Использование долговых инструментов для финансирования деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:53, дипломная работа

Краткое описание

В последнее время вопросы прибыльного и устойчивого функционирования стали занимать ключевые позиции в планах деятельности предприятий. По мере развития экономических связей и усиления конкуренции эффективное управление, позволяющее поддерживать платежеспособность и ликвидность компании, стало одной из основных задач для многих организаций. Очевидно, что фирма в течение своей «жизни» контактирует и взаимодействует с государством (в частности с его различными структурами и органами власти), конкурентами, поставщиками, покупателями, партнерами и т.д. Вместе с тем невозможность отдельного предприятия контролировать и регулировать процессы, происходящие в макросреде, сделала необходимым разработку внутреннего регламента компании, отражающего все условия взаимоотношений с её дебиторами и кредиторами. Этим документом является кредитная политика организации. В ней указываются все нюансы, касающиеся условий, сроков, возможных вариантов работы с дебиторами и кредиторами, а также инструменты, используемые для оптимизации, а соответственно и более эффективного управления, дебиторской и кредиторской задолженностей.

Содержание

Введение ....................................................................................................... 3
1 Кредитная политика: виды, инструменты реализации........................................ 8
1.1 Кредитная политика предприятия................................................................. 8
1.2 Долговые инструменты финансирования .................................................. 17
2 Анализ использования векселей и корпоративных облигаций в практике
российских предприятий............................................................................................ 37
2.1 Применение векселей в деятельности организаций.................................. 37
2.2 Облигационные займы – инструмент привлечения средств для
предприятий........................................................................................................... 51
3 Практическое применение векселей и облигаций для финансирования
деятельности предприятия ......................................................................................... 60
3.1 Краткая характеристика ОАО «Трубная металлургическая компания». 60
3.2 Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности ОАО
«ТМК» ................................................................................................................... 63
3.3 Использование векселей и облигаций на ОАО «Трубная
металлургическая компания»............................................................................... 70
Заключение................................................................................................. 83
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом использ долгов инструм.doc

— 854.00 Кб (Скачать файл)

В условиях всеобщей неплатежеспособности четвертая отмеченная особенность вексельных схем расчетов оборачивалась весьма важным их преимуществом: неплатежеспособные предприятия могли на законных основаниях продолжать свою деятельность, хотя их расчетный счет пустовал. Недостаток схемы – невозможность осуществления платежей в бюджет и выплаты зарплаты «живыми деньгами». Но первые также осуществлялись векселями (предприятий или региональных властей), а вторая выдавалась продукцией или наличными.

Вторая причина заключается в том, что вексельный оборот имманентен рыночной экономике, представляя собой законный способ юридического  оформления кредита. По сравнению с кредитным договором вексель имеет ряд преимуществ (простота, безусловность, возможность переуступки, документарность и т.п.). Он возник ещё до развития системы безналично-денежных платежей, но успешно выживает и в экономике развитых стран [18 с. 36-37].

В связи с этим вексель стал достаточно популярным инструментом. Однако развитие вексельного обращения в России прошло несколько этапов, которые сопровождались как подъёмами, так и спадами.

I этап 1991 – 1997гг. Становление вексельного обращения.

Именно на эти годы приходится пик популярности векселей. Из-за нехватки наличных денег вексель начинает выполнять функцию средства платежа и с его помощью появляется возможность управлять дебиторской задолженностью, поскольку вексель, переходя от одного держателя к другому, позволяет обслуживать их обязательства.

В России в 1990-е годы вексель сыграл значительную историческую роль. Осознание выгод использования векселей привело к лавинообразному предложению вексельных программ. По расчетным оценкам, общий объем эмиссии векселей составил к середине 1994 года несколько десятков миллионов рублей, а в 1996 году – примерно 30 триллионов (неденоминированных) рублей. Векселя эмитировались правительством, муниципалитетами, банками, финансовыми компаниями, промышленными предприятиями. Правительство в целях сокращения платежного кризиса проводило линию на оформление взаимной задолженности предприятий векселями, и к концу 1990-х годов была «завекселирована» значительная доля задолженности предприятий друг другу. Соотношение безналичных расчетов, обслуживающих нефинансовый сектор России, проводимых без участия и с участием кредитных организаций, сложилось примерно поровну. В результате так называемые «живые» деньги использовались в половине экономического оборота страны. Значительное место в российской практике занимали товарообменные операции – безналичные платежи без участия денег, имеющих законную платежную силу, а именно векселем, путем бартера и прочими псевдоденьгами.

