Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, лекция

Краткое описание

лекции к госэкзамену по специальности госуправление

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен.doc

— 664.00 Кб (Скачать файл)

функции является государственный контроль за количественными и качественными параметрами социально-экономического развития общества, а также стратегическими ресурсами. Контроль осуществляется через соответствующие контролирующие органы, а также через органы управления различного уровня.

 

11. Формы  и методы гос-ого регулирования.

В условиях рыночных отношений и переходного к  рынку периода в системе государственного регулирования экономики используются самые разнообразные формы и методы, обеспечивающие выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения.

По  форме участия государства в регулировании экономики и методам его влияния на хозяйственную деятельность выделяют административно-распорядительные и эк-ие методы, а также прямые и косвенные (рис. 2.1).

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т.д. К мерам принуждения относятся правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (требования охраны труда, установление очистных сооружений и т.д.).

В развитых странах с рыночной экономикой применение административно-распорядительных методов ограничено, но в критических ситуациях (военные действия, кризисные явления в экономике, стихийные бедствия) их роль возрастает.

Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству

Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенные — опосредованно, например, через налоги, кредитование.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики  является государственный заказ, позволяющий активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство. На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для жизнеобеспечения страны, ее безопасности, реализации региональных, республиканских и межгосударственных целевых программ, развития регионов.

Государственный заказ в разных странах называется по-разному: государственный заказ, государственный рынок, контрактная система во Франции или федеральная контрактная система в США. Задачи госзаказа состоят в формировании портфеля заказов товаропроизводителю на поставку потребителям заданного количества продукции, выполнение конкретных видов услуг и работ. Он обеспечивает оптимальные пропорции между спросом и предложением, выполняет функции гаранта жизнеобеспечения всех социальных слоев населения, формирует страховые запасы и резервные фонды. В нашей республике формирование и размещение государственного заказа регулируется Законом Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд», принятым в 1994 г., другими нормативными актами и осуществляется на основе государственного контракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки.

 

12. Конституция  – основа устройства гос-ва, создания  органов управления, прогнозирования,  планирования, регулирования и контроля  в РБ.

Конституция –  это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной  власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами).

Конституция Республики Беларусь – правовая основа белорусского государства. Именно этот Основной Закон государства регулирует все стороны его жизнедеятельности, определяет политические, экономические, социальные и другие основы государственности. 

На основе Конституции  формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Она – основной, первичный источник национального права. По этой причине конституцию нередко называют ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в белорусской Конституции ссылка на закон имеется около ста раз.

Благодаря закрепленному  в конституции правовому статусу  органов государственной власти можно определить иерархию принимаемых  ими нормативных актов. При этом следует иметь в виду, что сама конституция обладает верховенством  по отношению ко всем иным правовым актам. Это ее важнейшее юридическое свойство. Соответствующие правила (о верховенстве конституции) закрепляются в самом основном законе. Приоритет конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.

Конституция является не только юридическим, но и политическим документом, в котором фиксируется  политический и социальный компромисс политической борьбы между различными силами общества. Конституция является «документом, отражающим достигнутую степень развития общественных отношений, которые служат предметом ее регулирования. Конституция определяет участников политического процесса и рамки, в которых протекает этот процесс».

Конституция как  документ политический может рассматриваться и в качестве программы. В этом смысле она содержит ориентиры развития государства и общества. Конституция содержит нормы-цели, определяющие направления движения всех участников политического процесса. Практически все современные (демократические) конституции содержат нормы-принципы, нормы-цели, которые являются основой для реальных действий государственных институтов (органов представительной, исполнительной, судебной властей) в настоящем.

Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 г.

24 ноября 1996 года Конституция была обновлена и дополнена по результатам референдума. Существенная часть изменений - перераспределение полномочий в пользу исполнительной власти и президента, в частности.

Современная редакция Конституции Республики Беларусь состоит из преамбулы, 9 разделов, в которых 8 глав и 146 статей.

17 октября 2004 года на референдуме из Конституции было изъято положение, ограничивающее право одного лица избираться президентом более чем на два срока подряд.

 

13. Президент  – глава гос-ва и исполнительной власти.

Республика Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан выступает Президент.

Институт президентства  предусматривает создание исполнительного аппарата (администрации президента), который обеспечивает ему реализацию конституционных полномочий.

Институт президентства  в Республике Беларусь был введен в 1994 году одновременно с принятием  новой Конституции, согласно которой Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти.

Президент явл-ся главой гос-ва и высшим должностным  лицом республики. Он гарантирует  реализацию направлений внутр и  внешней политики, предст-ет РБ в  отношениях с другими гос-вами и международными организациями. Президент обеспечивает взаимодействие органов гос.власти, осуществляет посредничество между ними.

Президент – это единоличный глава государства, должностное лицо, который получает свои полномочия в результате избрания его гражданами или парламентом путем прямых или косвенных выборов на определенный срок.  Полномочия президента закрепляются конституционно.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в  государственном механизме и  в системе разделения властей. В организационном отношении Президент самостоятелен – он избирается народом. Он не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности.

Президент оказывает  существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. Он вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, противоречащие Конституции республики, определять структуру Правительства и устанавливать порядок его взаимодействия с республиканскими органами государственного управления. С целью повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Президентом Беларуси создана «исполнительная вертикаль».

Президент Республики Беларусь имеет  достаточно широкие полномочия, которые  по существу касаются всех направлений  организации и осуществления государственной власти. Это – реализация исполнительной власти, участие в законодательном процессе, формирование судебной системы, организация и формирование госаппарата.

Президент Республики Беларусь олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов, и обеспечивает их исполнение. Президент образует, упраздняет и реорганизует:

  • Администрацию Президента Республики Беларусь;
  • органы государственного управления;
  • консультативные и иные органы при Президенте.

С согласия Палаты представителей Президент назначает  на должность Премьер-министра, назначает  и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов. С согласия Совета Республики Президент назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка и освобождает их от должности. Назначает и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля, назначает на должность руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус.

Деятельность Президента в области  государственной кадровой политики и идеологии обеспечивает Администрация Президента. Она осуществляет также подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента.

 

ЕСЛИ  ЕСТЬ ВРЕМЯ!!!!

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗ-ТА В СФЕРЕ ИСПОЛН-ОЙ ВЛАСТИ.

Президент РБ:

1) назначает  республиканские референдумы;

2) назначает  очередные и внеочередные выборы  в Палату представителей, Совет  Республики и местные представительные  органы;

4) назначает  6 членов Центр-ой комиссии РБ  по выборам и проведению республ-их  референдумов;

5) образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента РБ, др ОГУ, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;

10) назначает  шесть судей Конституционного  Суда, иных судей РБ;

11) освобождает  от должности Председателя и  судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;

15) имеет право  председательствовать на заседаниях  Правительства РБ

16) назначает  руководителей республиканских  органов государственного управления  и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;

25) имеет право  отменять акты Правительства; 

26) непосредственно  или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;

27) формирует  и возглавляет Совет Безопасности  РБ; назначает на должность и  освобождает от должности Гос-ого  секретаря Совета Безопасности;

28) является  Главнокомандующим Вооруженными  Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;

ПРЕЗИДЕНТ РБ прекращает свои полномочия:

1 окончание  срока полномочий

2 уход в отставку (отставка принимается палатой  представителей)

3 досрочное  освобождение от должности (при стойкой неспособности, по состоянию здоровья, осуществить обяз-сти президента) такое решение принимается палатой представителей.

Информация о работе Государственное управление