Анализ фирмы СЭЗ РФ на современном этапе глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа и обобщения имеющихся научных источников, официальных документов, а также доступных статистических и фактических данных сформировать системное представления о природе и характере функционирования СЭЗ РФ на современном этапе глобализации, с акцентированным выделением в этих рамках картины развития мировых и российских оффшорных территорий как структурообразующего элемента данного сектора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ 9
1.1. Теория особых экономических зон 9
1.2. История правового регулирования создания и функционирования свободных (особых) экономических зон в Российской Федерации 16
1.3. Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах на современном этапе 22
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ 29
2.1. Понятие особой экономической зоны и отграничение ее от смежных категорий 29
2.2. Территория особой экономической зоны 43
2.3. Правовой режим предпринимательской деятельности в особой экономической зоне 46
2.4. Виды особых экономических зон 52
ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ КАПИТАЛА НА НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЭЗ 56
3.1. Расчет эффективности использования оффшоров 56
3.2. Направления совершенствования деятельности по повышению эффективности и прозрачности оффшоров 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 187.56 Кб (Скачать файл)

Резидент  ОЭЗ - это, как правило, индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, отвечающие установленным  требованиям и получившие статус резидента в соответствии с национальным законодательством государства. При  этом приобретение и лишение (утрата) этого статуса в законодательстве Российской Федерации и других стран  СНГ могут быть связаны с различными юридическими фактами: регистрацией в  администрации ОЭЗ или СЭЗ  либо в ином уполномоченном органе на территории зоны; включением в реестр резидентов; заключением соглашения с органом управления ОЭЗ; аккредитацией  в администрации зоны; нарушением резидентом действующего законодательства; прекращением действия соглашения о  ведении деятельности в ОЭЗ и  т.д.

Несмотря  на то, что порядок получения статуса  резидента промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной  и портовой ОЭЗ, резидента ОЭЗ  в Калининградской области и  участника ОЭЗ в Магаданской  области имеет свои особенности, он всегда включает в себя подачу заявки и принятие решения уполномоченным органом, а в случае положительного решения - внесение в реестр резидентов ОЭЗ и (или) выдачу соответствующего свидетельства. Однако в отличие  от ОЭЗ в Калининградской и  Магаданской областях отношения  между резидентом промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной  или портовой ОЭЗ и органом управления ОЭЗ оформляются соглашением об осуществлении соответствующей деятельности в ОЭЗ.

Предъявляются и разные требования к лицам, претендующим на статус резидента. К примеру, Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации":

- не допускает признания в качестве резидентов ОЭЗ:

а) физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;

б) индивидуальных предпринимателей (в отношении промышленно-производственных и портовых ОЭЗ);

в) унитарных предприятий;

г) некоммерческих организаций;

- обязывает резидента зарегистрироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ;

- требует заключения с органом управления ОЭЗ соглашения о ведении соответствующей деятельности в ОЭЗ.

Лишение лица статуса резидента ОЭЗ допускается  только в судебном порядке в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", и влечет за собой прекращение действия соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ. Такими случаями являются:

1) неисполнение  резидентом ОЭЗ предписания об  устранении допущенных нарушений  законодательства Российской Федерации,  выдаваемого по результатам плановой  комплексной проверки, до проведения  внеочередной проверки;

2) совершение  двух и более существенных  нарушений резидентом ОЭЗ налогового  и (или) таможенного законодательства.

Лишение лица статуса резидента ОЭЗ следует  отличать от утраты лицом статуса  резидента ОЭЗ. Последнее имеет  место при прекращении действия по разным основаниям соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной  деятельности или об осуществлении  деятельности в портовой ОЭЗ.

В целом  отношения между органом управления ОЭЗ и резидентом промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной  или портовой ОЭЗ носят договорный характер. То же самое следует сказать  применительно к отношениям между  резидентом и администрацией ОЭЗ  в Калининградской области, хотя между ними не составляется документ, подписанный сторонами.

В общем  виде соглашение о ведении деятельности в ОЭЗ представляет собой договор, в силу которого резидент ОЭЗ обязуется  в течение срока его действия осуществлять в ОЭЗ особый вид  деятельности - промышленно-производственную, технико-внедренческую, туристско-рекреационную  или портовую деятельность, а органы управления ОЭЗ - в согласованный  срок заключить с резидентом ОЭЗ  договор аренды земельного участка  или государственного (муниципального) имущества, расположенного на земельных  участках в границах ОЭЗ, для ведения  указанного вида деятельности. Оно  является двусторонним, консенсуальным и взаимным договором и относится  к инвестиционному договору.

Соглашение  о ведении деятельности в ОЭЗ  содержит как гражданско-правовые, так и публично-правовые элементы. С этих позиций его следует  рассматривать как комплексный  договор.

Предметом соглашения выступает промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная  или портовая деятельность. Как следствие, возможны четыре вида соглашений:

1) соглашение  о ведении промышленно-производственной  деятельности;

2) соглашение  о ведении технико-внедренческой  деятельности;

3) соглашение  об осуществлении туристско-рекреационной  деятельности;

4) соглашение  об осуществлении деятельности  в портовой ОЭЗ.

Существенными условиями соглашения о ведении  деятельности в ОЭЗ являются:

1) предмет  договора - промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная  деятельность или деятельность  в портовой ОЭЗ;

2) площадь  земельного участка или перечень  иного государственного (муниципального) имущества, необходимого для предполагаемой  деятельности заявителя и подлежащего  передаче резиденту ОЭЗ по  договору аренды;

3) объем  и сроки осуществления инвестиций, включая объем капитальных вложений  в течение года со дня заключения  соглашения (для промышленно-производственных  и портовых ОЭЗ);

4) срок  действия соглашения;

5) срок  заключения с резидентом ОЭЗ  договора аренды земельного участка  или иного государственного (муниципального) имущества;

6) срок  представления резидентом в органы  управления ОЭЗ проектной документации, необходимой для осуществления  мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, для проведения такой экспертизы (для промышленно-производственных, туристско-рекреационных и портовых  ОЭЗ);

7) иные  условия, относительно которых  по заявлению одной из сторон  должно быть достигнуто соглашение.

Соглашение  о ведении деятельности в ОЭЗ  может быть прекращено по следующим  основаниям:

1) окончание  срока, на который соглашение  было заключено;

2) расторжение  соглашения;

3) прекращение  предусмотренного соглашением о  ведении деятельности в ОЭЗ  договора аренды земельного участка,  за исключением случаев, когда  договор аренды расторгается  в связи с выкупом земельного  участка;

4) лишение  лица статуса резидента ОЭЗ;

5) досрочное  прекращение существования ОЭЗ.

Расторжение соглашения допускается по соглашению сторон или судом по требованию одной  из сторон в связи с существенным нарушением условий соглашения другой стороной, существенным изменением обстоятельств, а также по иным основаниям.

К существенным нарушениям соглашения одной из сторон относятся:

1) ведение  резидентом ОЭЗ на территории  ОЭЗ предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением;

2) наличие  отрицательного заключения государственной  экспертизы проектной документации, если в разумный срок документация  не будет доработана резидентом  ОЭЗ с учетом замечаний и  предложений, изложенных в указанном  заключении, и представлена для  проведения повторной экспертизы;

3) непредставление  резидентом ОЭЗ в органы управления  ОЭЗ в срок, установленный соглашением,  проектной документации (и результатов  инженерных изысканий) для проведения  государственной экспертизы и  согласования;

4) неосуществление  промышленно-производственной, технико-внедренческой,  туристско-рекреационной деятельности  или деятельности в портовой  ОЭЗ в течение 24 месяцев подряд  с момента установления органами  управления ОЭЗ факта неосуществления  такой деятельности;

5) неосуществление  резидентом ОЭЗ капитальных вложений  в объеме и сроки, предусмотренные  соглашением;

