Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, лекция

Краткое описание

лекции к госэкзамену по специальности госуправление

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен.doc

— 664.00 Кб (Скачать файл)

Объем товарного рынка определяется общим объемом реализации товара в пределах границ географического рынка. Объем реализации определяется в стоимостных и натуральных показателях как сумма реализации товара на данном рынке всеми продавцами: Vij=сумма Оij

где Vij - общий объем реализации товара; Оij - объем реализации (i-того товара конкретного продавца на j-ой территории.

Если  данные об объемах реализации отсутствуют, объем рынка определяется путем  расчета по формуле: Vp = Пij+ Ввij – Ввывij

где Vp - объем рынка; Пij - объем производства i -товара на j-ой территории рынка местными товаропроизводителями; Ввij -объем ввоза (i-товара на j-ой территории рынка; Ввывij - объем вывоза i-товара за пределы j-ой территории.         

Доля  хозяйствующего субъекта-продавца (Д) на товарном рынке определяется как отношение реализованной им продукции (Оij) к объему рынка (Vij):

Д= Оij/ Vij *100

При оценке рыночной силы хозяйствующего субъекта необходимо учитывать следующие факторы:

•     доступ к сырью и рынкам сбыта  готовой продукции;

•     условия доступа доминирующего  хозяйствующего субъекта и его конкурентов  к технологии производства данного продукта;

•    формы  использования прав на промышленную собственность (патентов, лицензий, торговых знаков и т.д.);

•    возможность  монопольного ценообразования и  установление необоснованно высоких цен;

•     наличие соглашений между конкурентами по поставкам необходимых товаров, услуг, прав на использование патентов, ноу-хау и т.д.;

•    позиция  за пределами данного географического  рынка, в том числе на мировом  рынке.

Активизация государственного регулирования рынка, усиление контроля за процессами концентрации экономической власти обусловили необходимость использовать количественную оценку уровня монополизации, с помощью которой можно определить степень присутствия монополиста на рынке и возможности его монопольной власти, другими словами - доминирующее положение на рынке.

 

41. Определение  доминирующего положения на рынке.

Доминирующее положение — это исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, которое дает ему возможность самостоятельно, или действуя совместно с другими хозяйствующими субъектами, диктовать условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать конкуренцию. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов), доля которого на товарном рынке превышает предельную величину, устанавливаемую соответствующими органами государственного управления. Факт доминирования устанавливается применительно к конкретному товарному рынку, на котором и анализируется положение хозяйствующего субъекта.

В разных странах  устанавливаются свои пороговые  значения, по которым определяется доминирующее положение. В Германии это 1/3 рынка для одного предприятия, более 50% -для двух, 2/3 - для трех предприятий; в Японии - более 50% для одного предприятия, более 75% - для двух предприятий; в Англии и Франции для одного предприятия - 25%.

В мировой практике известны различные способы измерения монопольной власти: коэффициент А. Лернера, индекс Харфиндела - Хиршмана и другие.

Коэффициент А. Лернера (L) рассчитывается по формуле:

L=(P – mc)/P.  Где Р - монопольная цена; МС - предельные издержки.

Его величина колеблется от 0 до 1. Чем ближе коэффициент к 1, тем больше монопольная власть хозяйствующего субъекта. Если L = 0, то имеет место свободная конкуренция.

Индекс  Харфиндела - Хиршмана (ИХХ) представляет собой сумму квадратов удельных весов предприятий и определяется по формуле:

ИХХ=сумма  от n до i =1 * xi в квадрате. Где X - доля i - той фирмы на рынке (в %);

 i - общее число фирм.

В Республике Беларусь доминирующее положение на рынке определяется в соответствии с рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь. При его установлении основываются на следующих характеристиках хозяйствующего субъекта:

•     отсутствие конкурента на рынке соответствующего товара;

•     способность хозяйствующего субъекта, не являющегося единственным производителем (продавцом) или потребителем (покупателем) данного товара, навязывать неприемлемые для покупателя или продавца условия при продаже или покупке товара, при заключении договора о поставках;

•     способность ограничивать конкуренцию  других хозяйствующих субъектов на рынке материально-технических ресурсов (сырье, материалы, оборудование, энергоресурсы и др.);

•     способность сокращать или ограничивать поставку товаров на рынок сбыта с целью получения односторонних выгод при продаже товаров, заключении договоров и соглашений о поставках.

