Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, лекция

Краткое описание

лекции к госэкзамену по специальности госуправление

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен.doc

— 664.00 Кб (Скачать файл)

• разработка методов  и средств достижения макроэкономической стабилизации, создания условий для  устойчивого экономического роста;

• подготовка и  корректировка научно обоснованных концепций, государственных программ и прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную, краткосрочную перспективу;

• анализ и оценка социально-экономической ситуации, выработка в связи с этим необходимых  мер и предложений;

• координация  деятельности в бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, ценовой, инвестиционной и социальной политике;

Министерство  экономики играет определяющую роль в развитии экономической политики республики и ответственно за ее реализацию.

В структуре Министерства экономики созданы с правами юридического лица:

• департамент  по предпринимательству;

• департамент  по управлению государственным имуществом;

• департамент  по санации и банкротству;

• фонд поддержки  малого и среднего бизнеса;

• фонд государственного имущества.

Министерство  экономики осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими министерствами и иными республиканскими органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами, международными экономическими и финансовыми организациями, предпринимательскими, научными организациями, общественными союзами, ассоциациями и институтами и т.д.

В условиях экономического суверенитета республики принципиально  меняются подходы к формированию финансовых отношений, выполнение задач  которых осуществляет Министерство финансов. Принцип самофинансирования при формировании финансово-бюджетной базы предполагает обеспечение народнохозяйственных потребностей республики собственными финансовыми ресурсами. Важнейшими функциями становятся формирование республиканского и местных бюджетов; сохранение добровольных внебюджетных фондов; распределение и использование финансовых ресурсов; организация республиканского финансового рынка и др.

При Министерстве финансов Республики Беларусь созданы  департаменты: Департамент по надзору за страховой деятельностью, Департамент по драгоценным металлам, Департамент государственных знаков.

Важная роль в формировании трудовых отношений  принадлежит Министерству труда и социальной защиты, которое обеспечивает регулирование трудовых и многих социальных процессов.

Министерство  статистики и анализа (Минстат) и его территориальные органы дают объективную систематическую оценку развития социально-экономических процессов, конъюнктуры рынка, уровня и качества жизни населения и т.д. В условиях переходного периода Минстат обеспечивает единообразие учета и статистики для всех субъектов хозяйствования.

Функции, связанные  с регулированием налогов и сборов в республике, обеспечивает Министерство по налогам и сборам.

При Министерстве по налогам и сборам создан Департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из пищевого сырья и табачных изделий.

 

17. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой

Отраслевыми республиканскими органами управления являются соответствующие министерства, комитеты, концерны, объединения, союзы, учреждения. Они регулируют важнейшие комплексы и отрасли народного хозяйства республики: промышленность, топливно-энергетический комплекс, строительный комплекс, транспорт и связь и т.д. Основные функции и деятельность отраслевого управления определяются исходя из специфики каждой отрасли, направлений ее реформирования. Государственное регулирование промышленности осуществляет Министерство промышленности. Главной его задачей является государственное регулирование деятельности предприятий машиностроительной, металлообрабатывающей, радиоэлектронной, приборостроительной, металлургической, химической, нефтехимической и медицинской промышленности (независимо от их ведомственной подчиненности).

Министерству  промышленности подчинены: Белорусский  государственный научно-производственный концерн порошковой металлургии, Белорусский государственный научно-производственный концерн межотраслевого машино- и приборостроения ≪Белмашприбор≫, Белорусское государственное объединение по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов.

В целях преодоления  ведомственной разобщенности, усиления координации развития топливоснабжающих  систем, сбережения и эффективного использования энергоресурсов создано Министерство энергетики. Основной принцип его деятельности заключается в том, что вопросы перспективного развития организационно-экономического управления решаются комплексно по всей территории, а техническое обеспечение функционирования отдельных звеньев (газоснабжение, электроснабжение, снабжение нефтепродуктами и твердыми видами топлива) - по отраслевой принадлежности.

Министерству  энергетики подчинены: Белорусское  государственное предприятие по транспортировке и поставке газа ≪Белтрансгаз≫, Белорусский государственный энергетический концерн ≪Белорусский концерн по топливу и газификации≫.

Проведение  единой дорожно-транспортной политики, независимо от вида транспорта, возложено  на Министерство транспорта и коммуникаций.

В его  состав входят: департамент по авиации, департамент Белавтодор, бел ж/д. В структуре государственного регулирования АПК особая роль принадлежит Министерству сельского хозяйства и продовольствия. Содержание его функций сосредотачивается в основном на перспективах и координации развития отраслей АПК, государственной инспекции, защите интересов комплекса перед другими сферами народного хозяйства, а также интересов производителей. Министерству сельского хозяйства и продовольствия подчинен Белорусский государственный производственно-торговый концерн по морскому рыболовству, завозу, переработке и реализации рыбы и рыбопродукции. При Министерстве создан с правами юридического лица Департамент по хлебопродуктам, а также Департамент по государственному испытанию и охране сортов растений, Департамент по государственному контролю в семеноводстве.

