Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, лекция
лекции к госэкзамену по специальности госуправление
4 смещение с должности президента в связи с совершением гос.измены или иного тяжкого преступления.
5 в случае смерти.
В случае вакансии выборы през-та должны быть проведены не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.
Президентом РБ может быть:
Гражданин РБ по рождению, не моложе 35лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в республике не менее 10 лет непосредственно перед выборами.
Президент избирается непоср-но народом на основе всеобщего, свободного равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Срок полномочий президента 5лет. Кандидат на должность президента выдвиг-ся гр-ами при наличии не менее 100тыс.подписей избирателей. Выборы президента назначаются палатой представителей не позднее чем за 5месяцев и проводятся не позднее чем за 2 месяца до истечения срока полномочий предыдущего президента. Считается что выборы президента состоялись, если в голосовании приняли участие более половины гр-н РБ, включенных в список избирателей. Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины гр-н принявших участие в голосовании.
Президент вступает в должность с момента принятия присяги. Президент приостанавливает членство в полит-их партиях и др.общ-ых объедин-х, преследующих полит-ие цели на весь срок полномочий.
14. Национальное
собрание – высший орган
Законодательная власть является ветвью государственной власти, деятельность которой связана с принятием законов и других правовых актов.
Парламент – это высший выборный государственный законодательный орган власти, осуществляющий представительство населения. Его легитимность обеспечивается общенародным избранием.
К общим функциям парламента относятся:
В большинстве стран парламент имеет две палаты – верхнюю, члены которой либо избираются и назначаются, и нижнюю, члены которой только избираются.
Парламент Республики Беларусь
В Республике Беларусь представительным и законодательным органом является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – состоящий из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Этот институт государственной власти в республике регламентируется Конституцией Республики Беларусь, которая определяет статус парламента как представительного и законодательного органа.
Структура парламента Республики Беларусь определена устройством государства, имеет свою организацию и функции.
Палата представителей формируется из 110 депутатов, которые избираются в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Палата представителей подготавливает и рассматривает широкий круг вопросов, в том числе:
Полномочия палаты ПР: ст 97
Депутатом палаты предст-лей явл-ся гр-н, достигший 21 года. Депутаты палаты предст-лей вып-ют свои полном-ия на профес-ой основе. Выборы депутата палаты Пр приз-ся состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей, имеющих право участвовать в выборах. Избранным счит-ся кандидат, получивший более половины голосов избирателей. Если депутат не избран пров-ся 2 тур голосования по 2 кандидатам, кот набирают наиб кол-во голосов. Во 2 туре выборы счит-ся состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25 % избирателей. Избранным счит-ся кандидат, получивший больше число голосов.
Совет Республики является палатой территориального представительства. В его состав входят по восемь депутатов от каждой области и города Минска, избранные тайным голосованием, и восемь членов, назначенных Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Респ может быть гр-н, достигший 30 лет и проживший на терр-ии соотв области или города Минска не менее 5 лет.
Право выдвижения членов Совета респ принадлежит президиумам местных советов депутатов базового ур-ня и соотв исполнит-ым комитетам. Избранным счит-ся кандидат, получивший по рез-там голосования более половины голосов депутатов, принявших участие в голосовании.
Полномочия совета республики:
Право законодательной инициативы в республике имеют Президент, депутаты Палаты представителей, депутаты Совета Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.
Формы работы палат парл-та: осн формой работы явл-ся сессии палат. Палаты собир-ся на 2 очередные сессии в году (2 октября – 80 дней, 2 апреля – 90 дней). 1-ая сессия палат парл-та должна начать работу не позднее чем ч/з 30 дней после выборов. Внеочередные сессии могут быть созваны по инициативе през-та или по требованию самих палат (не менее 2/3 голосов от полного состава). Заседания палат парл-та явл-ся открытыми. По требованию больш-ва голосов могут пров-ся закрытые заседания. През-т, его представители, ПМ и члены правит-ва могут выступать вне очереди. Одно заседание в месяц резервир-ся для вопросов депутатов палаты ПР и членов совета респ и ответов правит-ва. Заседание счит-ся правомочным, если на нём присут-ют не менее 2/3 состава палат.
ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ!!!
ПОЛНОМОЧИЯ ПАЛАТ ПАРЛ-ТА.
Срок полномочий парл-та 4 года. Полном-ия могут быть продлены только в случае войны. Полном-ия палат парл-та могут бать досрочно прекращены.
Полномочия палаты ПР досрочно прекр-ся:
ПОЛНОМОЧИЯ СОВЕТА РЕСП могут быть прекращены в случае систематич-го или грубого нарушения констит-ии.
Палаты не могут быть распущены:
Решения палаты ПР принм-ся в форме закона и постановлений. Постановления приним-ся по вопросам распоряд-ого и контрольного хар-ра.
Решения совета респ приним-ся в форме постановлений.
Решения палат парл-та счит-ся принятым, если за них проголосовало больш-во от полного состава палат. Законы подлежат немедленному опубликованию и вступают в силу ч/з 10 дней после опублик-ия.
15. Совет
министров и его основные
Правительство Республики Беларусь –
Совет Министров, который является
коллегиальным центральным орга
В своей деятельности Совет Министров подотчетен Президенту и ответственен перед Национальным собранием Республики Беларусь.
Совет Министров действует на протяжении срока полномочий Президента республики. Состав утверждается Президентом Республики Беларусь.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 516 в состав Совета Министров Республики Беларусь входят: Премьер-министр Республики Беларусь, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Президент Национальной академии наук Беларуси, министры, Председатель Комитета государственной безопасности, Председатель Государственного комитета пограничных войск, Председатель Государственного таможенного комитета, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.
ПМ назн-ся през-том РБ с согласия палаты Пред-лей нац собрания. Замы ПМ, министры, председатели гос комитетов также назнач-ся през-том. Стр-ра Сов мин:
Премьер-министр
издает в пределах своей компетенции распоряжения
Основные задачи и функции правительства:
Совет Министров Республики Беларусь имеет широкие полномочия в области экономики, социальной сферы, охраны окружающей среды, внешнеэкономической деятельности, кадровой политики, в области обеспечения законности и правопорядка.
Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.
Полномочия Правительства достаточно широки, прежде всего, в сфере формирования госаппарата и руководства его деятельностью.
Заседания Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 месяца. Оно считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов правительства. Решения принимаются большинством голосов присутствующих. В случае равенства голосов, принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий. Президент Республики Беларусь может председательствовать на заседаниях правительства по своему усмотрению.
Заседания Правительства,
как правило, носят открытый характер,
но отдельные вопросы могут
Постановления Правительства должны соответствовать не только Конституции, но и указам Президента.
Расходы на содержание Правительства определяются в республиканском бюджете.
Непосредственное
регулирование социально-
16. Республиканские эк-ие органы управления.
Ведущая роль в
решении проблем социально-
В систему республиканских экономических органов управления входят:
• Министерство экономики;
• Министерство финансов;
• Министерство труда и социальной защиты;
• нац-ый статистический комитет.
• Министерство по налогам и сборам.
Ведущим звеном
в системе экономических
Основными задачами Министерства экономики являются:
• разработка государственной
экономической политики, общей стратегии
и главных направлений