Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, лекция

Краткое описание

лекции к госэкзамену по специальности госуправление

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен.doc

— 664.00 Кб (Скачать файл)

Домохозяйство - это экономическая единица, состоящая из одной или более единиц. Следует отметить, что именно объект предопределяет содержание регулирования, его формы и методы. В условиях Республики Беларусь переходного к рынку периода в качестве важнейших объектов государственного регулирования следует выделить:

• качественное преобразование процесса воспроизводства;

• денежное обращение;

• условия и  источники накопления капитала;

• структуру  народного хозяйства;

• структуру  форм собственности;

• процессы разгосударствления, демонополизации и приватизации государственной собственности;

• формирование конкурентной среды;

• формирование и развитие системы предпринимательства;

• развитие социальной сферы;

• механизм социальной защиты населения;

• трудовые отношения;

• окружающую среду;

• внешнеэкономические  связи.

 

9. Экономика  Республики Беларусь как объект  гос-ого регулирования.

Рассматривая  в качестве объекта регулирования  национальную экономику, т.е. экономику  конкретной страны, анализ ее развития следует проводить как с позиции общих теоретических подходов, так и с учетом особенностей, состояния социально-экономического развития на данном этапе, уровня развития производительных сил и производственных отношений.

Беларусь была одной из наиболее благополучных  республик бывшего Советского Союза. На конец 80-хгг. XX в. приходится наивысший уровень ее социально-экономического развития. Занимая 0,9% территории бывшего СССР и имея 3,6%

населения и 3,4% стоимости основных производственных фондов, Беларусь в 1990 г. производила 4% валового национального продукта, 4,5% промышленных товаров и 5,6% продукции сельского хозяйства тогдашней огромной страны. Экономика республики являлась частью единого народнохозяйственного комплекса СССР. 90% имущества, составляющего объекты производства, принадлежало государству и огосударствленным колхозам и кооперативам. До 80% объектов народного хозяйства на территории республики управлялись непосредственно из центра отраслевыми ведомствами. Централизованно устанавливались фонд оплаты труда, доходы, развитие социальной инфраструктуры и многие другие параметры социально-экономического функционирования экономики республики.

Развиваясь  как глубоко и широко интегрированная  часть народнохозяйственного комплекса  СССР, республика была зависимой от него и по источникам материально-технических ресурсов, и по рынкам сбыта готовой продукции. Вся структура народного хозяйства ориентировалась на вывоз продукции в другие регионы и не была приспособлена к достаточному удовлетворению собственных потребностей.

Наиболее зависимой от экономических связей оказалась

промышленность  республики, где оборот ввоза и  вывоза продукции достигал почти 75% общего объема промышленного производства. До 40% промышленной продукции предназначалось  для военных целей.

Существенной особенностью экономики республики того периода был экстенсивный путь ее развития. Сравнительно высокие темпы роста производства сопровождались еще более высокими темпами ресурсопотребления. Основные показатели эффективности (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость) снижались на протяжении последних 20 лет. Так, материалоемкость ежегодно возрастала на 0,2-0,5%, фондоотдача снижалась на 3-3,5% в год, а уровень производительности труда был в 1,5-2 раза ниже, чем в развитых капиталистических странах. Ежегодно падал прирост продукции на 1 рубль капитальных вложений, и за 20 лет он снизился примерно наполовину. И лишь благодаря крайне низким ценам, в сравнении с мировыми, на энергетические и сырьевые ресурсы и ценам на готовую продукцию, приближенным к мировым, республика имела благоприятный торговый и платежный баланс.

Беларусь отличалась неразвитостью социальной сферы  и сферы услуг, на долю которых  приходилось 16% национального дохода.

Такова была экономическая ситуация в республике к моменту провозглашения ее независимости.

К 1995 г. в основном было завершено формирование экономических институтов суверенного государства, создана независимая кредитно-денежная и банковская система, сформированы органы управления, выстраивалась инфраструктура рынка товаров, рабочей силы и капиталов, складывался реальный облик модели экономического развития республики социально ориентированного типа. Актуальной стала новая задача: создать предпосылки для перехода от спада производства к его стабилизации и последующему росту. Она нашла отражение в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг., где в качестве приоритетов были определены: экспорт, жилье, продовольствие.

Была принята  программа социально-экономического развития РБ на 2000-2010 гг., п затем на 2010-2020гг.

В 1998 г. в России разразился финансово-экономический  кризис. Его негативное воздействие  на экономику Беларуси во многом было обусловлено:

• высоким уровнем  ориентации внешней торговли республики на неустойчивый рынок России;

• низкой конкурентоспособностью белорусских товаров;

• отсутствием  равновесия в финансовой системе, разбалансированностью  цен, неустойчивостью обменного  курса.

Все это говорит  о том, что при вхождении в XXI век ситуация в экономике республики все еще остается сложной и противоречивой. Беларусь находится на начальном этапе трансформации своего хозяйства в социально ориентированную рыночную экономику.

Социально ориентированная белорусская модель предполагает тип рыночной экономики, основой которой является плюрализм форм собственности, значительная степень участия государства в обеспечении эффективного функционирования экономики, регулировании доходов населения и занятости, формировании условий, обеспечивающих удовлетворение наиболее значимых потребностей всего населения. Такой тип экономики является повернутым и открытым для всех.

