Использование долговых инструментов для финансирования деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:53, дипломная работа

Краткое описание

В последнее время вопросы прибыльного и устойчивого функционирования стали занимать ключевые позиции в планах деятельности предприятий. По мере развития экономических связей и усиления конкуренции эффективное управление, позволяющее поддерживать платежеспособность и ликвидность компании, стало одной из основных задач для многих организаций. Очевидно, что фирма в течение своей «жизни» контактирует и взаимодействует с государством (в частности с его различными структурами и органами власти), конкурентами, поставщиками, покупателями, партнерами и т.д. Вместе с тем невозможность отдельного предприятия контролировать и регулировать процессы, происходящие в макросреде, сделала необходимым разработку внутреннего регламента компании, отражающего все условия взаимоотношений с её дебиторами и кредиторами. Этим документом является кредитная политика организации. В ней указываются все нюансы, касающиеся условий, сроков, возможных вариантов работы с дебиторами и кредиторами, а также инструменты, используемые для оптимизации, а соответственно и более эффективного управления, дебиторской и кредиторской задолженностей.

Содержание

Введение ....................................................................................................... 3
1 Кредитная политика: виды, инструменты реализации........................................ 8
1.1 Кредитная политика предприятия................................................................. 8
1.2 Долговые инструменты финансирования .................................................. 17
2 Анализ использования векселей и корпоративных облигаций в практике
российских предприятий............................................................................................ 37
2.1 Применение векселей в деятельности организаций.................................. 37
2.2 Облигационные займы – инструмент привлечения средств для
предприятий........................................................................................................... 51
3 Практическое применение векселей и облигаций для финансирования
деятельности предприятия ......................................................................................... 60
3.1 Краткая характеристика ОАО «Трубная металлургическая компания». 60
3.2 Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности ОАО
«ТМК» ................................................................................................................... 63
3.3 Использование векселей и облигаций на ОАО «Трубная
металлургическая компания»............................................................................... 70
Заключение................................................................................................. 83
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом использ долгов инструм.doc

— 854.00 Кб (Скачать файл)

Итак, все выдавшие, акцептовавшие, индоссировавшие вексель или поставившие на нем аваль являются солидарно обязанными перед векселедержателем (кроме индоссантов, сделавших оговорку «без оборота на меня») [9 ст.47]. Поэтому солидарная ответственность всех обязанных по векселю лиц имеет большое значение для повышения нажедности вексельного обязательства.

В зависимости от экономического назначения выделяют товарные и финансовые векселя.

Товарные векселя используются при коммерческих операциях для взаиморасчетов между покупателями и продавцами в реальных сделках при покупке или продаже товаров либо услуг без предоплаты. В этом качестве вексель выступает, с одной стороны, как орудие кредита, а с другой – выполняет функции расчетного средства, многократно переходя из рук в руки и обслуживая многочисленные акты купли-продажи товаров. Товарные векселя бывают:

  • чистыми, то есть не сопровождаемые никакими документами;
  • документарными [10 с. 47].

Для того, чтобы обычный вексель сделать «товарным», не входя в серьезные противоречия с российским законодательством, как правило, поступают следующим образом. Выписывают обычный вексель с погашением через значительный промежуток времени после его составления. В этом случае векселедержателю становится невыгодно держать вексель до погашения или продавать его на рынке со значительным дисконтом. Зато держатель векселя может предъявлять его в качестве оплаты обязательств, вытекающих по договору о поставке товара. Однако при обращении «товарных» векселей возникает определенная трудность, заключающаяся в том, что если продукция предприятия пользуется спросом, то выпуск «товарных» векселей деформирует финансовые потоки, заменяя поступление денежных средств оплатой векселями. Это не выгодно предприятию-производителю товара. В свою очередь, если товар не пользуется спросом на рынке, то не будут пользоваться спросом на рынке и «товарные» векселя [14 с. 14].