Во многом из-за этих обстоятельств августовский (1998 года) кризис банковской системы, при котором многие банки стали финансово неустойчивыми, а совокупный капитал банков резко сократился, в гораздо меньшей степени отразился на реальном секторе экономики, чем это должно было бы случиться в условиях цивилизованного рынка [10 с. 51].

II этап 1998 – 2001 гг. Кризис и посткризисное состояние вексельного рынка.

Кризис 1998 года вызвал большую девальвацию рубля, которая привела к сокращению импорта товаров и, соответственно, к импортозамещению их отечественными, а значит, и увеличению поступления в экономику «живых» денег, используемых ранее для закупок за границей, неденежные расчеты с которой не допускались.

Вследствие этого значительно начал сокращаться объем использования векселей в расчетах: если в 1997-1998 гг. их доля составляла более 20% от общего объема выручки, то к 2001г. она упала до 7,5-8,5%. Следовательно, структура расчетов в 2001 году представлена на рисунке 4.

 

 

Рисунок 4 – Структура расчетов в 2001 г., % [19 с. 36]


Но это снижение не было длительным, поскольку вексель продолжал обладать таким преимуществом, как ускорение расчетов, к тому же происходит расширение сферы  его применения, поскольку в условиях успешного развития российской экономики многие отечественные производственные, строительные, торговые предприятия к 2001 г. вышли на стабильный уровень деятельности. Однако для дальнейшего продвижения, осуществления новых проектов им нужны были заемные средства. Именно в этот период появились предпосылки для качественного, структурного преобразования вексельного рынка, для выхода на него новых, не известных ранее векселедателей, осуществляющих внешние заимствования.

III этап 2002г. – середина 2008г. Развитие вексельного обращения.

Вексель наряду с функцией средства платежа начинает выполнять функцию средства кредитования, так как у организаций возникает нехватка оборотного капитала. У предприятий появляется возможность использовать вексель для управления не только дебиторской (как это было до 1998 года), но и кредиторской задолженностью. Поскольку посткризисный вексельный рынок качественно отличается от того, каким он был несколько лет назад (после 1998 г. на нем не было ни одного заметного дефолта, что является ярким свидетельством его надежности). Большинство обращающихся на рынке векселей выпущены достаточно надежными банками и компаниями, что открыло новые горизонты для их применения. Прежде всего, это использование векселя в качестве инвестиционного инструмента, аналога корпоративной облигации. После краха рынка ГКО вексель постепенно занял нишу основного финансового инструмента и в 2002 году обороты вексельного рынка, по некоторым оценкам, составлял около 75% от общего оборота на рынке рублевых долговых инструментов. Среднедневной оборот сделок с финансовыми векселями в этом же году – около 5 миллиардов рублей, что вполне достаточно для проведения операций любого масштаба. Для сравнения скажем, что среднедневной оборот рынка ГКО/ОФЗ в 2002 году составляет около 0,3 миллиарда рублей, корпоративных облигаций – 0,1 миллиарда рублей. В свою очередь доходность в этом же году по большинству векселей выше (на аналогичные сроки), чем по госбумагам, корпоративным облигациям и банковским депозитам. По госбумагам эта разница могла достигать 10% годовых, по облигациям – 2-3%, по депозитам – 5-6%, что делало инвестиции в векселя наиболее выгодным инструментом среди всех инструментов с фиксированной доходностью [19 с. 36].