Одна из особенностей белорусской модели - сильная роль государства, т.е. значительно большая, чем в других странах, глубина  его погружения в протекающие  социально-экономические процессы.

Переход от административно-командной  системы к рыночной экономике  не может быть осуществлен в виде единовременного акта, а требуется  достаточно длительный - переходный - период.

ЕСЛИ  ЕСТЬ ВРЕМЯ!!!!

В процессе формирования социально ориентированной модели экономики Республики Беларусь в  условиях переходного к ней периода  необходимо:

• создать условия  для ускоренного формирования и  развития частного сектора экономики  в республике;

• при достаточно высоком удельном весе государственного сектора экономики обеспечить его безболезненное функционирование в рыночной среде;

• сохранить  значительную роль государства и  как регулятора построения соответствующей  модели экономики, и как субъекта хозяйствования;

• сочетать рыночный механизм регулирования с вмешательством государства в социально-экономические  процессы;

• создать соответствующую  методологическую основу регулирования, включая четкую отработку функций  государства, подходов, принципов и методов государственного регулирования экономики.

 

10. Функции  государства в системе регулирования  экономики

Роль и сущность системы регулирования экономики  предопределяют и раскрывают функции  государства. Всю многогранную и разнонаправленную совокупность функций государства можно условно объединить в две группы.

Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы. Это создание и поддержание правовой базы (защита прав и собственности, законодательное регулирование взаимоотношений между потребителями, производителями, наемными работниками, поддержание общественного порядка, защита конкуренции, борьба с монополизмом и т.д.). Государство определяет и поддерживает, обеспечивает соблюдение определенных правил рыночной игры.

Вторая группа функций государства связана с усилением и развитием самой экономической системы. Она включает меры, стабилизирующие экономические процессы и обеспечивающие экономический рост, социальную справедливость, влияющие на инфляционные процессы и т.д.

Из совокупности функций  государства выделим важнейшие.

Защита экономического правопорядка и экономической безопасности. Она служит опорой любой хозяйственной системы, а для рыночной экономики, которая основана на взаимовыгодных сделках равноправных партнеров, при свободе выбора является важнейшей. Законодательные и правоохранительные действия государства призваны преодолевать подобного рода диктаторские формы хозяйствования, а грубые и силовые, наносящие ущерб, пресекать.

Обеспечению экономической безопасности способствуют поддержание оптимальной структуры производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов, предотвращение криминализации хозяйственной деятельности внутри страны, расслоения общества, а также стремления промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях.

Целевая функция предполагает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития страны и определение сроков их реализации. Целевая функция включает множество целей, соединенных в единую систему, имеющую определенную иерархическую структуру. В связи с тем, что регулирующий потенциал государства ограничен, цели в иерархической структуре размещаются по степени их важности и по времени реализации.

Также выделяют генеральную и конкретные цели государственного регулирования экономики.

Генеральной целью государственного регулирования экономики являются экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Достижение генеральной цели требует реализации множества конкретных целей, которые в совокупности с генеральной образуют дерево целей.

Цели государственного регулирования экономики разрабатываются и реализуются в тесной увязке друг с другом и, как правило, в современных правительственных и партийных программах в различных странах формируются в виде многоугольников:

• треугольника (экономический рост, уровень занятости, стабильность цен);

• четырехугольника (треугольник плюс внешнеэкономическое равновесие);

• пятиугольника (четырехугольник плюс социальная справедливость);

• шестиугольника (пятиугольник плюс охрана и улучшение окружающей среды).

Наиболее распространены четырех- и пятиугольник, называемые магическими.

Стратегической  долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, с учетом национальных особенностей, для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании. Это генеральная цель. Ее достижение предполагает поэтапное развитие экономики Республики Беларусь, что отражено в прогнозных и программных документах страны. В Концепции развития народного хозяйства Республики Беларусь на 2001-2015 гг. выделены следующие этапы и их задачи:

• на первом этапе, в 2001-2005 гг. экономика по основным параметрам должна достигнуть уровня 1990 г.;

• на этапе 2006-2010 гг. должны быть сформированы условия для возобновления  экономического роста, реализации активной структурной политики и повышения уровня жизни народа;

• в период 2011-2015 гг. намечено заложить основы постиндустриального  общества, приступить к формированию нового технологического базиса производства, осуществить переход к инновационной  конкурентоспособной ресурсосберегающей модели экономики на основе рационального сочетания рыночных механизмов и методов государственного регулирования.

Важнейшими функциями  государства также являются:

• направляющая и координирующая функции, которые обеспечивают выбор путей достижения поставленных целей, сбалансированность важнейших макроэкономических пропорций;

• распределительная и перераспределительная функции речь идет о распределении и перераспределении национального дохода между сферами и отраслями народного хозяйства, а также между отдельными группами населения. Для реализации этой функции главными являются налоговая политика и бюджетное регулирование;

• стимулирующая функция связана с активизацией сил, движущих развитие общества. Она реализуется через систему всевозможных льгот (субсидий, дотаций, налогов и др.), с помощью которых государство обеспечивает продвижение экономики в заданном направлении;

• контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности. Важнейшей составной частью этой

Информация о работе Государственное управление