Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 23:53, дипломная работа
Актуальность темы дипломного проекта заключается в том, что в современных условиях развития мировой экономики внешнеэкономические связи приобретают все большее значение и во многом определяют, как развитие Российской Федерации, в целом, так и отдельных ее субъектов.
Таким образом, внешнеэкономические связи являются важной составляющей деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.
Однако такое партнерство не является самоцелью, так как внешнеэкономическая деятельность субъекта Российской Федерации – это реальное средство модернизации региональной экономики, возможность формирования фондов, которые непосредственно направляются на нужды соответствующего субъекта Российской Федерации.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
Институт региональной экономики и управления
Кафедра государственного и муниципального управления
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
«Государственное регулирование в области внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга с Францией»
Санкт – Петербург
2012
Содержание
Введение
Актуальность темы дипломного проекта заключается в том, что в современных условиях развития мировой экономики внешнеэкономические связи приобретают все большее значение и во многом определяют, как развитие Российской Федерации, в целом, так и отдельных ее субъектов.
Таким образом, внешнеэкономические связи являются важной составляющей деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.
Однако такое партнерство не является самоцелью, так как внешнеэкономическая деятельность субъекта Российской Федерации – это реальное средство модернизации региональной экономики, возможность формирования фондов, которые непосредственно направляются на нужды соответствующего субъекта Российской Федерации.
При этом необходимо иметь четкое представление о том, какие именно связи и в какой форме принесут субъектам и жителям субъекта Российской Федерации ощутимые выгоды. Однако в настоящее время недостаточное внимание уделяется исследованию механизмов государственного регулирования внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, в том числе и Санкт-Петербурга, с иностранными партнерами, например, с Францией.
В то же время, в современной российской экономической литературе практически отсутствуют научные монографии, которые комплексно отражают состояние проблемы государственного регулирования экономических отношений Санкт-Петербурга и Франции, а также посвященные перспективам развития двусторонних внешнеэкономических связей. Кроме того, недостаточно системно представлены аналитические обобщения, методические рекомендации и оценки реальных возможностей Санкт-Петербурга по усилению своих экономических позиций на рынке Франции.
Объектом исследования выступают внешнеэкономические связи Санкт-Петербурга и Франции в условиях глобализации мирового хозяйства.
Предметом исследования является процесс государственного регулирования внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербурга с Францией.
Целью дипломного проекта является разработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга и Франции.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- определить сущность
и понятие государственного
- проследить историю и обозначить современное состояние внешнеэкономических связей России и Франции;
- проанализировать основные направления внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга с Францией;
- охарактеризовать деятельность Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга;
- выявить проблемы
и разработать предложения
по совершенствованию государствен
В соответствии с указанными задачами в дипломном проекте рассматриваются конституционные положения и нормы федерального законодательства, устанавливающие правовой режим внешнеэкономических отношений субъектов Федерации, анализируется региональная законодательная база внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга.
При проведении дипломного исследования использовались методы системного, логического и сравнительного, в том числе статистического, анализа и т.д.
Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Также в дипломном проекте 7 таблиц, 7 рисунков, список литературы состоит из 90 источников и 2 приложений.
Согласно определению большинства специалистов в области государственного регулирования внешнеэкономическими связями можно считать определенную совокупность направлений, форм, а также методов и средств торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между субъектами государственного управления 1.
Внешнеэкономические связи также включают в себя валютно-финансовые и кредитные отношения между странами, регулирование которых преследует цель рационального использования преимуществ международного разделения труда, использование возможностей международных экономических отношений между странами, что в целом означает повышение экономической эффективности хозяйственной и предпринимательской деятельности объектов государственного регулирования 2.
Внешнеэкономические связи включают в себя экономику, политику, дипломатию, торговлю, промышленное производство, кредитно-финансовые и валютные операции, научные исследования 3.
Многие специалисты проводят собственную классификацию внешнеэкономических связей, которые требуют государственного регулирования.
В частности, Е. Ф. Авдокушин предлагает включить во внешнеэкономические связи следующие направления:
- внешняя торговля;
- международное
- международное научно-
- международное инвестиционное сотрудничество;
- валютно-финансовое
- экономическое и техническое содействие 4.
Очевидно, что сущность государственного регулирования в области внешнеэкономических связей заключается в том, чтобы обеспечить гармонию интересов между объектами внешнеэкономической деятельности.
