Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:10, курсовая работа
Эффективное функционирование и развитие рыночной экономики требует принятия обоснованных решений по управлению хозяйственной деятельностью предприятий железнодорожного транспорта. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предшествует принятию таких решений, обосновывает и подготавливает их, другими словами, выполняет важную функцию в управлении хозяйственными процессами предприятий.
Введение..............................................................................................................3
1. Исходные данные...........................................................................................4
2. Анализ выполнения плана перевозок...........................................................8
2.1. Анализ отправления по родам грузов....................................................8
2.2. Анализ грузооборота.............................................................................14
2.3. Анализ пассажирооборота....................................................................17
2.4. Анализ выполнения показателей использования подвижного состава................................................................................................................19
3. Анализ основных фондов.............................................................................26
3.1. Анализ наличия, движения и структуры основных фондов..............26
3.2. Анализ износа основных фондов.........................................................29
3.3. Анализ эффективности использования основных фондов................30
4. Анализ труда и заработной платы...............................................................32
4.1. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами..................................32
4.2. Анализ производительности труда......................................................34
4.3. Анализ фонда оплаты труда.................................................................38
5. Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок...........41
6. Анализ финансового состояния предприятия............................................44
7. Обобщающая оценка деятельности предприятия.....................................65
Список литературы...........................................................................................67
Приложение 1.....................................................
2. Внедрение современных времясберегающих технологий с целью увеличения производительности труда.
3. Разработка и реализация
мер по оптимизации
4. Подготовка и переподготовка
персонала, повышение его
4.3. Анализ фонда оплаты труда
Приступая к анализу использования средств на оплату труда в первую очередь необходимо рассчитать абсолютное и относительное отклонение фактической его величины от плановой:
ΔФОТотн = ФОТ1 – (ФОТзав0·I∑Plпр1 + ФОТнз0) (4.23)
где ФОТзав, ФОТнз – зависящая и независящая от объема перевозок часть фонда оплаты труда соответственно.
ΔФОТабс = 475,2 – 498,2 = -23 млн руб.
ΔФОТотн = 475,2 – (498,2·0,4·1,0162 + 498,2·0,6) = -26,228 млн руб.
Для определения фонда оплаты труда на плановом и отчетном уровне не-обходимо расходы по перевозкам умножить на удельный вес фонда оплаты труда:
где Е – эксплуатационные расходы на перевозки;
γФОТ – удельный вес фонда оплаты труда в общей сумме расходов по перевозкам;
ЕФОТ – расходы на фонд оплаты труда.
Исходные данные для расчетов находятся в таблице 1.1.
Дальнейшим анализом
устанавливаются причины эконом
Таблица 4.2 – Расчет влияния факторов на фонд оплаты труда
Фактор |
Расчет |
Результат: Перерасход (+) Экономия (–) |
Влияние изменения численности |
ΔФОТ(Ч)=ΔЧ·Zср0 |
180·34241=6163380 |
Влияние изменения среднемесячной заработной платы |
ΔФОТ(Z)=ΔZср·Ч1 |
-1980·14730=-29165400 |
Общее изменение |
ФОТ1 – ФОТ0 |
-23002020 |
Zср1, Zср0 – среднемесячная заработная плата по отчету и базе уровню соответственно.
За отчетный период фонд оплаты труда сократился на 23 млн руб. по сравнению с планом. Увеличение численности работников на 180 человек привело росту фонда оплаты труда на 6,163 млн руб., а снижение среднемесячной заработной платы на 1980 руб. привело к сокращению фонда оплаты труда на 29,165 млн руб.
Для расширенного воспроизводства, получения необходимой прибыли и рентабельности нужно, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста его оплаты, о чем свидетельствует коэффициент опережения (Kоп):
Iz = 32261/34241 = 0,942
IПТ = 3564,83/3551,48 = 1,004
Kоп = 1,004/0,942 = 1,066
Для определения суммы экономии или перерасхода фонда оплаты труда в связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и его оплаты используют формулу:
±Э = 475,2·(1,004 – 0,942)/0,942 = 31,276 млн руб.
В отчетном периоде фонд оплаты труда составил 475,2 млн руб. Экономия фонда оплаты труда в связи с превышением темпа роста производительности труда (100,4 %) над темпом роста среднемесячной заработной платы (94,2 %) составил 31,276 млн руб. Коэффициент опережения равен 1,066.
Для того чтобы повысить экономию фонда оплаты труда необходимо увеличить производительность труда и, как результат, оптимизировать численность работников, так как существенное увеличение фонда оплаты труда в отчетном периоде произошло именно из-за роста контингента работников. Производительность труда можно повысить за счет применения научной организации труда, внедрения в производство новых технологий, модернизации технической базы, а также за счет применения инноваций во всех сферах деятельности железной дороги.
5. Анализ эксплуатационных расход
Расходы на перевозки (Е) складываются под влиянием большого числа факторов, причем одни факторы являются для железной дороги внешними, не зависящими от его работников, а другие, наоборот, зависят от качества работы коллектива. Поэтому правильно судить о расходовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов можно только после анализа влияния отдельных факторов на расходы и обобщения его результатов.
Изучение абсолютного изменения расходов и их структуры выполняется по элементам затрат, которые в соответствии с Налоговым кодексом группируются в соответствии с их экономическим содержанием следующим образом:
1. Материальные затраты
(за вычетом стоимости
2. Затраты на оплату труда.
3. Отчисления на социальные нужды.
4. Амортизация основных фондов.
5. Прочие затраты.