В мировой практике принято оплачивать векселя только денежными средствами. Однако в России в секторе товарных корпоративных векселей сложилась практика погашения векселей промышленных предприятий предоставлением профильных услуг либо товаров, выпускаемых векселедателем. Их особенность в том, что векселедатель не производит по ним выплат реальных денежных средств, а предоставляет на сумму номинала векселя услуги или товар.

Финансовые векселя служат не для оплаты задолженности, а для мобилизации денежных средств. Долг возникает в этом случае из самого векселя. Такие сделки, как правило, служат для мобилизации краткосрочных средств и обладают относительно высокой надежностью, вследствие высоких требований, предъявляемых к векселям. К разряду финансовых могут быть отнесены дружеские векселя. За ними не стоит никакой реальной сделки, никакого реального финансового обязательства, однако лица, участвующие в сделке, вполне реальны. Суть сделки: из дружеских побуждений акцептуют вексель в надежде, что акцептанту (лицу, совершившему акцепт) не придется нести по нему ответственности и отвечать по обязательствам эмитента, испытывающего временные финансовые трудности. Вся надежда на то, что должник к моменту погашения векселя будет обладать ликвидными средствами для возврата возникших по векселю долгов.

Другой финансовый инструмент – фиктивные векселя, выпускаемые для целей мошенничества. Дружеские, бронзовые (дутые, выписываемые вымышленными некредитоспособными лицами) векселя запрещены в России, так как они фальсифицируют вексельный оборот, провоцируя его неустойчивость и большие неплатежи, следовательно, в реальной жизни появляются «вексельные пирамиды».

Распространенным видом финансовых векселей являются банковские векселя. Они выступают, скорее, как форма частной эмиссии расчетных средств, не обеспеченных конкретной сделкой по продаже товара или услуг. Банковские векселя бывают:

А) процентные (доход выражается в виде процентов годовых, начисляемых на сумму номинала векселя за срок от даты его составления до даты погашения);

Б) дисконтные (доход выражается в виде скидок (дисконта) от номинала векселя при его продаже).

В последние годы в связи с тем, что проблема привлечения краткосрочных денежных ресурсов стоит достаточно остро, векселя, именно как инструмент мобилизации средств, получили широкое распространение, поскольку они позволяют привлекать средства на более выгодных условиях по сравнению с банковским кредитом (по векселям процентные ставки ниже, как правило, не требуется обеспечение и т.д.).

Тем не менее, вексель выступает инструментом краткосрочного финансирования. Однако у предприятий наряду с текущими целями существуют и долгосрочные планы, на реализацию которых также требуются денежные ресурсы. Зачастую для многих организаций является проблемой отвлечение из торгового оборота крупных сумм для финансирования длительных проектов, а банки, в силу ограниченности ресурсной базы и ряда других факторов, не могут предоставить долгосрочный кредит. Именно в такой ситуации осуществление заимствований с помощью облигаций является оптимальным вариантом.

Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация также может предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом от облигации являются процент и/или дисконт [15 ст.2].

Облигации выпускаются на определенный срок, для привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Это ценная бумага, которая:

    1. выражает заемные, долговые отношения между облигационером и эмитентом;
    2. приносит гарантированный доход;
    3. самостоятельно обращается на фондовом рынке вплоть до её погашения эмитентом и имеет собственный курс;
    4. обладает свойствами ликвидности, надежности, доходности и другими инвестиционными качествами;
    5. имеет приоритет по сравнению с акцией в получении дохода, выплата дохода по ним производится в первоочередном порядке по сравнению с выплатой дивидендов по акциям;
    6. дает право владельцу на первоочередное удовлетворение его требований по сравнению с акционером при ликвидации предприятия;
    7. инвестирование средств в государственные облигации дает определенные налоговые льготы [16 с. 98].

Эмитенты выпускают облигации различных видов и типов (см. таблицу 3).

