Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, лекция
лекции к госэкзамену по специальности госуправление
Гос
регулирование внешнеэк-й деят-
Развитие внешнеэкономической деятельности РБ ориентируется на решение след задач:
Решение этих задач предусматривает:
К основным
методам регулирования ВЭД
Классификация тамож-х пошлин:
По способу взимания:
а) адвалорные – начисл-ся в % к тамож-й стоим-ти облагаемых тов-в (пр-р, 20% от тамож-й стоим-ти);
б) специфические – начисл-ся в установл-м размере за ед облаг-мого товара (пр-р, 10 $за 1г);
в) комбинированные – сочет-т оба названных вида тамож-го облаж-я (пр-р, 20% от тамож стоим-ти, но не более 10$ за 1т);
По объекту обложения различных пошлин:
а) импортные – наклад на импортные товары при выпуске их для свободного обарщ-я на внутреннем р-ке страны. Явл преоблад формой пошлин, примен-й всеми странами мира для защиты нац производ-й от иностранной конкуренции;
б) экспортные – наклад на экспортные тов при выпуске их за пределы тамож-й территории гос-ва. Прим-ся обычно в случаях больших разичий в уровне внутр-х регулируемых цен и свободных цен мирового р-ка на отд-е тов, имеют целью сократить экспорт и пополнить б-т;
в) транзитные – наклад на тов, перевозимые транзитом ч/з территорию данной страны. Встречаются врайне редко и использ-ся преимуществ-но как средство торг войны.
По характеру:
а) сезонные – примен-ся для опертивного регулирования междунар-й торговли проудкцией сезонного хар-ра, прежде всего с/х.
б) антидемпинговые – применяются в случае ввоза на территорию страны тов-в по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортир-й стране;
в) компенсационные – наклад-ся на импорт тех тов-в, при произв-ве кот-х прямо или косвенно использсь субсидии, если их импорт наносит ущерб нац производ таких тов-в.
По происхождению:
а) автономные – пошлины, вводимые на основании одностор-х реш-й орг-в гос власти страны;
б) конценционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двусторон-го или многсторон-го соглашения, такого, как Ген соглашение о тарифах и торговле или соглаш-я о тамож-м союзе;
в) префенциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с действ-м тамож тарифом, кот-е наклад-ся на основе мностор-х соглаш-й на товары, происходящие из разных стран.
По типам ставок:
а) постоянные — тамож тариф, ставки которого единовременно установлены органами гос власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств;
б) переменные — тамож тариф, ставки которого могут изменяться в установл-х органами гос власти случаях.
По способу вычисления:
а) номинальные — тарифные ставки, указанные в тамож тарифе;
б) эффективные — реальный уровень тамож пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
Важной целью
тарифного регул-я
Для борьбы с демпингом используют антидемпинговые пошлины - временный сбор в размере разницы м/у ценами продажи товара на внутр-м и внешнем рынке, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкур-и на основе демпинга.
Нетарифные методы регулирования - государство может устанавливать спец порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, создавать благоприятные предпосылки для эфф-го развития экспортных произв-в и проводить спец меры, направл-е на защиту отечеств-х производителей и потребителей.
Квотирование экспортно-импортных операций – это количественное ограничение ввоза и вывоза, вводимые на опред срок по отдельным товарам, странам или группам стран.Бывают:
Индивидуальные - ограничивают ввоз (вывоз) в одну конкретную страну; групповые - устанавливают объем ввоза (вывоза) в опред группу стран; глобальными - импорт (экспорт) ограничивается без указания стран, на которые это ограничение распростран-ся; экспортные - вводятся в соответствии с международными соглашениями устанавливающие долю каждой страны, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров дефицитного на внутренем рынке; импортные квоты — вводятся нац правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирование спроса и предложения на внутренем рынке, а также как ответ на дискриминационную политику других государств.
Лицензирование — регулирование внешнеэк-й деят-ти через разрешения, вызываемые гос-ми органами на экспорт или импорт товара в установленных кол-вах за опред-й промежуток времени. Индивидуальная лицензия является разовым разрешением на ввоз или вывоз товара, кот-е выдается органом госуправления, регулир-м или контролир-м внешнюю торговлю. Генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение, дающее право импортировать (экспортировать) перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по кол-ву или стоим-ти в течении всего времени действия лицензии. Автоматическая лицензия - разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не мб отклонена в случае если по ней не получен офиц-й отказ органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.