Наличие одного или нескольких из перечисленных признаков является условием для признания доминирующего положения на рынке. Достаточным же условием для признания доминирующего положения является установление факта, что доля хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов) на данном товарном рынке определенного товара превышает установленную предельную величину.

При определении  доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке используют показатели:

•     объем произведенной продукции  в натуральном и стоимостном выражении; •     объем реализованной продукции - всего и в том числе на данном товарном рынке (республиканском, местном);

•     объем ввоза (включая импорт) данного  товара на соответствующий рынок (республиканский, местный);

•    объем вывоза (включая экспорт) данного товара за пределы соответствующего рынка (республиканского, местного);

•    рентабельность продукции;

•     количество хозяйствующих субъектов, поставляющих произведенную продукцию  на данный товарный рынок.

Могут быть использованы и другие показатели, отражающие специфику товара, особенности его производства и реализации. При этом необходимо учитывать и возможность объединенного доминирования группы хозяйствующих субъектов.

Таким образом, при определении доминирующего положения на товарном рынке следует учитывать, во-первых, наличие олигополистической структуры рынка и, во-вторых, возможность соглашений между хозяйствующими субъектами, ограничивающих конкуренцию.

 

42. Конкуренция  и её виды.

Конкуренция оживляет экономику, благодаря ей производители лишены возможности взвинчивать цены, вынуждены снижать издержки производства, повышать качество продукции, использовать в этих целях новые технику и технологии, иначе они просто будут вытеснены с рынка.

Конкуренция - процесс, при котором экономические агенты, действуя на рынке независимо, ограничивают друг друга в возможности контролировать определяющие факторы рынка. Конкуренция является соперничеством, борьбой за достижение наилучших результатов. В экономической литературе выделяют 4 типа конкуренции в зависимости от структуры рынка: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Под чистой конкуренцией понимают такую структуру рынка, при которой продукт (услуга) производится большим числом независимых друг от друга производителей. При этом каждый из производителей производит лишь часть общего выпуска продукции и не может повлиять на рыночную цену, изменить объем продаж. Чистая конкуренция на практике бывает редко. Примером могут служить рынки сельскохозяйственных товаров в развитых капиталистических странах.

Чистая  монополия — это рынок, где одна фирма является единственным продавцом товара или услуги, не имеющих близких заменителей, и монополист диктует свои условия (цену, объем).

Монополистическая конкуренция предполагает структуру рынка, включающую группу взаимозаменяемых товаров, которые отличаются качественными параметрами, функциональными возможностями. Другими словами, предлагаются различные варианты одного и того же товара, продаваемого в широком диапазоне цен. Соперничество в этих условиях проявляется не только в цене, но и в качестве, рекламе, условиях продажи.

Олигополия - структура рынка с небольшим числом продавцов данного товара, что обусловливает их взаимозависимость в определении цен и объема производства. Поведение конкурента серьезно влияет на каждого продавца, и каждый из них реагирует на стратегию и действия конкурентов. Участники рынка никогда не уверены в долговременном результате. В условиях олигополии продавец, повышая цену, всегда рискует потерять покупателя, так как соперники тут же реагируют на изменения цены. Основными видами соперничества являются повышение качества, реклама, дизайн, упаковка и т.д.

Возможности и  условия реализации товара меняются в зависимости от типа рынка, а тип рынка определяет виды и методы конкуренции. Но вид конкуренции зависит и от самого товара, реализуемого на рынке. В этом случае выделяют три вида конкуренции: функциональную, видовую, предметную. Функциональная конкуренция возникает в связи с тем, что любая потребность может быть удовлетворена самыми разнообразными способами и, соответственно, все виды, обеспечивающие ее удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Фактор функциональной конкуренции необходимо учитывать даже в отношении уникального товара.