6) непредставление  резидентом ОЭЗ в органы управления  ОЭЗ в установленный срок сведений, содержащихся в бухгалтерской  отчетности, налоговой отчетности, данных регистров бухгалтерского  учета, необходимых для осуществления  контроля за исполнением такого  соглашения (для портовых ОЭЗ);

7) наличие  неисполненной обязанности резидента  ОЭЗ по уплате таможенных пошлин, налогов (для портовых ОЭЗ);

8) отказ  органов управления ОЭЗ заключить  договор аренды земельного участка  и (или) договор аренды государственного  и (или) муниципального имущества;

9) иные  действия резидента ОЭЗ и (или)  органов управления ОЭЗ, признаваемые  сторонами существенными нарушениями  условий соглашения.

Резиденты ОЭЗ в Российской Федерации пользуются налоговыми преимуществами по сравнению  с другими налогоплательщиками. Они, за исключением ОЭЗ в Магаданской  области, предусмотрены НК РФ. К их числу в первую очередь относятся льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций и земельному налогу. При этом они не образуют специальный налоговый режим в понимании НК РФ.

На территории промышленно-производственных, технико-внедренческих  и портовых ОЭЗ действует также  таможенный режим свободной таможенной зоны. Это означает, что иностранные  товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом  экспорта с уплатой акциза и без  уплаты вывозных таможенных пошлин, если иное не предусмотрено в отношении  товаров, размещаемых и (или) используемых в портовой ОЭЗ. Однако в отличие  от налогового режима регулирование  отношений в области таможенного  дела в ОЭЗ осуществляется помимо ТК РФ специальными федеральными законами об ОЭЗ.

Особый  правовой режим в ОЭЗ и СЭЗ  существует не только в налоговой  и таможенной, но и иных сферах. Наряду с налоговыми и таможенными льготами резиденты этих зон пользуются преимуществами имущественного, финансового и административно-правового  характера. Это касается, к примеру, порядка ведения валютных операций, въезда и выезда иностранных граждан, гарантии от неблагоприятного изменения законодательства, гарантии компенсации при национализации, гарантии перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных иностранным инвестором денежных сумм и т.д. Все они предусмотрены не только специальными федеральными законами об ОЭЗ, но и другими Федеральными законами, а именно: от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютномконтроле".

В заключение следует сделать вывод о завершении в настоящее время формирования законодательства Российской Федерации  об ОЭЗ. В отличие от периода начала 1990-х гг. оно регулирует на законодательном  уровне в необходимой степени  широкий круг отношений, связанных  с осуществлением инвестиционной и  иной деятельности в ОЭЗ. Тем не менее  продолжает оставаться нерешенным ряд  проблем, которые требуют дальнейшего  разрешения. В частности, представляется необходимым:

1) уточнить  состав законодательства Российской  Федерации об ОЭЗ;

2) расширить  компетенцию органов управления  ОЭЗ в части обеспечения реализации  принципа "одного окна" в отношениях  между резидентами ОЭЗ и органами  власти;

3) передать  функции по управлению ОЭЗ  отдельным органам или организациям  в отношении каждой создаваемой  ОЭЗ;

4) предоставить  право органам государственной  власти субъектов Российской  Федерации создавать региональные  ОЭЗ;

5) расширить  виды и сферы деятельности  в ОЭЗ (например, для возможности  создания ОЭЗ Байкало-Амурской  железнодорожной магистрали);

6) упростить  порядок предоставления бюджетных  ассигнований и государственных  гарантий Российской Федерации  за счет средств Инвестиционного  фонда Российской Федерации для  резидентов ОЭЗ;

7) распространить  действие административных регламентов  упраздненного Федерального агентства  по управлению ОЭЗ по осуществления  отдельных полномочий по управлению  ОЭЗ на органы и организации  управления ОЭЗ;

Информация о работе Анализ фирмы СЭЗ РФ на современном этапе глобализации