Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, лекция
лекции к госэкзамену по специальности госуправление
К основным методам планирования относятся также балансовые методы, позволяющие обосновать пропорциональность развития экономики с помощью системы взаимосвязанных материальных, трудовых, стоимостных балансов.
Основой нормативного метода служит регулирование и обоснование пропорций, затрат и результатов деятельности производственных и непроизводственных сфер, плановых заданий и показателей с помощью технических, технико-экономических, экономических и других нормативов (налогов, платы за ресурсы, норматив распределения прибыли, цен, проценты за кредиты и др.).
24. Бюджет, его функциональная роль в регулировании эк-ки.
Основой финн-ой базы в гос-ом регулировании рыночной экономики явл-ся бюджет, состоящий из бюджета центрального прав-ва и бюджетов местных органов власти всех уровней. Гос бюджет – роспись гос доходов и расходов на опред-ый срок, утверждённая в законодательном порядке. Гос бюджет предст-ет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения НД и расходуемые гос-вом для осущ-ия своих ф-ий. В гос бюджете находят органическую увязку все основные финансовые операции: расходы, различные виды доходов займы. Внешне самостоятельны в бюджете они получают единую направленность, находящую отражение в проводимой гос политике.
Наиболее сложной проблемой для всех стран является сбалансированность бюджета, т.е. достижение равенства доходной и расходной частей. Благоприятное исполнение бюджета - это превышение доходов над расходами, что составляет профицит бюджета. Однако, как правило, расходы превышают доходы, что создает бюджетный дефицит.
Доходная часть гос бюджета образуется в основном сбором налогов. Расходная часть гос бюджета развитых стран: расходы на содержание вооружённых сил и гос аппарата, финансирование хоз-ва и соц инфраструктуры (соц обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука), а также выплата процентов по гос долгу. Исторически структура гос расходов определялась в потребностях конкретных условиях. Первая и вторая мировые войны вызвали расширение военных расходов. В мирное время на рост гос расходов оказали эк-ие и соц факторы. В развитых странах эти факторы – главная причина роста гос расходов. В наст время доля гос расходов в ВНП: США – 36%, Япония – 33%, Германия – 46%, Англия – 43%, Фр и Италия – 50%, Канада – 44%, Швеция – 60%.
Бюджет выполняет функции: фискальную (создание фин. базы функционирования гос-ва). В условиях фактического отсутствия у него собственных доходов, исключая доход от гос союственности;
Экономического регулирования (исполнения гос-вом налогов как основного источника доходов в бюджет для проведения соц политики);
социальную (использование гос бюджета для перераспределения доходов, решение проблем соц. развития).
Осуществляя эти ф-ии гос-во не должно ослаблять рыночные стимулы регулирования, поэтому бюджетная политика гос-ва должна строится на синтезе рыночного и гос-ого механизмов регулирования.
Концепции использования бюджета.
Использование гос бюджета в качестве одного из основных рычагов воздействия на экономику опирается на теоретические концепции. На протяжении многих лет господствовала концепция нейтрального бюджета: если не требуется коренного изменения, сложившегося под воздействием рынка естественного порядка. Концепция привязывала всю политику гос-ва к сбалансированию бюджета и предусматривала нейтральность вмешательства воспроизводственного потенциала. Считалось, что нормальное функционирование финансов – это и есть эффект функция экономики, т е бюджет решал чисто финансовые задачи: изъятие и распределение денежных средств. Эта политика такого распределения имела свои недостатки:
1.она ограничивала размах эк-х операций, время их проведения, особенно крупномасштабных и долговременных.
2.снижалась
эффективность эк-их операций, т
к налоговые льготы
3. снижалась
эластичность гос бюджета., мешало
возможности быстро
4. сокращение
гос расходов в период спада
увеличило вероятность
Кейнсианский рецепт использования гос бюджета впервые признал за бюджетные рычаги ещё и ф-ии по стабилизации экономики. Кейнсианский рецепт, в его основе лежит концепция функциональных финансов. Согласно ей формирование и реализация бюджетной политики включает как финансовые, так и эк-ие точки зрения. Главное – сбалансированность экономики. При чём достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как положительным сальдо бюджета, так и возрастанием бюджетного дефицита. Хотя это явление для гос бюджета негативно, но не настолько, чтобы проводить финансовое выздоровление экономики в ущерб экономическому, особенно в период кризиса.
Согласно концепции функциональных финансов, решение проблемы дефицита невозможно без кардинального решения вопросов финансовой стабильности и в этом состоит эк-ий подход бюджетной политики гос-ва. Кейнсианская стратегия бюджетного регулирования, а затем теория экономики предложения превратили концепцию функциональных финансов в реализуемые на практике модели эк-ого регулирования в развитых странах.
25. Гос бюджет РБ, принципы построения.
Центральным звеном
в финансово-кредитной системе является бюджет. Он представляет
собой централизованный
фонд денежных ресурсов, которым располагает
правительство страны для содержания
государственного аппарата, вооруженных
сил, а также выполнения необходимых социально-экономических
функций. В нем объединяются все основные
финансовые институты - различные виды
доходов и расходов. По сути, бюджет — это годовой финансовый
план формирования и использования
денежных средств государства или соответствующих
административно-
Организацию бюджетной
системы и принципы ее построения
определяет бюджетное устройство. Бюджетное устройство в Республике
Беларусь предопределено ее административно-
Бюджетная система РБ включает республиканский и местные бюджеты. Республиканский бюджет является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканскцх органов государственной власти и управления. Он обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение в области хозяйственного, культурного строительства и обороны.
Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления. К ним относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся на бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские - городов районного подчинения), базового (районные и городские - городов областного подчинения) и областного.
Республиканский бюджет и бюджеты областей и города Минска в совокупности образуют консолидированный бюджет республики.
Законодательной основой явл-ся Законам РБ «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах».
Построение бюджета РБ основано на соблюдении определённых принципов:
1.принцип единства:
сосредоточение в бюджете всех
расходов и доходов гос-ва. В
гос-ве должны существовать
2. принцип полноты:
означает, что по каждой статье
бюджета учитываются все
3. принцип реальности: правдивое отражение доходов и расходов гос-ва.
4. принцип гласности:
обязательное информирование
В современных условиях в практике больш-ва стран наблюдается некоторые несоблюдения принципов.
Гос-во через бюджет может регулировать рыночную экономику. Методы: налоги, прямое бюджетное финансирование, субсидирование, выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантий, создание особых фондов и резервов для предупреждения диспропорций в развитии эк-ки.
В РБ бюджетная система в части гос. расходов решает задачи общеэк. развития: обеспечивает стабильный уровень цен, высокую степень занятости, эк. рост, внешнеэк-кое равновесие.
В соотв-вии с Программой соц-эк. развития РБ на 2001-2005 гг. бюджетная политика направлена на инвестирование бюдж. ср-в в формирование конкурентоспособной структуры нац. эк-ки, реализацию соц-эк. приоритетов и гос. программ, проведение активной соц. политики.
26. Тенденции
и противоречия бюджетной
Наиболее сложной проблемой для всех стран является сбалансированность бюджета. Благоприятное исполнение бюджета - это превышение доходов над расходами, что составляет профицит бюджета. Однако, как правило, расходы превышают доходы, что создает бюджетный дефицит.
Для покрытия дефицита бюджета используются государственные займы (внутренние, внешние), дополнительная эмиссия денег. Государственные займы осуществляются в различных формах: в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов, кредитов банков. К эмиссии денег прибегают в критических ситуациях: например, в условиях войны, длительного кризиса.
Однако и займы, и эмиссия оказывают негативные последствия для экономики страны. Особенно опасна эмиссия: в результате ее развивается неконтролируемая инфляция, снижается инвестиционная активность, падает уровень жизни населения. Государственные займы менее опасны, но и они подрывают основы рыночной экономики: если принудительно размещаются государственные ценные бумаги, то ограничиваются кредиты частным фирмам, что вызывает на рынке ссудных капиталов удорожание кредита - рост учетной ставки.
Если задолженность государства накапливается, она превращается в государственный долг. Во всех странах с рыночной экономикой существуют бюджетные дефициты и государственный долг. Но если государственный долг превышает ВВП более, чем в 2,5 раза, появляется угроза стабильности экономики.
27. Роль и назначение налогов в системе гос-ого регулирования.
Среди множества
экономических рычагов, при помощи
которых государство
Согласно п.1. ст. 6 Общей части налогового кодекса Республики Беларусь «налогом признаётся обязательный индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты».
Не являются налогами, сборами (пошлинами) платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых кодексом и иными актами налогового законодательства, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.
Налоги, подобно государственному кредиту, расходам государства и т. д., являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Они выражают общие свойства, присущие другим финансовым категориям, и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. В то же время налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых категорий.
Во-первых, движение
стоимости в налоговых
Налогам как относительно самостоятельной подсистеме сложной системы государственных финансов присуща прежде всего фискальная функция – «формирование бюджетного фонда государства», в которой полностью и проявляется общественное назначение этой категории: обеспечение государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами. Эта основная функция налогов характерна для всех государств, в бюджетах которых доля налоговых поступлений колеблется от 80 до 95%.
Также выделяют регулирующую функцию – регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов. Суть ее сводится к тому, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, а ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов, освобождаются от налогообложения. Поэтому данная функция имеет три составляющие:
стимулирующая – оказывает влияние на воспроизводство, стимулируя его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения, используя систему льгот и освобождений;