Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, лекция
лекции к госэкзамену по специальности госуправление
36. Механизм и инструменты воздействия Нац банка на предложение денег в экономике.
Кредитно-денежное регулирование является функцией и прерогативой центрального банка (ЦБ) страны. Воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, центральный банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т.д.
Выделяют три направления кредитно-денежного регулирования:
контроль над банковской системой;
регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии;
регулирование государственного долга.
В большинстве стран мира для кредитно-денежного регулирования используются общие и селективные инструменты. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: операции на открытом рынке, учетная ставка процента, нормы обязательных резервов. Селективные используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д. Как правило, центральный банк изменяет доступность некоторых видов кредита посредством контроля, регулирования риска и ликвидности банковских операций.
Учетная ставка (процентная ставка, или ставка рефинансирования) - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Другими словами, это уровень платы за кредитные ресурсы. Такого рода кредитование возможно при монополизации банковской эмиссии центральными банками. Предлагая тот или иной уровень учетного процента, центральный банк воздействует на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставленных кредитов, регулирует уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность, объем денежной массы в стране. При повышении ставки рефинансирования коммерческие банки вынужденно сокращают размеры кредитов, получаемых от центрального банка, и, следовательно, уменьшают кредитные вложения в экономику. Это отвечает стремлению центрального банка ограничить предложение денег, т.е. кредиты. Деньги в этом случае становятся дорогими, а приобретение кредитных ресурсов - невыгодным. Снижение платы за кредитные ресурсы делает их дешевыми, что позволяет коммерческим банкам приобретать у центрального банка дополнительные ресурсы, увеличивать денежные предложения субъектам хозяйствования, расширять объемы кредитных вложений в экономику.
Норма обязательных резервов (резервная норма) - это минимальный процент депозитных обязательств, которые банк должен держать в центральном банке. При увеличении нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы банков и мультипликационно уменьшается денежное предложение. При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.
Политика обязательных резервов состоит в необходимости хранения коммерческим банком части средств на беспроцентных счетах в центральном банке. Изменяя норму обязательных резервов, центральный банк может регулировать условия предоставления кредитов экономике и объем кредитных вложений. Резервные требования устанавливаются в зависимости от используемой методики - в процентах, либо к фактическому объему кредитных вложений коммерческих банков, либо к сумме привлеченных ими средств.
Применение норм обязательных резервов позволяет:
• регулировать в долгосрочной перспективе спрос коммерческих банков на деньги центрального банка;
• влиять на уровень рыночных процентных ставок, т.к. изменение объема резервов, хранящихся на беспроцентных счетах, прямо отражается на рентабельности коммерческих банков;
•регулировать внутренний валютный рынок путем установления нормы обязательных резервов на вклады в валюте.
Операции на открытом рынке служат основным инструментом регулирования денежной массы, используемым в большинстве стран мира. Через покупку или продажу казначейских ценных бумаг пополняют или снижают банковские резервы кредитной системы государства. Операции проводятся центральным банком страны совместно с группой крупных банков. Они заключаются в покупке и продаже центральным банком ценных бумаг (преимущественно государственных).
Операции на открытом рынке широко применяются в странах с хорошо развитым денежным рынком, когда государственный долг достигает больших размеров. Посредством их предоставляются денежные средства коммерческим банкам (путем покупки ценных бумаг) или изымаются денежные ресурсы (путем продажи ценных бумаг). Этим же целям служит выпуск государственных ценных бумаг. Причем их эмиссия позволяет не только изъять излишнюю денежную массу у инвесторов, приобретающих данные ценные бумаги, но и пополнить бюджет без выпуска в обращение новых денег. Очевидны преимущества использования такого регулятора в периоды высокой инфляции.
37. Политика дорогих и дешёвых денег.
На ряду с мероприятиями бюджетной политики регулирования ДКП предполагает стимулирование инвестиций через поддержание относительно невысокой процентной ставки. В этих условиях центральный банк используя основные инструменты выдвигает рост предложения денег в экономике. Для этого центральный банк снижает нормы обязательных резервов и учётную ставку, активно на льготных условиях покупает гос ЦБ у коммерческих банков и частных лиц. Коммерческие банки, получившие дополнительные ресурсы предлагают их на рынке в качестве кредитов. Увеличение предложения ссудного капитала при прочих равных условиях вызывает падение его цены, сделает заёмные средства более доступными и привлекательными для производителей. Т обр снижение процентной ставки создаёт благоприятные условия для инвестиций, а расширение производства приведёт к сокращению безработицы и эта денежно-кредитная политика получила название «политики дешёвых денег». Борьба с инфляцией требует проведения политики дорогих денег - сжатие денежной массы, для этого центральный банк повышает резервные требования и учётную ставку, продаёт гос ЦБ. Сокращение предложения денег вызовет увеличение процентной ставки и удорожание финансовых ресурсов. В целом политика дорогих денег направлена на ограничение кредитования новых проектов, снижение инвестиционной активности и темпов роста производства. Эти мероприятия должны снизить деловую активность, сократить производительную деятельность, что способствует падению темпов роста инфляции.
38. Сущность монополизма и его последствия для эк-ого роста.
Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь начало развиваться с 1991 г., когда республика встала на путь формирования рыночных отношений. Его становление осуществлялось в условиях глубокого кризиса экономики и необходимости реализации комплекса мер по стратегически важным направлениям: трансформации отношений собственности, демонополизации экономики, развитию конкурентной среды.
