Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:53, дипломная работа
В последнее время вопросы прибыльного и устойчивого функционирования стали занимать ключевые позиции в планах деятельности предприятий. По мере развития экономических связей и усиления конкуренции эффективное управление, позволяющее поддерживать платежеспособность и ликвидность компании, стало одной из основных задач для многих организаций. Очевидно, что фирма в течение своей «жизни» контактирует и взаимодействует с государством (в частности с его различными структурами и органами власти), конкурентами, поставщиками, покупателями, партнерами и т.д. Вместе с тем невозможность отдельного предприятия контролировать и регулировать процессы, происходящие в макросреде, сделала необходимым разработку внутреннего регламента компании, отражающего все условия взаимоотношений с её дебиторами и кредиторами. Этим документом является кредитная политика организации. В ней указываются все нюансы, касающиеся условий, сроков, возможных вариантов работы с дебиторами и кредиторами, а также инструменты, используемые для оптимизации, а соответственно и более эффективного управления, дебиторской и кредиторской задолженностей.
Введение ....................................................................................................... 3
1 Кредитная политика: виды, инструменты реализации........................................ 8
1.1 Кредитная политика предприятия................................................................. 8
1.2 Долговые инструменты финансирования .................................................. 17
2 Анализ использования векселей и корпоративных облигаций в практике
российских предприятий............................................................................................ 37
2.1 Применение векселей в деятельности организаций.................................. 37
2.2 Облигационные займы – инструмент привлечения средств для
предприятий........................................................................................................... 51
3 Практическое применение векселей и облигаций для финансирования
деятельности предприятия ......................................................................................... 60
3.1 Краткая характеристика ОАО «Трубная металлургическая компания». 60
3.2 Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности ОАО
«ТМК» ................................................................................................................... 63
3.3 Использование векселей и облигаций на ОАО «Трубная
металлургическая компания»............................................................................... 70
Заключение................................................................................................. 83
Список использованных источников
Конечно, важным качественным показателем вексельной программы является репутация предприятия [14 с. 16]. Этот параметр невозможно измерить, но он служит основным ориентиром для партнеров компании. Если у предприятия хорошая репутация, то и его векселя будут пользоваться спросом, у него появится возможность получить какие-то льготы, скидки, партнеры будут идти на некоторые уступки. Однако этот показатель является довольно «хрупким», поскольку для того, чтобы заработать хорошую репутацию нужно много потрудиться, а испортить её можно в один миг.
Как отмечалось ранее, многие предприятия и банки прибегают к размещению векселей для привлечения средств с финансового рынка, поскольку векселя – довольно удобный инструмент, так как они не являются эмиссионной ценной бумагой и не требуют регистрационных процедур (в отличие от эмиссии облигаций) при выпуске. Также это дает такое преимущество, как независимость от конкретного банка-кредитора, возможности которого могут быть ограничены. Если сравнивать ставки на вексельном рынке со ставками на банковские кредиты аналогичного срока, то в начале развития вексельной программы они выше приблизительно на 1-2% годовых, а затем постепенно падают и становятся ниже приблизительно на 2% годовых.
Ещё одним преимуществом размещения векселей на открытом рынке является то, что они служат весьма удобным инструментом для роста информационной «прозрачности» эмитента и формирования публичной кредитной истории, побочным эффектом этого является рост капитализации и рыночной стоимости компании. Однако надо понимать, что публичность налагает на эмитента и значительные обязательства – необходимость безукоризненного обслуживания своих ценных бумаг, так как факт неплатежа по векселю мгновенно становится известным всему рынку и в дальнейшем прибегнуть к заимствованиям на финансовом рынке такому предприятию будет невозможно [19 с. 37-38].
Несмотря на наличие весомых плюсов нужно учитывать, что вексельные операции связаны с рисками, анализ которых должен предшествовать их выпуску, при этом необходимо адекватное наполнение векселя за счет собственных средств, в противном случае возникает угроза ликвидности и платежеспособности эмитента [23 с. 35].
Следует заметить, что на рынке не существует инструмента, который полностью мог бы стать альтернативой векселю, что обуславливает популярность и широкую сферу применения векселей.
Каково же состояние российского вексельного рынка? Положительная динамика роста объемов вексельного рынка, которая наблюдалась в течение всего 2009 года, продолжилась и в начале 2010 года. Основным фактором, определяющим ситуацию на рынке в начале 2009 года, следует назвать избыток рублевой ликвидности, приведший к стабильному спросу на долговые инструменты в течение этого периода и установлению тенденции к снижению процентных ставок (см. таблица 5).