 

Таблица 3 – Классификация облигаций [16 с. 99-100]

Признаки классификации

Виды облигаций

1. Порядок владения

А) Именные (права владения которыми подтверждаются внесением имени владельца в текст облигации и в книгу регистрации, которую ведет эмитент)

Б) На предъявителя (права владения которыми подтверждаются простым предъявлением облигации)

2. Способ обеспечения

А) Обеспеченные (выпускаются под заклад конкретного имущества, земли или ценных бумаг, принадлежащих эмитенту)

Б) Необеспеченные (не обеспечиваются никаким залогом)

3. Конверсионная привилегия

А) Конвертируемые (дает право владельцу возможность обменять их на обыкновенные акции того же эмитента)

Б) Неконвертируемые

4.Эмитент

А) Облигации корпораций

Б) Облигации государства:

  • федеральные (от имени РФ)
  • муниципальные (от имени муниципального образования, города, района)

5. Цель выпуска

А) Финансирование новых инвестиционных проектов

Б) Рефинансирование задолженности эмитента

В) Финансирование непроизводственной деятельности


 

Продолжение таблицы 3

6. Срок обращения

А) Облигации с оговоренной датой погашения:

  • краткосрочные (до 1 года)
  • среднесрочные (до 5 лет)
  • долгосрочные (от 5 до 30 лет)

Б) Без фиксированной даты погашения:

  • возвратные (облигации, выпущенные эмитентом до окончания срока, с выплатой держателю премии за упущенные материальные возможности)
  • облигации с расширением срока действия (держатель имеет право по окончании срока действия обменять их на более долгосрочные облигации той же стоимости и с более высоким процентом выплат)
  • облигации с сужением срока действия (держатель имеет право предъявить облигации к выкупу по номинальной стоимости до окончания срока займа)

7. Форма выпуска

А) Документарные

Б) Бездокументарные

8. Форма выплаты дохода

А) Беспроцентные (дисконтные; продаются с диконтом по цене ниже номинала)

Б) Процентные (с изменяющейся ставкой и фиксированной). Доход выплачивается путем оплаты купонов к облигациям. Купон – часть облигационного сертификата, которая при отделении от сертификата дает владельцу право на получение процента (дохода). Величина процента и дата его выплаты указывается на купоне.

В) Облигации выигрышных займов(доход представлен в виде товара или услуги, под которые они были выпущены)


Облигация имеет базовые характеристики – номинал, курс, купон, дисконт и другие. Оплата по облигациям производится путем начисления процентов к номинальной стоимости. Инвестор, имея облигацию, заранее знает, какую сумму денег он получит по ней к определенному времени. Знать величину номинала также необходимо для того, чтобы определить текущий курс облигаций, поскольку данная бумага котируется в процентах к её номинальной стоимости. Общий доход по облигации складывается из следующих элементов:

  1. периодически выплачиваемые проценты (купонный доход);
  2. изменение стоимости облигации за соответствующий период;
  3. доход от реинвестиции полученных процентов [16 с. 101-102].

Сегодня предприятия выпускают облигации в основном на срок 2-3 года, также нередки случаи 5-летних выпусков. Причем заимствования с помощью данных ценных бумаг осуществляются под различные цели: модернизация производства, расширение деятельности, финансирование крупного проекта и т.д. К тому же в последние годы приток в страну нефтедолларов, активные международные заимствования российских компаний, активизация вложений иностранного капитала в российские активы привели к переоценке инвесторами привлекательности рублевых вложений, что вызвало снижение ставок на российском рынке рублевых облигаций и как следствие предоставило корпоративным эмитентам возможность привлечения займов на внутреннем рынке по низким ставкам. Такое развитие событий наиболее благоприятно для компаний ориентированных на внутренний спрос, экспортная составляющая выручки которых невелика.