Для Республики Беларусь характерен монополизм особого рода - как типичное для постсоциалистических стран положение предприятия, являвшегося единственным поставщиком определенной продукции. Такие предприятия создавались как единый технологический комплекс, что в современных условиях является серьезным препятствием для их принудительной демонополизации, и тем самым отличает наш монополизм от традиционного монополизма капиталистических стран.
Сохранение монополизма в Республике Беларусь обусловили следующие причины:
• высокий уровень концентрации производства (на среднем промышленном предприятии в республике по состоянию на 1 января 1997 г. было занято 486 чел., что в 6 раз больше, чем в странах Западной Европы; но это уже меньше, чем в 1990 г. - 1010 человек, в 1992 г. - 854 чел.;
• не получившая развития диверсификация производства (отдельные виды продукции производятся на 1-4 предприятиях республики, на долю которых приходится около 70% всего выпуска);
• ряд предприятий не сумел адаптироваться к новым правовым и экономическим условиям, что сдерживает их переориентацию в соответствии с требованиями потребителей; • замедленные темпы приватизации;
• отечественный
малый и средний бизнес не составляют
серьезной конкуренции
• смещение антимонопольного регулирования на периферию государственного регулирования;
• нуждается в расширении и совершенствовании нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность предприятий-монополистов;
• ведомственные интересы отраслевых органов управления.
Система и органы антимонопольного регулирования сформировались на фоне этих факторов, обусловивших высокий уровень монополизации экономики страны. В 1991 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, его основными задачами были:
• разработка и осуществление совместно с органами государственного управления мероприятий по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности;
• контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Республики Беларусь;
• содействие созданию конкурентной среды и развитию предпринимательства.
В сентябре 1994 г. Антимонопольный комитет был преобразован в Министерство по антимонопольной политике Республики Беларусь, которое в 1996 г. было упразднено, а антимонопольное регулирование возложено на Министерство предпринимательства и инвестиций.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №516 "О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь", принятым 24 сентября 2001 г., функции управления, связанные с противодействием монополистической деятельности и развитием конкуренции, возложены на Министерство экономики Республики Беларусь.
Министерство экономики в настоящее время обеспечивает координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности; развитие конкуренции и предпринимательства; является органом, обеспечивающим реализацию государственной антимонопольной политики в Республике Беларусь.
39. Антимонопольное законодательство РБ, его специфика.
Антимонопольное регулирование обеспечивает соблюдение установленных «правил игры» на рынке, защиту прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мер.
Основой антимонопольного регулирования является законодательство государства. Законодательство, как правило, имеет территориальный характер, т.е. охватывает национальный рынок, но некоторые законы могут быть и экстерриториальными: например, в рамках ЕЭС, в зонах США, Канады.
Основные направления антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой государства, направленной против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. В развитых капиталистических странах антимонопольная политика ведется по четырем направлениям: ограничение монополизации рынка, запрещение слияния конкурирующих компаний; запрещение установления монопольных цен; обеспечение, сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.
Основой антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство, представленное серией законодательных и нормативных актов, направленных на предупреждение, пресечение и ограничение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, сговоров и соглашений на рынке, подрывающих конкуренцию. Отправным началом и основой формирования республиканского антимонопольного законодательства стал Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», принятый в 1992 году. Он дал юридическое обеспечение ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности, защите конкуренции в интересах стимулирования развития производства товаров и услуг, необходимых потребителям. Закон отражает специфику белорусского антимонопольного законодательства и показывает, что антимонопольная деятельность является необходимой составной частью рыночных преобразований, обеспечивает возможность их эффективного осуществления.
В законе определены круг полномочий антимонопольных органов по развитию товарных рынков и конкуренции, ответственность за нарушение закона.
Важную роль в системе антимонопольного регулирования играют также Законы Республики Беларусь «О рекламе» и «О защите прав потребителей». Принятый в ноябре 1993 г.
Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» определяет общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан - потребителей товаров. Закон распространяется на отношения потребителей с предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от форм собственности, условий хозяйствования, а также с гражданами-предпринимателями. Закон Республики Беларусь «О рекламе» (1997 г.) обозначил основные понятия в области рекламной деятельности, сферу применения закона, обосновал общие и специальные требования к рекламе, определил права и обязанности рекламодателей, рекламораспространителей и рекламопроизводителей, установил формы контроля за рекламной деятельностью, а также ответственность за нарушение настоящего закона.
Формирование
совершенствования
40. Товарные рынки и их характеристика.
Для реализации антимонопольного регулирования принципиально важна характеристика товарных рынков - их границ и объемов. Для установления параметров товарного рынка используются количественные и качественные показатели:
• состав покупателей и продавцов;
• товарные границы рынка;
• географические границы рынка;
• емкость товарного рынка;
• доля хозяйствующего субъекта на рынке;
• рыночная сила хозяйствующего субъекта.
Для установления параметров товарных рынков используются различные информационные источники: государственная статистика, данные хозяйствующих субъектов, выборочных опросов покупателей, ведомственных и независимых информационных центров, товароведческой экспертизы.
При определении состава покупателей и продавцов учитываются все группы покупателей, приобретающих конкретный товар, и все продавцы, функционирующие на товарном рынке, причем выявляются не только фактически действующие, но и потенциальные продавцы и покупатели. Географические границы товарного рынка - это сфера обращения товара и его заменителей, определяемая экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности потребителей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. Выделяют республиканский и местный товарные рынки.