Таблица 5 – Объем в обращении рублевого долгового рынка, млрд. руб. [24 с. 50]
Сектор долгового рынка |
2007 г. |
2008 г. |
2008/2007 г., % |
2009 г. |
2009/2008 г., % |
Федеральные облигации |
315 |
558 |
77 |
722 |
29 |
Муниципальные облигации |
83 |
124 |
50 |
178 |
44 |
Корпоративные облигации |
160 |
266 |
66 |
483 |
81 |
Векселя |
370 |
310 |
- 16 |
370 |
19 |
Всего |
928 |
1258 |
36 |
1732 |
38 |
Следует отметить, что в соотношении корпоративных и банковских векселей был зарегистрирован перевес в пользу последних. Причем доля банковских векселей в 2009 году составила примерно 80-85% рынка (см. рисунок 6).
Рисунок 6 – Соотношение корпоративных и банковских векселей [составлен автором]
По данным Банка России, по состоянию на 1 декабря 2009 года объем выпущенных векселей банками вырос с начала года на 18%, из них на объем рыночных выпусков векселей (срок обращения от 1 мес. до 3 лет) пришлось почти 80% всего объема выпусков банковских векселей. В течение года в структуре рыночных выпусков сократились доли краткосрочных векселей (на срок до 1, 3, 6 мес.) и увеличились доли долгосрочных векселей (на срок до 1 года и до 3 лет). Объем нерыночных выпусков векселей (ценные бумаги до востребования и сроком свыше 3 лет) сократился на 12% по сравнению с началом года, причем объем бумаг на срок свыше 3 лет за весь год вырос на 17%, а объем бумаг до востребования сократился на 22%. Причиной тому явился уход из этого сегмента в конце года двух крупных векселедателей – Сбербанка России и Внешторгбанка. Их отказ от выпуска векселей до востребования обусловлен тем, что данный вид ценных бумаг в наибольшей степени подвержен подделкам.
Доля же векселей промышленных, торговых предприятий в 2009 году составила примерно 15-20%, в то время как в 2008году этот показатель был 30%, а в 2007 – 45%. По данным Банка России объем учтенных коммерческими банками векселей таких компаний на 1 декабря 2009 года уменьшился на 9% по сравнению с началом года. Однако в IV квартале 2009 года некоторые компании продолжали привлекать финансовые ресурсы путем выхода на рынок с разработанной и утвержденной на длительный срок программой заимствования на вексельном рынке. При этом особое внимание компании уделяют вопросам раскрытия информации и общения с потенциальными инвесторами. Следует отметить, что по мере снижения процентных ставок по бумагам «первого эшелона» интерес к векселям «второго – третьего эшелонов», в том числе небанковских организаций, постепенно растет благодаря более высокой доходности и увеличению возможностей для их рефинансирования на фоне избыточной рублевой ликвидности.
Хотя некоторые заемщики покинули вексельный рынок, в частности Газпром (ОАО), АвтоВАЗ (ОАО) и их займы были погашены в 2009 году, множество некредитных организаций, чьи бумаги обращались на публичном вексельном рынке в течение 2009 года, остались, среди них «Первая Ипотечная Компания» (ОАО), АК «ТРАНСАЭРО» (ОАО), «КАМАЗ-Финанс» (ООО) и др., а также многие дебютировали или вновь вернулись на этот рынок, в том числе ВИТАСС (ООО) (Холдинг «Домоцентр»), Салаватнефтеоргсинтез (ОАО), АК «Сибирь» (ОАО) и т.д.
Подводя итоги 2009 года, можно отметить, что вексельный рынок остается одним из лидеров по объему и наиболее ликвидным сегментом на российском долговом рынке. Обладая рядом преимуществ по сравнению, например, с рынком облигаций, список векселедателей постепенно расширяется, а объемы привлечений растут. При этом в условиях нестабильности на финансовых рынках векселя являются «защитным» инструментом для инвестора, что обеспечивает сохранения спроса на них. К тому же государство способствует развитию вексельного рынка. В 2009 году Банк России принял решение, касающееся вопросов предоставления коммерческим банкам возможности привлекать кредиты ЦБ РФ сроком до полугода, обеспеченные залогом векселей, правами требования по кредитным договорам организаций и поручительствами кредитных организаций. Основным критерием отбора организаций, под обязательства которых будет готов кредитовать Банк России, является международный рейтинг. Причем ЦБ РФ готов кредитовать под более низкие ставки, нежели чем те, которые в неблагоприятные моменты могут быть на рынке МБК. И уже по состоянию на январь 2006 года в перечень векселедателей, векселя которых принимаются Банком России в обеспечение кредита, входит 10 некредитных организаций, хотя их векселя сейчас фактически отсутствуют на публичном рынке (см. приложение Г).
