Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, лекция

Краткое описание

лекции к госэкзамену по специальности госуправление

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен.doc

— 664.00 Кб (Скачать файл)

Гос регулирование внешнеэк-й деят-ти - одна из важнейших и самых сложных задач гос-ва. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области ВЭД - важнейший фактор успешного развития эк-ки любой страны. Одной из главнейших причин нынешнего кризиса в нашей стране - непродуманная политика гос-ва в области ВЭД.

Развитие внешнеэкономической  деятельности РБ ориентируется на решение след задач:

  1. интеграцию страны в мировую эк-ку;
  2. поддержку процессов интеграции со странами СНГ;
  3. развитие эк-го и полит-го союза с Россией;
  4. выравнивание сальдо внешнеторг и платежного балансов;
  5. совершенств-е стр-ры внеш торговли в товарном и географическом аспектах;
  6. выход на новые междунар-е р-ки и диверсификация экспорта на освоенных рынках;
  7. сохранение эк-й, эколог-й безопасности страны;
  8. подготовку и проведение переговоров по вступлению РБ в ВТО.

Решение этих задач предусматривает:

  1. актуализацию валютно-фин и тарифных мер регул-я экспортно- импортных операций;
  2. развитие экспорта как основного источника валютных поступлений;
  3. интенсификацию процессов привлечения иностранных инвестиций;
  4. защиту интересов наци-го р-ка и эффект-е вхождение республики в мирохоз-е связи.

 

  1. Инструменты регулирования ВЭД

К основным методам регулирования ВЭД относят:

  1. Тарифные методы регулирования, кот-е заключ-ся в сист тамож-х тарифов. Таможенный тариф – свод ставок тамож-х пошлин, систематиз-й в соответствии с номенклатурой видов внешнеэк-й деят-ти. Тамож пошлина – обяз-й взнос, взимаемый тамож-ми органами при импорте или экспорте тов, услуги, капитала и являющ-ся условием импорта или экспорта.

Классификация тамож-х пошлин:

По способу взимания:

а) адвалорные – начисл-ся в % к тамож-й стоим-ти облагаемых тов-в (пр-р, 20% от тамож-й стоим-ти);

б) специфические – начисл-ся в установл-м размере за ед облаг-мого товара (пр-р, 10 $за 1г);

в) комбинированные – сочет-т оба названных вида тамож-го облаж-я (пр-р, 20% от тамож стоим-ти, но не более 10$ за 1т);

По объекту обложения различных пошлин:

а) импортные – наклад на импортные товары при выпуске их для свободного обарщ-я на внутреннем р-ке страны. Явл преоблад формой пошлин, примен-й всеми странами мира для защиты нац производ-й от иностранной конкуренции;

б) экспортные – наклад на экспортные тов при выпуске их за пределы тамож-й территории гос-ва. Прим-ся обычно в случаях больших разичий в уровне внутр-х регулируемых цен и свободных цен мирового р-ка на отд-е тов, имеют целью сократить экспорт и пополнить б-т;

  в) транзитные – наклад на тов, перевозимые транзитом ч/з территорию данной страны. Встречаются врайне редко и использ-ся преимуществ-но как средство торг войны.

По характеру:

а) сезонные – примен-ся для опертивного регулирования междунар-й торговли проудкцией сезонного хар-ра, прежде всего с/х.

б) антидемпинговые – применяются в случае ввоза на территорию страны тов-в по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортир-й стране;

в) компенсационные – наклад-ся на импорт тех тов-в, при произв-ве кот-х прямо или косвенно использсь субсидии, если их импорт наносит ущерб нац производ таких тов-в.

По происхождению:

а) автономные – пошлины, вводимые на основании одностор-х реш-й орг-в гос власти страны;

б) конценционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двусторон-го или многсторон-го соглашения, такого, как Ген соглашение о тарифах и торговле или соглаш-я о тамож-м союзе;

в) префенциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с действ-м тамож тарифом, кот-е наклад-ся на основе мностор-х соглаш-й на товары, происходящие из разных стран.

