Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:10, курсовая работа
Эффективное функционирование и развитие рыночной экономики требует принятия обоснованных решений по управлению хозяйственной деятельностью предприятий железнодорожного транспорта. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предшествует принятию таких решений, обосновывает и подготавливает их, другими словами, выполняет важную функцию в управлении хозяйственными процессами предприятий.
Введение..............................................................................................................3
1. Исходные данные...........................................................................................4
2. Анализ выполнения плана перевозок...........................................................8
2.1. Анализ отправления по родам грузов....................................................8
2.2. Анализ грузооборота.............................................................................14
2.3. Анализ пассажирооборота....................................................................17
2.4. Анализ выполнения показателей использования подвижного состава................................................................................................................19
3. Анализ основных фондов.............................................................................26
3.1. Анализ наличия, движения и структуры основных фондов..............26
3.2. Анализ износа основных фондов.........................................................29
3.3. Анализ эффективности использования основных фондов................30
4. Анализ труда и заработной платы...............................................................32
4.1. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами..................................32
4.2. Анализ производительности труда......................................................34
4.3. Анализ фонда оплаты труда.................................................................38
5. Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок...........41
6. Анализ финансового состояния предприятия............................................44
7. Обобщающая оценка деятельности предприятия.....................................65
Список литературы...........................................................................................67
Приложение 1.....................................................
В отчетном периоде коэффициент износа сократился по сравнению с планом на 0,012. Это произошло благодаря снижению начисленного износа основных фондов на 200 млн руб. Коэффициент годности, наоборот, превысил плановое значение на 0,012, так как он является обратным коэффициенту износа.
Для того чтобы снизить
коэффициент износа, необходимо проводить
ремонт, реконструкцию и модернизацию
основных фондов, а также сокращать
сроки строительства новых
3.3. Анализ эффективности использования основных фондов
Для обобщающей характеристики
эффективности использования
Рассчитывается также
±ЭОПФ = ОПФ1 – ОПФ0·I∑Plпр,
где ОПФ0, ОПФ1 – соответственно среднегодовая стоимость основных производственных фондов в базисном и отчетном периодах;
I∑Plпр – индекс объема приведенных т-км.
±ЭОПФ = 6367 – 6253·1,0162 = 12,701 млн руб.
Изучая причины изменения
а) объема перевозок, их структуры (по видам):
ΔФо(∑Pl, γ) = ∑Plпр1/(ОПФз0·I∑Plпр + ОПФнз0) – Фо0 = Фо* – Фо0, (3.7)
где Фо0, Фо* – базисный и скорректированный показатель фондоотдачи, прив. т-км/руб.;
ОПФз0, ОПФнз0 – базисная стоимость зависящих и не зависящих от объема перевозок основных производственных фондов.
Фо0 = 51674/6253 = 8,264 т-км/руб.
Фо1 = 52510/6367 = 8,247 т-км/руб.
ΔФо(∑Pl, γ) = 52510/(6253·0,4·1,0162 + 6253·0,6) – 8,264 = 0,08 т-км/руб.
б) качественных показателей
использования подвижного состава
и других факторов, оказывающих влияние
на изменение среднегодовой
ΔФо(ост) = 8,247 – 52510/(6253·0,4·1,0162 + 6253·0,6) = -0,097 т-км/руб.
За отчетный период фондоотдача сократилась на 0,017 т-км/руб. по сравнению с планом. Кроме этого наблюдается пересодержание основных производственных фондов на 12,7 млн руб. Под влиянием объема и структуры перевозок фондоотдача возросла на 0,08 т-км/руб., а под влиянием качественных показателей использования подвижного состава и других факторов – снизилась на 0,097 т-км/руб. Рост среднегодовой стоимости основных производственных фондов на 114 млн руб. также оказал влияние на снижение фондоотдачи.
Для увеличения показателя «фондоотдача» в ОАО «РЖД» необходимо проводить следующие мероприятия:
1. Увеличение количества и удельного веса действующего оборудования и повышение интенсивности его работы, которое можно достичь совершенствованием технологий, а также обеспечением устойчивой и равномерной работы по графику.
