Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, лекция

Краткое описание

лекции к госэкзамену по специальности госуправление

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен.doc

— 664.00 Кб (Скачать файл)

Внутренний  государственный долг - это долг государства своему населению. Для  Республики Беларусь внутренний государственный долг определяется задолженностью Совета Министров перед юридическими и физическими лицами на территорий республики. Он бывает в форме кредитов, государственных займов, других долговых обязательств, гарантированных правительством.

Внешний государственный  долг - это задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг для страны - большое бремя, государство несет за него особую ответственность. Его невыплата чревата отказом в выделении новых займов. Внешний государственный долг Республики Беларусь отражает общую сумму основного долга Беларуси и ее резидентов только под гарантию Правительства по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Мировой банк определяет государства, несущие тяжелое бремя  внешнего долга (низкий уровень кредитной  безопасности), по трем показателям:

1) отношение  общей суммы долга к ВНП;

2)  отношение  общей суммы долга к годовому  объему экспорта;

3) отношение  выплат по долгу в течение  года к экспертной выручке.

Устанавливаются пороговые значения этих показателей  и в случае их превышения условия  выделения новых займов ужесточаются и будут более обременительными для страны (требуются особые поручительства или залоги, устанавливаются более высокие проценты).

Погашение внешнего долга является первоочередной задачей государства. Для этого используются различные пути: выплата за счет золотовалютных резервов, консолидация внешнего долга, конверсия - превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции, обращение к международным банкам -региональному, Всемирному и т.д.

Увеличение  внутренней, а также внешней задолженности  можно рассматривать как инструмент оживления экономики. Однако уровень задолженности не должен превышать предела, за которым дополнительных доходов государства будет недостаточно для выплат процентов по займам. Превышение пороговой задолженности (50% ВВП) может повлечь серьезные последствия для экономики страны.

В соответствии с бюджетной политикой Республики Беларусь на современном этапе уровень внешнего и внутреннего долга устанавливается исходя из параметров экономической безопасности страны. Лимит внешнего долга республики не должен превышать 2 млрд. долларов США. Следует отметить, в современных условиях размеры внутреннего и внешнего долга в Республике Беларусь не превышают установленных предельных величин.

 

32. Современные  тенденции налоговой политики.

Национальная налоговая политика должна базироваться на определенной государственной концепции налогообложения, учитывающей объективные факторы экономического развития и макроэкономические тенденции, и характеризоваться системными, взаимосвязанными изменениями налогового законодательства и масштабностью осуществляемых правительством мероприятий экономической политики.

Налоговая система  характеризуется в странах развитой экономикой:

  1. Прогрессивным характером налогообложения.
  2. Частыми изменениями ставок налогообложения в зависимости от эк-ой конъюнктуры в стране.
  3. Наличие разнообразных налоговых льгот.
  4. Определение начальных сумм, необлагаемых налогом.

Всё это делает налоговую систему гибкой и способствует её дифференцированному использованию.

 В 2011 году  в Беларуси необходимо расширить перечень видов деятельности индивидуальных предпринимателей, по которым будет уплачиваться единый налог. Предлагается также снизить с 10% до 8% налоговую ставку, установленную для доплаты единого налога в зависимости от выручки.

В последние годы налоговая система Беларуси претерпела существенные изменения как в части структуры, так и с позиций методологии исчисления основных налогов. В результате преобразований она стала более последовательной, снизилось ее фискальное давление на экономику. Это при том, что налоги формируют основу государственного бюджета. Налоговая политика является неотъемлемой частью социально-экономической политики страны. Она развивается и изменяется вместе с приоритетами государства.

Современные тенденции  налоговой политики должны опираться на следующие эффективные мероприятия:

  • сокращение количества малозначащих для бюджета видов налогов;
  • инвентаризация и уменьшение необоснованных налоговых льгот;
  • снижение ставок штрафа и пени за нарушение налогового законодательства и более объективное рассмотрение налоговых конфликтов в арбитражных судах;
  • более существенное льготирование инвестиционного вложения предприятий и организаций;
  • расширение механизмов налоговых каникул, кредитов и реструктуризации налоговых долгов, особенно по штрафам и пени;
  • повышение минимальных уровней необлагаемой налогом базы.