По типам ставок:

а) постоянные — тамож тариф, ставки которого единовременно установлены органами гос власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств;

б) переменные — тамож тариф, ставки которого могут изменяться в установл-х органами гос власти случаях.

По способу вычисления:

а) номинальные — тарифные ставки, указанные в тамож тарифе;

б) эффективные — реальный уровень тамож пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Важной целью  тарифного регул-я внешнеэкономической  деятельности является защита от демпинга отечественного рынка. Демпингом - метод внешнеэк-й политики, заключающ-ся в продвижении товара на внешний р-к за счет снижения цены экспорта ниже нормального уровня цен, существующих в этих странах.

Для борьбы с демпингом  используют антидемпинговые пошлины - временный сбор в размере разницы м/у ценами продажи товара на внутр-м и внешнем рынке, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкур-и на основе демпинга.

Нетарифные методы регулирования - государство может устанавливать спец порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, создавать благоприятные предпосылки для эфф-го развития экспортных произв-в и проводить спец меры, направл-е на защиту отечеств-х производителей и потребителей.

Квотирование экспортно-импортных операций – это количественное ограничение ввоза и вывоза, вводимые на опред срок по отдельным товарам, странам или группам стран.Бывают:

Индивидуальные - ограничивают ввоз (вывоз) в одну конкретную страну; групповые - устанавливают объем ввоза (вывоза) в опред группу стран; глобальными -  импорт (экспорт) ограничивается без указания стран, на которые это ограничение распростран-ся; экспортные - вводятся в соответствии с международными соглашениями устанавливающие долю каждой страны, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров дефицитного на внутренем рынке; импортные квоты — вводятся нац правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирование спроса и предложения на внутренем рынке, а также как ответ на дискриминационную политику других государств.

Лицензирование — регулирование внешнеэк-й деят-ти через разрешения, вызываемые гос-ми органами на экспорт или импорт товара в установленных кол-вах за опред-й промежуток времени. Индивидуальная лицензия является разовым разрешением на ввоз или вывоз товара, кот-е выдается органом госуправления, регулир-м или контролир-м внешнюю торговлю. Генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение, дающее право импортировать (экспортировать) перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по кол-ву или стоим-ти в течении всего времени действия лицензии. Автоматическая лицензия -  разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не мб отклонена в случае если по ней не получен офиц-й отказ органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.

 

59. Роль «СЭЗ» в развитии внешнеэкономической  деятельности

Одно из направлений  активизации внешнеэкономической  деятельности – развитие СЭЗ в  целях наращивания экспортного  потенциала, развития импортозамещающих произв-в, организации новых рабочих мест с учетом проводимой структурно-инвест-й политики, создания полюсов ускоренного роста путем привлечения бел и иностранного капитала, а также внедрения передовых технологий. В настоящее время в мире функционируют около 5 тыс. СЭЗ различного типа и через них проходят до 30% мирового товарооборота.

Создание СЭЗ  способствует решению следующих  задач:

- привлечению  в эк-ку иностранного капитала, технологий, форм и методов организ-и труда;

- формир-ю рын-й  инфр-ры для расширения междунар-х эк-х связей, позволяющих использовать зоны как посредника м/у мировым рынком и отечественным хозяйством;

- развитию экспортной  базы и росту валютных поступлений;

- ускоренному  внедрению научно-техн-го прогресса  за счет как заруб-х, так и отеч-х научных разработок, «ноу-хау» и передачи их для широкого использ-я на внешний и внутр р-ки;

- апробации  на зональном уровне новых  форм хозяйств-я;

- практическому  обучению отеч-х специалистов  приемам и методам международного бизнеса.

Целями создания СЭЗ мб:

- придание импульса  эк-го развития региону с активным  исп-м иностр-х инвестиций;

- рост экспортного  потенциала территории страны;

- организация  произв-ва и поставок на внутр-й  р-к высококач-х импортозамен-х тов-в;

- освоение совр-го  опыта орг-и и управления произв-м, подготовки кадров, функционир-я субъектов хоз-ва в рыночной среде, обработка моделей адаптации разных систем управления экономикой.

В зависимости от целей и задач  выделяют несколько типов зон:

- комплексные  специальные зоны производственного характера;

- внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в  том числе зоны экспортного  производства и транзитные);

- функциональные, или отраслевые (технологические  парки, технополисы, туристические,  страховые и др.).

Факторы создания СЭЗ в РБ: СЭЗ можно рассматривать как испытательный полигон для моделей реформир-я народного хозяйства респ-ки, для апробирования новой эк-й и пром-й политики; выгодное эконом-географ-е положение РБ в центре Европы предопределяет интерес зарубежных инвесторов при освоении р-ка стран СНГ; особенности эк-ки Беларуси, характеризующ-ся недостаточной обеспеченностью прир рес-ми с одновременно высоким потенциалом перерабатывающей промышленности и квалиф-й труд рес-в, определяют ориентацию произв-ва на экспорт высокотехнол-й прод-и.

СЭЗ позволяют  активно формировать эк-ку открытого  типа. В них возможно создание особо  благоприятного режима для деят-ти заруб-го капитала. За счет привлеч-я  иностранных инвестиций и прогрессивных  техн-й, а также экспорта производимой продукции СЭЗ способствуют ускоренному развитию не только отдельных регионов, но и страны в целом.

 

60. Проблемы  экономической безопасности.

Глобализация  мировых процессов обострила  проблему нац безопасности. В Беларуси в 2001 году утверждена Концепция нац  безопасности, которая содержит методологические принципы обеспечения нац безопасности.

Нац безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Составные части национальной безопасности: политическая; экономическая; военная;  экологическая; информационная; гуманитарная безопасность.

Экономическая безопасность – состояние нац экономики, обеспечивающее защиту нац интересов, устойчивое развитие в случае воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов. Это сложная система, включающая целый ряд элементов (видов безопасности): финансовая; производственная; энергетическая; инфраструктурная; инновационная; внешнеэкономическая; продовольственная; социальная.

У  каждого элемента экономической  безопасности есть свои угрозы и риски.

Ограничения: дефицит труд ресурсов и сокращение населения; усиление ограничений со стороны инфрастр-ры (транспорт, энергетика); исчерпание эффекта девальвации, дешевого  сырья и рабочей силы; недостаточная эффективность чел капитала; низкая эффективность госуд-го управления и рост барьеров для бизнеса; низкая концентрация капитала и недостаток конкурентоспособного менеджмента.

Риски: невостребованность стратегического управления и доминирование локальных решений; угроза вытеснения на периферию мировой экономики; отставание от нового этапа развития технологий; риски неустойчивости платежн баланса и высокой зависимости от импорта тов-в и капитала; сохранение соц и регионального неравенства; деградация соц сф.

индикаторы экономической безопасности: степень износа активной части основных производственных средств на конец года; доля инвестиций в основной капитал в ВВП; % к ВВП; внутренние затраты на научные исследования и разработки и др.

В целом за последнее  время большинство индикаторов эк безопасности страны не превысило пороговых значений. Вместе с тем сохраняются  отдельные внешние и внутр риски и угрозы, среди них: сокращение спроса на бел продукцию на внешних рынках; падение экспортных цен; - повышение цен на ввозимые энергоресурсы и продовольствие; высокая энергоемкость и материалоемкость производства; недостаточная конкурентоспособность продукции на внешнем и на внутреннем рынках; ограниченные инвестиционные возможности; недостаточная диверсификация экспорта по видам продукции и странам.

Информация о работе Государственное управление