Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:30, курс лекций
Лекции по курсу «Финансы и кредит».
Федеральным бюджетом на
очередной финансовый год преду
Федеральным бюджетом на
очередной финансовый год
Расходы бюджета могут быть меньше доходов, тогда имеет место профицит бюджета, а могут быть выше доходов, тогда - дефицит бюджета.
Вопрос 5. Бюджетная политика в области расходов.
Расходы бюджета в настоящее время не покрываются доходами. В консолидированном бюджете на 2000год ожидается дефицит в размере 218 млрд. руб. или 13% его расходов. Отсюда - важнейшее направление политики в области расходов - их всемерное сокращение и рационализация, выработка новых форм бюджетного финансирования, обеспечивающих эффективное использование средств и повышение действенности контроля за использованием бюджетных средств.
Для повышения эффективности
На возвратной основе предоставляются бюджетные средства в рамках финансового лизинга; при сезонном кредитовании сельхозпредприятий (закупка семян, удобрений); инвестиционные программы конверсии ВПК; расходы по финансовому оздоровлению убыточных производств; финансирование расходов по высокоэффективным коммерческим инвестиционным проектам.
При наличии дефицита бюджета, государство старается с наибольшей отдачей вложить средства в особенности, идущие на инвестиции. Реально на инвестиции идет очень мало бюджетных средств, в то время как это является важнейшим условием подъема российской экономики. Поэтому важно повысить эффективность государственных инвестиций и стимулировать ими частные инвестиции.
Инструментом решения этой задачи является - финансирование высокоэффективных технических проектов:
1) Выбираются высокоэффективные проекты на конкурентной основе, причем любое предприятие может выставить свой проект.
2) Выдается кредит сроком на 2 года на долевых началах с условием, что сам инвестор вложит не менее 20%.
В зависимости от категории значимости (всего их 4) государство выделяет из федерального бюджета от 20% до 50%, однако государство не всегда выполняет по ним свои обязательства.
Появился новый инструмент - предоставление госгарантий под инвестиционные проекты. В этом случае государство реальных денег не дает, но при наступлении событий, мешающих выполнению проекта, государство обязуется погасить долг инвестора перед банком или другой организацией-кредитором:
1. Государство обязуется возместить до 60% долга
2. При заключении договора о госгарантии предприятие должно иметь залог с рыночной стоимостью на 25% больше суммы заимствованных средств
3. Условия возмещения - обстоятельства непреодолимой силы; факторы экономического риска в расчет не принимаются.
4. Гарантии предоставляются на конкурсной основе. Первый критерий отбора - наличие положительного чистого дохода. Если раньше эффективность проекта оценивалась через рентабельность ( отношение прибыли к затратам), то сейчас считается сумма платежей, налогов, взносов в бюджет, и в течение 8 лет сумма взносов в бюджет должна превысить затраты на проект, причем при расчете за каждый год будет производиться деление на коэффициент дефлятора(корректировка на инфляцию).
Естественно, не все заложенные в бюджете в позиции госдолга гарантии. Будут выплачены, реально - лишь 20%,а вызванные ими дополнительные вложения банками и частными инвесторами будут в несколько раз больше.
Внутри федерального бюджета создается бюджет развития. Его назначение - дополнительные инвестиции в различные проекты. Он устанавливается сверх бюджета текущих расходов, поэтому используются дополнительно мобилизуемые средства. Два основных источника:
I. Связанные кредиты иностранных государств, банков
II. Выпуск внутренних займов.
Бюджет развития идет на прямые инвестиции государства на конкурсной основе, в основном в материальной сфере; предоставляются капвложения, связанные с санацией предприятий, кредитование экспортных предприятий, предоставление госгарантий.
Другой важный вопрос, связанный с расходами, - создание эффективного механизма госзакупки товаров. Раньше заключение контрактов производилось с произвольными поставщиками, поэтому в большинстве случаев цены были завышены. Чтобы положить этому конец, решили перейти на конкурентный отбор поставщиков по закупкам. Главный критерий отбора - приемлемое качество при низкой цене.
Другая важная проблема - сокращение
расходов на жилищно-коммунальное хозяйство,
где дотации государства
Среди традиционных направлений сокращения расходов стоит отметить такие направления как затраты на ВПК и госаппарат. В 1998 году была принята развернутая Программа экономии госрасходов.
Тема. Бюджетное устройство и бюджетный процесс.
План
1. Характеристика бюджетного устройства и бюджетной системы.
2. Межбюджетные отношения.
3. Бюджетный процесс.
Вопрос 1.Характеристика бюджетного устройства и бюджетной системы.
Под бюджетным устройством
Бюджетная система –это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов страны, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
первый уровень - федеральный бюджет;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ (республиканские, республик входящих в состав РФ, областные, краевые, национальных округов, г. Москвы и Петербурга),
третий уровень – местные бюджеты (районные, городские, городские районные, поселковые, сельские).
Совокупность всех бюджетов территории образует консолидированный бюджет данной территории. Все бюджеты бюджетной системы образуют консолидированный бюджет РФ.
Бюджетная система основана на принципах:
единства бюджетной системы;
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
самостоятельности бюджетов;
полноты отражения доходов и расходов бюджетов,
сбалансированности бюджета;
эффективности и экономности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
гласности;
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств.
В области регулирования
установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы ;
разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования федеральных доходов.
разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы;
определение основ бюджетного процесса;
определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы
определение основ госкредитных отношений
установление порядка
осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;
другие более частные права.
В области регулирования
установление порядка и
распределение доходов от региональных налогов и доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;
разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;
установление совместно с
осуществление государственных внутренних
и внешних заимствований
.
В области регулирования
установление порядка и осуществление бюджетного процесса местных бюджетов, ;
определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;
определение порядка и предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.
Важным элементом бюджетного
устройства является бюджетная
классификация. Бюджеты всех
Бюджетная классификация включает:
классификацию доходов бюджетов;
функциональную классификацию расходов бюджетов;
экономическую классификацию расходов бюджетов;
классификации источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
классификации видов государственных внутренних и внешних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Важным элементом бюджетного устройства является разграничение доходов и расходов бюджетов разных уровней на собственные и регулирующие. Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К собственным доходам бюджетов относятся:
налоговые доходы, закрепленные за соответствующими
бюджетами законодательством
неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.
Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета.
Регулирующие доходы бюджетов - федеральные
и региональные налоги и иные платежи,
по которым устанавливаются
При распределении налоговых
. Доходы бюджетов РФ формируются
за счет собственных и
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники
кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
2) внешние источники следующих видов: