Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, лекция

Краткое описание

лекции к госэкзамену по специальности госуправление

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен.doc

— 664.00 Кб (Скачать файл)

 

44. Инвестиции  как объект гос-ого регулирования.

Государственное регулирование инвестиционной деят-ти: формы и методы административного и эк-го характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвест-й политики, обеспечивающей гос-е задачи соц-эк-го развития страны и её регионов, повышения эфф-ти инвестиций, обеспечения безопасных усл-й для вложений в различные инвест-е объекты. 

В целом гос регулирование осуществляется: в соответствии с гос инвест-ми программами; прямым управлением гос-ми инвестициями; введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот; предоставлением фин помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отд-х территорий, отраслей произв-ва; проведением фин и кред политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ЦБ), амортизационной политики; контролем за соблюдением гос-х норм и стандартов; антимонопольными мерами, приватизацией объектов гос собственности, в т.ч. объектов незавершенного строительства; экспертизой инвест-х проектов.

Государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране. Административные (прямые) методы регулир-я предполагают прямое воздействие на субъекты инвест-й деят-ти; гос-во обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к др субъектам эк-ки, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. К прямым методам регулирования относят:

  1. прямое управление государственными инвестициями в рамках управления гос-ми предприятиями и организациями; б) разработка и реализация государственных инвестиционных программ; в)предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субвенций, субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; г) госзаказы и организация закупок продукции для гос нужд; д) контроль за соблюдением гос норм, стандартов, правил обязательной сертификации, проведение экспертизы инвестиционных проектов.

Экономические методы воздействия государства это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путём стимулирования принятия инвестиционных решений как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества. Обычно государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во зависит от проведения фин, кред, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвест политики.  
Концепции регулирования инвест рынка: кейнсианство, монетаризм, теория экономики предложения(стимулирование предпринимательства и сбережений населения),  структуралисты, современные теории гос регулировании.

Инвестиционные политики: формализованная, неформализованная; либеральная, централизованная.

 

45. Основные  направления гос-ого регулирования  инвестиций.

В системе  государственного регулирования инвестиционной деятельности используются: амортизация, налоги, налоговые льготы, валютное регулирование, таможенные пошлины и т.д. Важнейший инструмент регулирования инвестиций -амортизация, формирующая инвестиционный потенциал предприятий, объемы инвестиций за счет их собственных средств. Норма амортизации, методы начисления и порядок использования служат важнейшими рычагами формирования и применения амортизационных средств, которые являются наиболее надежным источником финансирования инвестиций.

Процессы в инвестиционной сфере во многом определяются складывающейся эк-й обстановкой в стране, и прежде всего изменениями, происходящими в фин-кред системе, а также платёжеспособным спросом субъектов хоз-я и населения. 
Гос-я инвест-я политика на ближайшие годы исходит из того, что обеспечение высоких темпов роста инвестиций в основной капитал является важнейшим фактором дальнейшего эк-го роста, стабильного технол-го и соц-го развития РБ. 
Цель инвест политики сегодня становится улучшение макроэк-го климата в целях макс-го вовлечения в сферу инвест-й деят-ти нац-х валовых сбережений и обеспечение положительной динамики прироста инвестиций на уровне не менее 4-5% в год для сохранения устойчивого роста экономики. 
В связи с этим на первый план выходят следующие задачи: 
1) рост объёмов и эфф-ти использования источников инвест-го развития страны; 
2) эфф-я реализация новых подходов, механизмов и инструментов осуществления инвест политики;

3) формирование нормативно-правовых основ благоприятного режима инвест-й деятельности. 
Важным инструментом повышения роли гос-ва и эфф-го исп-я капитала остаётся бюджетное финансирование. В качестве нетрадиционных источников инвестирования выступает лизинговая деятельность. Лизинг - особая форма аренды, позволяет вести расшир-е воспроизв-во и инновации при расшир фин рес-в у производ-ля. 
Главн задача лизинга – увел-е с его помощью экспорта прод-и бел-х предпр-й и привлеч-е иностр-х инвест-й. Объектами в лизинге явл-ся машины и оборудование, компьютерная техника. Постоянно возникает вопрос о том, какому виду внешнего инвестирования отдать предпочтение: заимствованиям или прямым инвестициям. Предпочтительно в качестве внешних источников финн-я иметь ПИ, т.к. они не влияют на внешний долг. Однако, если они превысят 10% валовых капитальных вложений, может быть нарушена экономическая безопасность государства.

 

46. Система  поддержки благоприятного инвестированного  климата.

Важнейшим направлением гос эк-й политики нашей страны явл создание благоприятного инвест-го климата для привлечения и эфф-го исп-я иностр-х инвестиций.

РБ предлагает потенциальным инвесторам след преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно–климат-е условия, полит и соц стабильность, макроэк-ю стабилиз-ю, квалифицир-е и относительно дешевые труд ресурсы, высокий научно–технич-й и пром-й потенциал, емкий внутр-й р-к, законодат-е и организац-е обеспеч-е инвест-го процесса.

Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ, т.к. находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте–, газо–и продуктопроводов, систем связи м/у Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского рынка.

Законодательные акты: общей и специальной компетенции

Инвесторам  предоставлен преференциальный режим  для инвестирования, осуществляется гос поддержка эфф-х инвест-х  проектов, в т.ч. предоставляются льготы, гарантии, централизованные ресурсы, создаются и развиваются СЭЗ, к процессу приватизи привлекаются заруб инвесторы, осуществся совершенств-е инвест-го зак-ва:

Директивы Президента РБ №4 «О развитии предпринимательской  инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»; Указ Президента Республики Беларусь от 30 июня 2009г. №356 «О некоторых вопросах налогообложения доходов иностранных организаций», Указ № 413 «О предоставлении физ и юр лицам полномочий на представление интересов РБ по вопросам привлечения инвестиций в РБ»;

 Указ от 25 мая 2010 г. № 273 «О создании  Национального инвестиционного  агентства»: поиск стратегических  инвесторов; реализация инвестиционных  проектов «под ключ»; оказание  консультационных услуг; пропаганда инвестиционных возможностей Республики Беларусь за рубежом; установление долговременного сотрудничества с профильными международными организациями, занимающимися инвестиционной деятельностью; оказание практической помощи инвесторам по принципу одного окна; взаимодействие с органами гос управления для быстрой и адекватной реакции на инвест предложения.

Декрет Президента № 10 «О создании доп условий для  инвест-й деят-ти в РБ»: трехуровневая  сист заключения договоров.

Первый  уровень - заключение инвест договоров по решению исполкомов и органов гос управления в пределах их компетенции. Второй уровень — это инвест договоры, заключаемые по решению СовМина в рамках существующего законодательства. Третий уровень (по решению Совета Министров и согласованию с Президентом Республики Беларусь) для проектов и инвесторов, требующих предоставления преференций и льгот, не предусм-х действующим зак-вом и решениями Президента. На первых двух уровнях не треб представления инвесторами бизнес-плана и провед-я комплексн экспертизы инвестиционных проектов.

 

47. Создание  и действие предприятий с иностранными  инвестициями на территории РБ (СЭЗ).

СЭЗ как институт рын эк-ки занимают особое место в правовой сист РБ. Их развитие явл одним из приор-х направлений гос инвест политики. Сегодня каждый областной центр Беларуси может предложить как иностранному, так и отечеств-му инвестору привлекательные условия для инвестирования на территории СЭЗ.

Цели и задачи создания СЭЗ в Республике Беларусь:

  1. увеличение притока иностр-х инвестиций, улучшение инвест-го климата и привлеч-е стратег-х инвесторов;
  2. обеспечение доп благоприятных условий для привлеч-я новых и высоких технологий, передового заруб опыта;
  3. содействие международной интеграции и сотрудничеству;
  4. стимулирование экспорта и импортозамещающих производств;
  5. создание новых раб мест, повышение загрузки имеющихся производств-х мощностей;
  6. развитие и расширение сф работ и услуг;
  7. развитие инфраструктуры территорий, эффективное использ-е имеющихся;
  8. получение практических результатов функционирования СЭЗ в целях дальнейшего их использования для проведения реформ в республике.

В зависимости от целей и задач  выделяют несколько типов зон:

1) комплексные спец зоны производственного хар-ра;

2) внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного произв-ва и транзитные);

3)функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые и др.).

Факторы создания СЭЗ в РБ: СЭЗ можно рассматривать как испытательный полигон для моделей реформир-я народного хозяйства респ-ки, для апробирования новой эк-й и пром-й политики; выгодное эконом-географ-е положение РБ в центре Европы предопределяет интерес зарубежных инвесторов при освоении р-ка стран СНГ; особенности эк-ки Беларуси, характеризующ-ся недостаточной обеспеченностью прир рес-ми с одновременно высоким потенциалом перерабатывающей промышленности и квалиф-й труд рес-в, определяют ориентацию произв-ва на экспорт высокотехнол-й прод-и.

СЭЗ позволяют  активно формировать эк-ку открытого типа. В них возможно создание особо благоприятного режима для деят-ти заруб-го капитала. За счет привлеч-я иностранных инвестиций и прогрессивных техн-й, а также экспорта производимой продукции СЭЗ способствуют ускоренному развитию не только отдельных регионов, но и страны в целом.

В соответствии со ст. 1 Закона СЭЗ - это часть территории республики с точно опред-ми границами и спец правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хоз деят-ти.

На сегодняшний день в РБ функционируют 6 СЭЗ: СЭЗ «Брест»., СЭЗ "Минск" СЭЗ "Гомель-Ратон",СЭЗ «Витебск», СЭЗ "Могилев", СЭЗ "Гродноинвест"

 

48. Малое  предпринимательство как объект  гос-ого регулирования.

В широком смысле слова предпринимательство не просто разновидность человеческой деятельности, направленной на получение прибыли, а важнейшая составляющая экономической системы, основанная на инициативе, самостоятельности, экономической и личной ответственности хозяйствующих субъектов.

Малый бизнес – важн элемент рын и перех эк-ки, без которого не может гармонично развиваться гос-во. МБ во многом определяет темпы эк роста, стр-ру и качество ВНП.

МБ понимается эк деят-ть субъекта эк отношений, имеющего юр статус предпр-ля без образования юр лица, либо статус малого предприятия, с опред числом работающих, объемом прибыли и произв-го продукцию, оказыв-го услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответ-ть. С целью четк определения границ сектора МП в каждой стране законодательно устанавливаются колич и кач критерии отнесения орг-ий к категории малых предприятий. 

К субъектам МП относятся: 1. ИП, зарегистр-ые в РБ; 2. микроорганизации —комм орг-ии со ср числ-ю работников до 15 чел включ; 3. малые орг-ии -ср числ-ю раб-ов от 16 до 100 чел включ.

МП способствует: форм-ию конкур среды, насыщению потреб-го рынка, быстро реагирует на изменение конъюнктуры, сглаживает соц конфликты, создает новые раб места и составляет позитивную альтернативу крим-му бизнесу. МП явл наиб массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни общества, в которой создается и циркулирует основная масса нац ресурсов. Благодаря высокой приспособ-ти и массовому охвату практич всех сфер внутр рынка страны МП обеспечивает устойчивость развития эк-ки.

Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет.  В то же время МП играет особую роль в странах с перех эк-кой, осуществляя перераспределение ресурсов из неэфф-х отраслей в отрасли, где ресурсы исп-ся наиболее эффективно.

Информация о работе Государственное управление