Видовая конкуренция является следствием того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличные друг от друга по каким-либо существенным параметрам.

Предметная  конкуренция возникает, когда идентичные товары незначительно различаются или отличаются качеством. Этот вид конкуренции часто называют межфирменной.

В зависимости от механизма и методов выделяют ценовую и неценовую конкуренцию. При ценовой конкуренции товары и услуги предлагаются по более низким ценам. Это имеет место, когда необходимо внедрить на рынке новые товары, укрепить позиции в случае внезапного обострения сбыта, а также для борьбы с фирмами-монополистами. В условиях современного рынка в развитых странах центр конкурентной борьбы смещается все более в сторону неценовой конкуренции. Она основана на том, что не цена является ключевым фактором успеха в борьбе за потребителя, а его качество, сервисное обслуживание, реклама, дизайн, предоставление дополнительных услуг при реализации и эксплуатации изделий.

 

43. Сущность  инвестиций. Источники инвестирования  в экономике.

Инвестиции  относятся к числу важнейших  факторов соц-эк развития страны. Их масштабы, стр-ра и эфф-ть определяют состояние, перспективы и конкурентоспособность нац экономики. Изменение инвестиций в количественном соотношении влияет на объём общественного производства и занятости населения, структурные сдвиги в народно-хозяйственном комплексе, развитие отраслей и сфер экономики.

Инвестиции – все виды ресурсов (ценностей), вкладываемых в объекты предпринимательской и др видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) получения положительного эффекта (социального, экономического и др.). В качестве подобных ценностей могут выступать ден средства, движимое и недвижимое имущество, объекты авторского права, лицензии, патенты, программные продукты, технологии и др интеллектуальные ценности, права пользования землёй, природными ресурсами, а также любым др имуществом.

В качестве источников инвестиций могут выступать:

  • собственные средства инвесторов, включая амортизационные фонды, прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и др обязательных платежей, в т.ч. средства, полученные от продажи долей в УФ юр лица;
  • заемные и привлеченные средства, включ кредиты банков и небанковских кредитно-фин организаций, займы учредителей (участников) и др юр и физ лиц, облигационные займы.

Факторы, влияющие на инвест активность и объём инвестиций в эк-ке, относятся: ожидаемая норма прибыли; доля сбережений в доходах; ставка ссудного процента; предполагаемый темп инфляции.

В составе инвестиций выделяют иностр инвестиции. В стране-реципиенте эти инвестиции считаются иностранными, а инвестор выступает в качестве экспортера. Экспорт (инвестирование) капитала - перемещение капитала для функционирования за границу с целью его самовозрастания и получения прибыли. Формы инвестирования за границу: частного и гос капитала; прямых, кред-х и портфельных инвестиций; в тов-й и ден формах; в виде прав на собственность, в т.ч. интеллектуальную.

Займы, кредиты, предоставляемые одним гос-вом или группой гос-в др гос-ву, явл гос инвестициями. Отношения м/у гос-вами регулируются междунар-ми договорами и нормами междунар-го права. Возможны и «диагональные» отношения, когда консорциум (группа) частных банков предоставляет инвестиции гос-ву. Частные инвест-и - инвестиции, предоставляемые частн фирмами, компаниями или гражданами одной страны соответствующ субъектам др страны.

Для характеристики инвестиции группируют по определенным классификационным признакам:

  • форме собственности на инвестиционные ресурсы (государственные и частные);
  • объектам инвестиционной деятельности (долгосрочные реальные инвестиции (капитальные вложения) в создание и воспроизводство основных фондов, в материальные и нематериальные активы и др.);
      • срокам и направленности (например, краткосрочные инвестиции в оборотные средства (товарно-материальные запасы), финансовые инвестиции в государственные и корпоративные ценные бумаги, банковские депозиты и др.);
      • характеру участия в инвестировании (прямые инвестиции непосредственно в материальный объект, кредитные инвестиции, непрямые инвестиции, т.е. через посредника);
      • организационным формам (совместные предприятия, лицензионные соглашения, субподрядные компании, консорци-ональные соглашения, стратегические альянсы и т.д.).

Информация о работе Государственное управление