Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:06, дипломная работа
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью обеспечить устойчивое поступательное развития предприятия для достижения поставленной задачи ускоренного развития нашей страны. Преодолеть сложившуюся зависимость экономического положения страны от экспорта сырьевых ресурсов и импорта готовых высокотехнологичных изделий промышленного назначения и потребительских товаров можно только научившись выпускать отечественную высококачественную конкурентоспособную продукцию при неуклонном снижении затрат на её изготовление, т.е. постоянно повышая эффективность хозяйственной деятельности.
В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей.
Введе-ние………………………………………………………………...…..4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВ-ЛИ…………..…6
1.1. Коммерческая деятельность: понятие, цели, задачи. Понятие эф-фективно-сти……………………………………….……………………………...6
1.2. Особенности коммерческой деятельности на предприятиях торгов-ли………………………………………………………………………………….10
1.3. Методы оценки эффективности коммерческой деятельно-сти…...17
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-СТИ ООО «ВЯТСКИЙ ТРЕСТ»………………………………………………..33
2.1. Краткая характеристика предпри-ятия………………………...…….33
2.2. Оценка эффективности экономической деятельности торгового предпри-ятия……………………………………………………………………...36
2.3. Оценка эффективности коммерческой деятельности ООО «Вятский трест» …………………………………………………………………………….44
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМ-МЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ВЯТСКИЙ ТРЕСТ»………………66
3.1. Меры по снижению дебиторской задолженно-сти…………………66
3.2. Меры по повышению эффективности использования основных средств……………………………………………………………………………70
3.3. Меры по повышению квалификации торговых аген-тов………......71
Заключение………………………………………………………………..76
Библиографический список ……………………………………………..79
Рассматриваемый показатель, однако, не позволяет судить об эффективности использования имеющихся ресурсов.
2. Рентабельности текущих
Где, Иобр – сумма текущих издержек.
Этот показатель позволяет определить эффективность произведенных расходов и их окупаемость. Он характеризует величину прибыли на 1 руб. текущих затрат. Чем она выше, тем больше эффективность деятельность предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения.
3. Коэффициент эффективности
Где, Двал – валовой доход, руб.
Полученный показатель означает ту часть торговой надбавки, которая направлена на покрытие текущих издержек.
Недостатком двух последних показателей является неполнота отражения эффективности использования всех ресурсов.
С помощью факторного анализа можно оценить влияние изменений рентабельности за счет факторов изменения цены товаров и услуг и их себестоимости, а также на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия, инвестированный капитал, акционерный капитал.
4. Рентабельность совокупных
(1.13)
Где, ОФ – стоимость основных фондов;
ОС – стоимость оборотных средств;
ФОТ – стоимость содержания работников.
Данный показатель показывает размер прибыли, приходящейся на единицу стоимости совокупных ресурсов.
Для углубления анализа рентабельности отдельно рассчитываются:
- рентабельность основных
- рентабельность оборотных
- прибыль в расчете на 1м2 торговой площади складского помещения,
- прибыль в расчете на одного торгового работника,
- прибыль к среднедневной (годовой) численности,
- прибыль в расчете на 1 руб. затрат на содержание работников (фонд оплаты труда + затраты на подготовку кадров и охрану труда).
5. Рентабельность капитала:
- рентабельность всего капитала рассчитывается по формуле (1.14):
Где, ССИ – среднегодовая стоимость имущества.
- рентабельность всех инвестиций рассчитывается по формуле (1.15):
(1.15)
Где, Пчист – чистая прибыль;
Пвып – выплаченные проценты по займам и кредитам;
СК – собственный капитал;
ДО – долгосрочные обязательства.
- рентабельность используемого капитала рассчитывается по формуле (1.16):
Где, Преал – прибыль от реализации;
ССК – среднегодовая стоимость капитала.
- рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле (1.17):
Где, СССК – среднегодовая стоимость собственного капитала.
- рентабельность акционерного капитала рассчитывается по формуле (1.18):
Где, АК – акционерный капитал.
Названные показатели весьма удобны для практического применения. Они отвечают интересам различных участников. Например, администрацию предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения, интересует отдача всех активов, участвующих в торгово-технологическом процессе; потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей – доходность акций.
В третьей группе показателей при расчете рентабельность вместо прибыли в расчет принимается чистый поток денежных средств:
- рентабельность товарооборота, которая рассчитывается по формуле (1.19)
Где, ЧП – чистый поток денежных средств.
- рентабельность капитала рассчитывается по формуле (1.20)
(1.20)
- рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле (1.21)
(1.21)
Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечивать кредиторов, заемщиков, акционеров наличными денежными средствами. В развитой рыночной экономике – это приоритетная группа показателей для анализа доходности.
Используются и другие показатели рентабельности. Среди них эффективность прибыли (Эп) – показатель, позволяющий оценить долю чистой прибыли в валовом доходе, т.е. эффективность использования имеющихся ресурсов, применяемой практики, тактики и стратегии ведения бизнеса для достижения выбранной цели. Эффективность прибыли определяется по формуле (1.22):
Для оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения, чаще всего используют систему показателей. Обоснование необходимости их применения дано в теории множественности целей, основу которой составляет системный подход к описанию предприятия, что предполагает существование в системе иерархии целей и, соответственно, критериев их достижения.
Содержание показателей, привлекаемых для оценки хозяйственной ситуации, в каждом конкретном случае определяется жизненным циклом предприятия, его размером, временным аспектом планового горизонта, назначением анализа и другими параметрами.
Система экономических показателей предприятия сферы товарного обращения основана на дедуктивном методе, который предполагает построение синтетического показателя, обобщающего результаты торгово-хозяйственной деятельности, а затем отбор группы частных показателей, характеризующих состояние той или иной стороны деятельности.
Систему показателей, используемых при оценке экономической эффективности торгово-хозяйственной деятельности, целесообразно построить по схеме:
Ресурсы Затраты Результаты
В соответствии с этой схемой наиболее часто используемые показатели оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения, отражены в таблице 1.1
Использование предложенной методики проведения экономического анализа позволяет более глубоко и детально изучить все стороны деятельности предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения, что ведет как к эффективному использованию имеющихся ресурсов, так и к выявлению неиспользованных резервов. Результаты такого анализа служат базой для принятия обоснованных управленческих решений.
Таблица 1.1
Показатели, характеризующие эффективность деятельности
предприятия
Группа показателей |
Показатель |
Эффективность использования основных фондов |
Фондоотдача Фондоемкость Фондорентабельность Фондовооруженность Товарооборот на 1 м2 общей площади |
Эффективность использования оборотных средств |
Оборачиваемость оборотных средств |
Эффективность использования трудовых ресурсов |
Производительность труда Товарооборот на 1 руб. расходов на оплату труда Прибыль на одного работника Прибыль на 1 руб. расходов на оплату труда |
Эффективность текущих затрат |
Уровень издержек обращения Затратоотдача (товарооборот на 1 руб. текущих затрат) Рентабельность текущих затрат Коэффициент эффективности капитальных вложений Срок окупаемости капитальных вложений |
Таким образом, эффективность коммерческой деятельности является ключевым показателем. Она отражает характерные экономические, социальные, технологические, психологические и иные особенности объекта исследования. Экономическая эффективность определяется соотношением полученного результата или эффекта в стоимостном выражении с затратами различного рода ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) по его достижению. Для оценки эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия чаще всего используют систему показателей. Обоснование необходимости их применения дано в теории множественности целей, основу которой составлял системный подход к описанию предприятия, что предполагает существование в системе иерархии целей и, соответственно, критериев их достижения.
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ВЯТСКИЙ ТРЕСТ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Вятский трест» основано в 1997 году.
Общество с ограниченной ответственностью «Вятский трест», его офис и склады находятся по адресу: г. Киров, ул. Северо - Садовая, д. 16а. на территории базы ОАО «Кировской коммерческой компании» (ОАО «ККК»).
Зарегистрировано предприятие регистрационно-лицензионной палатой г. Кирова 27.11.1997г. распоряжением о государственной регистрации юридического лица, утверждено решением учредителя 20.11.1997г.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с его Уставом на основе сочетания принципов самоуправления трудового коллектива и прав собственников по хозяйственному использованию своего имущества.
Общество имеет право открывать расчетные и иные счета в любых финансово-кредитных учреждениях, как в рублях, так и в иностранной валюте.
Общество обязано внести бухгалтерский учет и предоставить финансовую отчетность в порядке, установленном правовыми актами РФ.
Целью предприятия является наиболее полное удовлетворение потребностей оптовых покупателей и покупателей розничной торговли в разнообразной и качественной алкогольной продукции, как российского, так и импортного производства.
ООО «Вятский трест» занимается реализацией алкогольной продукции и деятельность организации подлежит обязательному лицензированию. В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции ФЗ от 21.07.2005 г. № 102-ФЗ) ООО «Вятский трест» имеет лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Летом 2011 года ООО «Вятский трест» успешно прошло перелицензирование, предприятием получена лицензия А 647557 рег.№21623 от 7 июня 2011 года.
В настоящий момент времени компания специализируется на оптовой и мелкооптовой торговле и доставке алкогольной продукции: вина, водки, коньяков, шампанского и игристых вин, ликеров, ромов, текилы, виски и других алкогольных напитков.
Ассортимент оптового склада компании «Вятский трест» представлен разнообразной алкогольной продукцией, которая предназначена для широкого круга потребителей. Основными клиентами организации являются розничные предприятия города Кирова и Кировской области: магазины, кафе, рестораны, а также другие оптовые предприятия города. Налажены контакты с предприятиями других регионов, в частности с фирмами Республики Коми, Костромской и Архангельской области
Цели предприятия:
- создание базы постоянного рынка сбыта;
- укрепление лидирующих позиций в сфере оптовой и розничной торговли алкогольной продукцией;
- удовлетворение потребностей покупателей в продукции высокого качества;
- получение максимального годового дохода.
Организационная структура представлена на рисунке 2.1
Организационная структура предприятия основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций между ними.
Структура управления представлена на рисунке 2.2
Рисунок 2.1 – Организационная структура ООО «Вятский трест»
Рисунок 2.2 – Структура управления ООО «Вятский трест»
За текущую деятельность предприятия отвечает директор и главный бухгалтер. Сфера полномочий директора определяется законодательством РФ и Уставом. Директор единолично исполняет функции исполнительного органа общества. Подготовка и обслуживание решений производится коллегиально, а принятие решений и ответственность - первым руководителем единолично.
Всей торговой сетью руководит начальник коммерческого отдела, ему же подчиняются заведующие магазинов.
Структура управления предприятием является линейно-функциональной.
Миссия ООО «Вятский трест» заключается в обеспечении населения Кировской области и других регионов качественной алкогольной продукцией по доступным ценам.
Информация о работе Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности на предприятии