебиторами и кредиторами, а также инструменты, используемые для оптимизации, а соответственно и более эффективного управления, дебиторской и кредиторской задолженностей.
Введение ....................................................................................................... 3
1 Кредитная политика: виды, инструменты реализации........................................ 8
1.1 Кредитная политика предприятия................................................................. 8
1.2 Долговые инструменты финансирования .................................................. 17
2 Анализ использования векселей и корпоративных облигаций в практике
российских предприятий............................................................................................ 37
2.1 Применение векселей в деятельности организаций.................................. 37
2.2 Облигационные займы – инструмент привлечения средств для
предприятий........................................................................................................... 51
3 Практическое применение векселей и облигаций для финансирования
деятельности предприятия ......................................................................................... 60
3.1 Краткая характеристика ОАО «Трубная металлургическая компания». 60
3.2 Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности ОАО
«ТМК» ................................................................................................................... 63
3.3 Использование векселей и облигаций на ОАО «Трубная
металлургическая компания»............................................................................... 70
Заключение................................................................................................. 83
Список использованных источников
Следует отметить, что популярность облигаций как инструмента заимствования обуславливается тем, что этим способом можно привлечь действительно долгосрочные ресурсы под ставку, существенно ниже ставок по кредитам банков, при этом нет вероятности потери контроля над предприятием. Также для компаний, уже успевших создать себе имидж открытых и рыночных структур, возможно привлечение необеспеченных займов. Однако при этом эмитенту приходится сталкиваться с рядом проблем присущих российскому облигационному рынку. В мировой практике считается нормальной ситуация, когда эмитент непосредственно перед самым размещением бумаг решает, каковы будут сроки и объемы выпуска. В России такие условия требуют согласования с регулирующими инстанциями, а подготовка к эмиссии занимает 3-4 месяца. Но не редко компании сталкиваются со следующей ситуацией: когда они принимали решение о выходе на рынок, там обстановка была одна, а когда они закончили подготовку к выпуску, она сильно изменилась. Основной проблемой многие эксперты считают вопросы регистрации выпусков, поскольку при размещении облигаций до дня регистрации выпуска, который должен быть сначала одобрен советом директоров компании, а затем ФСФР, действует запрет на обращение бумаг. Это увеличивает риски инвесторов, что приводит к изменению цен на облигации до 10%, так как инвесторы требуют за него свою премию [27 с. 54].
Тем не менее, на сегодняшний день рынок облигационных займов существенно отличается от первоначального его варианта. Происходят изменения в законодательном, информационном, организационном и других направлениях, которые направлены на нивелирование недостатков.
Одним из важнейших документов стал закон о снижении налога на эмиссию облигаций (до этого он равнялся 8%). Налоговая ставка с начала 2008 г. не может превышать 100 тысяч рублей. Таким образом, эти расходы из значительных превратились почти в чисто символические, если учитывать, что средняя стоимость эмиссии находится где-то в пределах 500 миллионов рублей.
Положительным для рынка облигаций является изменение, связанное со стандартами раскрытия информации. Её объем, который должен представить эмитент, почти не оставляет лазеек для утаивания важных сведений, и он близок к количеству информации, предоставляемому компанией на еврорынках.
Правда, есть и изменения, к которым профессиональные участники рынка относятся не однозначно. Например, согласно действующей норме, андеррайтер не имеет право приобретать свыше 25% эмиссии облигаций. Изначально эта норма была направлена на то, чтобы оградить инвесторов от манипуляций со стороны эмитентов и организаторов выпуска. Но, как полагают некоторые аналитики, учитывая новый уровень раскрытия информации, данное положение скорей создает дополнительные сложности, причем как эмитенту, так и организатору выпуска.
Спорным нововведением является институт финансовых консультантов, которые должны защищать интересы инвесторов. С одной стороны, финансовые консультанты помогают регулятору оперативней и качественней анализировать выпуски облигаций. Но с другой, у эмитента возникли дополнительные затраты, вызванные наличием еще одного звена. Причем сказанное относится не только к деньгам. Одновременно увеличивается административная нагрузка на эмитента, поскольку в день размещения финансовый консультант заверяет реестр заявок, а также присутствует на других размещениях. Всё это делает процесс продолжительнее [27 с. 54-55].
Как видно из выше сказанного, российский облигационный рынок сочетает в себе как положительные, так и отрицательные черты. Тем не менее, если посмотреть на ситуацию, которая складывается в последние 5 лет на рынке данного инструмента, то можно сделать вывод о том, что популярность облигаций как средне- и долгосрочного инструмента финансирования у отечественных предприятий растет, и объемы данного рынка имеют тенденцию к увеличению (см. таблицу 6).
Таблица 6 – Объем российского рынка облигаций [8 с. 39]
Дата |
Объем МО (Россия), млрд. руб. |
Объем КО (Россия), млрд. руб. |
Объем ГКО-ОФЗ, млрд. руб. |
Июль 2009 |
148,498 |
349,092 |
629,4 |
Апрель 2009 |
150,863 |
295,457 |
612,63 |
Январь 2009 |
126,5451 |
262,8331 |
570,73 |
Октябрь 2008 |
121,3837 |
227,7899 |
492,01 |
Июль 2008 |
97,8534 |
211,6365 |
465,58 |
Апрель 2008 |
95,1945 |
205,056 |
460,71 |
Январь 2008 |
88,675 |
160,876 |
322,7 |
При этом многие эмитенты, уже имея удачный опыт заимствования на данном рынке, осуществляют новые выпуски облигаций. Таким образом, у предприятий формируются целые серии выпусков. При этом заемщики должны проводить постоянный мониторинг своих займов, поскольку облигаций, как и любой другой инструмент, не лишены рисков (процентный риск, кредитный риск и т.д.). К тому же к рискам инструмента могут добавиться риски эмитента (отраслевой риск, риск снижения финансовой устойчивости и т.д.) и, так называемые, внешние риски (политический, экономический риски и т.д.). А так как заемщик заинтересован в более выгодном размещении своих ценных бумаг, а также в их последующем обращении, он, по возможности, должен определить риски и предусмотреть мероприятия по их минимизации.
Ярким примером влияния внешних событий является банковский кризис лета 2008 года, вследствие которого потеряли платежеспособность ряд банков, что снизило инвестиционную привлекательность обязательств кредитных организаций. Это соответственно отразилось на долевом соотношении эмитентов на рынке облигаций в 2009 году (см. рисунок 8).
Рисунок 8 – Эмитенты корпоративного облигационного рынка [составлен автором]
В целом за 2009 год большое количество компаний осуществило заимствования с помощью облигаций (см. таблицу 7).
Таблица 7 – Компании, осуществившие размещение в 2009 году [26 с. 49-50]
Дата размещения |
Эмитент и номер выпуска |
Объем выпуска (руб.) |
Срок займа (лет) |
Дата погашения |
Доходность |
16.02.2009 |
Газпром, 4 |
5 000 000 000 |
5 |
10.02.2014 |
11,50% |
24.02.2009 |
Северный город, 2 |
200 000 000 |
2 |
22.02.2011 |
15,60% |
19.04.2009 |
Мегафон, 3 |
3 000 000 000 |
3 |
15.04.2012 |
9,25% |
21.04.2009 |
Уралсвязьинформ, 109 |
2 000 000 000 |
3 |
17.04.2012 |
9,19% |
12.05.2009 |
АИЖК, 4 |
900 000 000 |
7 |
01.02.2016 |
8,70% |
18.05.2009 |
ЕБРР, 1 |
5 000 000 000 |
5 |
12.05.2014 |
4,04% |
18.05.2009 |
Пятёрочка Финанс, 1 |
1 500 000 000 |
5 |
12.05.2014 |
11,45% |
29.06.2009 |
Стройтрансгаз, 1 |
3 000 000 000 |
3 |
25.06.2012 |
9,60% |
11.08.2009 |
Газпром, 6 |
5 000 000 000 |
4 |
06.08.2013 |
6,95% |
23.09.2009 |
Очаково, 2 |
1 500 000 000 |
3 |
19.09.2012 |
8,50% |
20.10.2009 |
Глобус-Лизинг-Финанс, 3 |
500 000 000 |
3 |
16.10.2012 |
13% |
16.11.2009 |
РЖД, 6 |
10 000 000 000 |
5 |
10.11.2014 |
7,35% |
Продолжение таблицы 7 | |||||
16.11.2009 |
РЖД, 7 |
5 000 000 000 |
7 |
07.11.2016 |
7,55% |
06.12.2009 |
Детский Мир – Центр, 1 |
1 150 000 000 |
9 |
26.05.2019 |
8,50% |
15.12.2009 |
РЖД, 4 |
10 000 000 000 |
1 |
14.06.2011 |
6,59% |
27.12.2009 |
Владимирский Пассаж, 1 |
300 000 000 |
3 |
23.12.2012 |
13,60% |
Средние значения |
3 162 947 059 |
4,13 |
11.10.2013 |
9,33% | |
Максимальные значения |
10 000 000 000 |
9,47 |
26.05.2019 |
15,60% | |
Минимальные значения |
200 000 000 |
1,50 |
05.10.2010 |
4,04% |
Из таблицы видно, что в основном преобладают займы на 3-5 лет, при этом суммы заимствований составляют около 3 миллиардов рублей. Такая статистика обусловлена рядом ограничений, которые были указаны выше, а также объемами облигационного рынка, поскольку сегодня достаточно нелегко единовременно привлечь большие суммы на длительный срок в силу нехватки средств на рынке (в первую очередь это касается региональных рынков облигаций, где емкость небольшая).