Также произошли изменения в системе уплаты НДС. В настоящее время его платят по факту отгрузки товаров, а не в момент поступления денежных средств. Поэтому, получая вексель в качестве средства оплаты отгруженных товаров, предприятие может с его помощью погасить собственные обязательства. Таким образом, государство дало толчок к развитию рынка долговых обязательств.
Такие перемены позитивно
сказываются на состоянии
Российский рынок ценных бумаг относительно молодой, поскольку его формирование как цивилизованного начало происходить в начале 90-х годов XX века. При этом его развитие сопровождалось как подъемами, так и спадами. Соответственно и практика применения предприятиями облигаций как инструмента долгового финансирования имела волнообразную тенденцию. Развитие рынка корпоративных облигаций в России характеризуется прохождением нескольких этапов.
I этап 1993 – 1999 г. Выпуск облигаций носит единичный характер и осуществляется только небольшими компаниями среди ограниченного круга инвесторов.
II этап 1999 – 2000 г. Значительно более высокая активность на рынке корпоративных облигаций. Первые выпуски разместили «ЛУКойл», «Газпром», «ТНК», «АЛРОСА».
III этап 2001 – настоящее время. Наблюдается активное формирование целого сектора корпоративных облигаций на долговом рынке [25 с. 16].
Относительная стабилизация фондового рынка в стране в 2000-2007 гг. обусловила формирование качественного подхода к проблеме привлечения инвестиций в промышленный сектор экономики путем прямых заимствований на фондовом рынке. Собственные возможности корпораций оказались уже недостаточными для решения стратегических задач развития бизнеса и реализации новых инвестиционных проектов. В условиях жесткой конкуренции между крупнейшими промышленными корпорациями и финансово-промышленными группами приобретает наибольшую актуальность задача эффективного и быстрого привлечения финансовых ресурсов для дальнейшего развития производственной и инвестиционной деятельности.
Надо отметить, что главным инвестиционным ресурсом продолжают оставаться собственные средства предприятий. На 01.01.2008 доля собственных средств организаций составляла 65% от общих финансовых вложений. Однако это приводит к отвлечению оборотных средств компаний. Банковские кредиты не в полной мере удовлетворяют требования заемщиков, так как в основной своей массе имеют краткосрочный характер и достаточно высокую ставку привлечения [25 с. 14].
Именно в такой ситуации предприятия начинают все более активно использовать облигации как инструмент привлечения «длительных» финансовых ресурсов. Общая схема первичного размещения облигаций представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 – Схема первичного размещения корпоративных облигаций [25 с. 15]
Эмитент – компания, выпускающая собственные облигации на корпоративный рынок и обязующаяся выплатить проценты за пользование привлеченными средствами.
Владелец облигаций – инвестор (физическое или юридическое лицо, приобретающее облигации эмитента через брокера или путем участия в аукционе). Владелец имеет право свободно продавать или отчуждать облигации.
Организатор – банк или инвестиционная компания, которая по поручению эмитента осуществляет полный перечень мероприятий по выпуску и обращению облигаций на финансовом рынке.
Платежный агент – банк, который по поручению эмитента производит выплаты процентов и полное погашение облигаций владельцам и уполномоченным лицам.
Финансовый консультант – делает заключение о правильности подготовки проспекта эмиссии облигаций и всех условий выпуска.
Маркет-мейкер – группа компаний или банков, поддерживающих ликвидность тех или иных облигаций на финансовом рынке.
Андеррайтер – компания, осуществляющая первичное размещение облигаций по поручению эмитента [25 с. 15].
Несмотря на разветвленную схему первичного размещения облигаций, предприятие-заемщик должно самостоятельно осуществлять мониторинг своих облигационных займов, так как информация по обслуживанию долгов играет далеко не последнюю роль. Бизнес-идея, для реализации которой эмитент выпускает облигации, должна быть жизнеспособна, должна показать хороший результат в течение 1-1,5- лет, иначе рынок может не поверить в «светлое будущее» компании и потребовать назад свои инвестиции. У эмитента должен быть реалистичный бизнес-план, как он будет использовать полученные инвестиции. В связи с этим облигационный заем, как и любой другой, требует предварительной подготовки, которая может включать в себя следующие мероприятия:
Все эти мероприятия помогают осуществить компании – организаторы облигационных займов и финансовые консультанты, которые за последние годы накопили большой опыт размещения ценных бумаг [26 с. 48].
Информация о работе Использование долговых инструментов для финансирования деятельности предприятия