Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:53, дипломная работа
В последнее время вопросы прибыльного и устойчивого функционирования стали занимать ключевые позиции в планах деятельности предприятий. По мере развития экономических связей и усиления конкуренции эффективное управление, позволяющее поддерживать платежеспособность и ликвидность компании, стало одной из основных задач для многих организаций. Очевидно, что фирма в течение своей «жизни» контактирует и взаимодействует с государством (в частности с его различными структурами и органами власти), конкурентами, поставщиками, покупателями, партнерами и т.д. Вместе с тем невозможность отдельного предприятия контролировать и регулировать процессы, происходящие в макросреде, сделала необходимым разработку внутреннего регламента компании, отражающего все условия взаимоотношений с её дебиторами и кредиторами. Этим документом является кредитная политика организации. В ней указываются все нюансы, касающиеся условий, сроков, возможных вариантов работы с дебиторами и кредиторами, а также инструменты, используемые для оптимизации, а соответственно и более эффективного управления, дебиторской и кредиторской задолженностей.
Введение ....................................................................................................... 3
1 Кредитная политика: виды, инструменты реализации........................................ 8
1.1 Кредитная политика предприятия................................................................. 8
1.2 Долговые инструменты финансирования .................................................. 17
2 Анализ использования векселей и корпоративных облигаций в практике
российских предприятий............................................................................................ 37
2.1 Применение векселей в деятельности организаций.................................. 37
2.2 Облигационные займы – инструмент привлечения средств для
предприятий........................................................................................................... 51
3 Практическое применение векселей и облигаций для финансирования
деятельности предприятия ......................................................................................... 60
3.1 Краткая характеристика ОАО «Трубная металлургическая компания». 60
3.2 Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности ОАО
«ТМК» ................................................................................................................... 63
3.3 Использование векселей и облигаций на ОАО «Трубная
металлургическая компания»............................................................................... 70
Заключение................................................................................................. 83
Список использованных источников
Наименование показателя |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. 3 мес. |
Выручка, (тыс. руб.) |
664 219 |
664 052 |
705 159 |
790 784 |
810515 |
220 359 |
Валовая прибыль, (тыс. руб.) |
-10 154 |
-144 132 |
-714 413 |
-212 948 |
-16 884 |
-10 799 |
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), (тыс. руб.) |
8 568 865 |
3 496 990 |
19 240 056 |
-9 054 040 |
-98 137 |
-1 342 630 |
Продолжение таблицы 8
Рентабельность собственного капитала, % |
46,1 |
16,2 |
56,7 |
-38,9 |
-0,4 |
-6,1 |
Рентабельность активов, % |
28,4 |
8,5 |
30,7 |
-10,5 |
-0,1 |
-1,4 |
Коэффициент чистой прибыльности, % |
1290 |
527 |
2 728 |
-1 145 |
-12 |
-609 |
Рентабельность продукции (продаж), % |
-5 |
-26 |
-104 |
-29 |
-2 |
-5 |
Оборачиваемость капитала |
0,03 |
0,02 |
0,01 |
0,02 |
0.01 |
0,003 |
Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, (тыс. руб.) |
||||||
Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса, (тыс. руб.) |
Экономический анализ прибыльности/убыточности ОАО «ТМК» исходя из динамики приведенных показателей. В том числе раскрывается информация о причинах, которые, по мнению органов управления ОАО «ТМК», привели к убыткам/прибыли эмитента, отраженным в бухгалтерской отчетности по состоянию на момент окончания отчетного квартала в сравнении с аналогичным периодом предшествующего года (предшествующих лет):
В рассматриваемые периоды наблюдался рост выручки ОАО «ТМК», что обусловлено увеличением объема и видов предоставляемых им услуг. В 1 квартале 2010 г. выручка выросла на 8,0% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., что в основном связано с повышением стоимости оказания услуг по договорам передачи полномочий единоличного исполнительного органа Предприятиям ТМК.