Эти и ряд  других направлений призваны оптимизировать налоговое бремя во взаимосвязи  с повышением налоговой дисциплины и соблюдением налогового законодательства.

 

33. Теоретические  основы денежно-кредитной политики.

ДКП – это  одно из основных средств воздействия  гос-ва на эк-ие процессы. Эта политика направлена на регулирование основных макроэк-их показателей.

Кредитно-денежная политика республики в 1999 г. была основана на использовании эффективных инструментов распределения денежной массы и кредитных ресурсов между секторами экономики, включая сбережения и резервы финансового сектора и населения. Для формирования кредитных ресурсов банков, направляемых в реальный сектор экономики, государство изыскивало средства на льготирование процентных ставок, обеспечивало денежную эмиссию. Были созданы новые распределительные структуры, в частности Белорусский банк развития, питаемый капиталами на инвестиционные цели. В рамках кредитно-денежной политики осуществлялись:

•    формирование механизма использования денежных ресурсов на развитие высокоэффективных экспорто- и импортозамещающих производств;

•     стимулирование инвестиций посредством  снижения нормативов обязательного  резервирования и использования льготного налогообложения банков, имеющих значительные объемы долгосрочного кредитования;

•     контроль за ростом денежной массы  и улучшение ее структуры посредством  снижения доли наличных денег и стимулирования сбережений населения путем положительных процентных ставок по депозитам и кредитам;

•     предоставление банкам централизованных кредитных ресурсов в порядке  выкупа у них на ограниченный срок иностранной валюты (операции СВОП);

 •   внедрение новых  форм привлечения средств населения.

В целях оперативного контроля за приростом чистых внутренних кредитов Национального банка ежеквартально устанавливались предельно допустимые объемы выдачи кредитов Правительству и коммерческим банкам. Политика рефинансирования банков была направлена на сокращение целевого льготного кредитования и замену его рыночными инструментами рефинансирования, использовались операции с обеспечением в форме залога государственных ценных бумаг (РЭПО), покупка на ограниченный срок иностранной валюты (операции СВОП), ломбардные кредиты.

Процентная  политика Национального банка была направлена на поддержание положительной величины реальных процентных ставок.

Операции по управлению банковской ликвидностью осуществлялись под влиянием Национального банка и были направлены на формирование процентных ставок межбанковского кредита с целью сглаживания их резких колебаний. Регулирование шло в рамках процентного коридора, задаваемого Национальным банком (верхний уровень - ставка по резервному и ломбардному кредитам, нижний - ставки по депозитам, принимаемым Национальным банком от коммерческих банков).

Продолжалось  формирование фонда обязательных резервов на основе норм, дифференцированных по срокам привлечения средств.

В 2000 г. в Беларуси проводилась жесткая кредитно-денежная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции, создание условий для оздоровления финансовой сферы. Поддержание положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, росту сбережений в национальной валюте. Вместе с тем накопленный инфляционный потенциал не позволил существенно улучшить экономическую ситуацию в республике. Положительный уровень реальных процентных ставок по вновь принимаемым депозитам способствовал формированию более дорогих кредитных ресурсов, что ограничило возможности реального сектора получать кредиты банков, особенно долгосрочные. Удержание на оптимальном для экономики уровне положительной в реальном выражении величины процентных ставок оставалась для Национального банка актуальной задачей.

Важнейшие инструменты кредитно-денежной политики будут формироваться на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих поддержание целевых параметров инфляции и курса доллара.

Будет продолжена работа по введению единой денежной единицы Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Для этого будут осуществляться поэтапное сближение важнейших положений кредитно-денежной политики Республики Беларусь и Российской Федерации, формироваться экономические, правовые и институциональные предпосылки объединения.

 

34. Кейнсианская  модель денежно-кредитного регулирования.

