Хрестоматия экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:44, методичка

Краткое описание

Данное методическое пособие предназначается для самостоятельной работы студентов, изучающих курсы «Основы общей экологии», «Экология человека», «Концепции современного естествознания», «Основы рационального природопользования», «Экологический туризм». По мнению авторов-разработчиков, экологическое мышление формируется не только во время изучения учебников по экологии и выполнения самостоятельных экологических исследований в лабораториях и живой природе, но и во время чтения художественной, публицистической и философской литературы, имеющей экологическое содержание или экологический подтекст.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Тема 1. Общее представление об экологии. Понятие экосистемы. Принципы экологии………………………………………………………..5
Тема 2. История экологии………………………………………………….22
Тема 3. Общее представление об экосистеме…………………………….30
Тема 4. Развитие экосистемы………………………………………………42
Тема 5. Динамика популяций………………………………………………59
Тема 6. Факториальная экология…………………………………………..69
Тема 7. Эволюция биосферы. Биосфера и ноосфера……………………..79
Тема 8. Роль личности в эволюции биосферы………………….………..96
Тема 8. Глобальные проблемы человечества…………………………….111
Тема 9. Устойчивое развитие природы и общества……………………..143
Тема 10. Экология человека……………………………………………….162
Тема 11. Экологическая этика…………………………………………….181
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Naum chrestomatia.doc

— 808.00 Кб (Скачать файл)

     По  своей всеобщности определение  этики как поведения человека  в соответствии с идеей благоговения  перед жизнью кажется несколько  неполным. Но оно есть единственно совершенное. Сострадание слишком узко, чтобы стать понятием нравственности. К этике относится переживание всех состояний и всех побуждений воли к жизни, ее желаний, ее стремления целиком проявить себя в жизни, ее стремления к самосовершенствованию.

      Еще больше означает любовь, потому что она одновременно содержит в себе и сострадание, и радость, и взаимное стремление. Но она раскрывает этическое содержание в некотором равенстве, пусть даже естественном и глубоком. Создаваемую этикой солидарность она ставит в отношение аналогии к тому, что иногда временно допускает природа в физическом отношении между двумя полами или между родителями и их потомством.

      Мышление  должно стремиться сформулировать  сущность этического, как такового. В этом случае оно должно определить этику как самоотречение ради жизни, мотивированное чувством благоговения перед жизнью. Если выражение "благоговение перед жизнью" кажется очень общим и недостаточно жизненным, то тем не менее оно является именно таким, которое передает нечто, присущее человеку, впитавшему в себя эту идею.    Сострадание, любовь и вообще все, связанное с высоким энтузиазмом, передано в нем адекватно. С неутомимой жизненной энергией чувство благоговения перед жизнью вырабатывает в человеке определенное умонастроение, пронизывая его и привнося в него беспокойство постоянной ответственности. Подобно винту корабля, врезающемуся в воду, благоговение перед жизнью неудержимо толкает человека вперед.

      Этика благоговения  перед жизнью, возникшая из внутреннего побуждения, не зависит от того, в какой степени она оформляется в удовлетворительное этическое мировоззрение. Она не обязана давать ответ на вопрос, что означает воздействие нравственных людей на сохранение, развитие и возвышение жизни в общем процессе мировых событий. Ее нельзя сбить с толку тем аргументом, что поддерживаемое ею сохранение и совершенствование жизни ничтожно по своей эффективности по сравнению с колоссальной и постоянной работой сил природы, направленных на уничтожение жизни. Но важно, что этика стремится к такому воздействию, и потому можно оставить в стороне все проблемы эффективности ее действий.  

       Для  мира имеет значение тот факт, что в мире в образе ставшего  нравственным человека проявляется  воля к жизни, преисполненная  чувством благоговения перед жизнью и готовностью самоотречения ради жизни».

            «Всех людей независимо от  их положения этика благоговения  перед жизнью побуждает проявлять  интерес ко всем людям и  их судьбам и отдавать свою  человеческую теплоту тем, кто  в ней нуждается.

      Она  не разрешает ученому жить  только своей наукой, даже если  он в ней и приносит большую  пользу. Художнику она не разрешает  жить только своим искусством, даже если оно творит добро  людям. Занятому человеку она  не разрешает считать, что он на своей работе уже сделал все, что должен был сделать.

           Она  требует от всех, чтобы они  частичку своей жизни отдали  другим людям. В какой форме  и  в какой степени они  это сделают, каждый должен  решать соответственно своему  разумению и обстоятельствам, которые складываются в его жизни. Жертвы одного внешне не заметны. Он приносит их , не нарушая нормального течения своей жизни. Другой склонен к ярким, эффектным поступкам в ущерб своим интересам.