Однако, сравнивая между собой выше перечисленные долговые инструменты, видно, что на сегодняшний день российские предприятия пользуются и традиционным инструментом (банковский кредит), и альтернативными инструментами (векселя и облигации) для финансирования своей деятельности. Это объясняется тем, что каждый из долговых инструментов имеет свои преимущества и недостатки (см. приложение В). Хотя следует заметить, что современная ситуация на рынке долговых инструментов изменилась по сравнению с той, что была 10-12 лет назад. По мере преодоления последствий кризиса 1998 года, подорвавшего доверие к кредитоспособности российских корпоративных эмитентов, их возможности по привлечению заемных средств существенно расширились. Наряду с популярностью банковского кредита все более востребованными становятся векселя и облигации. Так в 1998 – 2008 гг. объем долговых обязательств основанных на кредитах и векселях, увеличился с 15 млрд. долларов на конец 1998 г. до 100 млрд. долларов на начало августа 2008 г. При этом характерно сохранение значительной доли (30-40%) векселей в краткосрочном финансировании компании [17 с. 84]. С каждым годом облигации тоже стали все чаще использовать корпоративные эмитенты. Этому способствовало формирование и развитие «цивилизованного» рынка ценных бумаг и появление возможности у организаций с помощью облигаций привлекать «длинные» деньги (поскольку банки не могли в полном объеме удовлетворить потребности в долгосрочном финансировании). Тем не менее, банковский кредит наряду с векселем и облигацией не теряет своих позиций, поскольку остается единственным вариантом для небольших компаний, чьи размеры не позволяют выходить на публичные рынки, а крупные компании привлекают синдицированные кредиты в объеме, который порой сложно привлечь с рынка капитала единовременно.

Как уже отмечалось, далеко не у всех компаний есть возможность использовать векселя и облигации для мобилизации финансовых ресурсов, так как их применение требует от эмитента соответствия определенным требованиям (информационная открытость, наличие положительной репутации как заемщика, стабильное финансовое положение и др.). Но на основании сложившихся тенденций можно сделать вывод о том, что российские предприятия с каждым годом укрепляют своё положение и репутацию, а как следствие у них появляются и расширяются возможности использования векселя и облигации для финансирования своей деятельности.

 

  1. Анализ использования векселей и корпоративных облигаций в практике российских предприятий

 

 

    1. Применение векселей в деятельности организаций

 

 

 

Использование векселей в расчетах наибольшее распространение получило в постсоветской России. В литературе выделяют две основные причины этого.

Первая (которую условно можно считать временной) состоит в том, что госрегулирование вексельного обращения оказалось гораздо более слабым, нежели денежного, валютного и фондового рынков. Первоначально Центральные банк России не считал необходимым ограничивать объем эмиссии банковских векселей. Затем ситуация изменилась: эмиссия векселей банками была приравнена к подлежащей обязательному резервированию пассивной депозитной операции; был введен норматив Н13 (этот норматив был введен инструкцией Центрального Банка РФ № 1 от 1.10.1997 «О порядке регулирования деятельности банков» и  был равен 100%; но в настоящее время эта инструкция не действует), ограничивающий объем вексельной эмиссии величиной собственного капитала банка (после краха 1998г. роль банковских векселей в расчетах снизилась – вследствие неплатежеспособности большинства системообразующих банков, резкого сокращения собственного капитала).

Существенно, далее, то, что использование вексельных схем расчетов давало определенные выгоды с точки зрения минимизации налоговых платежей. Во-первых, при расчетах векселями обязательство по уплате налога на добавленную стоимость (вследствие увеличения объема реализованной продукции) и право на возмещение НДС по приобретенным ценностям возникали при осуществлении платежей почти одновременно; в условиях высокой инфляции это немаловажно. Во-вторых, увеличение реализованной продукции и издержек также можно было синхронизировать, чтобы не возникало обязательства по налогу на прибыль. В-третьих, возникающие обязательства по налогам на выручку от реализации можно было уплачивать позже, ибо в расчетной схеме их не было. В-четвертых,  поскольку на расчетном счете предприятия денежные средства отсутствовали, отсутствовала и возможность изымать их поступления в погашение налоговых недоимок или просроченных обязательств другим кредиторам.

Информация о работе Использование долговых инструментов для финансирования деятельности предприятия