Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, лекция

Краткое описание

лекции к госэкзамену по специальности госуправление

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен.doc

— 664.00 Кб (Скачать файл)

сдерживающая – целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;

воспроизводственная – предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов;

перераспределительная – обеспечение процесса перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направления одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другой – в централизованный фонд государственных ресурсов, т. е. в бюджет государства;

контрольная – своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счете определять  необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства;

социальная – поддержание социального равновесия путем уменьшения 
неравенства в реальных доходах отдельных групп населения.

Таким образом, функции налогов выявляют их социально-экономическую  сущность, выражающуюся в принудительном изъятии определенной части доходов  у предприятий и населения, имеющих  объекты налогообложения. Каждая функция  отражает определенную сторону налоговых и финансовых отношений.

 

28. Виды  налогов, механизмы их формирования  и направления использования.

Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение.

Состав налогов  налоговой системы Беларуси можно  классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др.

Применение  классификационных кодов позволяет  получать оперативную информацию о состоянии налоговых процессов, выявлять негативные стороны налоговой техники и исправлять их.

Классифицируя налоги по различным признакам, следует  отметить, что по характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, т.е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые  налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

Основными видами косвенных налогов являются акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.

В настоящее  время акцизы делятся на индивидуальные (налогообложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.

Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек, пива) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.

Таможенные пошлины: облагаются импортные и экспортные товары.

Одним из классификационных  признаков налогов является их деление  на общие и специальные (целевые).

Общие налоги – налоги, которые обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.

Специальные целевые налоги – налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.).

В зависимости  от органа, взимающего налог и в  распоряжение которого он поступает, налоги классифицируются следующим образом: существуют государственные (республиканские) налоги, устанавливаемые верховной властью, взимаемые на основе государственного законодательства и поступающие в госбюджет, и местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты.

По объекту  обложения: имущество, земля, капитал, средства на потребление.

В зависимости от источника: доход, прибыль, выручка, себестоимость.

По методу налогообложения (от ставки): прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, твёрдые.

Классификация налогов может быть осуществлена и в зависимости от трех способов налогоизъятия.

Первый способ (кадастровый) предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. На таких же принципах построен и используется для исчисления налога на землю земельный кадастр в Беларуси.

Второй способ (декларационный) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления –  декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.

Третий способ (административный) предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др.

ЕСЛИ  ЕСТЬ ВРЕМЯ!!!

Применяются следующие  методы уплаты налога:

  • наличный платеж, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме;
  • безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;
  • гербовыми марками, т.е. с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклеивания их на официальный документ, после чего документ имеет законную силу.

Вывод: значение налогов трудно переоценить, так как они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве самого механизма  косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

 

29. Инструменты  воздействия налоговой системы  на экономику.

Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы  на экономику явл-ся налоговые льготы. В США их более 100, в Великобритании – 80. Налоговые льготы обычно носят региональный характер (если предприятие функционирует в отсталом раойне) или селективный характер (если они касаются приоритетных наукоёмких или экспортных производств). Налоговые льготы выражаются прежде всего в пониженных ставках налогообложения. Для некоторых предприятий в основном связаны с НТП. Налоговые льготы явл-ся отсрочкой от уплаты налога или полное освобождение от него (малые и вновь образованные предприятия пользуются такими льготами). Во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налога на прибыль в течение 2 лет существования, 3 год – 25% прибыли, а вся прибыль облагается из 6 года. Манипулирование ставками налога – это обязательный элемент налоговой политики развитых стран. Так в 80-90е годы во многих странах ставки были значительно снижены. Так в США ставка налога на прибыль корпорации была снижена с 46% до 34%. В Японии с 42 до 37,5%, в Великобритании с 52 до 39%. В чрезвычайных условиях во многих странах вводится налог на сверх прибыль предприятия. Главное требование налоговой системы в современных условиях- это её устойчивость, нейтральность в отношении к рыночному механизму, обеспечение равных условий хозяйствования всем субъектам рыночной экономики.

 

30. Дефицитное  финансирование гос-ой деятельности.

Один из источников финансирования гос деятельности на ряду с налогами – правительственные займы и денежные (кредитные эмиссии). Такой источник финансирования известен как финансирование за счёт гос долга или дефицитное финансирование и широко используется правительством всех стран. Гос долг связан с перераспределением ВНП и частью национального богатства для формирования дополнительных ресурсов гос-ва путём займов денежных средств у частных лиц и институтов, а также за счёт кредитов иностранных гос-в.