59. Роль «СЭЗ» в развитии
Одно из направлений
активизации
Создание СЭЗ способствует решению следующих задач:
- привлечению в эк-ку иностранного капитала, технологий, форм и методов организ-и труда;
- формир-ю рын-й инфр-ры для расширения междунар-х эк-х связей, позволяющих использовать зоны как посредника м/у мировым рынком и отечественным хозяйством;
- развитию экспортной
базы и росту валютных
- ускоренному
внедрению научно-техн-го
- апробации на зональном уровне новых форм хозяйств-я;
- практическому
обучению отеч-х специалистов
приемам и методам международно
Целями создания СЭЗ мб:
- придание импульса
эк-го развития региону с
- рост экспортного потенциала территории страны;
- организация
произв-ва и поставок на внутр-
- освоение совр-го опыта орг-и и управления произв-м, подготовки кадров, функционир-я субъектов хоз-ва в рыночной среде, обработка моделей адаптации разных систем управления экономикой.
В зависимости от целей и задач выделяют несколько типов зон:
- комплексные
специальные зоны производствен
- внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
- функциональные,
или отраслевые (технологические
парки, технополисы,
Факторы создания СЭЗ в РБ: СЭЗ можно рассматривать как испытательный полигон для моделей реформир-я народного хозяйства респ-ки, для апробирования новой эк-й и пром-й политики; выгодное эконом-географ-е положение РБ в центре Европы предопределяет интерес зарубежных инвесторов при освоении р-ка стран СНГ; особенности эк-ки Беларуси, характеризующ-ся недостаточной обеспеченностью прир рес-ми с одновременно высоким потенциалом перерабатывающей промышленности и квалиф-й труд рес-в, определяют ориентацию произв-ва на экспорт высокотехнол-й прод-и.
СЭЗ позволяют активно формировать эк-ку открытого типа. В них возможно создание особо благоприятного режима для деят-ти заруб-го капитала. За счет привлеч-я иностранных инвестиций и прогрессивных техн-й, а также экспорта производимой продукции СЭЗ способствуют ускоренному развитию не только отдельных регионов, но и страны в целом.
60. Проблемы экономической безопасности.
Глобализация мировых процессов обострила проблему нац безопасности. В Беларуси в 2001 году утверждена Концепция нац безопасности, которая содержит методологические принципы обеспечения нац безопасности.
Нац безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Составные части национальной безопасности: политическая; экономическая; военная; экологическая; информационная; гуманитарная безопасность.
Экономическая безопасность – состояние нац экономики, обеспечивающее защиту нац интересов, устойчивое развитие в случае воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов. Это сложная система, включающая целый ряд элементов (видов безопасности): финансовая; производственная; энергетическая; инфраструктурная; инновационная; внешнеэкономическая; продовольственная; социальная.
У каждого элемента экономической безопасности есть свои угрозы и риски.
Ограничения: дефицит труд ресурсов и сокращение населения; усиление ограничений со стороны инфрастр-ры (транспорт, энергетика); исчерпание эффекта девальвации, дешевого сырья и рабочей силы; недостаточная эффективность чел капитала; низкая эффективность госуд-го управления и рост барьеров для бизнеса; низкая концентрация капитала и недостаток конкурентоспособного менеджмента.
Риски: невостребованность стратегического управления и доминирование локальных решений; угроза вытеснения на периферию мировой экономики; отставание от нового этапа развития технологий; риски неустойчивости платежн баланса и высокой зависимости от импорта тов-в и капитала; сохранение соц и регионального неравенства; деградация соц сф.
индикаторы экономической безопасности: степень износа активной части основных производственных средств на конец года; доля инвестиций в основной капитал в ВВП; % к ВВП; внутренние затраты на научные исследования и разработки и др.
В целом за последнее время большинство индикаторов эк безопасности страны не превысило пороговых значений. Вместе с тем сохраняются отдельные внешние и внутр риски и угрозы, среди них: сокращение спроса на бел продукцию на внешних рынках; падение экспортных цен; - повышение цен на ввозимые энергоресурсы и продовольствие; высокая энергоемкость и материалоемкость производства; недостаточная конкурентоспособность продукции на внешнем и на внутреннем рынках; ограниченные инвестиционные возможности; недостаточная диверсификация экспорта по видам продукции и странам.