Таблица 5.1 – Изменение эксплуатационных расходов по элементам затрат
Элемент затрат |
План |
Отчет |
Изменение | |||
Млн руб. |
Уд. вес, % |
Млн руб. |
Уд. вес, % |
В млн руб. |
В уд. весах | |
Затраты на оплату труда |
5978,4 |
21,2 |
5702,4 |
19,8 |
-276 |
-1,4 |
Отчисления на социальные нужды |
2030,4 |
7,2 |
1929,6 |
6,7 |
-100,8 |
-0,5 |
Материальные затраты: - топливо - электроэнергия - материалы - прочие материальные затраты |
9588 2538 3102 2820 1128 |
34 9 11 10 4 |
10944 2016 3456 3456 2016 |
38 7 12 12 7 |
1356 -522 354 636 888 |
4 -2 1 2 3 |
Амортизация основных средств |
8008,8 |
28,4 |
8467,2 |
29,4 |
458,4 |
1 |
Прочие затраты |
2594,4 |
9,2 |
1756,8 |
6,1 |
-837,6 |
-3,1 |
Итого: |
28200 |
100 |
28800 |
100 |
600 |
- |
За отчетный период эксплуатационные расходы данной железной дороги возросли на 600 млн руб. по сравнению с планом. Это объясняется изменением структуры затрат по их элементам. Затраты на оплату труда сократились на 276 млн руб., а их удельный вес – на 1,4 %; отчисления на социальные нужды сократились на 100,8 млн руб., а их удельный вес – на 0,5 %; материальные затраты возросли на 1356 млн руб., а их удельный вес – на 4 %; амортизационные отчисления увеличились на 458,4 млн руб., а их удельный вес – на 1 %; прочие затраты снизились на 837,6 млн руб., а их удельный вес – на 3,1 %.
Используя данные таблиц 1.1 и 1.3 необходимо определить сумму плановых расходов, не зависящих от объема перевозок (Енз0) и зависящих от объема перевозок (Ез0):
где Е0 – эксплуатационные расходы по перевозкам на базисном уровне.
Енз0 = 28200·0,6 = 16920 млн руб.
Ез0 = 28200 – 16920 = 11280 млн руб.
Енз1 = 28800·0,6 = 17280 млн руб.
Ез1 = 28800 – 17280 = 11520 млн руб.
При оценке изменения
эксплуатационных расходов большое
значение имеет определение
ΔЕ(отн.) = Е1 – Е* = Е1
– (Ез0·I∑Plпр1 + Енз0).
ΔЕ(отн.) = 28800 – (11280·1,0162 + 16920) = 417,26 млн руб.
На эксплуатационные расходы, зависящие от объема перевозок, оказывают влияние два основных фактора – объем перевозок в приведенных тонно-километрах (∑Plпр) и себестоимость перевозок 10 приведенных тонно-километров (Спер) по следующей зависимости:
В свою очередь себестоимость перевозок определяется как:
Спер = Ез
/(∑Plпр·10).
Спер0 = 11280/(51674·10) = 218,29 руб./10 т-км
Спер1 = 11520/(52510·10) = 219,39 руб./10 т-км
Для количественной оценки воздействия факторов, оказывающих влияние на эксплуатационные расходы, необходимо выполнить расчеты с помощью приема корректировки по формулам (5.6) и (5.7):
ΔЕ(∑Plпр) = 28382,74 – 28200 = 182,74 млн руб.
ΔЕ(Спер) = 28800 – 28382,74 = 417,26 млн руб.
За отчетный период эксплуатационные расходы возросли на 600 млн руб., в том числе на 182,74 млн руб. под влиянием роста объема перевозок на 836 прив. т-км, и на 417,26 млн руб. под влиянием увеличения себестоимости перевозок на 1,1 руб./10 т-км. Кроме этого на рост эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок существенное влияние оказало увеличение материальных затрат, а именно затрат на электроэнергию, затрат на материалы, а также прочих материальных затрат. Следовательно, для сокращения эксплуатационных расходов на данной железной дороге необходимо внедрить ресурсо- и энергосберегающие технологии.
6. Анализ финансового состояния предприятия
Анализ финансового
состояния предприятия
1. Общая оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период.
2. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
3. Анализ ликвидности баланса.
4. Анализ деловой активности и платежеспособности предприятия.
Для общей оценки финансового состояния предприятия следует сгруппировать статьи баланса в отдельные специальные группы по признаку ликвидности (статьи актива) и срочности обязательств (статьи пассива).
Исходные данные для заполнения таблицы 6.1 находятся в Приложении 1.
Таблица 6.1 – Структура имущества и его источников, млрд руб.
Актив |
На нач. периода |
На кон. периода |
Пассив |
На нач. периода |
На кон. периода |
1. Иммобилизованные основные активы |
3470,3 |
3551,9 |
1. Собственный капитал |
2977,5 |
3189,9 |
2. Мобильные, оборотные активы |
205 |
271,8 |
2. Заемный капитал |
697,8 |
633,8 |
2.1. Запасы и затраты |
78,3 |
82,1 |
2.1. Долгосрочные обязательства |
355,1 |
328,8 |
2.2. Дебиторская задолженность |
88,4 |
113,9 |
2.2. Краткосрочные заемные средства |
30,4 |
42,8 |
2.3. Денежные средства и финансовые вложения |
38,3 |
75,8 |
2.3. Кредиторская задолженность |
312,3 |
262,2 |
3. Имущество |
3675,3 |
3823,7 |
3.Источники имущества |
3675,3 |
3823,7 |
Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия