Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:02, дипломная работа
Цель дипломной работы - выявить проблему финансирования деятельности бюджетных учреждений и найти пути совершенствования системы финансирования обеспеченности дошкольных образовательных учреждений.
Для достижения данной цели определены следующие задачи.
1. Рассмотреть сущность и функции финансов в бюджетных учреждениях.
2. Выявить проблемы финансирования дошкольных учреждений.
3. Проанализировать выполнение сметы расходов и доходов дошкольного учреждения.
4. Рассмотреть пути решения по совершенствованию системы финансового обеспечения дошкольного учреждения.
Введение…………………………………………………………….......................4
1. Финансирование бюджетных учреждений: источники, проблемы и пути их решения.................................................................................................................7
1.1 Сущность и функции финансов бюджетных учреждений и характеристика бюджетной классификации доходов и расходов……………….…….................7
1.2 Роль бюджета в финансовом обеспечении бюджетных учреждений…….19
1.3 Виды источников финансирования бюджетных учреждений…………….20
1.4 Современные проблемы финансирования дошкольных образовательных учреждений и пути их решения……………………….......................................22
2. Характеристика дошкольного образовательного учреждения №29 «Аленушка» как экономического объекта исследования.................................34
2.1 Общая характеристика учреждения, задачи и виды деятельности……….34
2.2 Организация оплаты труда…………………………………….....................37
2.3 Виды источников финансирования………………………….......................40
2.4 Основные экономические показатели……………………….......................43
3. Анализ и проблемы финансирования деятельности дошкольного образовательного учреждения №29 «Аленушка».............................................50
3.1 Анализ выполнения сметы расходов на содержание дошкольного образовательного учреждения №29 «Аленушка» за 2005-2007 гг……………50
3.2 Предложения по совершенствованию системы финансового обеспечения дошкольного образовательного учреждения №29 «Аленушка»…………...…55
4. Охрана труда и экология в дошкольном образовательном учреждении......81
4.1 Требования к системе управления охраной труда………….......................81
4.2 Организация службы охраны труда в дошкольном образовательном учреждении №29 «Аленушка»...........................................................................82
4.3 Обеспечение пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении №29 «Аленушка»...........................................................................89
Заключение…………………………………………………………….................91
Список использованных источников……………………..................................94
Таблица 2.5
Анализ выполнения плана по штатам и контингенту по ДОУ №29
2004г. |
2005г. |
2006г. | |||||||
план |
факт |
% |
план |
факт |
% |
план |
факт |
% | |
Количество групп, ед. |
10 |
10 |
100 |
10 |
10 |
100 |
10 |
10 |
100 |
Число детей, чел. |
210 |
217 |
103 |
217 |
215 |
99 |
215 |
206 |
96 |
в т.ч. детей ясельного возраста, чел. |
50 |
52 |
104 |
52 |
55 |
106 |
55 |
58 |
105 |
Число детей освобожденных от платы, чел. |
х |
- |
х |
- |
х |
5 –50% |
|||
Число дней посещения детьми, дето-дней |
33694 |
36691 |
109 |
33457 |
37532 |
112 |
36233 |
32200 |
89 |
Число штатных единиц на конец отчетного периода, ед. |
77 |
77.25 |
100,3 |
77,25 |
78,75 |
102 |
78,75 |
80,5 |
102 |
Среднегодовое число штатных единиц |
77 |
78 |
101 |
78 |
77.5 |
99 |
77.5 |
79 |
102 |
Анализируя приведенные в таблице данные за три года, можно сделать следующие выводы. В настоящее время все 23 ДОУ в городе являются муниципальными, то есть находятся в одинаковых условиях по набору детей. В одном районе с ДОУ №29 находятся еще три детских сада (ДОУ №№24, 26 и 30), которые испытывают трудности с комплектованием детей на начало учебного года. Темп роста числа детей в ДОУ №29 свидетельствует о хорошей репутации ДОУ среди населения. ДОУ посещают дети не только близлежащих домов, но и других микрорайонов города. В 2004-2006гг. функционировало три группы ясельного возраста, план по этому показателю за 2006г. выполнен на 105% процентов, а число детей увеличилось на 3 человека. План по числу дней функционирования в 2006г. не выполнен, т.к. сотрудники были в двухмесячном отпуске. Ориентировочными сведениями о рациональном использовании средств служит показатель средней стоимости содержания одного ребенка в месяц и показатель численности детей на одного работника (табл.2.6).
Таблица 2.6
Содержание одного ребенка в месяц
Наименование показателя |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
1. Стоимость содержания одного ребенка в месяц, руб. |
1108 |
1509 |
1970 |
2. Бюджетные ассигнования, руб. |
953 |
1279 |
1568 |
3. Размер родительской платы, руб. |
155 |
230 |
402 |
4. Доля родительской платы, % |
14 |
15 |
2 |
Таким образом, большая часть затрат на содержание детей в ДОУ покрывается за счет средств местного бюджета (80-86%) . При росте затрат на содержание детей в 2005г. на 30,5 % по сравнению с 2004г., размер родительской платы увеличился на 75%. Рост стоимости содержания одного ребенка отнюдь не связан с улучшением содержания детей в ДОУ, а прежде всего с ростом цен на продукты питания, на коммунальные услуги, увеличением заработной платы работников.
Стоимость содержания одного ребенка в общеобразовательном ДОУ №29 за 2005г. без капитальных расходов составила 1509 руб. Из них доля родительской платы - 230 руб., бюджетные ассигнования - 1279 руб. Родители оплачивают 15% затрат, бюджетные расходы составили 85% .
Структура расходов на содержание детей в ДОУ №29 «Аленушка» представлена в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Структура расходов на содержание детей в ДОУ №29 «Аленушка»
Наименование показателя |
Сумма расходов, руб. |
Доля, % |
1. Заработная плата персонала |
531,17 |
35,2 |
2. Начисления на заработную плату |
200,69 |
13,3 |
3. Канцелярские и хозяйственные расходы |
21,13 |
1,4 |
4. Приобретение продуктов |
504 |
33,4 |
5. Трансферты населению |
4,53 |
0,3 |
6. Коммунальные расходы |
235,4 |
15,6 |
7. Оплата услуг связи |
4,53 |
0,3 |
8. Медикаменты |
3,02 |
0,2 |
9. Прочие текущие расходы |
4,53 |
0,3 |
Итого |
1509 |
100 |
При расчете стоимости содержания одного ребенка общая сумма расходов уменьшается на сумму капитальных затрат. В виде диаграммы структура расходов на содержание детей в ДОУ №29 «Аленушка» представлена на рисунке 2.4.
Наибольший удельный вес в затратах составили затраты на фонд оплаты труда и приобретение продуктов питания. Это, прежде всего, связано с тем, что ДОУ должно соблюдать нормы питания детей в зависимости от возрастных особенностей детей. Основной фактор, влияющий на стоимость питания, это цена продуктов. Поставку продуктов ДОУ осуществляет МУП «Рацион», который отпускает продукты по ценам, превышающим средние цены по городу в 1,5-2 раза. Рациональное использование средств по этой статье привело бы к высвобождению денег и возможности их перераспределение на улучшение материальной базы учреждения или на поощрение сотрудников. На 2005-2006гг. ДОУ в числе семи других ДОУ заключило договор на поставку продуктов с МП «Парус».
Третье место по доле расходов на содержание детей занимают расходы на оплату коммунальных услуг. Хозяйственные расходы, в состав которых входят расходы на материальную базу, расходы по содержанию здания, расходы на организацию учебного процесса, игрушки составляют менее 2%. Если на «защищенные статьи» средства еще как-то финансируются, то на остальное в бюджете нет денег.
Бюджетное финансирование на 2006г. составляет примерно около 60% от потребностей учреждения, при этом в полном объеме финансируются только фонд оплаты труда, приобретение продуктов питания и оплата коммунальных расходов.
Все это приводит к ухудшению
состояние материально-
В условиях недостаточного финансирования дошкольное учреждение продолжает осуществлять в полном объеме образовательный процесс и оказывать лечебно-профилактические услуги, дети обеспечены гарантированным, сбалансированным питанием. В дошкольном учреждении созданы все условия для укрепления физического и психического здоровья детей. В учреждении работают высококвалифицированные специалисты, получающие за свой труд небольшую зарплату
Ограничение бюджетного финансирования сформировало у образовательного учреждения тенденцию к расширению границ своей рыночной деятельности. Увеличение внебюджетных источников финансирования обусловлено появлением экономической заинтересованности учреждения, поскольку значительная часть из них направляется на заработную плату и улучшение условий труда. В соответствии с Законом «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета.
3. Анализ и проблемы финансирования деятельности дошкольного образовательного учреждения №29 «Аленушка»
3.1 Анализ выполнения сметы расходов на содержание дошкольного образовательного учреждения №29 «Аленушка» за 2005-2007 гг.
Основным источником финансирования
учебной и хозяйственной
В таблице 3.1 дано определение общей потребности ДОУ №29 «Аленушка» в денежных средствах с 2005 по 2007 годы.
Таблица 3.1
Определение общей потребности ДОУ №29 «Аленушка» в денежных средствах
Наименование показателя |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Расчетный норматив, руб. |
13503,8 |
17945 |
20402,8 |
2. Утвержденный норматив, руб. |
9313 |
11430 |
12203 |
3. Среднегодовое число детей, человек |
222 |
210 |
215 |
4. Общая потребность, тыс. руб. |
2997,8 |
3768,4 |
4386,6 |
5. Утверждено по смете, тыс.руб. |
2067,5 |
2400,3 |
2623,6 |
6. Удельный вес общей |
69,0 |
63,7 |
59,8 |
Из приведенных в таблице 3.1 данных видно, что с каждым годом выделяемые по смете средства могут покрыть все меньше требуемых для нормального функционирования затрат учреждения. Если в 2005г. выделяемые ассигнования составляли 69% от запланированных расходов, то в 2007г. этот показатель уменьшился до 59,8 %.
Увеличение размеров заработной платы, рост цен на продукты питания, тарифов на коммунальные услуги приводят к увеличению потребности учреждения в денежных средствах. На 2007г. норматив на текущее содержание одного ребенка был установлен в размере 12203 руб. в год, это на 6,8 % больше норматива на 2006г. Потребность же учреждения в денежных средствах превышает установленные нормативы в 2005г. в 1,5 раза. На 2007г. запланировано средств в 1,7 раза меньше, чем необходимо учреждению для нормального функционирования.
Значительная разница между реальными потребностями ДОУ и суммами, выделяемыми ему из бюджета, заставляет ДОУ сориентироваться в экономической обстановке и попытаться наметить меры по пополнению своих денежных фондов. ДОУ является бюджетным учреждением, это означает, что даже те мизерные средства, выделяемые из бюджета, ограничивают ДОУ в их использовании. Бюджетные средства могут быть использованы только на мероприятия, предусмотренные сметой. Анализ финансирования ДОУ №29 «Аленушка» представлен в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Анализ финансирования ДОУ №29 «Аленушка»
Исчислено учреждением |
Утверждено по смете |
% |
Исчислено учреждением |
Утверждено по смете |
% |
Исчислено учреждением |
Утверждено по смете |
% | |
Оплата государственных |
680,3 |
680,3 |
100 |
845,1 |
845,1 |
100 |
1468,8 |
1438,6 |
97,7 |
Начисления на заработную плату |
262 |
262 |
100 |
325,4 |
320,4 |
98.5 |
521,9 |
511,9 |
98,1 |
Канцелярские принадлежности и предметы для текущих хозяйственных целей |
154,2 |
37,2 |
24,1 |
60,4 |
33,2 |
55 |
174,1 |
- |
0 |
Медикаменты и перевязочные средства |
15,7 |
2,7 |
17,2 |
10,6 |
3,0 |
28.3 |
12,2 |
3,3 |
27 |
Мягкий инвентарь и |
168,1 |
- |
0 |
223,2 |
- |
0 |
229,2 |
- |
0 |
Продукты питания |
809,6 |
592,1 |
73,1 |
1054.2 |
767,7 |
72,8 |
984.9 |
475,9 |
48,3 |
Оплата услуг связи |
6,0 |
2,8 |
46,7 |
8,1 |
5,5 |
68 |
1,8 |
2,5 |
39 |
Оплата коммунальных услуг |
365 |
365 |
100 |
375 |
375 |
100 |
158,8 |
158,8 |
100 |
Оплата прочих услуг и прочие текущие расходы |
119,3 |
34,4 |
28,8 |
164,3 |
8 |
4,9 |
89,0 |
3,0 |
3,4 |
Приобретение оборудования и предметов длительного пользования |
215,0 |
- |
0 |
275,5 |
6,4 |
2,3 |
283,7 |
5,9 |
2,1 |
Капитальный ремонт |
145,0 |
38,0 |
26,2 |
383,3 |
- |
0 |
404,1 |
- |
0 |
Трансферты населению |
57,6 |
53 |
92 |
43,3 |
36,0 |
83,1 |
58,1 |
23,7 |
40,8 |
Итого: |
2997,8 |
2067,5 |
69 |
3768,4 |
2400,3 |
63,7 |
4386,6 |
2623,6 |
59,8 |
Из приведенных данных можно сделать вывод, что выделяемые из бюджета денежные средства в 2005г. составили 69% от потребностей учреждения, в 2006г. - 63,7%, а в 2007г. учреждение может рассчитывать на бюджетные средства только в размере 59,8% от общих потребностей ДОУ.
Установленный порядок финансирования предполагает финансирование в полном объеме только «приоритетных» статей: оплата труда государственных служащих, начисления на заработную плату, продукты питания, оплата коммунальных услуг.
Средства на фонд заработной платы выделяются почти в полном объеме.
Следующей защищенной статьей, и одной из самых важных для нормального функционирования учреждения, является «приобретение продуктов питания».
Качественное питание - один из показателей успешной хозяйственной деятельности детского сада. Для определения ассигнований на питание стоимость питания одного ребенка в день умножается на общее число дето-дней по дошкольным и ясельным группам.
В представленной таблице 3.2 утвержденные по смете средства на питание приведены только в объеме финансирования из бюджета, остальную часть затрат на питание оплачивают родители. Поступившая родительская плата, полностью направляется на возмещение затрат на питание (табл.3.3).
Таблица 3.3
Поступление средств на питание, тыс.руб.
Наименование показателя |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
1. Расходы на питание |
809,6 |
1054,2 |
984,9 |
2. Бюджетные ассигнования |
592,1 |
767,7 |
475,9 |
3.Родительская плата |
217,5 |
286,5 |
509,0 |
К следующей «защищенной» статье отнесены расходы на оплату коммунальных услуг. Согласно, Распоряжения губернатора Пермской области «Об энергосбережении организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов» №454-р от 14 августа 2001г. в целях обеспечения надежного энергосбережения объектов соцкультбыта и населения, главам администраций городов и районов обеспечить 100% оплату денежными средствами текущего потребления электрической, тепловой энергии и газа. Оставшиеся после расчета «защищенных статей» денежные средства распределяются по остальным статьям. В основном с учетом фактических расходов за последние год-два.
На расходы по статье «Канцелярские принадлежности и предметы для текущих хозяйственных целей» относят расходы на приобретение канцелярских и письменных принадлежностей, а также все виды малоценных и быстроизнашивающихся предметов, служащих менее одного года и другие предметы. Материалы для проведения текущего ремонта (краска, известь) также относятся на расходы по этой статье.