            Никто не должен  помышлять  судить другого. Тысячью способов может выполнить человек свое предназначенье, творя добро. Жертвы, которые он приносит, должны оставаться его тайной. Но все вместе мы должны знать, что наша жизнь приобретает ценность лишь тогда, когда мы ощутим истинность следующих слов: "«то теряет свою жизнь, тот ее находит"

      «Те люди, которые проводят эксперименты  над животными, связанные с  разработкой новых операций или  с применением новых медикаментов, те, которые прививают животным  болезни, чтобы использовать затем  полученные результаты для лечения людей, никогда не должны вообще успокаивать себя тем, что их жестокие действия преследуют благородные цели. В каждом отдельном случае они должны взвесить, существует ли в действительности необходимость приносить это животное в жертву человечеству. Они должны быть постоянно обеспокоены тем, чтобы ослабить боль, насколько это возможно. Как часто еще кощунствуют в научно-исследовательских институтах, не применяя наркоза, чтобы избавить себя от лишних хлопот и сэкономить время! Как много делаем мы еще зла, когда подвергаем животных ужасным мукам, чтобы продемонстрировать студентам и без того хорошо известные явления! Именно благодаря тому, что животное, используемое в качестве подопытного, в своей боли стало ценным для страдающего человека, между ним и человеком установилось новое, единственное в своем роде отношение солидарности. Отсюда вытекает для каждого из нас необходимость делать по отношению к любой твари любое возможное добро. Когда я помогаю насекомому выбраться из беды, то этим я лишь пытаюсь уменьшить лежащую на человеке вину по отношению к другому живому существу. Там, где животное принуждается служить человеку, каждый из нас должен заботиться об уменьшении страданий, которые оно испытывает ради человека».

      «Никто  из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их. Никто не должен успокаивать себя при этом тем, что он якобы вынужден будет вмешаться здесь в дела, которые его не касаются. Никто не должен закрывать глаза и не считаться с теми страданиями, которых он не видел. Никто не должен сам себе облегчать тяжесть ответственности. Если встречается еще дурное обращение с животными, если остается без внимания крик скота, не напоенного во время транспортировки по железной дороге, если на наших бойнях слишком много жестокости, если в наших кухнях неумелые руки предают мучительной смерти животное, если животные испытывают страдания от безжалостных людей или от жестоких игр детей, то во всем этом наша вина».

      «Мы иногда  боимся, что на нас обратят  внимание, если мы обнаружим свое  волнение при виде страдании,  причиняемых человеком животному.  При этом мы думаем, что другие  были бы "разумнее" в данном  случае, и стараемся показать, что  то, что причиняло муки, есть обыкновенное и даже само собой разумеющееся явление. Но затем вырывается из уст этих других слово, которое показывает, что они также в душе переживают виденные страдания. Ранее чужие, они становятся нам близкими. Маска, которая вводила нас в заблуждение, спадает. Мы теперь знаем, что не можем пройти мимо той жестокости, которая беспрерывно совершается вокруг нас. О, это тяжкое познание!

       Этика  благоговения перед жизнью не  позволяет нам молчаливо согласиться  с тем, что мы уже якобы  не переживаем то, что должны переживать мыслящие люди. Она дает нам силу взаимно поддерживать в этом страдании чувство ответственности и бесстрашно говорить и действовать в согласии с той ответственностью, которую мы чувствуем. Эта этика заставляет нас вместе следить за тем, чтобы отплатить животным за все причиненные им человеком страдания доброй помощью, и таким путем избавить их хотя бы на мгновение от непостижимой жестокости жизни».

 

Упражнения на критическое  мышление:

  1. Какие высказывания ученых Вы не можете принять? С чем это связано?
  2. Выстроите для себя шкалу этических ценностей. Какое место в ней занимают ценности, декларируемые А.Швейцером и О. Леопольдом?

 

 

Список используемой литературы

  1. Бредбери Р. И грянул гром /Библиотека фантастики в 24 т омах. Том 18. – М.: Радуга, 1981.
  2. Вернадский В.И. Автотрофность человечества /Русский космизм: Антология философской мысли.- М.: Педагогика-Пресс, 1993, -С.288-303.
  3. Даррелл Д. Натуралист на мушке. Юбилей Ковчега. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001
  4. Даррелл  Дж. Мама на выдание. Ай-ай и я. – М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  5. Зубаков В.А. Место человека в направленной эволюции  // Экология и жизнь, № 3, 1998.
  6. Клинджед Д. Остров в океане.- М.: Армада-пресс, 2002.
  7. Коммонер Б. Замыкающийся круг - природа, человек, технология.-Л.: Гидрометеоиздат, 1974.
  8. Моуэт Ф. Не кричи «Волки!» _М.: ООО «Издательство «Олимп»: «Издательство АСТ», 2002 .
  9. Корнелл. Дж. Радуясь природе. // ВестникАсЭкО, №4,2004,С.86- 93.
  10. Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. - М, Институт охраны природы и заповедного дела.,1992.
  11. Леопольд О. Календарь песчаного графства.-  М., «Мир», 1980.
  12. Лоренц.К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества/ Оборотная сторона зеркала: «Республика»; Москва; 1998.
  13. Моисеев Н.Н. Стратегия переходного периода// Экология и жизнь,   №5, 1997. 
  14. Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Мир, 1989.
  15. Риклефс.Р. Основы общей экологии – М.: Мир, 1979.
  16. Тимофеев-Ресовский Н.Ф. Биосфера и человечество// Научные труды Обнинского отдела Географического общества СССР. Сб. I. 1968. C. 3-12 .
  17. Уайт Л.Мл. Исторические корни нашего экологического кризиса.// «Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы» сост. И.Ю.Алексашина, С-Пб., Крисмас+, 1995.
  18. Формозов А.Н. Спутник следопыта. – М.: Изд-во МГУ, 1989.
  19. : Швейцер А. Этика благоговения перед жизнью. – М.: Прогресс, 1992.

Информация о работе Хрестоматия экологии