В системе государственного регулирования строительства образовано Министерство архитектуры и строительства. С его помощью должны получить широкое развитие различные виды строительных, строительно-монтажных, проектно-строительных и других организаций, основанных на многообразных формах

собственности: государственной, акционерной, арендной, кооперативной, частной.

 

18.Органы  гос контроля  и их основные  функции и задачи в сфере  регулирования эк-их отношений.

Важнейшей функцией любого государства является контрольная функция, предполагающая контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности, а также контроль за исполнительной властью.

В Республике Беларусь государственный контроль обеспечивает Комитет государственного контроля, образованный Президентом Республики Беларусь. Он контролирует исполнение республиканского бюджета, исполнение нормативных актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В его компетенцию также входит контроль за расходованием средств республиканского и местного бюджетов на содержание государственного аппарата, за соблюдением законодательства по вопросам аренды, разгосударствления, приватизации и отчуждения объектов государственной собственности, инвестиционной деятельности и т.д.

Решения Комитета государственного контроля, его территориальных  органов и должностных лиц могут быть обжалованы в судебном и ином, установленном законодательством порядке.

В рамках своей  компетенции контрольные функции  выполняют и другие органы государственного управления.

К органам особой компетенции относится институт прокурорского надзора в Республике Беларусь.

Прокуратура Республики Беларусь в своей деятельности руководствуется  законом «О прокуратуре Республики Беларусь».

Прокуратура Республики Беларусь обеспечивает надзор за точным и единообразным исполнением  законов органами государственного управления, общественными объединениями, политическими партиями и движениями, субъектами хозяйствования, должностными лицами и гражданами, причем органы прокуратуры выступают как самостоятельные и независимые. Надзор осуществляется от имени высшего органа государственной власти и распространяется на территорию всего государства. Он осуществляется даже в отношении тех органов и организаций, которые сами призваны осуществлять контроль. Прокурорский надзор обладает только ему присущим качеством всеобщности.

Прокуратура республики и ее органы на местах составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих  прокуратур вышестоящим. В нее входят:

  • Прокуратура Республики Беларусь;
  • Прокуратуры областей, г. Минска;
  • Прокуратуры районов, городов;
  • Межрайонные прокуратуры;
  • Специализированные прокуратуры (транспортная, военная, природоохранная, по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях).

Возглавляет Прокуратуру Генеральный прокурор, который назначается на должность Президентом с согласия Совета Республики и освобождается от должности Президентом с уведомлением Совета Республики и подотчетен Президенту.

Прокуратура (за исключением случаев, оговоренных  в законе) не отменяет решений других органов, не выносит решений о  праве, не применяет наказаний к нарушителям закона, а требует, чтобы компетентные органы, общественные организации и должностные лица своей властью в пределах данных им полномочий устранили нарушение закона и приняли меры воздействия к нарушителям.

Деятельность органов прокуратуры направлена на достижение одной цели – всемерного укрепления законности и правопорядка в обществе и государстве.

 

19. Гос-ые  органы регулирования социальной  сферой.

В развитии и  регулировании социальной сферы участвуют практически все органы государственного управления на всех уровнях управленческой иерархии: законодательные, исполнительные и контролирующие, экономические, отраслевые и функциональные, республиканские и местные органы управления и самоуправления. Активное участие принимают и общественные формирования: профессиональные союзы, общество потребителей, ассоциации предпринимателей и др.

Вместе с  тем в системе органов государственного управления Республики Беларусь созданы органы регулирования социальной сферы. Они сформированы на принципе комплексности, позволяющем охватить все объекты социальной сферы и обеспечить решение поставленных целей социального развития республики. Основными объектами и направлениями государственного регулирования социальной сферы являются:

• население, трудовые ресурсы, занятость, миграция, рынок труда;

• доходы, уровень  и качество жизни населения;

• социальная защита населения, борьба с бедностью, социальное страхование и др.;

• развитие отраслей социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, культура, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм и др.).

К государственным  органам регулирования социальной сферы относятся:

Министерство  труда и социальной защиты населения, Министерство образования,

Министерство  здравоохранения, Министерство культуры,

Министерство  спорта и туризма, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство архитектуры и строительства.

Главные цели органов государственного регулирования социальной сферы - стабилизация уровня жизни и повышение трудовой мотивации населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа.

Одним из главных  органов государственного регулирования  социальной сферы является Министерство труда и социальной защиты населения. В его функции входят:

• выработка политики и координация действий в области:

- труда; - народонаселения; - занятости и миграции;

- уровня и  качества жизни населения;

• социальное страхование;

• пенсионное обеспечение;

• предоставление социальных гарантий и компенсаций.

В составе Министерства труда и социальной защиты с правами юридического лица выделен Фонд социальной защиты населения и департамент гос инспекции труда.

Министерства здравоохранения, образования, культуры выступают в качестве координирующего звена в структуре органов государственного управления по проведению государственной политики в данных сферах независимо от ведомственной подчиненности объектов их деятельности.

В Министерство спорта и туризма входит департ-т по туризму.

Министерство  жилищно-коммунального хозяйства определяет жилищную политику государства и осуществляет проведение в республике жилищной реформы.

Информация о работе Государственное управление