2. Улучшение текущего
обслуживания, повышение качества
ремонтов, улучшение организации
и планирования материально-
3. Сокращение продолжительности плановых ремонтов при одновременном повышении их качества путем внедрения усовершенствованных методов ремонта.
4. Повышение квалификации работников, а также материальное и моральное поощрение работников за бережное и эффективное использование основных фондов.
5. Совершенствование оперативного планирования, автоматизированный учет работы и всесторонний анализ использования средств труда для выявления возможных резервов роста фондоотдачи.
4. Анализ труда и заработной платы
4.1. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами
По характеру участия в производственном процессе численность работников железной дороги подразделяется на зависящую (Чз) и не зависящую (Чнз) от объема перевозок.
где Ч – контингент в перевозках;
Чз – численность зависящего контингента в общем контингенте;
γзав – удельный вес зависящего контингента.
Чз0 = 14550·0,38 = 5529 чел
Чз1 = 14730·0,377 = 5553 чел
Для анализа влияния объема выполненных перевозок и других факторов на численность работников используется способ корректировки:
– влияние на численность работников объема перевозок:
ΔЧ(∑Plпр) = Ч* – Ч0 = (Чз0·I∑Plпр + Чнз0) – Ч0, (4.2)
где Ч0, Ч* – соответственно базисная и расчетная численность работников;
I∑Plпр – индекс выполнения объема перевозок в приведенных т-км;
– влияние трудоемкости, выполнения норм содержания не зависящего от объема перевозок контингента и других факторов:
ΔЧ(ост. факторов) = Ч1 – Ч* = Ч1 – (Чз0·I∑Plпр + Чнз0). (4.3)
ΔЧ(∑Plпр) = (5529·1,0162 + 9021) – 14550 = 90 чел
ΔЧ(ост. факторов) = 14730 – (5529·1,0162 + 9021) = 90 чел
При этом анализируется абсолютное и относительное изменение численности работников:
ΔЧ(абс.) = 14730 – 14550 = 180 чел
ΔЧ(отн.) = 14730 – 14640 = 90 чел
Наблюдается пересодержание контингента на 90 человек.
Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:
– коэффициент оборота по приему рабочих (Kпр):
Kпр = количество принятого персонала/среднесписочная численность; (4.6)
– коэффициент оборота по выбытию (Kв):
Kв = количество уволившихся/среднесписочная численность; (4.7)
– коэффициент текучести кадров (Кm):
Кm = количество уволившихся по собственному желанию и за нару-
шение трудовой дисциплины/
– коэффициент постоянства персонала (Кпс):
Кпс = количество работников, проработавших весь год/
среднесписочная численность персонала.
Kпр 0 = 2993/14520 = 0,206
Kпр 1 = 2214/14775 = 0,15
Kв 0 = 2813/14520 = 0,194
Kв 1 = 1684/14775 = 0,114
Кm 0 = 1387/14520 = 0,096
Кm 1 = 800/14775 = 0,054
Кпс 0 = 13823/14520 = 0,952
Кпс 1 = 14141/14775 = 0,957
За отчетный период численность работников возросла на 180 человек по сравнению с планом, в том числе на 90 человек под влиянием изменения объема перевозок и на 90 человек под влиянием остальных факторов.
Коэффициент оборота по приему в отчетном периоде равен 0,15, а коэффициент оборота по выбытию – 0,114. Это свидетельствует о том, что на данной железной дороге происходит не только замещение уволившихся работников, но и расширение штата. Достаточно низкое значение коэффициента текучести кадров (0,054), а также высокое значение коэффициента постоянства персонала (0,957) говорят о стабильности данного предприятия, а также о привлекательности его для трудовых ресурсов. Плановые значения не достигнуты по всем рассчитанным выше коэффициентам, кроме коэффициента постоянства персонала, план по которому перевыполнен на 0,005.
4.2. Анализ производительности труда
Производительность труда на железной дороге измеряется количеством приведенных тонно-километров, приходящихся на одного работника эксплуатационного контингента.