В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится инвестиционному спросу. Колебания в инвестициях вследствие действия эффекта мультипликатора вызовут большие изменения в производстве и занятости. Среди важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс выделяет процентную ставку, поскольку последняя представляет собой издержки получения кредита для финансирования инвестиционных проектов. Рост процентной ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень планируемых инвестиций, а следовательно, будут падать объем производства и занятость.

Цепь функциональных зависимостей можно выразить следующим  образом: рост денежной массы вызывает падение процентной ставки, это приводит к росту инвестиций, а следовательно, дохода и занятости. Кейнс рассматривал влияние процентной ставки на инвестиционную политику как рычаг, посредством которого условия денежного обращения воздействуют на экономику в целом. Вот почему анализ денежною рынка, где в результате взаимодействия спроса и предложения денег устанавливается процентная ставка, является важной составной частью кейнсианской теории. Раскрывая механизм изменения процентной ставки, Дж. Кейнс отверг классическую количественную теорию спроса на деньги и представил свою точку зрения, согласно которой деньги — один из видов богатства, а желание хозяйствующих субъектов хранить часть активов в форме денег определяется так называемым предпочтением ликвидности.

 

35. Монетаристская  количественная теория. 

Дискредитация и кризис кейнсианства способствовали реабилитации роли денег в экономике  и реанимированию на время забытых монетарных теорий. М. Фридмен и его последователи, известные в экономическом мире как монетаристы, разработали современную количественную теорию денег, которая стала чрезвычайно популярной в 70-е гг.

Монетаризм  — школа экономической мысли, акцентирующая внимание на изменениях в количестве денег в обращении как определяющей функции цен, доходов и занятости.

Монетаристы расходятся с кейнсианцами не только в вопросах роли денег в экономике, но и прежде всего в оценке функционирования рыночного хозяйства в целом. Они считают, что рыночная экономика довольно устойчива и рыночный механизм способен самостоятельно восстанавливать экономическое равновесие. Поэтому монетаристы выступают против активного вмешательства государства в экономику, отстаивают принципы свободной конкуренции вообще и в денежной сфере в особенности. Деньги рассматриваются монетаристами как решающий фактор развития производства. Чрезмерное государственное регулирование денежно-кредитной сферы может спровоцировать, по их мнению, экономический кризис.

Анализ деловых  циклов и денежного обращения  позволил М. Фридмену и его единомышленникам существенно модернизировать классическую количественную теорию денежного обращения, особенно для краткосрочных временных интервалов. Так, монетаристы, рассматривая скорость обращения денег как переменную величину, считают, что предлагаемая ими теория позволяет предсказать поведение этой переменной. В качестве основных факторов, определяющих скорость обращения денег, они выделяют ожидаемый уровень инфляции и процентную ставку. Монетаристы также выявили взаимосвязь между изменением темпов роста денежной массы, реального и номинального ВНП и показали, что изменение темпов роста денежной массы влияет на реальный объем производства быстрее, чем на цены. Например, в пределах одного делового цикла темпы роста денежной массы в обращении после некоторой задержки, обычно в несколько месяцев, вызывают изменения в темпах роста номинального ВНП. Сначала значительная часть изменений в номинальном ВНП отражает изменения в реальном ВНП, т.е. изменения в реальном количестве товаров и услуг, производимых в экономической системе. В дальнейшем, если темпы роста денежной массы значительно превосходят среднегодовые темпы экономического роста, существенную часть изменений в номинальном ВНП составляют изменения абсолютного уровня цен. Таким образом, ускорение роста номинального ВНП, вызванное увеличением денежной массы, лишь вначале приобретает форму возрастающего реального объема производства, сопровождающегося уменьшением безработицы. Впоследствии замедление темпов роста реального производства приводит к тому, что рост цен поглощает все большую часть влияния на экономику, обусловленного изменением темпов роста денежной массы. При замедлении темпов роста денежной массы замедляются в обратном порядке соответствующие изменения номинального и реального ВНП.

Информация о работе Государственное управление