Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, лекция
лекции к госэкзамену по специальности госуправление
сдерживающая – целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;
воспроизводственная – предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов;
перераспределительная – обеспечение процесса перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направления одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другой – в централизованный фонд государственных ресурсов, т. е. в бюджет государства;
контрольная – своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счете определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства;
социальная – поддержание социального
равновесия путем уменьшения
неравенства в реальных доходах отдельных
групп населения.
Таким образом, функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, выражающуюся в принудительном изъятии определенной части доходов у предприятий и населения, имеющих объекты налогообложения. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых и финансовых отношений.
28. Виды
налогов, механизмы их
Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение.
Состав налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др.
Применение
классификационных кодов
Классифицируя налоги по различным признакам, следует отметить, что по характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, т.е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.
Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.
Основными видами косвенных налогов являются акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.
В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (налогообложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.
Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек, пива) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.
Таможенные пошлины: облагаются импортные и экспортные товары.
Одним из классификационных признаков налогов является их деление на общие и специальные (целевые).
Общие налоги – налоги, которые обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.
Специальные целевые налоги – налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.).
В зависимости от органа, взимающего налог и в распоряжение которого он поступает, налоги классифицируются следующим образом: существуют государственные (республиканские) налоги, устанавливаемые верховной властью, взимаемые на основе государственного законодательства и поступающие в госбюджет, и местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты.
По объекту обложения: имущество, земля, капитал, средства на потребление.
В зависимости от источника: доход, прибыль, выручка, себестоимость.
По методу налогообложения (от ставки): прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, твёрдые.
Классификация налогов может быть осуществлена и в зависимости от трех способов налогоизъятия.
Первый способ (кадастровый) предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. На таких же принципах построен и используется для исчисления налога на землю земельный кадастр в Беларуси.
Второй способ (декларационный) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.
Третий способ (административный) предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др.
ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ!!!
Применяются следующие методы уплаты налога:
Вывод: значение налогов трудно переоценить, так как они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве самого механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.
29. Инструменты воздействия налоговой системы на экономику.
Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на экономику явл-ся налоговые льготы. В США их более 100, в Великобритании – 80. Налоговые льготы обычно носят региональный характер (если предприятие функционирует в отсталом раойне) или селективный характер (если они касаются приоритетных наукоёмких или экспортных производств). Налоговые льготы выражаются прежде всего в пониженных ставках налогообложения. Для некоторых предприятий в основном связаны с НТП. Налоговые льготы явл-ся отсрочкой от уплаты налога или полное освобождение от него (малые и вновь образованные предприятия пользуются такими льготами). Во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налога на прибыль в течение 2 лет существования, 3 год – 25% прибыли, а вся прибыль облагается из 6 года. Манипулирование ставками налога – это обязательный элемент налоговой политики развитых стран. Так в 80-90е годы во многих странах ставки были значительно снижены. Так в США ставка налога на прибыль корпорации была снижена с 46% до 34%. В Японии с 42 до 37,5%, в Великобритании с 52 до 39%. В чрезвычайных условиях во многих странах вводится налог на сверх прибыль предприятия. Главное требование налоговой системы в современных условиях- это её устойчивость, нейтральность в отношении к рыночному механизму, обеспечение равных условий хозяйствования всем субъектам рыночной экономики.
30. Дефицитное
финансирование гос-ой
Один из источников финансирования гос деятельности на ряду с налогами – правительственные займы и денежные (кредитные эмиссии). Такой источник финансирования известен как финансирование за счёт гос долга или дефицитное финансирование и широко используется правительством всех стран. Гос долг связан с перераспределением ВНП и частью национального богатства для формирования дополнительных ресурсов гос-ва путём займов денежных средств у частных лиц и институтов, а также за счёт кредитов иностранных гос-в.
Структурно гос долг вкл-ет:
1.финансовую задолженность – т е денежные обяз-ва гос-ва в связи с займом кредитных средств.
2.административную
задолженность – долги по
Иногда в состав гос долга могут включаться долговые обязательства гос-ва по поручительству (например финансовые гарантии для содействия импортно-экспортной деятельности). Происхождение кредитных средств позволяет их рассматривать как внутренний и внешний долг гос-ва. В качестве кредиторов гос-ва:
1.бансковская система
2. небанковский сектор (система соц страхования)
3. зарубежные гос-ые и частные организации.
Гос долг выступает в 2 основных формах:
1.гос ЦБ: ликвидные, анонимны, могут свободно обращаться на вторичном рынке (фондовая биржа).
2. записи на бухгалтерских счетах: долги, оформленные в виде записи на бухгалтерских счетах не могут перекупаться и продаваться, в этой форме оформляется незначительная часть гос долга.
Основное назначение гос долга: быть инструментом регулирования экономики. Эта функция достигается с помощью решения 2 задач:
Если основные
гос обязательства
1.в период
эк-ого спада путём займов гос-
2. в период становления и подъёма гос-во размещает свои займы в частном секторе за счёт перегрева экономики.
3. если кредитование
осущ-ся за счёт банковской
системы, то воздействие гос
долга на эк-ую конъюнктуру
сложнее, т е изменение
Двойственная
природа гос долга определяемая
его целевым назначением
1.замена долгосрочных
кредитных бумаг
2. замена долгосрочных ЦБ краткосрочными.
Важный канал регулирования гос долга – приватизация гос собственности, с помощью которой можно стабилизировать гос бюджет. Сущ-ют и институциональные методы регулирования, что выразилось в результате новой статистики отдельных отраслей регулирования гос задолженности в конституции, но эти методы не вполне действуют. В целом возможность использования гос долга определяется уровнем развития страны.
31. Гос
долг как инструмент
Один из источников финансирования гос деятельности на ряду с налогами – правительственные займы и денежные (кредитные эмиссии). Такой источник финансирования известен как финансирование за счёт гос долга и широко используется правительством всех стран. Гос долг связан с перераспределением ВНП и частью национального богатства для формирования дополнительных ресурсов гос-ва путём займов денежных средств у частных лиц и институтов, а также за счёт кредитов иностранных гос-в.
Но если государственный долг превышает ВВП более, чем в 2,5 раза, появляется угроза стабильности экономики, устойчивости денежного обращения.
Государственный долг может быть внутренним и внешним, краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (от 1 до 5 лет), долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее тяжелы для страны краткосрочные долги, требующие выплат с высокими процентами. Продление срока выплат ведет к увеличению процента: требуется выплата процентов на проценты. Государство, как правило, старается консолидировать краткосрочную и долгосрочную задолженности, т.е. превратить их в долгосрочные долги, продлив срок выплаты основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.