Факторный анализ производительности труда выполняется способом корректировок.
При анализе производительности труда производится следующий расчет:
1. Определяют плановую, фактическую и расчетную производительность труда:
ПТ0 = 51674/14550 = 3551,48 тыс. прив. т-км/чел
ПТ1 = 52510/14730 = 3564,83 тыс. прив. т-км/чел
ПТ* = 52510/(5529·1,0162+9021) = 3586,75 тыс. прив. т-км/чел
2. Определяют величину дополнительных трудовых ресурсов в результате наличия сверхурочных часов (СВР):
ЧСВР усл = СВР(ч-час)/Фн,
где Фн – номинальный фонд рабочего времени в часах, принимаемый по календарю года исполнения работы – 2000 часов.
ЧСВР усл = 100200/2000 = 50 чел
3. Определяют производительность труда с учетом сверхурочных:
где
ПТуч = 52510/(14730+50) = 3552,77 тыс. прив. т-км/чел
На основании выполненных
расчетов по контингенту и
Таблица 4.1 – Изменение
численности и
Показатель |
План |
План, скорректированный на фактический объем работы (расчетный) |
Отчет |
То же, с уче-том сверх-урочных |
Индекс приведенных тонно-километров |
1,0162 | |||
Численность эксплуатационного штата, в т. ч. в части, зависящей от объема перевозок |
14550
5529 |
14640
5619 |
14730
5553 |
14780
- |
Производительность труда, тыс. прив. т-км/чел |
3551,48 |
3586,75 |
3564,83 |
3552,77 |
Пофакторный анализ отклонений производительности труда производится в следующем порядке:
1. Рассчитывается темп прироста производительности труда:
ΔПТ% = (ПТ1 – ПТ0)·100/ПТ0.
2. Определяется влияние уровня изменения объема работ:
ΔПТ%(∑Pl) = (ПТ* – ПТ0)·100/ПТ0. (4.17)
3. Определяется влияние качественных факторов изменения структуры перевозок по их видам и типам тяги, внедрения нового оборудования и т.д.:
ΔПТ%(kf) = (ПТ1 – ПТ*)·100/ПТ0;
– баланс отклонений:
ΔПТ% = ΔПТ%(∑Pl) + ΔПТ%(kf).
4. Производится расчет отклонения производительности труда с учетом сверхурочной работы:
ΔПТ%(СВР) = (ПТуч – ПТ1)·100/ПТ0. (4.20)
5. Определяется действительное изменение производительности труда с учетом фактически используемых трудовых ресурсов (часов сверхурочной работы):
ΔПТ%(с учетом СВР) = ΔПТ% + ΔПТ%(СВР). (4.21)
ΔПТ% = (3564,83 – 3551,48)·100/3551,48 = 0,38 %
ΔПТ%(∑Pl) = (3586,75 – 3551,48)·100/3551,48 = 0,99 %
ΔПТ%(kf) = (3564,83 – 3586,75)·100/3551,48 = -0,62 %
ΔПТ% = 0,99 – 0,62 = 0,37 %
ΔПТ%(СВР) = (3552,77 – 3564,83)·100/3551,48 = -0,34 %
ΔПТ%(с учетом СВР) = 0,38 – 0,34 = 0,04 %
В отчетном периоде производительность труда составила 3564,83 тыс. прив. т-км/чел, что превышает плановое значение на 13,35 тыс. прив. т-км/чел. Это объясняется тем, что темп роста объема перевозок превысил темп роста численности работников. Таким образом, темп прироста производительности труда равен 0,38 %, в т. ч. 0,99 % – за счет изменения объема работ и -0,62 % – за счет влияния качественных факторов. Производительность труда с учетом сверхурочных составила 3552,77 тыс. прив. т-км/чел. При определении действительного роста производительности труда с учетом фактически используемых трудовых ресурсов (часов сверхурочной работы) был выявлен рост данного показателя на 0,04 %.
Для улучшения эффективности использования трудовых ресурсов необходимо провести следующие мероприятия:
1. Улучшение организации
производственного процесса и
организации труда с целью
повышения эффективности
Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия