Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, лекция

Краткое описание

лекции к госэкзамену по специальности госуправление

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен.doc

— 664.00 Кб (Скачать файл)
  1. разработки и реализации целевых гос программ содействия занятости;
  2. создания доп рабочих мест;
  3. установления брони приема на работу;
  4. предоставления услуг по проф ориентации, организации обучения по спец программам;
  5. организации адаптации к труд деятельности.

 

53. Профсоюзы  и государство в регулировании  трудовых отношений.

Профсоюз — добровольное обществ-е объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, на произв-ве, в сфере обслуживания, культуре и т. д. Как обществ-я организация профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деят-ти для защиты общих интересов и достижения уставных целей.

Задача профсоюза – быть подлинным выразителем интересов трудящихся.

Основная цель профсоюза – защита проф, труд и соц-эк-х прав и законных интересов членов профсоюза: достойная з/п раб-в, повышение жизненного ур-ня за счет совершенств-я сист оплаты тр, улучшение усл-й труда и быта, охр труда и здоровья работников, решение вопросов, связ-х с сохранением раб мест, защита одиноких матерей, оказание помощи инвалидам, ветеранам ВОВ.

Переход к рын  экономике, курс на разгосударствление и приватизацию предприятий выдвигают  в качестве основной (главной) функции профсоюзов - защиту интересов людей труда. При этом оптимальным методом реализации защитной функции становится организация правового соц партнерства - формы взаимоотношений м/у профсоюзами, предпринимателями (работодателями) и правительственными (государственными) структурами. Диапазон партнерской деятельности профсоюзов мб разным в зав-ти от конкретной ситуации - от прямого соц противостояния своим партнерам до конструктивного взаимодействия с ними. Профсоюзы выполняют и иные функции, часть кот-х непосредственно вытекает из уставов, а другие - делегированы в свое время профсоюзам государством.

Отношения с  участием профсоюзов регулируются различными видами соц норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились в практике взаимодействия профсоюзов с гос, хоз органами, работниками и формально не закреплены. Другие – предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в норм-х правовых актах.

Деятельность  профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными  общественными организациями с пом-ю внутрипрофсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах.

Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.

Независимость профсоюзов - первый из основополагающих принципов положения и деят-ти профсоюзов, обеспечивается также: прямым запретом всякого вмешательства органов гос власти и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности; имущественной самостоятельностью; правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность; запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны органов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица.

 

54. Доходы населения: виды и источники формирования. Номинальный и реальный доходы

Под доходами понимается сумма денежных средств, получаемых за определённый период времени и предназначенная для приобретения благ и услуг для личного потреблении. Важность роли доходов в формировании жизненного уровня определяется как основная часть потребительских благ и услуг реализующихся как товары. Т обр уровень потребления населения зависит от уровня доходов.

Сущ-ют 3 главных источника денежных доходов: з/п, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), соц выплаты (пенсии, пособия по безработице).

Доходы населения определяют спрос на потребление товара в сфере конечного потребления. Обычно совокупный доход семьи формируется за счёт всех трехразовых доходов. Услуги, оказываемые населению из средств республиканского и местного бюджета: услуги здравоохранения, образования, дошкольного воспитания детей, дотации на жильё, транспорт. 

Общий доход: доход до уплаты налогов и обязательных платежей (брутто-доход).

Располагаемый доход: после осущ-ия указанных платежей (нетто-доход).

Номинальный доход – доход, полученный в денежном выражении.

Реальные доходы – номинальные денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен.

Для характеристики доходов населения использ-ся также совокупные доходы населения, включ все виды и формы доходов: натур-е и ден доходы в виде льгот (налоговые льготы, всевозможные поступления от гос-ва и негос-х организаций), доходы от личного подсобного хозяйства и других видов дом деятельности.

Особую роль при хар-ке дох-в населения и дом хоз-в играют ден доходы, потребление населением основных продуктов питания, а также потребительские расходы дом хоз-в.

Выделяют три вида доходов:

Номинальные доходы - совокупность ден, натур-х и косвенных дох-в населения.

Общая сумма номинальных доходов определяется по балансу денежных доходов и расходов населения, включая натуральные доходы, полученные от общественного хоз-ва колхозов, и личного подсобного хоз-ва и национального дохода, включая косвенные доходы населения, получаемые в процессе получения услуг предоставляемых бесплатно (учреждения непроизводственной сферы).

Натуральные доходы населения формируются от семейного хозяйства, фермерского хозяйства, предприятий и организаций различных форм собственности.

Косвенные доходы население получает в процессе использования услуг, предоставляемых бесплатно учреждениями непроизводственной сферы, обслуживающими население.

Реальные доходы —один из общих показателей уровня жизни населения; это ден доходы - накопления, скорректированные на ИПЦ на товары и услуги, кот-е население использует в текущем п-де на приобретение и накопление. Реальные доходы: номинальные доходы минус суммы, уплаченные населением в виде налогов, др обязат-х платежей и оплаты услуг.

Реально используемые (конечные) доходы —часть реальных доходов, направляемая для приобретения мат благ и услуг. Определяются: реальные доходы минус ден сбережения, добровольные платежи и взноси, задолженности за товары, имущество, купленные в кредит.

В составе ден доходов выделяются: оплата труда рабочих, служащих, колхозников; соц трансферты; поступления из фин системы, доходы от собственности, предпринимательской деятельности и др.

В ден расходах и сбережениях выделяются: покупка товаров и оплата услуг; обязательные платежи и добровольные взносы; накопление сбережений во вкладах и ЦБ, покупка валюты.

Если из совокупных, денежных, номинальных доходов вычесть налоги с населения, и приросты сбережений, скорректировать их на динамику розничных цен, вычесть нетоварные платежи, скорректировать на сумму материальных расходов сферы обслуживания, то получим сумму конечных или реальных доходов.

 

55. Уровень жизни и бедность

Ур-нь жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и дух благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения общественно-признанных потребностей, соответствующих данному социально-экономического развитию страны.

Повышение уровня жизни – основная цель общественного развития гос-ва.

Структура уровня жизни:

  1. достаток – пользование благами, обеспечивающее всестороннее развитие человека.
  2. Нормальный уровень – рациональное потребление по научно обоснованным нормам.
  3. Бедность – потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства, ресурсов и труда.
  4. Нищета – минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь обеспечивать жизнеспособность населения.

Для уровня жизни важно наличие: уровня развития и степени удовлетворения потребностей населения. Уровень развития характеризует развитость потребностей, которые выступают исходным фактором, побуждающим человека к действию. Степень удовлетворения потребностей населения определяется путем сравнения удовлетворенных и желаемых потребностей. На удовлетворение потребностей направлены меры гос воздействия, связанные с решением соц проблем.

Уровень жизни населения измеряется различными индикаторами и показателями, позволяющими всесторонне его характ-ть и определить дальнейшее развитие соц политики гос-ва и меры по ее реализации. К таким индикаторам относятся основные параметры уровня жизни (доходы, покупательская способность, расходы, уровень образования, продолжительность жизни и др.) и конкретные, частные показатели, позволяющие отразить все стороны жизни населения (средний доход, расходы на обучение и т.д.).

Показатели и индикаторы уровня жизни населения:

  1. Удовлетворение основных физиологических потребностей (питание, здоровье, жильё, домашнее имущество).
  2. Удовлетворение духовных потребностей
  3. Социальных потребностей

Бедность – состояние постоянного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном конкретном случае. Нация считается бедной, если тратят на питание около половины бюджета. Среднестатистическая бел-ая семья 56-60% тратят на питание и неотложные повседневные нужды. Бедность – это не только отсутствие необходимых ресурсов, но и определённый образ жизни, основанный на определённых специфических нормах и ценностях.

Черта бедности – минимальный уровень жизни, по которому устанавливается граница бедности. Население не располагающее таким минимумом относится к бедным слоям. В современной специальной литературе практически нет чёткого научного подхода к бедности, а публикуемые данные о численности бедных зависят от уровня дохода за границу бедности.

Европейское сообщество определяет 2 черты бедности:

40-60% от уровня среднего личного дохода потребления, 2/3 уровня дохода от среднего по стране.

 

  1. Государственная система социальной защиты.

Неравенство распределения доходов в обществе вызывает необходимость соц защиты и поддержки населения. И проблема становится наиболее актуальной в период эк-ого спада, когда сокращается производство, уменьшается ВНП, возрастает нагрузка на гос бюджет, правительтсво вынуждено увеличивать налоги и след-но снижение доходов рабочих, что порождает соц-ые напряжения.

Социально уязвимые семьи – с низким денежным доходом на члена семьи, семьи потерявшие кормильца; матери воспитывающие детей в одиночку, иждивенцы, престарелые. Социальная поддержка проявляется в разнообразных формах: пособие по безработице, пенсии, пособия по болезни и инвалидности, жилищные пособия, пособия по получению образования, мед помощь.

Все названные переменные образуют гос систему соц защиты населения. Соц политика реализуется через механизм гос программ соц-ого обеспечения и системы соц-х услуг. Важнейшей частью является система соц страхования. Соц страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого-либо времени работу и потерявших из-за болезни, пенсионного возраста. Система соц страхования компенсирует наслению часть потерявшихся доходов из Фонда соц страхования.

Понятие  соц  защиты использовали  американские законодатели в 1935 г. в тексте принятого закона. В нём давалось правовое обоснование соц института на случай старости, смертности, инвалидности, безработицы. У нас термин соц защита стал употребляться недавно, сначала рыночной трансформации. В наст время можно выделить след направления в этой области:

  1. Поддержка беднейших слоёв населения (больные, инвалиды, иждивенцы).
  2. Обеспечение права на труд – гос-во должно гарантировать равноправие на рынке труда и свободный выбор профессии.
  3. Регулирование занятости населения – разработка и реализация программ по формированию новых рабочих мест в гос-х и негос-х секторах экономики, а также программы занятости инвалидов.

В наст время  в РБ ответственность за соц защиту несут в основном местные власти, т к они могут лучше определять масштабы потребности соц помощи. Для этого национальному статистическому комитету ежемесячно определяется стоимость минимальной потребительской корзины в целях расчёта базовой единицы помощи.

Соц защита охватывает комплекс отношений, сущностных связей и интересов соц субъектов (работников и работодателей) общ-х организаций и гс-ва, связанных с минимизацией влияния факторов жизни, в том числе и трудовой.

 

  1. Теоретические основы государственного регулирования ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность - это сфера хоз деятельности, связанная с международной производств-й и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешн р-к.

Виды ВЭД: внешнеторг деят-ть; международное разделение труда (МРТ); производственная кооперация; международное инвест сотрудничество; валютные и фин-кред операции; отношения с международными организациями.

Информация о работе Государственное управление