Тем не менее, облигации, несмотря на наличие «конкурентов», по-прежнему остаются востребованным инструментом, поскольку смогли хорошо зарекомендовать себя. Об этом, опять же, свидетельствуют растущие объемы выпусков облигаций. Так на 1 января 2010 года было зарегистрировано 537 выпусков, из них 73 банковских. Таким образом, тенденция к увеличению объемов продолжилась и в 2010 году, при этом доля банковских заимствований была выше, чем в предыдущем году, что связано со стабилизацией в банковской сфере и ростом в экономике в целом и в отдельных отраслях.
Динамика объемов заимствований на рынке корпоративных облигаций представлена на рисунке 9.
Однако, многие предприятия в целях диверсификации обязательств (соответственно в целях минимизации риска и зависимости от одного инструмента) комбинируют выпуск облигаций и выпуск векселей. При этом чаще вексель выступает инструментом краткосрочного финансирования, а облигация – средне- и долгосрочного финансирования. Тем самым предприятие привлекает средства в различных объемах и на разные сроки и осуществляет своеобразное «страхование».
Трубная Металлургическая Компания (ТМК) основана в 2001 году и является крупнейшим производителем и экспортером трубной продукции в России.
В настоящее время производственные мощности ТМК расположены в России и в Румынии и объединяют четыре ведущих предприятия российской трубной отрасли – Волжский трубный завод (г. Волжский Волгоградской области), Северский трубный завод (г. Полевской Свердловской области), Синарский трубный завод (г. Каменск-Уральский Свердловской области), Таганрогский металлургический завод (г. Таганрог Ростовской области), – а также румынские предприятия – трубный завод ARTROM (г. Слатина) и металлургический комбинат Resita (г. Решица).
С 2003 г. аудитором ТМК является «Ernst & Young».
Однако, в состав Компании входят не только заводы, но и другие дочерние предприятия. Таким образом, структура холдинга ТМК представляет собой следующее:
Предприятия Компании выпускают практически весь сортаментный ряд существующей трубной продукции, которая используется в нефтегазовом комплексе, в химической и нефтехимической промышленности, в энергетике, машиностроении, в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, в судостроении, в авиационной, космической и ракетной технике, в сельском хозяйстве.
Производственные мощности предприятий ТМК в 2005 году составляли 3,7 миллионов тонн труб в год. Сталеплавильный комплекс заводов Компании производит стальную заготовку для изготовления бесшовных труб. Продукция ТМК состоит из 5 основных видов труб – бесшовные нарезные трубы нефтегазового сортамента (OCTG); бесшовные линейные трубы; бесшовные трубы промышленного назначения; магистральные сварные трубы большого диаметра и сварные трубы промышленного назначения. Продукция ТМК сертифицирована по международным стандартам API ASTM, EN/DIN, на всех заводах ТМК система качества аттестована в соответствии с требованиями стандартов ISO 9001 и АPI Spec Q1.
Сведения о финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ТМК» приведены в таблице 8.
Таблица 8 - Результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитента [составлена автором]
Информация о работе Использование долговых инструментов для финансирования деятельности предприятия