Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:30, курс лекций

Краткое описание

Лекции по курсу «Финансы и кредит».

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по курсу.doc

— 562.50 Кб (Скачать файл)

 Федеральным бюджетом на  очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета.

 Федеральным бюджетом на  очередной финансовый год предусматривается  создание резервного фонда Президента  РФ в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета.

Расходы бюджета  могут быть меньше доходов, тогда  имеет место профицит бюджета,  а могут быть выше доходов, тогда - дефицит бюджета.

Вопрос 5. Бюджетная политика в области расходов.

Расходы бюджета в настоящее время не покрываются доходами. В консолидированном бюджете на 2000год ожидается дефицит в размере 218 млрд. руб. или  13% его расходов. Отсюда - важнейшее направление политики в области расходов - их всемерное сокращение и рационализация, выработка новых форм бюджетного финансирования, обеспечивающих эффективное использование средств и повышение действенности контроля за использованием бюджетных средств.

Для повышения эффективности федерального бюджета расширяется предоставление бюджетных средств на возвратной основе. Безвозвратное финансирование негосударственных организаций с 1997 года осуществляется на строительство, реконструкцию только при условии получения государством дополнительного пакета акций или доли в уставном капитале предприятия.

На возвратной основе предоставляются бюджетные средства в рамках финансового лизинга; при сезонном кредитовании сельхозпредприятий (закупка семян, удобрений); инвестиционные программы конверсии ВПК; расходы по финансовому оздоровлению убыточных производств; финансирование расходов по высокоэффективным коммерческим инвестиционным проектам.

При наличии дефицита бюджета, государство  старается с наибольшей отдачей  вложить средства в особенности, идущие на инвестиции. Реально на инвестиции идет очень мало бюджетных средств, в то время как это является важнейшим условием подъема российской экономики. Поэтому важно повысить  эффективность  государственных инвестиций и стимулировать ими  частные инвестиции.

Инструментом решения этой задачи является - финансирование высокоэффективных технических проектов:

1)   Выбираются высокоэффективные проекты на конкурентной основе, причем любое предприятие может выставить свой проект.

2)   Выдается кредит сроком на 2 года на долевых началах с условием, что сам инвестор вложит не менее 20%.

В зависимости от категории значимости (всего их 4) государство выделяет из федерального бюджета от 20% до 50%, однако государство не всегда выполняет  по ним свои обязательства.

Появился новый инструмент - предоставление госгарантий под инвестиционные проекты. В этом случае государство реальных денег не дает, но при наступлении событий, мешающих выполнению проекта, государство обязуется погасить долг инвестора перед банком или другой организацией-кредитором:

1.    Государство обязуется возместить до 60% долга

2.    При заключении договора о госгарантии предприятие должно иметь залог с рыночной стоимостью на 25% больше суммы заимствованных средств

3.    Условия возмещения - обстоятельства непреодолимой силы; факторы экономического риска в расчет не принимаются.

4.    Гарантии предоставляются на конкурсной основе. Первый критерий отбора - наличие положительного чистого дохода. Если раньше эффективность проекта оценивалась через рентабельность ( отношение прибыли к затратам), то сейчас считается сумма платежей, налогов, взносов в бюджет, и в течение 8 лет сумма взносов в бюджет должна превысить затраты на проект, причем при расчете за каждый год будет производиться деление на коэффициент дефлятора(корректировка на инфляцию).

Естественно, не все заложенные в  бюджете в позиции госдолга гарантии. Будут выплачены, реально - лишь 20%,а вызванные ими дополнительные вложения банками и частными инвесторами будут в несколько раз больше.

Внутри федерального бюджета создается бюджет развития. Его назначение  - дополнительные инвестиции в различные проекты. Он устанавливается сверх бюджета текущих расходов, поэтому используются дополнительно мобилизуемые  средства. Два основных источника:

I.     Связанные кредиты иностранных государств, банков

II.  Выпуск внутренних займов.

Бюджет развития идет на прямые инвестиции государства на конкурсной основе, в основном в материальной сфере; предоставляются капвложения, связанные  с санацией предприятий, кредитование экспортных предприятий, предоставление госгарантий.

Другой важный вопрос, связанный с расходами, - создание эффективного механизма госзакупки товаров. Раньше  заключение контрактов производилось с произвольными поставщиками, поэтому в большинстве случаев цены были завышены. Чтобы положить этому конец, решили перейти на конкурентный отбор поставщиков по закупкам. Главный критерий отбора - приемлемое качество при низкой цене.

Другая важная проблема - сокращение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, где дотации государства достигают 25% расходов территориальных  бюджетов. Население покрывает 50% жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время проводится жилищно-коммунальная реформа, заключающаяся в исключении дотаций при сохранении субсидий малоимущим. Кроме того, для сокращения издержек жилищно-коммунального хозяйства предлагаются альтернативные формы обслуживания, предусматривающие конкуренцию частных предприятий с государственными по оказанию коммунальных услуг.

Среди традиционных направлений сокращения расходов стоит отметить такие направления  как затраты на ВПК и госаппарат. В 1998 году была принята развернутая Программа экономии госрасходов.

Тема. Бюджетное устройство и бюджетный процесс.

План

1.    Характеристика бюджетного устройства и бюджетной системы.

2.    Межбюджетные отношения.

3.    Бюджетный процесс.

Вопрос 1.Характеристика бюджетного устройства и бюджетной системы.

Под бюджетным устройством понимается организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь  между отдельными звеньями. Оно основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных, территориальных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, и исполнению бюджета. Бюджетное устройство включает распределение доходов и расходов между видами бюджетов.

Бюджетная система –это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов страны, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень - федеральный бюджет;

второй уровень - бюджеты субъектов РФ (республиканские, республик входящих в состав РФ, областные, краевые, национальных округов, г. Москвы и Петербурга),

третий уровень – местные  бюджеты (районные, городские, городские  районные, поселковые, сельские).

Совокупность всех бюджетов территории образует консолидированный бюджет данной территории. Все бюджеты бюджетной системы образуют консолидированный бюджет РФ.

Бюджетная система  основана на принципах:

единства бюджетной системы;

разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

самостоятельности бюджетов;

полноты отражения доходов и  расходов бюджетов, 

сбалансированности бюджета;

эффективности и экономности использования  бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

гласности;

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера  бюджетных средств.

В области регулирования бюджетных  правоотношений к ведению Российской Федерации относятся:

установление общих принципов  организации и функционирования бюджетной системы ;

разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования федеральных доходов.

разграничение полномочий по осуществлению  расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы;

определение основ бюджетного процесса;

определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы

определение основ госкредитных отношений 

установление порядка формирования доходов федерального бюджета и  бюджетов государственных внебюджетных фондов;

осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов; 

 

предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

другие более частные права.  

 

В области регулирования бюджетных  правоотношений к ведению субъектов  РФ относятся:

установление порядка и осуществление  бюджетного процесса субъектов РФ;

распределение доходов от региональных налогов и  доходов субъектов  РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;

разграничение полномочий по осуществлению  расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;

установление совместно с органами государственной власти РФ порядка  и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;

осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта РФ и управление государственным  долгом субъекта РФ

.

В области регулирования бюджетных  правоотношений к ведению органов  местного самоуправления относятся:

установление порядка и осуществление бюджетного процесса местных бюджетов, ;

определение порядка направления  в местные бюджеты доходов  от использования муниципальной  собственности, местных налогов  и сборов, иных доходов местных  бюджетов;

определение порядка и предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

осуществление муниципальных заимствований  и управление муниципальным долгом.

  Важным элементом бюджетного  устройства является бюджетная  классификация. Бюджеты всех уровней  формируются и исполняются в пределах единой бюджетной классификации. Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Бюджетная классификация  включает:

классификацию доходов бюджетов;

функциональную классификацию  расходов бюджетов;

экономическую классификацию расходов бюджетов;

классификации источников внутреннего  и внешнего финансирования дефицитов  бюджетов Российской Федерации;

классификации видов государственных  внутренних и внешних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Важным элементом бюджетного устройства является разграничение доходов  и расходов бюджетов разных уровней  на собственные и регулирующие. Собственные  доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью  или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К собственным доходам бюджетов относятся:

налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами законодательством РФ;

неналоговые доходы, а также безвозмездные  перечисления.

 Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета.

Регулирующие доходы бюджетов - федеральные  и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы  отчислений (в процентах) в бюджеты  субъектов РФ или местные бюджеты  на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

При распределении налоговых доходов  по уровням бюджетной системы  налоговые доходы бюджетов субъектов  РФ должны составлять не менее 50 процентов от суммы доходов консолидированного бюджета.

. Доходы бюджетов  РФ формируются  за счет собственных и регулирующих  доходов, за исключением доходов,  передаваемых в порядке регулирования  другим бюджетам.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники следующих  видов:

кредиты, полученные РФ от кредитных  организаций в валюте РФ;

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

2) внешние источники следующих  видов:

Информация о работе Лекции по "Финансам"