По результатам всех рассматриваемых периодов себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг ОАО «ТМК» превышала объем выручки, результатом чего являлся валовый убыток по строке 029 Формы 2 бухгалтерской отчетности и отрицательное значение коэффициента рентабельности продукции (продаж). Кроме выручки от основной хозяйственной деятельности ОАО «ТМК» получает иные доходы, в том числе доход от совместной деятельности, а также дивиденды, результат по которым отражается в строках 090 и 080 Отчета о прибылях и убытках соответственно. Отрицательное значение показателя «чистая прибыль», начиная с 2008 г., объясняется убытками от переоценки финансовых вложений (акций) до рыночной стоимости, а также от переоценки валютных обязательств, отраженными по строке 100 в составе прочих расходов Отчета о прибылях и убытках.
Низкий уровень показателя оборачиваемости капитала связан с тем, что в активах ОАО «ТМК» превалируют внеоборотные активы в виде финансовых вложений в Предприятия ТМК.
Уставный капитал ОАО «ТМК» приведён в таблице 9.
Таблица 9 - В обращении находится следующее количество акций [составлена автором]
|
Кол-во акций в обращении |
Кол-во собственных акций, выкупленных у акционеров |
Уставный капитал (Стр. 410 Ф. №1), тыс.руб. |
Собственные акции, выкупленные у акционеров | |
Привиле-гированные акции |
Обыкновен- ные акции | ||||
На 31 декабря 2007 г. |
873 001 000 |
8 730 010 |
|||
Эмиссия акций |
|||||
Покупка собственных акций, выкупленных у акционеров |
|||||
Продажа собственных акций, выкупленных у акционеров |
|||||
На 31 декабря 2008г. |
873 001 000 |
8 730 010 |
|||
Эмиссия акций |
Продолжение таблицы 8
Покупка собственных акций, выкупленных у акционеров |
|||||
Продажа собственных акций, выкупленных у акционеров |
|||||
На 31 декабря 2009г. |
873 001 000 |
8 730 010 |
Исходя из таблицы 9 количество акций, выпущенных и полностью оплаченных по состоянию на 31 декабря 2009 г.составило 873 001 000 штук.
Количество акций, выпущенных, но не оплаченных по состоянию на 31 декабря 2009 г. отсутствует.
3.2 Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности ОАО «ТМК»
Основные тенденции развития отрасли экономики, в которой ОАО «ТМК» осуществляет основную деятельность, за 5 последних завершенных финансовых лет, а также основные факторы, оказывающие влияние на состояние отрасли.
Учитывая, что основным видом деятельности ОАО «ТМК» является оказание услуг управления, деятельность ОАО «ТМК» в настоящее время, а также перспективы его развития неразрывно связаны с текущей и будущей деятельностью предприятий-производителей трубной продукции. В связи с этим, представляется целесообразным указать сведения о развитии и тенденциях в трубной отрасли.
В период 2004-2007гг. потребление стальных труб в России постоянно увеличивалось, что было обусловлено активизацией разработки нефтегазовых месторождений и строительством новых трубопроводов по транспортировке углеводородного сырья на мировой рынок. Однако в 2008 году произошло существенное снижение емкости российского трубного рынка, вызванное, в первую очередь, падением трубопотребления в сегменте сварных труб большого диаметра вследствие переноса сроков реализации вышеуказанных трубопроводных проектов. В меньшей степени сокращение спроса наблюдалось и в остальных сегментах российского трубного рынка, что было вызвано падением трубопотребления в IV квартале 2008г. вследствие развития кризисных явлений в экономике РФ. Несмотря на продолжающийся кризис в мировой экономике, ТМК в 2009 г. удалось укрепить свои позиции на российском рынке за счет наличия широкого ассортимента трубной продукции и проведения своевременной модернизации основных технологических линий. Также позиции Компании укрепились в мировой трубной отрасли в результате приобретения активов в США.
Общая оценка результатов деятельности эмитента в данной отрасли. Оценка соответствия результатов деятельности эмитента тенденциям развития отрасли. Причины, обосновывающие полученные результаты деятельности (удовлетворительные и неудовлетворительные, по мнению эмитента, результаты):
ТМК является лидером на российском и одним из ключевых игроков на мировом трубном рынке. Масштабное присутствие Компании на глобальном рынке обеспечивает ее разветвленная развивающаяся глобальная торговая сеть. ТМК обладает устойчивой отраслевой структурой потребителей, в которой основными потребителями продукции Компании являются нефтегазовые компании. Значительную часть производимых ТМК труб также потребляют предприятия ЖКХ и строительные организации. В условиях сокращающегося потребления труб, вызванного развитием кризиса, Компания сумела укрепить свое положение на российском рынке. ТМК обладает устойчивыми позициями в отрасли вследствие широкого ассортимента продукции и наличия долгосрочных соглашений о сотрудничестве с основными потребителями труб. ОАО «ТМК» оценивает свою деятельность как успешную, стабильную и соответствующую стратегическим планам развития Компании.
Факторы и условия, влияющие на деятельность ОАО «ТМК» и результаты такой деятельности:
Основными факторами, влияющими на деятельность эмитента, являются:
Прогноз в отношении продолжительности действия указанных факторов и условий: Основными потребителями продукции Предприятий ТМК в России являются ведущие нефтегазовые компании. Существующие прогнозы развития нефтегазовой отрасли позволяют ожидать сохранения устойчивых позиций Эмитента на рынке в среднесрочной перспективе.
Действия, предпринимаемые эмитентом, и действия, которые ОАО «ТМК» планирует предпринять в будущем для эффективного использования данных факторов и условий:
Способы, применяемые эмитентом, и способы, которые ОАО «ТМК» планирует использовать в будущем для снижения негативного эффекта факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента.
Существенные события/факторы, которые могут в наибольшей степени негативно повлиять на возможность получения эмитентом в будущем таких же или более высоких результатов по сравнению с результатами, полученными за последний отчетный период, а также вероятность наступления таких событий (возникновения факторов).
ТМК является крупным российским экспортером трубной продукции, имеет производственные площадки за рубежом, что позволяет диверсифицировать каналы распределения продукции и снижать риск воздействия на результаты деятельности Предприятий ТМК негативных факторов на отдельных сегментах рынка.
В мировом масштабе ТМК продолжает занимать одно из лидирующих мест по объемам выпуска труб.
Высокая степень влияния государства на развитие ТЭК России продолжают стимулировать нефтяные компании поддерживать объемы добычи на высоком уровне и, соответственно, осуществлять масштабные закупки труб нефтегазового сортамента. С восстановлением ситуации на мировом нефтяном рынке, финансовое положение нефтегазовых компаний улучшилось - маржа от экспорта нефти и нефтепродуктов держится на достаточном уровне. Вследствие этого у нефтяных компаний возрос поток поступления денежных средств, что, в свою очередь, сделало возможным ряд официальных заявлений об увеличении расходов на разведку и добычу углеводородного сырья.
Начиная с середины 2009г., наблюдается устойчивый рост спроса на трубы для сооружения магистральных трубопроводов для транспортировки углеводородного сырья. Продолжается процесс изменения структуры рынка в пользу увеличения доли труб с высокими потребительскими и качественными характеристиками. В данной связи ожидается укрепление позиций ТМК на рынке, обусловленное наличием обновленного парка технологического оборудования, а также возможностью выпуска трубной продукции повышенного качества и в соответствии с высокими требованиями потребителей.
Укреплению рыночных позиций российских производителей, в том числе ТМК, в ближайшей перспективе будут способствовать:
Информация о работе Использование долговых инструментов для финансирования деятельности предприятия