Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, лекция
лекции к госэкзамену по специальности госуправление
44. Инвестиции
как объект гос-ого
Государственное регулирование инвестиционной деят-ти: формы и методы административного и эк-го характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвест-й политики, обеспечивающей гос-е задачи соц-эк-го развития страны и её регионов, повышения эфф-ти инвестиций, обеспечения безопасных усл-й для вложений в различные инвест-е объекты.
В целом гос регулирование осуществляется: в соответствии с гос инвест-ми программами; прямым управлением гос-ми инвестициями; введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот; предоставлением фин помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отд-х территорий, отраслей произв-ва; проведением фин и кред политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ЦБ), амортизационной политики; контролем за соблюдением гос-х норм и стандартов; антимонопольными мерами, приватизацией объектов гос собственности, в т.ч. объектов незавершенного строительства; экспертизой инвест-х проектов.
Государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране. Административные (прямые) методы регулир-я предполагают прямое воздействие на субъекты инвест-й деят-ти; гос-во обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к др субъектам эк-ки, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. К прямым методам регулирования относят:
Экономические методы воздействия государства
это методы, с помощью которых государство
воздействует на субъекты инвестиционной
деятельности путём стимулирования принятия
инвестиционных решений как в интересах
самих субъектов, так и в интересах всего
общества. Обычно государство
сочетает административные и экономические
методы для достижения целей в области
инвестирования. Активизация инвестиционной
деятельности во зависит от проведения
фин, кред, амортизационной, ценовой, налоговой,
валютной, инвест политики.
Концепции регулирования
инвест рынка: кейнсианство, монетаризм,
теория экономики предложения(стимулирование
предпринимательства и сбережений населения),
структуралисты, современные теории гос
регулировании.
Инвестиционные политики: формализованная, неформализованная; либеральная, централизованная.
45. Основные
направления гос-ого
В системе государственного регулирования инвестиционной деятельности используются: амортизация, налоги, налоговые льготы, валютное регулирование, таможенные пошлины и т.д. Важнейший инструмент регулирования инвестиций -амортизация, формирующая инвестиционный потенциал предприятий, объемы инвестиций за счет их собственных средств. Норма амортизации, методы начисления и порядок использования служат важнейшими рычагами формирования и применения амортизационных средств, которые являются наиболее надежным источником финансирования инвестиций.
Процессы в инвестиционной
сфере во многом определяются складывающейся
эк-й обстановкой в стране, и прежде всего
изменениями, происходящими в фин-кред
системе, а также платёжеспособным спросом
субъектов хоз-я и населения.
Гос-я
инвест-я политика на ближайшие годы исходит
из того, что обеспечение высоких темпов
роста инвестиций в основной капитал является
важнейшим фактором дальнейшего эк-го
роста, стабильного технол-го и соц-го
развития РБ.
Цель инвест
политики сегодня становится улучшение
макроэк-го климата в целях макс-го вовлечения
в сферу инвест-й деят-ти нац-х валовых
сбережений и обеспечение положительной
динамики прироста инвестиций на уровне
не менее 4-5% в год для сохранения устойчивого
роста экономики.
В связи
с этим на первый план выходят следующие
задачи:
1) рост объёмов и эфф-ти использования
источников инвест-го развития страны;
2) эфф-я реализация новых подходов,
механизмов и инструментов осуществления
инвест политики;
3) формирование нормативно-правовых
основ благоприятного режима инвест-й
деятельности.
Важным инструментом повышения
роли гос-ва и эфф-го исп-я капитала остаётся бюджетное
финансирование. В качестве нетрадиционных
источников инвестирования выступает лизинговая деятельность. Лизинг
- особая форма аренды, позволяет вести
расшир-е воспроизв-во и инновации при
расшир фин рес-в у производ-ля.
Главн
задача лизинга – увел-е с его помощью экспорта
прод-и бел-х предпр-й и привлеч-е иностр-х
инвест-й. Объектами в лизинге явл-ся машины
и оборудование, компьютерная техника.
Постоянно возникает вопрос о том, какому
виду внешнего инвестирования отдать
предпочтение: заимствованиям или прямым
инвестициям. Предпочтительно в качестве
внешних источников финн-я иметь ПИ, т.к.
они не влияют на внешний
долг. Однако, если они превысят 10% валовых капитальных вложений, может
быть нарушена экономическая безопасность
государства.
46. Система
поддержки благоприятного
Важнейшим направлением гос эк-й политики нашей страны явл создание благоприятного инвест-го климата для привлечения и эфф-го исп-я иностр-х инвестиций.
РБ предлагает потенциальным инвесторам след преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно–климат-е условия, полит и соц стабильность, макроэк-ю стабилиз-ю, квалифицир-е и относительно дешевые труд ресурсы, высокий научно–технич-й и пром-й потенциал, емкий внутр-й р-к, законодат-е и организац-е обеспеч-е инвест-го процесса.
Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ, т.к. находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте–, газо–и продуктопроводов, систем связи м/у Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского рынка.
Законодательные акты: общей и специальной компетенции
Инвесторам предоставлен преференциальный режим для инвестирования, осуществляется гос поддержка эфф-х инвест-х проектов, в т.ч. предоставляются льготы, гарантии, централизованные ресурсы, создаются и развиваются СЭЗ, к процессу приватизи привлекаются заруб инвесторы, осуществся совершенств-е инвест-го зак-ва:
Директивы Президента РБ №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»; Указ Президента Республики Беларусь от 30 июня 2009г. №356 «О некоторых вопросах налогообложения доходов иностранных организаций», Указ № 413 «О предоставлении физ и юр лицам полномочий на представление интересов РБ по вопросам привлечения инвестиций в РБ»;
Указ от 25
мая 2010 г. № 273 «О создании
Национального инвестиционного
агентства»: поиск стратегических
инвесторов; реализация инвестиционных
проектов «под ключ»; оказание
консультационных услуг; пропаг
Декрет Президента № 10 «О создании доп условий для инвест-й деят-ти в РБ»: трехуровневая сист заключения договоров.
Первый уровень - заключение инвест договоров по решению исполкомов и органов гос управления в пределах их компетенции. Второй уровень — это инвест договоры, заключаемые по решению СовМина в рамках существующего законодательства. Третий уровень (по решению Совета Министров и согласованию с Президентом Республики Беларусь) для проектов и инвесторов, требующих предоставления преференций и льгот, не предусм-х действующим зак-вом и решениями Президента. На первых двух уровнях не треб представления инвесторами бизнес-плана и провед-я комплексн экспертизы инвестиционных проектов.
47. Создание
и действие предприятий с
СЭЗ как институт рын эк-ки занимают особое место в правовой сист РБ. Их развитие явл одним из приор-х направлений гос инвест политики. Сегодня каждый областной центр Беларуси может предложить как иностранному, так и отечеств-му инвестору привлекательные условия для инвестирования на территории СЭЗ.
Цели и задачи создания СЭЗ в Республике Беларусь:
В зависимости от целей и задач выделяют несколько типов зон:
1) комплексные спец зоны производственного хар-ра;
2) внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного произв-ва и транзитные);
3)функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые и др.).
Факторы создания СЭЗ в РБ: СЭЗ можно рассматривать как испытательный полигон для моделей реформир-я народного хозяйства респ-ки, для апробирования новой эк-й и пром-й политики; выгодное эконом-географ-е положение РБ в центре Европы предопределяет интерес зарубежных инвесторов при освоении р-ка стран СНГ; особенности эк-ки Беларуси, характеризующ-ся недостаточной обеспеченностью прир рес-ми с одновременно высоким потенциалом перерабатывающей промышленности и квалиф-й труд рес-в, определяют ориентацию произв-ва на экспорт высокотехнол-й прод-и.
СЭЗ позволяют активно формировать эк-ку открытого типа. В них возможно создание особо благоприятного режима для деят-ти заруб-го капитала. За счет привлеч-я иностранных инвестиций и прогрессивных техн-й, а также экспорта производимой продукции СЭЗ способствуют ускоренному развитию не только отдельных регионов, но и страны в целом.
В соответствии со ст. 1 Закона СЭЗ - это часть территории республики с точно опред-ми границами и спец правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хоз деят-ти.
На сегодняшний день в РБ функционируют 6 СЭЗ: СЭЗ «Брест»., СЭЗ "Минск" СЭЗ "Гомель-Ратон",СЭЗ «Витебск», СЭЗ "Могилев", СЭЗ "Гродноинвест"
48. Малое
предпринимательство как
В широком смысле слова предпринимательство не просто разновидность человеческой деятельности, направленной на получение прибыли, а важнейшая составляющая экономической системы, основанная на инициативе, самостоятельности, экономической и личной ответственности хозяйствующих субъектов.
Малый бизнес – важн элемент рын и перех эк-ки, без которого не может гармонично развиваться гос-во. МБ во многом определяет темпы эк роста, стр-ру и качество ВНП.
МБ понимается эк деят-ть субъекта эк отношений, имеющего юр статус предпр-ля без образования юр лица, либо статус малого предприятия, с опред числом работающих, объемом прибыли и произв-го продукцию, оказыв-го услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответ-ть. С целью четк определения границ сектора МП в каждой стране законодательно устанавливаются колич и кач критерии отнесения орг-ий к категории малых предприятий.
К субъектам МП относятся: 1. ИП, зарегистр-ые в РБ; 2. микроорганизации —комм орг-ии со ср числ-ю работников до 15 чел включ; 3. малые орг-ии -ср числ-ю раб-ов от 16 до 100 чел включ.
МП способствует: форм-ию конкур среды, насыщению потреб-го рынка, быстро реагирует на изменение конъюнктуры, сглаживает соц конфликты, создает новые раб места и составляет позитивную альтернативу крим-му бизнесу. МП явл наиб массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни общества, в которой создается и циркулирует основная масса нац ресурсов. Благодаря высокой приспособ-ти и массовому охвату практич всех сфер внутр рынка страны МП обеспечивает устойчивость развития эк-ки.
Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В то же время МП играет особую роль в странах с перех эк-кой, осуществляя перераспределение ресурсов из неэфф-х отраслей в отрасли, где ресурсы исп-ся наиболее эффективно.