Сам механизм государственного регулирования должен включать в себя разнообразные инструменты, средства и рычаги, обеспечивающие полноценное воздействие на систему национальных экономических интересов, которые отражают внешнеэкономические связи страны 5.
Также государственное регулирование в области внешнеэкономических связей может пониматься как определенная система хозяйственных и политических мер, которые осуществляются государственными органами.
Предпринимаемые государственными органами меры должны способствовать углублению и расширению участия страны (объекта государственного регулирования) в системе международного разделения труда, что повышает эффективность общественного производства и оптимизацию общей структуры потребления.
В таком случае государственное регулирование в области внешнеэкономических связей является основной частью механизма воспроизводства национального экономического потенциала страны. Следовательно, при таком понимании страна представляет собой основной объект государственного регулирования, в который входит регулирование национальной экономики страны в целом, включающей воспроизводственную, технологическую, отраслевую, территориальную структуры, научно-технический прогресс, сферу социальных отношений, окружающую среду и другие компоненты национальной экономики 6.
Цели государственного регулирования в области внешнеэкономических связей могут быть конкретизированы в зависимости от остроты определенных проблем, которые возникают в хозяйственной или социальной сферах на данный период времени. Также могут быть связаны с преодолением кризиса экономики (как это происходило недавно в России), с необходимостью структурной перестройки производственного потенциала страны, с защитой отечественного производителя, с увеличением занятости населения, с оздоровлением финансовой ситуации в стране, с борьбой инфляции и др.
От достижения поставленных целей определяются конкретные направления, масштабы и формы государственного регулирования в области внешнеэкономических связей. При этом существенное влияние оказывают внутриэкономические и внешнеэкономические установки страны (объекта государственного регулирования) и общий интегральный вектор интересов субъектов внешнеэкономической деятельности 7.
Многие специалисты отмечают, что государственное регулирование в области внешнеэкономических связей может быть осуществлено только с помощью применения определенных мер.
А. В. Клименко включает в государственное регулирование внешнеэкономических связей следующие аспекты:
1. Административные средства.
2. Денежные и кредитные средства.
3. Бюджетные средства.
4. Регулирование политики.
5. Регулирование государственного сектора экономики 8.
По мнению В. Г. Игнатова сущность государственного регулирования в области внешнеэкономических связей должна заключаться в том, чтобы привести систему внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое могло бы обеспечить оптимальную реализацию интересов субъектов внешнеэкономической деятельности – государственных, коллективных и личных. Это должно происходить в конкретном временном периоде и ориентироваться на реализацию правовой перспективы и общепризнанных международных правил и норм 9.
По мнению А. В. Гиглавого механизм государственного регулирования в сфере международных экономических связей должен представлять собой определенную систему, включающую в себя принципы, методы и инструменты управления отношений субъектов внешнеэкономической деятельности.
Данная система должна включать три основных блока:
- принципы государственного управления;
- совокупность конкретных
методов и инструментов
- совокупность институционно-правовых структур 10.
Совокупность институционно-правовых структур является одним из основных блоков государственного регулирования в области внешнеэкономических связей.
В блок институционно-правовых структур включаются следующие механизмы государственного регулирования:
- международные акты;
- национальные акты;
- договора;
- соглашения;
- нормы;
- правила;
- обычаи;
- другие документы, регулирующие
порядок осуществления
Вопрос эффективности государственного регулирования в области внешнеэкономических связей всегда остается актуальным.
Некоторые специалисты
предлагают оценивать
- эффективность распределения и использования имеющихся национальных экономических ресурсов с точки зрения обеспечения потребления товаров и услуг населением страны;
- влияние системы регулирования
на рост экономического
- обеспечение занятости населения;
- распределение доходов
между субъектами
- стабильность рыночных цен;
- качество жизни в стране;
- экономическая безопасность страны 12.
Сам механизм государственного регулирования в области внешнеэкономических связей состоит из двух элементов, связанных между собой, это:
- национальный компонент;
- международный компонент 13.
Наличие этих двух компонентов позволяет утверждать, что сам механизм государственного регулирования в области внешнеэкономических связей зависит от влияния определенных международных рычагов и инструментов.
Степень данного международного влияния зависит от степени интеграции национального воспроизводственного потенциала в международные связи, от роли и места национальной экономики страны в мировом хозяйстве 14.
Если рассматривать государственное регулирование в области внешнеэкономических связей как определенную систему, ее изучение предполагает выделение четырех основных элементов:
- элемент внешнеэкономической политики;
- «технологический» элемент;