Первоначально реализация векселей новых векселедателей происходила медленно, так как постоянные участники рынка не были с ними знакомы и не обладали достаточной информацией для принятия решения о приобретении. Однако к 2007 г. подобные векселя составляли уже ощутимую долю рынка и даже возник их относительно ликвидный рынок. В начале 2008 г. рынок переживал период бурного развития: компании разрабатывали и реализовывали вексельные программы, объемы заимствований росли, многие предприятия строили свои стратегии на постоянном кредитовании со стороны банков. Однако летом 2004 г. произошел кризис в банковской сфере, который в некоторой степени отразился и на рынке векселей, так как банки первоначально повысили ставки по кредитам, а потом и вовсе прекратили кредитование предприятий. В связи с этим многие векселедатели не смогли оплатить свои векселя, следовательно, к середине 2004 г. обороты на вексельном рынке существенно сократились.

IV этап осень 2008г. – настоящее время. Восстановление и очередной виток развития вексельного рынка.

В начале 2008 г. участники вексельного рынка «забыли» о рисках, присущих вексельным заимствованиям, и в первую очередь о риске неконтролируемого выпуска векселей. В отличие от банков, имевших до определенного момента ограничительные нормативы (норматив риска собственных вексельных обязательств (Н 13), ограничивавший объем выпуска векселей величиной собственного капитала банка, был установлен Инструкцией ЦБ РФ № 1 от 01.10.97 г. «О порядке регулирования деятельности банков» и действовал до 1 апреля 2004 г.) по выпуску собственных векселей, предприятия выпускают векселя в том объеме, который считают необходимым.

По мере восстановления рынка облигаций и банковских депозитов вексельный рынок также возвратился к прежнему уровню. Наряду с банковскими векселями и векселями крупных корпораций, инвесторы начали приобретать также векселя средних предприятий. Уже в октябре 2008 г. появились первые признаки «выздоровления» – обороты на рынке уверенно выросли, организовались новые вексельные программы [20 с. 65].

Кроме того, этот рынок информационно «прозрачен», проблем получения реальных данных о текущих котировках тех или иных векселей не возникает. Также с течением времени значительно повысилось качество самих векселей, поэтому вексельные расчеты снова начали набирать обороты. Причем широкое распространение получили векселя промышленных предприятий. В итоге векселя снова стали занимать лидирующие позиции по оборотам на рынке долговых обязательств (см. рисунок 5).

 

Рисунок 5 – Структура оборота долгового рынка [21 с. 54]

По итогам 2008 года доля векселей промышленных торговых компаний, т.е. небанковских векселей, составляет приблизительно 30% от общего объема обращающихся на рынке векселей. По данным Банка России, объем учтенных коммерческими банками векселей этих компаний составлял на 1 декабря 2008 года около 90 миллиардов рублей против 160-180 миллиардов рублей в начале 2009 года.

В качестве векселедателей среди крупных промышленных компаний можно выделить ОАО «Газпром» (хотя объем его векселей за последние 2-3 года значительно снизился), ГМК «Норильский никель», ТНК, Центртелеком, Южтелеком и другие (реальные объемы оценить трудно из-за изменения с 2004 года форм отчетности). В то же время большинство средних и более мелких компаний активно привлекали финансовые ресурсы, прибегая к выписке векселей путем выхода на рынок с разработанной и утвержденной на длительный срок программой заимствования на вексельном рынке. При этом компании особое внимание компании уделяли вопросам раскрытия информации и общения с потенциальными инвесторами [21 с.54-55]. При этом несмотря на небольшие потрясения, на наличие определенных проблем вексельного обращения (в основном они связаны с документарной формой векселя: возможность его утери, кражи; дефект формы и т.п.) перспективы дальнейшего развития вексельного рынка, совершенствования его инфраструктуры остаются.

На сегодняшний день вопросы финансирования деятельности (соответственно вопросы управления кредиторской задолженностью), а также вопросы поиска инструмента, остаются актуальными для большинства российских предприятий. В силу этого вексель используют не только для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям, но и как инвестиционный инструмент. К тому же в последнее время его все чаще стали применять не для размещения средств на финансовом рынке, а, наоборот, для привлечения их. Причем речь идет не об отсрочке погашения коммерческого кредита, т.е. платеже векселем за поставленный товар, а именно о привлечении средств путем продажи собственных векселей с определенным дисконтом [22 с. 37]. В связи с этим и формируется кредиторская задолженность предприятия по финансовым операциям.

Однако прежде чем осуществлять заимствования с помощью векселей предприятие должно разработать вексельную программу, осуществлению которой необходимо уделять внимание. Процедура заимствований путем реализации вексельной программы предусматривает следующие стадии:

    • разработка эффективной модели использования векселей при расчетах векселедателя с предприятиями и определение необходимой инфраструктуры вексельного обращения;
    • подготовка необходимых документов (в том числе информационного меморандума о деятельности компании, данных о параметрах вексельной программы и т.д.);
    • разработка системы определения эффективных параметров каждого выпуска векселей (дата выпуска, номинал, процент/дисконт, срок погашения, размер, аваль, транши выпусков векселей и т.д.);
    • оценка рисков и создание плана мероприятий по их уменьшению;
    • расчет затрат по выпуску и обслуживанию векселей;
    • разработка информационно-имиджевой политики вексельной программы [20 с. 64].

К тому же предприятие в процессе реализации вексельной программы предприятие должно проводить оценку её эффективности. Для оценки вексельной программы существуют количественные и качественные показатели. Количественные параметры связаны с финансово-экономическими результатами реализации программы, а качественные – характеризуют надежность компании как партнера на вексельном рынке (см. таблицу 4).

Таблица 4 – Количественные показатели оценки вексельной программы [14 с. 15-16]

Наименование и суть  показателя

Формула показателя

Экономический эффект беспроцентного кредитования (К1)

 

Суть экономии состоит в том, что осуществление вексельных платежей представляет собой получение кредита размером, равным вексельной сумме, на срок, определяемый датой предъявления векселей к погашению.

К1 = (D * (b/100) * Г) – d,

 

где D – сумма, по которой был размещен вексель (в рублях),

b – средняя банковская ставка (в годовых процентах),

Г – временной коэффициент (безразмерный) и вычисляется по формуле:

 

Г = <>t/<>T,

<>t – интервал времени от даты выдачи векселя до даты его погашения (в днях),

<>T – интервал времени, на который рассчитана средняя банковская ставка (в днях),

d – дисконт, с которым размещался вексель (в рублях) и вычисляется по формуле:

 

d = N – D,

N – вексельная сумма (в рублях).

Объем расчетов предприятия, оформленных векселями (К2)

К2 = (V/M) * 100%,

 

где M – общий объем расчетов, осуществляемых предприятием (в рублях),

V – объем вексельных расчетов (в рублях).


 

Продолжение таблицы 4

Эффективность, связанная с прямой экономией денежных средств (выкуп векселей с дисконтом)

А) абсолютный показатель эффективности прямой экономии денежных средств (M1)

                                       n

M1 =  å  (Ni – Di),

                                     i = 1

где n – количество сделок с векселями за рассматриваемый промежуток времени (месяц, год),

Ni – номинал векселя в i-й сделке (в рублях),

Di – стоимость, по которой был приобретен вексель в i-й сделке (в рублях).

 

Б) относительный показатель эффективности экономии денежных средств (M2)

 

M2 = (d/D) * Г * 100%,

 

Г = <>t/<>T,

 

<>t – интервал времени, на который рассчитывается доходность операции (в днях),

<>T – интервал времени до погашения векселя (в днях).

Рискованность вексельной программы для предприятия

 

Отражает степень уязвимости предприятия от возможной враждебной скупки векселей с целью их одновременного предъявления к погашению.

Отношение объема векселей, которые предъявлены к погашению финансовыми посредниками или спекулянтами за некоторый период времени (месяц, год), к общему объему векселей, предъявленных к погашению за этот же период времени.

Информация о работе Использование долговых инструментов для финансирования деятельности предприятия