Структурно гос долг вкл-ет:

1.финансовую  задолженность – т е денежные  обяз-ва гос-ва в связи с  займом кредитных средств.

2.административную  задолженность – долги по платежам (задолженность по выплате з/п).

Иногда в  состав гос долга могут включаться долговые обязательства гос-ва по поручительству (например финансовые гарантии для содействия импортно-экспортной деятельности). Происхождение кредитных средств позволяет их рассматривать как внутренний и внешний долг гос-ва. В качестве кредиторов гос-ва:

1.бансковская  система

2. небанковский  сектор (система соц страхования)

3. зарубежные  гос-ые и частные организации.

Гос долг выступает  в 2 основных формах:

1.гос ЦБ: ликвидные,  анонимны, могут свободно обращаться на вторичном рынке (фондовая биржа).

2. записи на  бухгалтерских счетах: долги, оформленные в виде записи на бухгалтерских счетах не могут перекупаться и продаваться, в этой форме оформляется незначительная часть гос долга.

Основное назначение гос долга: быть инструментом регулирования  экономики. Эта функция достигается с помощью решения 2 задач:

  1. фискальная: получить финансовые средства для нужд гос-ва.
  2. Регулирующая: использовать эти средства для стабилизации экономики и стимулировать эк-ий рост.

Если основные гос обязательства сосредоточены  не в банковском секторе, то влияние гос-ва на уровень инвестиций, сбережений и потребления будет прогнозирован:

1.в период  эк-ого спада путём займов гос-во  мобилизует накопление денежных  средств с помощью которых  гос мероприятия будут стимулировать  конъюнктуру

2. в период  становления и подъёма гос-во размещает свои займы в частном секторе за счёт перегрева экономики.

3. если кредитование  осущ-ся за счёт банковской  системы, то воздействие гос  долга на эк-ую конъюнктуру  сложнее, т е изменение потребления,  сбережений, инвестиций осущ-ся опосредованно через банковскую систему. Таким образом гос долг связан с гос регулированием экономики, с необходимостью смягчения противоречий между эк-ими и соц потребностями в общ-ве и возможностью их удовлетворения за счёт бюджетных средств. Поэтому очень важно целевое назначение гос кредитных ресурсов, т е на какие нужды идут гос средства, т е на удовлетворение эк-их и соц-х нужд общ-ва или на увеличение административных расходов гос-ва (во 2-ом случае гос долг не явл-ся средством гос регулирования экономики, а отражает кризисные процессы в хоз-ве и поэтому требует активных стабилизационных мер гос-ва).

Двойственная  природа гос долга определяемая его целевым назначением обуславливает  противоречие воздействия гос задолженности  на экономику: стимулирующая и дестимулирующая. Отсюда возникает необходимость регулирования гос долга, от методов которого зависит будет ли гос задолженность бременем или стимулом эк-ого развития. Основные направления регулирования гос долга – это регулирование объёма состава и структуры гос задолженности. Методы регулирования гос долга разнообразны:

1.замена долгосрочных  кредитных бумаг долговременными  обязательствами.

2. замена долгосрочных  ЦБ краткосрочными.

Важный канал  регулирования гос долга –  приватизация гос собственности, с помощью которой можно стабилизировать гос бюджет. Сущ-ют и институциональные методы регулирования, что выразилось в результате новой статистики отдельных отраслей регулирования гос задолженности в конституции, но эти методы не вполне действуют. В целом возможность использования гос долга определяется уровнем развития страны.

 

31. Гос  долг как инструмент регулирования  экономики.

Один из источников финансирования гос деятельности на ряду с налогами – правительственные  займы и денежные (кредитные эмиссии). Такой источник финансирования известен как финансирование за счёт гос долга и широко используется правительством всех стран. Гос долг связан с перераспределением ВНП и частью национального богатства для формирования дополнительных ресурсов гос-ва путём займов денежных средств у частных лиц и институтов, а также за счёт кредитов иностранных гос-в.

Но если государственный  долг превышает ВВП более, чем  в 2,5 раза, появляется угроза стабильности экономики, устойчивости денежного обращения.

Государственный долг может быть внутренним и внешним, краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (от 1 до 5 лет), долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее тяжелы для страны краткосрочные долги, требующие выплат с высокими процентами. Продление срока выплат ведет к увеличению процента: требуется выплата процентов на проценты. Государство, как правило, старается консолидировать краткосрочную и долгосрочную задолженности, т.е. превратить их в долгосрочные долги, продлив срок выплаты основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.

Информация о работе Государственное управление